Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Кредитные рейтинги города Николаев подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг Каменской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА- Кредитный рейтинг облигаций ЧП «СуПрим Спайсез» подтвержден на уровне uaА+ Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

02.03.2010

Банковская система Украины: испытания кризисом

2009 год был для банковской системы достаточно сложным и характеризовался началом глобальных трансформаций на финансовом рынке. Показательным было второе полугодие минувшего года, когда можно было наблюдать ослабление нормативного регулирования, а также пруденциального контроля со стороны НБУ (очевидно, под давлением международных финансовых организаций).

На протяжении последнего года кредитная активность банков была слабой. Основные усилия были сконцентрированы на работе с проблемной задолженностью, включая её продажу и реструктуризацию. Вместе с тем, это не помогло улучшить качество активов, значительная часть банков испытывала проблемы с ликвидностью из-за низкого качества вложений.

Несмотря на предпринимаемые меры по стабилизации финансового состояния банков, ключевые риски (потеря активов и снижение их ликвидности) для банковской системы страны сохраняются на высоком уровне.

Ключевые индикаторы

Показатель

01.01.08

01.01.09

01.07.09

01.10.09

01.01.10

Количество действующих банков

175

184

187

185

182

В т.ч. с иностранным капиталом

47

53

51

49

51

Регулятивный капитал БСУ

72265

123066

119 476

128051

135802

Уровень просроченной задолженности

1,31%

2,45%

5,69%

7,56%

9,36%

Чистые активы (с учетом резервов)

599396

926086

864 695

889959

880302

Чистый финансовый результат, млн.грн.

6620

7304

-14 321

-20944

-38450

Официальный валютный курс UAH / USD

5,0500

7,7000

7,6405

8,004

7,9850

 

Основные факторы, предопределяющие степень подверженности рискам банков, работающих на отечественном финансовом рынке:

  • невысокое качество рабочих активов, включая существенный объем и удельный вес просроченной задолженности, а также общее снижение ликвидности банковских активов (включая кредиты, основные фонды банков и залоговое имущество) ввиду низкого платежеспособного спроса. Сохранение текущего состояния является следствием низкой экономической активности и предопределяет подверженность банковской системы кредитному риску.
  • низкое доверие, нестабильная пассивная база являются определяющими факторами, характеризующими подверженность банковской системы риску ликвидности. При этом действия НБУ (как финансовая так и нормативная поддержка) позволили поддержать платежеспособность ряда банковских учреждений на минимально необходимом уровне.
  • уязвимость банковской системы к валютно-курсовой политике в стране, поскольку за последние несколько лет банки предоставили значительный объем валютных кредитов, в том числе заемщикам, у которых нет валютных поступлений. Действия регулятора по стабилизации ситуации на валютном рынке страны (в том числе, за счет ужесточения контроля за валютными позициями банков) имели краткосрочный эффект, в то же время склонность банков к валютному и кредитному рискам остается значительной ввиду сложившейся валютной структуры активов банковской системы.
  • подверженность банковской системы Украины операционному и регуляторному рискам вследствие несовершенного и постоянно меняющегося нормативно-правового поля.

Ликвидность

В начале 2009года наблюдалось существенное ухудшение платежеспособности значительного количества банков, что было спровоцировано прежде всего оттоком депозитов и снижением ликвидности рабочих активов. Банковским учреждениям была оказана значительная финансовая (в виде кредитов рефинансирования НБУ) и регуляторная (ряд постановлений НБУ, направленных на удержание ресурсной базы) поддержка НБУ.

Начиная со второго квартала 2009года отмечается стабилизация ресурсной базы, а со второго полугодия – прирост депозитов. Вместе с тем, вопрос доверия к банковской системе Украины как со стороны внутренних инвесторов, так и внешних кредиторов остается открытым, поэтому на протяжении ближайшего года стабильность ресурсной базы будет в значительной степени зависеть от действий регулятора в отношении конкретных банков (включая банки, в которых на текущий момент действуют временные администрации, введенные НБУ), а также общей ситуации в стране (экономической и политической стабильности).

Для банковской системы Украины характерным остается относительно небольшой объем рыночного фондирования, поэтому, в среднесрочной перспективе основные усилия банков, вероятно, будут сконцентрированы на работе с клиентскими средствами. Вместе с тем, определенный риск для ликвидности банковских учреждений несет «встречное фондирование» активных операций и «транзитное кредитование», что, ввиду особенностей отечественного банковского законодательства, усиливает уязвимость банковского сегмента от действий регулятора и других контролирующих органов по отношению к отдельным финансовым учреждениям. Одним из факторов риска при таких операциях является упрощенная оценка конечного заемщика при транзитном кредитовании, и в случае неплатежеспособности последнего наиболее защищенным является банк-кредитор, наименее защищенным – транзитный банк. Следует отметить, что транзитное кредитование в ряде случаев не закреплено дополнительными обязательствами конечных заемщиков и банков кредиторов - первой инстанции (в случае, если проходит по схеме «ностро-счет-кредит, либо МБК – кредит ЮЛ/ФЛ). Встречное фондирование чаще всего используется для «улучшения» финансовой отчетности (используется как краткосрочное фондирование на переходящие отчетные даты). Такие операции приводят к искажению данных финансовой отчетности и значительным расхождениям между реальной платежеспособностью банков и их декларируемой ликвидностью.

Дмитрий Гриджук, глава Правления банка «Крещатик»

Отличие ситуации в банковском секторе в 2009 г. от нынешней состоит в том, что проблему ликвидности, с которой банки столкнулись в начале кризиса и оперативно ее разрешили, сменила проблема качества активов и достаточности капитала. Конкурентное, законодательное и информационное поле, в котором работает украинский финансовый сектор, очень быстро меняется. Это касается представлений о надежности активов, классификации кредитов, девалютизации экономики и т.д.

Отечественный рынок финансовых услуг, 80-90% которого занимают банки, всегда характеризовался слишком высокой степенью конкуренции: основной целью любого менеджера было наращивание доли рынка, количества клиентов и отделений. В большинстве случаев они не обращали должного внимания на экономическую целесообразность этой гонки, поскольку размер банка определял цену, которую за него готовы были платить иностранные финансовые группы, торопившиеся выйти на украинский рынок из-за высокой маржи, которую он мог гарантировать. Фактически Украина стала составной частью финансового «пузыря», который раздувался во всем мире. Только у нас «мыльным раствором» выступали не сложные финансовые инструменты, а обычные кредиты, которые раздавались банками направо и налево без должной оценки рисков. Именно отсутствие взвешенного риск-менеджмента стало причиной последующих невыплат по кредитам и роста проблемной задолженности, которая по банковской системе сегодня достигает официально 9,4%, а неофициально – все 30%, а у некоторых банков – и 40% кредитного портфеля.

Банки как наиболее консервативная часть экономики обязаны обеспечивать адекватную оценку рисков и развивать кредитование не за счет увеличения его объемов, что, как правило, сопровождается снижением требования к заемщикам, прежде всего, частным. Фактически же, разгоняя ипотечное и автомобильное кредитование (выдавая займы без первоначального взноса, без оценки платежеспособности заемщиков), банки стимулировали «пузырь» на рынке недвижимости и поощряли приток импортных товаров на рынки. При этом они сквозь пальцы смотрели на т. н. позитивные gap`ы – когда кредиты выдавались на срок, намного больший, чем привлекались депозиты. Одновременно происходил процесс «развращения» населения, которое не желало больше сберегать деньги – предкризисное соотношение кредитов к депозитам составляло в Украине около 180%. Больший уровень – около 200% — был только в Литве, которая сегодня находится на первом месте по темпам падения экономики. Украина – на пятом. Разница между вкладами и потребностью в кредитовании компенсировалась за счет валютных ресурсов, которые банки привлекали из-за рубежа. Первая волна их погашения совпала с девальвацией гривни, стимулировавшей отток депозитов внутри страны и финансовый кризис.


Качество активов

В 2009 году банки столкнулись с последствиями агрессивной политики захвата рынка и мнимого хеджирования собственных валютных рисков путем перекладывания их на заемщиков. Ухудшение деловой активности в ряде отраслей экономики повлекло за собой снижение доходов предприятий и населения, а девальвация национальной валюты привела к увеличению финансовой нагрузки на заемщиков, получивших валютные кредиты. Следствием влияния указанных факторов было значительное ухудшение качества рабочих активов банков из-за увеличения числа неплатежеспособных заемщиков. Несмотря на активно используемые банковскими учреждениями программы реструктуризации займов и ослабление резервных требований регулятором (с целью ослабления регуляторного давления на финансовые институты, функционирующие в сложных экономических условиях), на протяжении последнего года наблюдалось 4-х кратное увеличение просроченной задолженности, что привело к убыточной деятельности большинства банков (в отдельных случаях – к ликвидации). На протяжении последнего года банковская система (в частности государственные банки) также были вовлечены в финансирование дефицита госбюджета* и дефицита ресурсов отдельных госкомпаний, платежеспособность которых сомнительна. Способность государства и отдельных компаний своевременно рассчитываться по обязательствам будет определяющей в тренде развития банковской системы на протяжении ближайшего года.

* На конец декабря 2009 года объем долговых бумаг, эмитированных центральными органами государственного управления в инвестиционных портфелях банковского сектора составил 20,22млрд. грн. Почти половина указанных бумаг имеют срок погашения до 1 года.
 
Основной задачей банковского сектора на протяжении последнего года было поддержание ликвидности, что также достигалось за счет высвобождения средств из рабочих активов. Этот период характеризовался низкой кредитной активностью, а основной объем новых кредитов был направлен на рефинансирование имеющейся задолженности предприятий и населения. На начало 2010 года задолженность юридических лиц по банковским кредитам составила 475 млрд.грн. (по состоянию на 01.01.09 г. – 473 млрд.грн.). При этом объем новых кредитов, выданных в 2009 году банками предприятиям составил 750,5млрд.грн., что в целом соответствовало объему погашения ранее полученных кредитов субъектами хозяйственной деятельности. Вместе с тем, населению за год было выдано новых кредитов всего лишь на сумму 45,5 млрд. грн., что с учетом погашения кредитов заемщиками привело к уменьшению задолженности физ. лиц на 17%. В ряде случаев реструктуризация происходила с изменением валюты кредита, что привело к уменьшению удельного веса валютных кредитов в задолженности резидентов перед банками с 59% (на начало 2009 года) до 51% (на начало 2010 года) даже при незначительном росте официального валютного курса.
 
Таблица 1. Динамика и стоимость новых выданных кредитов
 

Месяц

Объем новых кредитов резидентам, млрд. грн

Средняя процентная ставка, %

Домохозяйства

Прочие финансовые корпорации

Нефинансовые корпорации

Другие резиденты*

В национальной валюте

В иностранной валюте

январь

3,2

0,2

46,5

0,0

25,6

10,4

февраль

4,2

1,2

65,6

1,0

27,2

10,4

март

4,6

1,6

62,7

0,0

26,1

9,6

апрель

3,9

0,9

56,8

0,9

20,8

9,8

май

2,9

0,6

45,0

0,0

19,2

9,7

июнь

4,2

1,2

71,0

0,3

19,0

9,4

июль

3,8

0,8

61,0

0,0

18,1

9,9

август

3,6

0,8

55,6

0,0

18,4

10,3

сентябрь

3,9

1,1

66,9

0,0

18,6

10,2

октябрь

3,3

0,8

63,5

0,0

19,9

10,2

ноябрь

3,6

0,9

62,5

0,2

21,1

10,1

декабрь

4,3

1,3

93,4

0,5

20,1

10,4

* За исключением банков

Источник: Национальный банк Украины

Склонность банковского сегмента к кредитному риску обусловлена прежде всего значительной концентрацией кредитов в разрезе отдельных заемщиков (в том числе, и по отношению к капиталу первого уровня), что характерно для значительного количества банковских учреждений, существенным объемом валютных кредитов (при нестабильной валютно-курсовой политике), а также ухудшением платежеспособности значительного количества заемщиков, что приводит к разбалансированию платежного календаря. Значительный риск для стабильности банковской системы несет распространенное на финансовом рынке страны «транзитное кредитование», что в ряде случаев предусматривает упрощение оценки кредитоспособности контрагентов.

По мнению рейтингового агентства, уровень проблемной задолженности в дальнейшем существенно увеличиваться не будет (согласно официальной статистике, на начало 2010 года объем просроченных кредитов составил 69,935млрд.грн. или 9,4% от совокупного объема кредитов), при этом рейтинговое агентство считает, что большая часть банков в состоянии справиться с уже имеющимися и потенциальными проблемами качества портфеля. Мы не исключаем, что максимально возможный объем списаний по кредитам не превысит 20%. Законодательные изменения (в частности, возможность при расчете налогооблагаемой прибыли, включать в затраты весь объем сформированных резервов по кредитам)**, позволяют банкам более адекватно подходить к отображению реальной стоимости активов, хотя не будут стимулировать финансовые учреждения к системной очистке собственных балансов (очаговые случаи продажи проблемной задолженности наблюдались в 2009 году). Вместе с тем, любые заявленные меры, в том числе, и по выкупу государством проблемных кредитов с целью очищения банковских балансов в текущем году реализовать будет сложно.

** ЗУ №N 1533-VI от 23.06.09 «Про внесення змін до деяких законів України з метою подолання негативних наслідків фінансової кризи».
 
Мы не исключаем, что разные отрасли экономики будут выходить из кризиса с разным уровнем потерь. Вместе с тем, на текущий момент есть предпосылки для возобновления кредитования предприятий реального сектора экономики – ситуация с ликвидностью в банковском секторе продолжает улучшаться, и на государственном уровне возможна кредитная поддержка банков, финансирующих экономику. Вместе с тем, на фоне слабой кредитоспособности экономических субъектов, актуальность приобретает качественная оценка заемщиков, что в дальнейшем позволит банковскому сектору уменьшить объем потерь. Помимо самих банков, достаточными техническими и аналитическими возможностями для проведения качественной оценки кредитоспособности субъектов обладают рейтинговые агентства. Наличие кредитных рейтингов существенно упростит доступ потенциальных заемщиков не только к публичным заимствованиям, а также и к банковским кредитам, поскольку характеризует такие компании, как с точки зрения финансовой состоятельности и рейтинговой истории, а также с позиции оставаться открытым для инвесторов.
 

Галина Олифер, генеральный директор Ассоциации "Украинский Кредитно-Банковский Союз"

Можно согласиться с тем, что первая волна кризисных явлений Украиной преодолена, о чем свидетельствует статистика. Тем не менее, экономическая ситуация была и остается достаточно сложной, а в банковской системе очень много нерешенных проблем.

В тоже время мы не можем разделить точку зрения о том, что украинский регулятор ослабил надзор за банковской деятельностью. На самом деле действия регулятора вызывают очень много вопросов, как у специалистов нашей ассоциации, так и у представителей банков.

С момента начала кризиса УКБС пытается апеллировать к органам власти, которые в той или иной мере оказывают влияние на регулирование отрасли, продвигая наш главный тезис - действующая правовая база должна быть более гибкой, а изменения должны вноситься быстрее. Мы тратим много сил, чтобы ускорить принятие решений регулятором, в которых нуждается финансовый рынок. Однако регулятор реагирует на те или иные проблемы с длительными задержками. Соответственно, эффект от принимаемых решений бывает очень низким. Характерный пример - проект известного антикризисного закона №1533 появился только через год после того, как стало понятно, что в Украине происходят кризисные явления.

Этот случай свидетельствует о том, что если бы оперативно принимались меры по регулированию того же валютного рынка, то, наверняка, можно было бы избежать 60%-ой девальвации национальной валюты. И таких примеров очень много.

Среди проблем, которые сегодня существуют в банковском регулировании, хотелось бы особо отметить проблему отсутствия долгосрочного ресурса в банковской системе. Эта проблема связана с другой, более широкой проблемой возрождения кредитования экономики.

Чтобы найти долгосрочные ресурсы в условиях мирового кризиса, необходимо создать предпосылки для привлечения внутренних долгосрочных ресурсов. А без отлаженной законодательной базы это невозможно. В Украине, в силу законодательных коллизий, любой срочный депозит может превратиться, по сути дела, в бессрочный.

Нормальная банковская система любой страны работает с депозитами разных видов: срочными и бессрочными. Если банк не может быть уверен в том, что будут выдержаны сроки по срочным депозитам, то он никак не сможет планировать размещение своих активов. Соответственно, банковская система не сможет выполнять свою функцию кредитования экономики.



Качество ресурсов

Собственные ресурсы банков и привлечения на условиях субординированного долга.

В 2009 году была завершена диагностика финансовых учреждений, целью которой было определение потребности банковского сектора в дополнительном капитале. Вместе с тем, в указанном периоде наблюдалась определенная либерализация требований к качеству капитала банковских учреждений, что дало возможность банкам учитывать в капитале взносы акционеров еще до момента их регистрации, а также включать субординированный долг в иностранной валюте. Вероятно такие шаги регулятора, хоть и были вынужденными, все же позволили поддержать интерес ряда собственников (в том числе, иностранных) к банковским учреждениям в нашей стране.

По состоянию на начало текущего года регулятивный капитал банковской системы составил 135,80 млрд. грн. (по состоянию на 01.01.09 г. – 123,07 млрд. грн.). Балансовый капитал в 2009 году уменьшился на 4,09 млрд.грн., так как увеличение уставных фондов (на 36,74 млрд. грн.) в значительной мере было нивелировано убытками банковского сектора (38,45 млрд. грн. за 2009 год) и уценкой финансовых инструментов). У 8банков на начало 2010 года собственный капитал имел отрицательное значение (в 7 из них действует временная администрация НБУ). Определенное влияние на динамику капитала банков в 2009 году оказала также деноминация акций ряда банков, проведенная временными администраторами. Ввиду изменения требований к учету обеспечения по кредитам (письмо НБУ #40-511/621-1844) при проведении повторного стресс-тестирования, не исключено, что уже в 2010 году собственникам ряда банков (включая банки с иностранным капиталом) будут выдвинуты требования касательно дополнительной капитализации финансовых учреждений. Это позволит нарастить финансовый потенциал банковского сектора, в ряде случаев может способствовать укрупнению банковского сегмента.

В условиях нестабильной ситуации на финансовом рынке, наращивание капитализации банков за счет предоставления средств на условиях субординированного долга стало ключевым инструментом для ряда иностранных собственников. На начало 2010 года субординированный долг был привлечен 104банками, а его объем составил 30,92млрд.грн. или 4% обязательств банковской системы на соответствующую дату. Последнее характеризует такие средства не только как источник поддержания капитализации на необходимом уровне (определенном нормативными требованиями), а и как достаточно весомую составляющую долгосрочной ресурсной базы банковской системы. Вместе с тем, возможность увеличения регулятивного капитала за счет субординированого долга в валюте привлечения позволяет собственникам банковских учреждений частично хеджировать страновые и валютные риски, чего невозможно достичь при увеличении капитала первого уровня.

Заемная ресурсная база ­– внешние и внутренние рынки.

Несмотря на значительный объем задолженности банковского сектора перед иностранными кредиторами (по состоянию на 01.01.2010 г. – почти 30 млрд. USD, из которых кредиты – 21,95 млрд. USD), такие ресурсы для большинства финансовых учреждений не являются существенной угрозой платежеспособности даже в сложной экономической ситуации по ряду причин:

  • ü в их структуре преобладает финансирование от родственных структур;
  • ü в большинстве развитых стран сохранены стимулирующие денежно-кредитные политики («накачивание» экономик и финансовых рынков ликвидностью и снижение стоимости ресурсов), что на фоне роста привлекательности развивающихся рынков может усилить переговорные позиции отечественных заемщиков с иностранными кредиторами (по публичным и частным заимствованиям);
  • ü ряд отечественных банков за последний год реструктуризировали публичные долги перед иностранными кредиторами, что может усилить переговорные позиции других отечественных банков-заемщиков в процессе переговоров по реструктуризации их обязательств перед внешними кредиторами.

Вместе с тем, при сохранении негативных тенденций в экономике, слабой операционной среде, а также нестабильной денежно-кредитной и валютно-курсовой политике, привлекательность отечественного банковского сегмента будет оставаться на низком уровне вследствие высоких локальных (характерных для банковского сектора Украины) и глобальных (страновых) рисков. Это может поставить под вопрос сохранение поддержки западными материнскими структурами дочерних подразделений в Украине, большая часть которых являлась убыточными (отдельные на текущий момент – недокапитализированы). Объем краткосрочного долга банковского сектора перед иностранными кредиторами на начало текущего года составил 6,1 млрд. USD (по данным НБУ*). Вместе с тем, динамика иностранного долга банковского сектора в значительной мере будет зависеть от экономической ситуации в стране, а также от изменения рисков для основных кредиторов, связанных с инвестициями в банковский сектор страны. Не исключено, что ввиду законодательных изменений (запрет кредитования населения в иностранной валюте, который, вероятно, будет действовать на протяжении года) рядом материнских структур будет принято решение о сокращении масштабов бизнеса в Украине, что для дочерних подразделений иностранных банков, большая часть которых – убыточны будет чревато сокращением прямого дотирования и переориентацией на внутренний ресурсный рынок. Основой такого предположения является формирование значительного объема резервов по инвестициям в украинские «дочки», низкая эффективность деятельности на фоне слабой регуляторной базы в Украине, а также возможное ужесточение монетарной политики отдельных стран, что может спровоцировать Центробанки ряда стран ввести ограничения на инвестиции в страны с развивающимися рынками.

* Данные по краткосрочному долгу на 01.10.09 скорректированные на динамику краткосрочного долга БСУ за последний квартал 2009 года.

Кредиты НБУ по сути являются наиболее стабильным и надежным источником для банков, однако в ряде случаев сопровождаются дополнительными ограничениями свободы действий последних. В четвертом квартале 2008 года НБУ выдал банкам кредитов на сумму, превышающую 100млрд.грн. (в 2009 году – 64,4млрд. грн., включая кредиты для рефинансирования ранее предоставленных займов), основной целью предоставления которых было поддержание ликвидности банковского сектора на фоне нестабильной динамики прочих составляющих ресурсной базы. Это позволило банкам заместить значительную часть клиентских ресурсов и средств материнских структур. Национальный банк Украины сохранил политику масштабного кредитования банков и в первом квартале 2009 года, хотя в дальнейшем сальдо рефинансирования было отрицательным.


Рисунок 1. Динамика рефинансирования банков НБУ


Рисунок 2. Динамика привлеченных средств банковской системы, млн. грн.

По состоянию на начало 2010 года задолженность банковского сектора перед Национальным банком Украины составила 86,3млрд.грн. Не исключено, что большая часть ранее выданных банкам займов будет пролонгирована либо рефинансирована регулятором, что позволит отдельным банковским учреждениям сохранить ликвидность в случае дальнейшего ухудшения качества рабочих активов.

Клиентские ресурсы (средства населения и нефинансовых корпораций) сохранили своё ключевое значение для банковской системы – на начало 2010 года их объем превысил 325 млрд.грн., что позволяет фондировать почти половину кредитного портфеля банковской системы на эту дату. Объем новых депозитов, привлеченных в банковскую систему страны от населения и нефинансовых корпораций в 2009 году составил 970,8 млрд. грн. (при относительно небольшой срочности клиентских ресурсов), из которых в последнем квартале 2009 года было привлечено 174,9 млрд. грн. депозитов населения и 70,1млрд. грн. средств предприятий.

Несмотря на положительную динамику депозитов населения, которая наблюдалась в последнее время, говорить о возвращении доверия населения к банковской системе преждевременно. Положительная динамика средств физ. лиц на протяжении последнего времени прежде всего обусловлена: снижением уровня недоверия среди вкладчиков (которое доминировало в конце 2008 и в начале 2009 года), активными мерами по привлечению клиентских ресурсов со стороны банков, отсутствием доступа у ряда предприятий к банковскому финансированию, что вынуждает собственников предоставлять в качестве обеспечения депозиты (для многих предприятий это единственная возможность получить банковское финансирование; последнее также может привести к уменьшению базы налогообложения). Вместе с тем, в процессе взаимодействия банков с клиентами остаётся ряд проблем, которые сдерживают возврат изъятых ранее депозитов в банковскую систему. Это, прежде всего, примеры несвоевременного возврата таких средств (банки с временной администрацией и на стадии ликвидации), сохранение негативного информационного фона и отсутствие уверенности у граждан в стабильном функционировании банков в будущем.

Средства населения и предприятий наиболее (по сравнению с другими источниками фондирования) подвержены влиянию различных факторов, которые и будут определять их динамику на протяжении ближайшего года.

Ключевыми факторами влияния на стабильность средств юридических лиц в среднесрочной перспективе будут:

  • общее состояние экономики и доступ к заемным ресурсам, а также государственная политика по отношению к ряду предприятий (отраслей), что будет оказывать существенное влияние на уровень аккумулирования свободных ресурсов у компаний и их структуру (по срочности);
  • инвестиционный климат в стране и ситуация на внешних товарных рынках.
  • Ключевыми факторами влияния на стабильность средств домохозяйств в среднесрочной перспективе будут:
  • общее состояние банковского сектора (включая развитие ситуации с «замороженными» на текущий момент депозитами в отдельных банках), а также валютно-курсовая политика;
  • динамика доходов граждан, что в значительной степени будет зависеть от экономической ситуации в стране;
  • развитие ситуации на рынках альтернативного инвестирования для граждан (фондовый, недвижимости, валютный).

Не исключено, что в 2010 году часть банковских учреждений в значительной степени будет переориентирована на ресурсы внутреннего рынка из-за ограниченной возможности хеджирования валютных рисков (действует запрет на валютное кредитование населения, что в последние годы было основой деятельности большинства банков с иностранным капиталом). Однако это не позволит заместить гривневыми депозитами привлеченные ресурсы от НБУ и материнских структур. Динамика клиентских депозитов в банковской системе в значительной степени будет определяться состоянием экономики страны, а также зависеть от доверия вкладчиков к банковским учреждениям. Стимулирующая экономическая политика, задекларированная в последних решениях НБУ, в текущем году будет проводится в ограниченном объеме из-за сохранения высоких девальвационных и инфляционных рисков.

Способность к восстановлению

Тренд развития банковского сектора на некоторых этапах может отличаться от развития реального сектора экономики страны, хотя корреляция между ними является существенной. Несмотря на заметные проблемы и риски банковского сегмента страны, мы считаем способность к восстановлению банковского сегмента умеренной, что определяется:

  • специфической регуляторной и операционной средой, что позволяет банковским учреждениям рассчитывать на значительную финансовую и регуляторную поддержку НБУ в целях сохранения платежеспособности;
  • достаточно отлаженными (по сравнению с субъектами других отраслей) инструментами юридической (регуляторной) защиты банков, как кредиторов так и заемщиков;
  • высоким уровнем использования собственных и заемных ресурсов, а также более либеральным (по сравнению с другими субъектами) доступом к ресурсной базе. Последнее обусловлено слабым развитием в стране альтернативных источников инвестирования;
  • высоким спросом на банковское финансирование, особенно на этапе подъема экономического цикла.

Приложение к обзору


На начало 2010 г. в Украине зарегистрировано 197 банков, из которых 182 осуществляли деятельность. Количество банков с иностранным капиталом составило 51, из которых 18 – со 100%. 6 банков исключены из государственного реестра за последний год, еще 14 банков находятся на стадии ликвидации. В 11 банках функционировала временная администрация НБУ. Согласно распределению банков по группам на 2010 год, І группа (крупнейшие банки) состоит из 18 банков, ІІ группа– из 20 банков, ІІІ группа – из 21 банка, IV группа – из 122 банковских учреждений. Совокупные активы банковского сектора на начало 2010 года составили 873,4млрд.грн, чистый процентный доход – 53,7 млрд.грн., чистый комиссионный доход – 13,1млрд.грн. Вместе с тем, чистый убыток банков за год превысил 30млрд. грн.


К началу страницы

Виктор Шулик
ведущий финансовый аналитик отдела рейтингов финансовых организаций

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть