Незастрахованные от кризиса
Грядет ли новый надзорный порядок для рынка страхования?
ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ ДИНАМИКА В ЦЕЛОМ ПРОДОЛЖАЕТ ПРЕВАЛИРОВАТЬ
По итогам января-июня текущего года негативные аспекты развития украинского рынка страхования лишь укрепились по сравнению с І кварталом. По-прежнему одновременно снижаются два ключевых показателя: уплаченные страховые премии (с 11,28 до 9,51 млрд. грн., по сравнению с I полугодием 2008 года) и выплаты страховых возмещений (с 3,38 до 3,28 млрд. грн.), при этом объем премий сокращается быстрее, чем объем выплат. Это происходило на фоне дальнейшего роста убыточности (доли выплат в премиях) по ряду ключевых видов, прежде всего, с автоКАСКО (с 50% до 73%) и ОСАГО (с 32,1% до 37,8%). |
Рейтинговое агентство оценивает реальное снижение объемов страховых премий по итогам І полугодия в 35-40%, а номинальное и не столь стремительное падение лишь на 16% можно объяснить растущим спросом на так называемое «схемное» страхование. Последнее пользуется популярностью у компаний, желающих сэкономить на налоговых платежах и относящих расходы на страхование на свои валовые затраты.
Одним из лидеров по темпам снижения в январе-июне оказалось добровольное автострахование. Значительное уменьшение продаж новых авто и остановка банковского кредитования привели к сокращению объемов этого вида страхования практически на треть (-31,9%, до 1,83 млрд. грн.). Падение премий в сфере добровольного автострахования становится все более глубоким, несмотря на то, что большинство компаний, работающих в данном сегменте, не только увеличили стоимость данного вида, пересмотрев тарифы, но и ужесточили отбор клиентов из числа страхователей автомобилей. Также в числе пострадавших оказались имущественное страхование физических и юридических лиц (-15,6%, до 1,3 млрд. грн.), страхование грузов и багажа (-45,6%, до 0,49 млрд. грн.), а также финансовых рисков (-46,6%, до менее чем 1 млрд. грн.).
Существенное снижение претерпели масштабы сотрудничества страховщиков и банковских учреждений. В 2008 году, по экспертным оценкам, при прямом или косвенном содействии банков привлекалось около 3/4 всех премий на «классическом» страховом рынке, а по итогам первого полугодия текущего года показатель снизился до 30-40%. При этом если ранее больше заинтересованы в сотрудничестве были страховщики, то в настоящее время ситуация выровнялась. Некоторые участники страхового рынка начали отказываться от формального сотрудничества, когда банки, испытывая проблемы с ликвидностью, предоставляли аккредитацию страховщикам взамен на депозиты последних, при этом продолжая реально работать лишь с аффилированными (связанными) компаниями. Банки со своей стороны стали более пристально отслеживать финансовое состояние страховщиков, являющихся их партнерами или же претендующими на роль партнеров.
Вместе с тем, в январе-июне был зафиксирован положительный прирост премий по добровольному медицинскому страхованию (на 8,8%, до 0,38 млрд. грн.), обусловленный в основном повышением страховых тарифов по данному виду. Увеличение платежей демонстрирует также и ОСАГО (на 7,9%, до 0,76 млрд. грн.), в том числе и по договорам «Зеленая карта» (на 31,8%, до 0,11 млрд. грн.). Ключевым фактором здесь выступает налаживание контроля над наличием полисов ОСАГО у автовладельцев. При этом, однако, довольно ограниченное количество страховщиков способны выполнять взятые на себя обязательства по выплатам возмещений по данному виду. Уровень выплат по ОСАГО, как уже отмечалось, за последний год увеличился с 32,1% до 37,8%, при этом происходит сокращение числа участников данного вида из числа страховых учреждений.
УВЕЛИЧЕНИЕ ТАРИФОВ НА ФОНЕ ДАЛЬНЕЙШЕГО УХУДШЕНИЯ
ДИСЦИПЛИНЫ ВЫПЛАТ ВОЗМЕЩЕНИЙ
В текущем году стала распространенной практика повышения тарифов по ключевым видам страхования. При этом многие компании отказались от предоставления различных льгот и скидок, обосновывая это тем, что даже увеличенный тариф находится ниже объективного рыночного. От слишком резкого увеличения сдерживает опасение потери части клиентов. С другой стороны, ввиду того, что значительная часть премий собирается в «добровольно-принудительном» порядке (например, с заемщиков банков в рамках обязательного страхования объектов залога) – можно прогнозировать дальнейший постепенный рост тарифов. В особенности это касается тарифа по ОСАГО, однако повышение расценок здесь произойдет лишь после окончательного согласования позиций Моторного (транспортного) страхового бюро и Госфинуслуг в данном вопросе. Регулятор полагает, что степень повышения тарифа должна зависеть от показателей работы 75% компаний-членов бюро (всего их на данный момент 90), при этом совокупная доля этих компаний на рынке ОСАГО также должна превышать 75%. Предполагается, что участники рынка будут предоставлять развернутые данные по заключенным договорам ОСАГО (вид договора, срок его действия, размер полученной страховой премии, объем двигателя, стаж водителя, информация об урегулировании страховых событий с участием автовладельца и т.д.).
Как уже отмечалось в обзоре страхового рынка по итогам І квартала текущего года, в январе-марте 2009 г. страховщики не выполнили обязательств на сумму около 192 млн. грн. по более чем 10 тыс. договорам. По экспертной оценке, в последующие месяцы текущего года показатель объема невыполненных обязательств увеличился не менее чем вдвое.
С учетом вышеизложенного, негативной тенденцией 2009 года по-прежнему остается постепенное увеличение разрыва между суммами, заявленными клиентами к возмещению, и объемом средств, реально выплаченных страховыми компаниями. Сумма резервов заявленных, но не выплаченных убытков, возросла с 1 апреля 2008 года по 1 апреля 2009 года на 34%, до 1,15 млрд. грн. Прирост величины этих резервов по автоКАСКО составил 62,7%, до 0,53 млрд. грн., по ОСАГО – в 2,1 раза, до 0,31 млрд. грн.[1] Негативная тенденция, по оценке рейтингового агентства, сохранялась во ІІ и ІІІ кварталах, что вызвано следующими факторами:
-
первоначальной недостаточной сбалансированностью страхового портфеля, например, наличием значительной концентрации по автострахованию (у некоторых компаний достигала до 90%); в условиях роста стоимости восстановительного ремонта автомобилей (возросла стоимость импортных запчастей) и самой страховой суммы (если она по условиям договора рассчитывается в привязке к валютному курсу, а подобная практика в последнее время была частой) – сумма выплаты объективно увеличивается;
|
Думаю, что страховщикам следует пересмотреть свою стратегию развития в моторном страховании. У 14 страховых компаний – членов Моторного Транспортного Бюро Украины (МТБУ) свыше 70% портфеля приходится на моторное страхование. У некоторых компаний показатель уровня выплат превышает критические значения. Габидулин
И.А. |
-
недостаточностью платежей по небольшому количеству новых договоров для обеспечения возможности выплат по старым договорам;
-
неизменно низким качеством активов страховщиков, которыми могут быть представлены страховые резервы: из более чем 22,95 млрд. грн. таких активов по состоянию на 1 июля 2009 года на акции приходилось 43% (из них на акции первого уровня листинга – менее 1%), банковские депозиты – лишь 25%, денежные средства на текущих счетах – 6%, права требования к перестраховщикам – 12%; это крайне негативно влияет на платежеспособность, ограничивая возможности страховщиков своевременно и в полном объеме выполнять свои обязательства;
-
сохраняющимися проблемами снятия части средств резервов страховых компаний с банковских счетов.
Как результат, по состоянию на начало ноября текущего года в Госфинуслуг поступило почти 2,3 тыс. жалоб на участников страхового рынка, в то время как за весь 2008 год – только 1,33 тысячи. Основная часть претензий связана с задержкой страховщиками выплат возмещений, либо с полным отказом производить эти выплаты. Наиболее распространенным является затягивание процедуры сбора документов, необходимых для принятия решения о возмещении убытков. Если ранее таким сбором документов занимался преимущественно сам клиент, то в настоящее время довольно часто это берет на себя страховая компания, объективно опасаясь мошенничества со стороны страхователя. По оценкам участников страхового рынка, число злоупотреблений со стороны страхователей в ходе урегулирования убытков в текущем году увеличилось на 50%, что связано с ухудшением финансового состояния ряда клиентов страховых компаний и, соответственно, стремлением заработать на не вполне законных действиях.
С другой стороны, у страховщика имеются все законные возможности растянуть период сбора документов, а регулятор лишен возможности применять в этой связи соответствующие санкции. Например, сроки ответа на письменные запросы по страховому событию, которые компания направляет в те или иные государственные структуры, по умолчанию устанавливаются в 30 дней. В итоге крайне часто возникает ситуация, когда вся процедура возмещения убытка от момента его фиксации до реальной выплаты занимает вместо 1-2 месяцев (как это было в докризисном 2008 году) в среднем 3-6 месяцев, а иногда и более.
В текущем году произошло дальнейшее ухудшение не только дисциплины выплат клиентам, но и отношений между участниками рынка в рамках регрессных требований. Страховые компании, не желающие либо не имеющие возможности выплачивать, предпринимают различные уловки, провоцируя своих партнеров обращаться в судебные инстанции либо в коллекторские компании.
КРИЗИС ЗАОСТРИЛ НЕДОСТАТКИ В РЕГУЛИРОВАНИИ
СТРАХОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Характерно, что дальнейшее сжатие объемов страхования в Украине не приводит к сокращению числа участников рынка. С начала 2009 года и по состоянию на начало ноября регулятором фактически приостановлена либо прекращена деятельность около 30 компаний и за это же время зарегистрировано около 30 новых страховщиков.
Основная причина заключается в том, что новые компании зачастую создаются собственниками существующих компаний, испытывающих сложности в бизнесе, имеющих задолженности перед клиентами и кредиторами. Ликвидные активы постепенно выводятся из старых компаний в новые, после чего первые становятся фактически мертвыми и подлежат лишению лицензий и ликвидации; при этом клиентам таких компаний сложно рассчитывать на скорое получение компенсаций в рамках задолженности.
Регулятор в лице Госфинуслуг лишен при этом права запретить собственникам страховых компаний создавать новых страховщиков. Комиссия при этом рассматривает вариант увеличения стоимости новых лицензий для вновь создаваемых компаний, однако, по мнению рейтингового агентства, это не сможет стать существенным барьером в создании новых страховых учреждений. Целесообразно при этом принудительно вводить в страховые компании временных администраторов. Последние могли бы оказать страховщикам квалифицированную помощь как в поиске и выборе инвестора, так и в решении оперативных задач управления и «вычистке» активов. При этом недобросовестные компании, балансы которых зачастую искусственно увеличены в несколько раз, вынуждены были бы покинуть рынок, поскольку в оперативном порядке лишались бы лицензий на осуществление своей деятельности. Безусловно, при этом деятельность временной администрации должна надлежащим образом финансироваться, а Госфинуслуг – иметь в этом отношении соответствующие полномочия.
Одной из наиболее болезненных проблем на страховом рынке, как уже отмечалось, является низкая платежеспособность. Проблема усугубляется тем, что своевременно выявить этот факт по существующим ныне разделам обязательной отчетности затруднительно, и регулятор для выяснения истинной ситуации в компании часто вынужден проводить дополнительную аналитическую работу по каждому отдельному участнику рынка. Формальная величина активов страховщиков часто завышается, в кризисных условиях ситуация лишь усугубилась. Операции купли-продажи таких активов оцениваются по суммам, выгодным сторонам подобных сделок, и необязательно, что эта сумма соответствует реальности. Учитывая, что отчетность подается страховщиками в Госфинуслуг один раз в квартал (через 25 дней после окончания отчетного периода), а также время, необходимое Комиссии для аналитической обработки данных, – к моменту установления регулятором истинного положения вещей в компании может стать свершившимся фактом уже не только потеря платежеспособности, но и «распыление» наиболее привлекательных активов.
Еще одной проблемой, затрудняющей эффективный надзор над страховым рынком, является то, что регулятор не имеет полномочий оценивать достоверность отчетности финансовых учреждений. Согласно закону, это прерогатива аудиторских компаний. Однако в последнее время распространилась практика, когда умышленно заверяется недостоверная отчетность страховщика. Госфинуслуг достигла договоренности с руководством Аудиторской палаты, что при установлении подобных фактов недобросовестные аудиторы будут лишаться сертификата на проведение деятельности.
Следует также обратить внимание на существующую систему налогообложения страховых компаний, позволяющую, особенно в кризисных условиях, совершенно законно использовать страховщиков для минимизации выплат в бюджет сумм налога на прибыль отдельными финансово-промышленными группами и предприятиями. Для промышленных предприятий объем уплаченных ими страховых платежей относится к валовым расходам и на эту сумму уменьшается налогооблагаемая прибыль предприятия. Страховая компания при этом уплачивает 3% с вала страховых платежей, «очищенных» от перестрахования, будучи освобожденной от уплаты налога на прибыль. По расчетам Госфинуслуг, такой порядок приводит к потерям госбюджета на уровне 3-4 млрд. грн. в год, по сравнению с режимом налогообложения страховщиков на общих основаниях.
Развитие страхования по-прежнему сдерживается значительной закрытостью информации о рынке и его участниках. По данным Госфинуслуг, менее 20% страховых компаний готовы регулярно и добровольно публиковать все разделы своей отчетности, а действующее законодательство лишает регулятора права распространения таких сведений по любым участникам рынка. В определенной степени эту проблему можно было бы решить в случае принятия положений законопроекта № 4254 от 23.06.2009г., касающегося изменений в нормативно-правовых актах по развитию страховой отрасли и связанного с влиянием экономического кризиса на ее развитие. Кроме того, Госфинуслуг предполагалось наделить правом вносить представления НБУ по обязательному рефинансированию банков для возвращения ими средств страховщиков, размещенных на депозитных и текущих счетах, в том числе для досрочного возвращения депозитов для проведения страховых выплат. Проект также предлагал ввести особенный порядок финансирования Госфинуслуг страховыми компаниями – в размере 0,01% от собранных премий. Однако законопроект № 4254 4 ноября текущего года был отклонен парламентариями.
НАДЗОР НАД УКРАИНСКИМ СТРАХОВЫМ РЫНКОМ
В КРАТКОСРОЧНОЙ ПЕРСПЕКТИВЕ
По мнению рейтингового агентства в области регулирования и надзора над страховым рынком необходимы более глубокие изменения, предполагающие новую редакцию положений Закона Украины «О страховании», требований к капиталу, формированию и направлениям размещения резервов страховых компаний. Соответствующая работа начала более активно проводиться регулятором, начиная со ІІ квартала текущего года, однако конечный ее результат (вступление в силу наработанных документов) сопряжен с трудностями, главная из которых – необходимость согласования проектов нормативно-правовых документов с другими государственными органами, а также 30-дневный срок публичного обсуждения проектов. В условиях кризисного состояния рынков финансовых услуг это препятствует внесению необходимых и зачастую болезненных оперативных изменений в «правила игры» для участников этих рынков.
Так, в июле текущего года Госфинуслуг опубликовала проект нового положения об обязательных критериях достаточности, диверсификации и качества активов, которыми представлены страховые резервы компаний, не занимающихся страхованием жизни. Предпринимается очередная попытка наладить контроль количества и качества активов, учитываемых в обеспечение обязательств страховщиков. При этом планируется снова серьезно ограничить объемы инвестирования страховых резервов в высокорисковые активы. Проект указанного документа в течение последних 1,5 лет обнародовался в нескольких редакциях, при этом руководство Госфинуслуг оптимистически полагает, что его положения будут применяться на практике в 2010 году.
Также обращают на себя внимание вступившие во второй половине сентября изменения к лицензионным условиям осуществления страховой деятельности. В частности, величина нетто-активов страховщика (активы за вычетом обязательств и нематериальных активов) должна быть не менее зарегистрированного уставного фонда. Норма применяется для каждого участника рынка, информация о котором внесена в госреестр финансовых учреждений, начиная со второго финансового года после внесения. В случае несоответствия страховая компания будет обязана уменьшить размер уставного капитала, но не ниже законодательно установленного минимума (1 млн. евро для рисковых компаний, 1,5 млн. евро – для компаний по страхованию жизни).
Кроме того, регулятор обнародовал проект новой редакции Порядка составления отчетных данных страховщиков. В случае принятия документа, с 2010 года участники страхового рынка будут обязаны предоставлять более развернутую информацию о ценных бумагах, находящихся на балансе, в том числе об операциях купли-продажи ценных бумаг на сумму более 10% от валюты баланса (в настоящее время указывается только название эмитента и количество средств, вложенных в его бумаги). Также страховщики при подаче отчетности, начиная с I квартала 2010 года, должны будут расшифровывать объемы дебиторской и кредиторской задолженности.
Следует при этом отметить, что мероприятия по раскрытию информации о работе участников рынка и механизмы повышения прозрачности их бизнеса крайне необходимы на сегодняшний день, однако усилиями только лишь Госфинуслуг добиться позитивного результата крайне затруднительно. Необходимое условие – активная позиция ключевых субъектов рынка, а также различных объединений страховщиков.
В целом можно прогнозировать, что в следующем году регулятор станет более скрупулезно оценивать платежеспособность страховых компаний. Эффективность надзора над страховым рынком всецело зависит от оперативности вступления в силу вышеуказанных проектов документов. В частности, в результате внедрения новых критериев качества активов, по прогнозам Комиссии, более половины участников рынка могут оказаться под угрозой прекращения деятельности. Предполагается, что для таких страховых компаний, в качестве превентивной меры будет предложено выполнить план восстановления финансовой стабильности, разработанный регулятором, под усиленным контролем последнего. План будет предоставлять возможность страховщикам, испытывающим временные трудности с платежеспособностью, принять необходимые оздоровительные меры и остаться работать на рынке, в то время как недобросовестные компании в последующем будут удаляться с него.
Среди планов Госфинуслуг – также внедрение оценки долгосрочных финансовых инвестиций по справедливой стоимости, а также методики оценки накладных расходов. Однако, несмотря на реальную вероятность получения более полных сведений о состоянии страховщиков, количество сделок с фиктивными активами на рынке, скорее всего, не уменьшится, а будет проводиться исключительно между датами составления квартальной и годовой отчетности. При этом решение проблемы возможно лишь в случае возможности выборочного мониторинга состояния дел в страховых компаниях на постоянной основе. Один из возможных вариантов – внедрение алгоритма ежедневной электронной передачи в Госфинуслуг отдельных данных о работе страховщика. В противном случае, усилия Комиссии по предотвращению работы недобросовестных компаний на рынке, по мнению рейтингового агентства, могут оказаться не достаточно эффективными.
С учетом предполагаемых нововведений, возможно прогнозировать рост количества компаний с приостановленными или отозванными лицензиями, равно как и страховщиков, исключенных из госреестра финансовых учреждений. В то же время несложный механизм создания новых компаний (при том, что регулятор ограничен в возможностях отказа им в выдаче лицензий) дает основания полагать, что количество участников страхового рынка сократится, однако незначительно.
ПРОГНОЗНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СТРАХОВОГО РЫНКА
ПО ИТОГАМ 2009 ГОДА И В 2010 ГОДУ
Кризис будет и далее вынуждать работающих участников страхового рынка пересматривать структуру своих портфелей, осторожно, но планомерно и постепенно увеличивать страховые тарифы по добровольным видам страхования, особенно автотранспортному. Данные действия будут вызваны целым рядом причин, в том числе:
-
проблематичностью получения в 2009-2010 гг. ощутимых инвестиционных доходов от размещения активов, а также от неосновной деятельности;
-
прогнозируемым снижением объемов премий по добровольному автострахованию (КАСКО) в 2010 году на 10-15%, с учетом стагнации автокредитования и возможного отказа ряда клиентов от продления договоров;
-
ростом объема средней страховой выплаты не менее чем на 15-25%, в частности, из-за удорожания стоимости услуг ассистантских компаний, оценщиков (как юридических, так и физических лиц), услуг СТО (запчасти и т.д.).
Одним из базовых компонентов развития страхового рынка в 2010 году может стать обязательное страхование. В частности, прогнозируемый рост тарифов на ОСАГО (осуществляется регулятором централизованно по всему рынку) может привести к увеличению объемов сборов по данному виду на 10-25%, при этом размер средней выплаты может увеличиться на 30-40%, а количество страховых компаний, работающих в данном сегменте, снизится.
В целом, по мнению рейтингового агентства, кризисные явления на страховом рынке в течение 2009 года продолжают усугубляться, при этом они начнут проявляться в еще большей степени в конце года, поскольку именно на это время приходятся сроки окончания действия многих договоров страхования, заключенных в еще докризисный период (до октября-ноября 2008 года). Прогнозируя состояние рынка в целом, рейтинговое агентство предполагает уменьшение объемов страховых платежей в 2009 году на 25-30% и ожидает сохранения кризисных явлений в отрасли на протяжении 2010 года. Восстановление поступательного роста страхового рынка возможно при этом не ранее 2011 года.
Лидеры «классического» страхового рынка Украины
Основные показатели работы страхового рынка Украины
Показатели |
Период |
|||||
2006 |
2007 |
Іполуг. 2008 |
2008 |
І кв. 2009 |
I полуг. 2009 |
|
Количество зарегистрированных страховщиков, шт. |
411 |
446 |
469 |
469 |
477 |
471 |
в т.ч. компаний по страхованию жизни |
55 |
65 |
72 |
72 |
75 |
75 |
Включено в Государственный реестр за квартал, шт. |
33 |
54 |
31 |
45 |
1 |
9 |
Исключено из Государственного реестра за квартал, шт. |
20 |
19 |
8 |
22 |
9 |
11 |
Количество компаний с иностранным капиталом, шт. |
66 |
78 |
82 |
87 |
82 |
107 |
Удельный вес иностранного капитала в суммарном уставном капитале участников рынка, % |
13,0 |
20,7 |
25,6 |
25,5 |
26,1 |
н/д |
Активы по балансу, млн. грн. |
23 994,6 |
32 213,0 |
35651,7 |
41930,5 |
39636,4 |
41999,5 |
Показатели |
Период |
|||||
2006 |
2007 |
Іполуг. 2008 |
2008 |
І кв. 2009 |
I полуг. 2009 |
|
Активы, предназначенные для представления страховых резервов, млн. грн. |
17 488,2 |
19 330,3 |
20852,4 |
23904,9 |
22774,9 |
22947,1 |
Объём оплаченных уставных фондов, млн. грн. |
8 391,2 |
10 633,6 |
12068,7 |
13206,4 |
12967,5 |
13627,1 |
Сформированные страховые резервы, млн. грн. |
6 014,1 |
8 423,3 |
9127,2 |
10904,1 |
9713,3 |
9619,6 |
Валовые страховые премии, млн. грн. |
13 830,0 |
18 008,2 |
11280,0 |
24008,6 |
4677,2 |
9514,0 |
в т.ч. от страхователей-физических лиц |
2 945,8 |
5 170,4 |
3603,9 |
7630,2 |
1335,7 |
2754,0 |
Уплачено перестраховщикам, млн. грн. |
5622,0 |
6424,0 |
2 765,2 |
9064,6 |
1840,4 |
2564,8 |
в т.ч. перестраховщикам-нерезидентам |
561,0 |
770,0 |
115,4 |
1037,8 |
311,4 |
242,4 |
Валовые страховые выплаты, млн. грн. |
2 599,6 |
4 213,0 |
3375,7 |
7050,7 |
1507,2 |
3275,5 |
в т.ч. страхователям-физическим лицам |
1 012,8 |
1 788,5 |
1466,4 |
3206,4 |
749,2 |
1455,7 |
Выплачено перестрахователям, млн. грн. |
231,6 |
822,0 |
575,9 |
1546,3 |
332,3 |
н/д |
в т.ч. перестрахователям-нерезидентам |
13,5 |
504,1 |
436,1 |
1055,6 |
224,4 |
н/д |
Уровень валовых выплат, % |
18,8 |
23,4 |
29,8 |
29,4 |
32,2 |
34,4 |
Доля валовых страховых премий, принадлежащая первым трем страховщикам, % |
11,8 |
11,7 |
10,8 |
11,5 |
16,8 |
15,1 |
Доля валовых страховых премий, принадлежащая первым 50 страховщикам, % |
72,3 |
67,1 |
71,1 |
70,1 |
76,7 |
74,0 |
Чистые страховые премии (валовые премии за вычетом премий, переданных на внутреннем рынке перестрахования), млн. грн. |
8 769,4 |
12 353,8 |
7601,9 |
15981,8 |
3148,2 |
6314,4 |
Чистые страховые выплаты (валовые выплаты за вычетом выплат осуществлённых на внутреннем рынке перестрахования), млн. грн. |
2 326,2 |
3 884,0 |
3223,5 |
6546,1 |
1396,5 |
2917,3 |
Уровень чистых выплат, % |
26,5 |
31,4 |
42,4 |
40,9 |
44,4 |
46,2 |