Кредитный рейтинг АО «ПУМБ» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Идея Банк» подтвержден на уровне uaAА Кредитные рейтинги АО «БАНК АВАНГАРД» подтверждены на уровне uaAАA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

17.08.2009

Потенциал и перспективы монофункциональных городов в условиях кризиса


Потенциал и перспективы монофункциональных городов в условиях кризиса

Украина является страной с достаточно высоким уровнем урбанизации. В Украине насчитывается 459 городов, в которых проживают 31,6 млн.чел., или 68% всего населения страны. Значительная часть городского населения проживает в малых и средних городах. [1] При этом около трети малых и средних городов в той или иной мере являются монофункциональными. Такие города традиционно являются наиболее подверженными негативным последствиям финансово-промышленных кризисов, поскольку их благосостояние напрямую зависит от результатов деятельности градообразующих предприятий. При этом глубина влияния кризисных явлений зачастую зависит от нескольких объективных факторов, как-то: тип экономического развития территории, на которой расположен город, специализация градообразующего предприятия и его место в производственной цепочке, уникальность продукции, производимой градообразующим предприятием, или услуг, которые оно предоставляет.


Монофункциональные города являются неотъемлемой частью территориальной структуры хозяйственного комплекса любой страны. Удельный вес монофункциональных городов в общем количестве городских поселений страны определяется историческими особенностями развития территориально-производственных комплексов, в которых производственная составляющая была неразрывно связана с социальной и инфраструктурной ответственностью.

 

Методологические аспекты отнесения городов к категории монофункциональных и географические особенности их расположения в Украине

Среди исследователей региональной экономики нет единства в определении категории «монофункциональный город». Зачастую, при трактовке этого понятия, авторы вполне обоснованно исходят из характерных признаков монофункциональных городов, какими, в частности, являются следующие: значительный удельный вес занятых на крупнейшем предприятии, большая зависимость городского бюджета от поступлений градообразующего предприятия, однотипный состав жителей по профессиональной направленности и т. п. Определение монофункционального города, которое приводится в отечественном законодательстве, в частности в Постановлении Кабинета Министров Украины «Об основных направлениях обеспечения комплексного развития малых монофункциональных городов» является довольно емким и в целом включает в себя основные признаки таких городов. Так, согласно этому нормативному акту, малый монофункциональный город – это «малый город, специализация труда экономически активного населения в котором определяется одним-двумя предприятиями, формирующими основную часть доходов местного бюджета и обеспечивающими функционирование социальной инфраструктуры и других объектов жизнедеятельности населения».

Наиболее распространенной является классификация монофункциональных городов, исходя из их структурных особенностей и типа экономического развития территорий местонахождения (Рисунок 1).

 

Рисунок 1. Классификация монофункциональных городов

Источник: Кредит-Рейтинг

 

Представленная классификация является обобщенной и включает в себя практически все типы монофункциональных городов, представленных в Украине. Следует отметить, в нашей стране, в силу исторических особенностей размещения продуктивных сил и экономического районирования, унаследованного со времен СССР, а также природно-географических условий, наибольший удельный вес в структуре монофункциональных городов занимают города, территориально расположенные на юго-востоке Украины. В основном такие города расположены в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне.[2] Здесь сконцентрировано больше трети интегрального природно-ресурсного потенциала Украины. Это, в частности уголь, в том числе коксующий, железная и марганцевая руды, кухонная соль, ртуть, огнеупорная глина, флюсовая известь и т. д. В свою очередь, это привело к формированию в этом макрорайоне территориально-производственного комплекса классического типа. А именно: здесь создана иерархическая структура производства, четко определены звенья в производственной цепочке (добывающая промышленность – металлургия, энергетика – машиностроение), действуют последовательные и параллельные связи между отраслями и производственными объектами, широко распространено кооперирование.

В связи с этим, подавляющее большинство городов, расположенных в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне, имеют четко выраженный промышленный профиль. Исторически эти города возникали вследствие развития того или иного производства на определенной территории, поэтому их специализация зачастую определяется одной-двумя отраслями промышленности. Для этого макрорайона характерным также является частое слияние населенных пунктов, в частности присоединение малых городов и поселков к более крупным городам, что предопределяет агломерационное развитие территории. Так, в Донецко-Приднепровском макрорайоне исторически возникли Донецкая,[3] Горловско-Енакиевская, Краматорская, Центрально-Луганская, Южно-Луганская и др. агломерации. Большинству городов, входящих в эти агломерации, в той или иной мере свойственна монофункциональность, преимущественно структурная. Зачастую градообразующие предприятия таких городов функционируют в двух-трех отраслях и являют собой замкнутую производственную цепочку. Это преимущественно центры черной металлургии, угольной, химической и коксохимической промышленности, а также тяжелого машиностроения. Монофункциональные города с двумя-тремя градообразующими предприятиями наиболее представлены в Краматорской агломерации, Центрально-Луганской агломерации, Южно-Луганской агломерации, а также в Северодонецкой-Лисичанской конурбации.[4] Здесь расположены малые и средние промышленные города, такие как: Дзержинск, Дружковка, Миусинск, Кировское, Вахрушево, Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Углегорск, Артемовск, Антарцит и др.

Таким образом, высокий уровень урбанизации Украины обусловил возникновение и развитие довольно значительного количества городов, которые по своим структурным особенностям могут в той или иной степени быть отнесены к категории монофункциональных. Исторические особенности размещения продуктивных сил в нашей стране имели следствием значительную концентрацию монофункциональных промышленных городов как сырьевых, так и производственных на юго-востоке Украины, преимущественно в Донецко-Приднепровском макрорайоне. Зачастую эти города развивались на базе заводских поселков и фабричных сел, а также в период индустриализации бывшего СССР. Узкоспециализированная производственная структура таких городов, которая соответствовала экономическим условиям функционирования плановой экономики, в целом была сохранена и после распада Советского Союза, что и создавало предпосылки для резкого ухудшения социально-экономического развития в случае существенного изменения внешней и внутренней экономической среды.

Вместе с этим, как свидетельствует практика, кризисные явления в экономике страны не всегда влекут за собой резкое ухудшение социально-экономического развития монофункциональных городов. Это, в частности, подтверждается динамикой посткризисного развития монофункциональных городов, которым присвоен кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале.

 

Влияние промышленно-финансового кризиса на социально-экономическое развитие монофункциональных городов

Среди городов, которым присвоен кредитный рейтинг по Национальной шкале, к категории монофункциональных, по мнению рейтингового агентства, могут быть отнесены такие города как Краматорск, Энергодар, Ильичевск, Комсомольск и Борисполь (Таблица 1).

Таблица 1. Отдельные структурные показатели монофункцональных городов, имеющих кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале в 2008 году

* Общий удельный вес отчислений ГП «Аэропорт Борисполь» и основных смежных предприятий, функционирующих на территории аэропорта

Источник: Кредит-Рейтинг

Как видно из приведенных данных, наиболее ярко выраженными монофункциональными городами являются Энергодар и Комсомольск, градообразующие предприятия которых, соответственно ПП «Запорожская АЭС» ГП НАЭК «Энергоатом» и ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат», обеспечивают практически половину совокупного спроса на рынке труда и формируют большую часть поступлений общего фонда бюджета без учета трансфертов. Наименьшая зависимость доходной части бюджета от градообразующего предприятия наблюдается в Борисполе (меньше 20% доходной части общего фонда бюджета без учета трансфертов). Однако совокупный удельный вес отчислений ГП «Аэропорт Борисполь», а также предприятий и организаций, расположенных на его территории, составляет около 27%.

Значительная концентрация налоговых поступлений от одного предприятия присутствует также в г.Краматорске. Основное бюджетообразующее предприятие – ЗАО«Новокраматорский машиностроительный» обеспечивает больше трети поступлений общего фонда бюджета города без учета трансфертов и обеспечивает рабочими местами более четверти трудовых ресурсов. При этом не стоит забывать, что Краматорск в отличие от других представленных городов является довольно крупным городом с численностью населения более 200 тыс.чел.

Именно рынок труда Краматорска ощутил большее негативное влияние промышленно-финансового кризиса, чем рынки труда других монофункциональных городов, имеющих рейтинг по Национальной шкале (Рисунок 2).

 

Рисунок 2. Основные показатели рынка труда в монофункциональных городах

 

Источник: Кредит-Рейтинг

Так, в городе произошло значительное увеличение уровня безработицы с 1,9% по состоянию на 01.01.2008 г. до 3,3% по состоянию на 01.01.2009 г. в Краматорске в 2008 году также замедлился темп роста уровня оплаты труда. Следует отметить, что такая ситуация является в целом объективной. Экономическая специализация Краматорска определяется машиностроением, причем теми его подвидами, которые производят продукцию для горно-металлургического комплекса. Поэтому большинство отраслевых рисков, характерных для одной из наиболее «чувствительных» к изменениям внешней конъюнктуры отраслей – металлургии, в той или иной мере отражаются на результатах деятельности предприятий машиностроительного комплекса.

Иная ситуация прослеживается на рынке труда таких монофункциональных промышленных городов как Энергодар и Комсомольск. Относительно стабильный спрос на трудовые ресурсы, предъявляемый крупнейшими предприятиями-работодателями этих городов, позволяет не только избежать социальных потрясений, но и поддерживать довольно высокие социальные стандарты жизни населения, по сравнению с другими монофункциональными городами промышленного профиля.

В целом стабильная ситуация прослеживается на рынке труда таких монофункциональных городов транспортного профиля как Борисполь и Ильичевск. Следует отметить, что увеличение в 2008 году уровня безработицы в Борисполе связано, главным образом, с ухудшением ситуации на рынке недвижимости и, как следствие, сокращением численности занятых в строительстве. При этом крупнейшие предприятия этих городов – ГП «Аэропорт Борисполь» и ГП «Илличевский морской транспортный порт» в 2008 году особых трудностей при ведении хозяйственной деятельности не испытывали.

Основные тенденции социально-экономического развития монофункциональных городов находят свое отражение в системе местных финансов (Таблица 2)

Таблица 2. Выборочные бюджетные показатели монофункциональных городов в 2007-2008 гг. и
І квартале 2009 года

 

 

 

Город

Доходы общего фонда без учета трансфертов в расчете на одного жителя, грн.

Уровень выполнения уточненного плана общего фонда (без учета трансфертов), %

Ликвидность бюджета

2007

2008

І кв. 2009 года

2007

2008

І кв. 2009 года

По общему фонду по сост. на 01.01.2009 г., %

По спец. фонду по сост. на 01.01.2009 г., %

Борисполь

1 882,5

2 210,9

528,4

134,2

103,2

22,2

15,0

63,5

Ильичевск

1 431,0

2 052,7

544,9

114,5

102,7

27,6

6,4

15,5

Комсомольск

1 077,6

1 524,3

461,4

98,4

102,6

29,8

3,0

16,3

Краматорск

821,7

1 090,2

221,0

105,3

102,9

21,5

2,1

25,1

Энергодар

1 691,5

2 658,3

654,4

104,4

104,6

26,0

5,9

22,7

Источник: Кредит-Рейтинг

Как свидетельствуют приведенные данные, практически все монофункциональные города на довольно высоком уровне выполнили бюджетные показатели в 2008 году. Однако следует отметить, что динамика поступлений в общий фонд бюджета в этих городах была разной. Таким городам как Энергодар, Ильичевск и Комсомольск в прошлом году была свойственна равномерная динамика поступлений основных источников доходов общего фонда бюджета. В Краматорске приемлемое выполнение плана по поступлениям в общий фонд бюджета связано, главным образом, с положительными тенденциями социально-экономического развития города, заложенными в І полугодии прошлого года (ростом среднемесячной заработной платы и численности занятых). Определенные трудности при выполнении плана по доходам общего фонда бюджета в 2008 году испытывал также город Борисполь. Плановые показатели по поступлениям закрепленных доходов общего фонда бюджета Борисполя в прошлом году были недовыполнены, однако существенное перевыполнение плана по поступлениям собственных доходов позволило перевыполнить доходную часть общего фонда бюджета в целом. При этом следует отметить, что если в Краматорске ухудшение динамики поступлений стало следствием снижения результатов хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков, в частности ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» и ОАО «Энергомашспецсталь», то недовыполнение плановых показателей закрепленных доходов в Борисполе было обусловлено изменением порядка зачисления налога с доходов физических лиц от продажи движимого и недвижимого имущества.

В 2009 году основные тенденции выполнения бюджетных показателей монофункциональными городами, заложенные в предыдущих бюджетных периодах, в целом сохраняются. Как и прежде, среди монофункциональных городов, имеющих рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, наиболее уверенно себя чувствуют Энергодар и Ильичевск, о чем свидетельствуют самые высокие показатели доходов бюджета на душу населения, а также высокий уровень выполнения годового плана по доходам в І квартале текущего года. Такая ситуация является вполне объективной, поскольку бюджетообразующие предприятия этих городов в силу своей отраслевой специфики менее подвержены негативным последствиям кризисных явлений, особенно в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И, несмотря на то, что удельный вес поступлений ГП«Илличевский морской транспортный порт» в доходную часть бюджета г.Ильичевска является значительно меньшим, чем удельный вес поступлений ПП«Запорожская АЭС» ГП НАЭК» «Энергоатом» в доходную часть бюджета г.Энергодара, порт продолжает сохранять свое градообразующее значение. Хозяйственная активность большинства крупнейших налогоплательщиков в бюджет города Ильичевска напрямую или опосредованно связана с деятельностью порта.

Похожая динамика выполнения бюджета прослеживается в 2009 году и в г.Комсомольске. Более быстрое, чем на других горно-обогатительных комбинатах, восстановление производства на Полтавском ГОКе обусловливает хорошее выполнение показателей городского бюджета. Хотя следует отметить, отраслевые риски Полтавского ГОКа намного выше, чем Запорожской АЭС и Ильичевского порта, что, безусловно, может сказаться на кредитоспособности г.Комсомольска уже в краткосрочной перспективе.

Следует, однако, отметить, что невысокий показатель доходов бюджета на душу населения в г.Краматорске объясняется не только уменьшением объема поступлений, вследствие ухудшения результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий, но и масштабами города, численность населения в котором более чем в три раза превышает количество населения в остальных представленных городах.

Замедление темпа роста поступлений в бюджет Борисполя в 2009 году, как и в предыдущем бюджетном периоде, не связано с результатами хозяйственной деятельности крупнейшего предприятия города. Следует также отметить, что Борисполю, среди представленных городов, наименее свойственны признаки монофункциональности. Исторически Борисполь развивался как город-спутник столицы Украины, и его нынешняя монофункциональность является в определенной мере вынужденной. Среди представленных городов именно Борисполь имеет наиболее диверсифицированную структуру экономики. Географическое расположение Борисполя создавало предпосылки для динамичного развития в городе разных отраслей как производственной, так и непроизводственной сферах. Поэтому определенные трудности, которые город испытывает в настоящее время, обусловлены, в первую очередь, существенным ухудшением экономической среды на общегосударственном уровне.

В целом кредитоспособность большинства монофункциональных городов, имеющих кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, остается на приемлемом уровне. Главным образом, это связано с отраслевой спецификой градообразующих предприятий, которые пока что существенно не подверглись влиянию последствий промышленно-финансового кризиса. Более острые проблемы в части выполнения бюджета и сохранения социальной стабильности стоят в настоящее время в монофункциональных промышленных городах, значительные масштабы которых, а также исторически сложившийся производственный профиль ограничивают возможность относительно быстрой адаптации городского хозяйства к функционированию в новых экономических условиях.

Следует отметить, что вероятность изменения уровня кредитных рейтингов, присвоенных по Национальной рейтинговой шкале монофункциональным городам, в условиях кризиса является более высокой, по сравнению с другими городами. Однако умеренная долговая нагрузка заемщиков этой группы, а также сформированная в последние годы кредитная культура органов местной власти создают некий запас финансовой прочности монофункциональных городов, что и определяет их кредитоспособность в текущий момент.


[1] Малый город – город с численностью жителей до 50тыс.чел., средний город – город с численностью жителей от 50 до 100тыс.чел.

[2] Включает в себя Донецкую, Луганскую, Днепропетровску и Запорожскую области

[3] Компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными, производственными, транспортными и культурными связями

[4] Городская агломерация полицентрического типа, которая имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего

К началу страницы

Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть