В ожидании попутного ветра
Страховой рынок сегодня подобен попавшему в затяжной штиль парусному судну без мотора
В уходящем году в украинском страховании не произошло существенных позитивных изменений. По-прежнему наблюдается отрицательная динамика ключевых показателей работы отрасли: привлечённых премий, осуществленных выплат возмещений, страховых резервов, доли договоров страхования, возобновляемых на последующий период. Темпы снижения не столь активны, как в 2009 году, однако, сохраняются, особенно в сегменте добровольного автострахования и имущественного страхования в целом. Удельный вес так называемого «схемного» рынка, по экспертной оценке рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», в текущем году не уменьшился, о чём косвенно свидетельствуют растущие объёмы внутреннего перестрахования финансовых и прочих имущественных рисков.
Сегодня страховой сектор поддерживают «на плаву» преимущественно корпоративные «схемные» виды, а также обязательное страхование, в частности, ОСАГО, для проведения которого компания должна обладать существенным запасом финансовой устойчивости. Учитывая данные моменты, а также новации в налогообложении страховщиков в связи с принятием Налогового кодекса и грядущие изменения правил регулирования работы рынка, – в будущем количество его участников с большой долей вероятности сократится. Если государство не станет создавать стимулы к развитию добровольного страхования жизни, пенсионного страхования, будет оттягиваться переход страховщиков на новые стандарты отчетности и раскрытия информации, то оживить развитие отрасли (и то на непродолжительное время) сможет только введение новых обязательных видов страхования, а также рост объёмов кредитования граждан и юридических лиц со стороны банков.
В настоящем обзоре не будет детально анализироваться статистика развития страхования в Украине, представленная в специальных обзорах Госфинуслуг (по итогам 2009 года и первой половины 2010 года)*. С показателями деятельности отдельных страховых компаний-лидеров рынка (100 ведущих компаний) также можно ознакомиться в открытом доступе**.
* Информация доступна по постоянным ссылкам: http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/downloads/dpn/pokaznyki_sk__3kv_2010_01.xls, http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/downloads/dpn/sk_2009.pdfи http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/downloads/dpn/sk_2kv_2010.pdf ** Данные предоставлены институтом «Права и экономических исследований» и доступны по постоянной ссылке http://forinsurer.com/ratings/nonlife/ |
Вместе с тем, ниже будет сделан акцент на отдельных и наиболее значимых, на взгляд рейтингового агентства, моментах развития украинского страхования.
СТАГНАЦИЯ ПРОДОЛЖАЕТСЯ
Едва ли не единственным из ключевых показателей страховой сферы, демонстрирующим рост в текущем году, остается размер совокупных активов (за 2009 год он увеличился на 5,9%, за 9 месяцев текущего года – ещё на 4,6%). Объём оплаченных капиталов, выросший в прошлом году почти на 6%, по итогам 9 месяцев 2010 года сократился на 2,3%, в связи с убыточной деятельностью в последние 1,5-2 года. В то же время, учитывая давление регулятора на рынок в части требований к докапитализации ряда компаний, по итогам года тенденция снижения может приостановиться. Качество активов, которыми представлены страховые резервы участников рынка (без учёта компаний по страхованию жизни)*, продолжает улучшаться, и доля ликвидных составляющих (депозиты в банках, активы в виде банковских металлов, средства на текущих счетах) по итогам первых 6 месяцев текущего года превысила половину всего объёма технических резервов, а доля акций сократилась с 17,5% до 13,4%. Вместе с тем, общий объём активов, в которых представлены резервы, за последний год снизился почти на 7%, поскольку масштабы страхового бизнеса в части привлечения страховых премий снижаются.
* Приводятся данные по структуре активов, которыми представлены технические резервы страховых компаний (данные резервы «покрывают» около 80% валовых страховых резервов).
Сохраняется негативная прошлогодняя тенденция одновременного снижения объёмов как собранных чистых премий (валовых премий за вычетом премий, уплаченных перестраховщикам-резидентам), так и произведённых чистых выплат страховых возмещений. По итогам 9 месяцев 2010 года сокращение составило 3,8% и 14,8% соответственно. Темпы снижения чистых платежей замедляются, а темпы снижения чистых выплат пока остаются практически прежними. Это в наибольшей степени касается добровольного страхования наземного транспорта (автоКАСКО), страхования от огневых рисков и рисков стихийных явлений, страхования грузов и багажа и страхования финансовых рисков. Рост показали добровольное медицинское страхование, ОСАГО и обязательное авиационное страхование (см. приложения к обзору). Однако, по видам, формирующим большую часть структуры страхового портфеля, продолжалось снижение в разрезе чистых премий.
Более низкими темпами, но всё же продолжают сокращаться объёмы заработанных страховых платежей (валовые платежи за вычетом доли перестраховщиков и величины изменения резервов незаработанных премий) – на 19,7%*в сегменте non-life и более чем на 50% в страховании жизни (в 2009 году падение составило 12,1% и 21,7% соответственно). В «лайфовом» страховании стала более распространенной негативная практика досрочного расторжения заключённых договоров (особенно в первые месяцы текущего года), что повлекло за собой рост объёмов выплат выкупных сумм, и, соответственно, снизило показатель заработанных премий.
* Базой сравнения здесь и далее служат итоги І полугодия 2009 года, если не указано иное.
Ухудшаются практически все составные результатов от основной деятельности участников страхового рынка. В частности, доходы от финансовой деятельности сократились за 2009 год на 8,2%, а за І полугодие текущего года – на четверть (в сравнении с І полугодием 2009 года).
С другой стороны, уровень операционных расходов в целом по рынку продолжает находиться на неприемлемо высоком уровне, стабильно превышающем 2/3 от заработанных страховых премий. Значительный «эффект проедания», независимо от того, создан он искусственно (путём включения в состав расходов статей, мало относящихся к страхованию), либо действительно имеет место, – указывает либо на низкую рентабельность страхования как бизнеса, либо на недостаточный профессионализм руководителей компаний. Вместе с тем, в последние месяцы наметилась тенденция сокращения расходов страховщиков, в частности, по аренде помещений, обслуживанию договоров на оказание маркетинговых услуг и пр.
Комбинированный показатель убыточности по страховому рынку в целом (доля валовых выплат и операционных расходов в заработанных платежах) находится на уровне, близком к 100%. В условиях вышеописанного высокого «эффекта проедания» компании не могут увеличивать уровни выплат страхового возмещения без ущерба для прибыльности своего бизнеса, поскольку прирост платежей отсутствует, а операционные расходы пребывают на прежнем уровне. При работе в сегментах, отличающихся повышенной убыточностью, это способствует тому, что возрастает сложность и длительность процедуры урегулирования убытков. Также сохраняются риски ухудшения качества выполнения обязательств перед клиентами. Изменить ситуацию может либо возобновление прироста объёма привлекаемых премий (чего в краткосрочной перспективе не ожидается), либо помощь собственников, акционеров или материнских компаний (прогнозируется незначительный приток средств, и то лишь под давлением органов надзора), либо же ограничение операционных расходов, что было бы наиболее оптимальным способом. Отчасти такое ограничение уже проводится рядом страховых компаний, работающих в «классическом» сегменте.
Тенденция роста страховых резервов наблюдается лишь в сегменте страхования жизни. Прирост (на 11,2% в 2009 году и на 18,7% в первом полугодии 2010 года) в основном связан с увеличением математических резервов* по договорам накопительного страхования.
* Более 85% резервов по страхованию жизни уже более года формируют резервы долгосрочных обязательств (математические резервы) по договорам накопительного страхования. Они рассчитываются как разность суммы предстоящих выплат по договорам накопительного страхования (эти выплаты в большинстве случаев должны будут производиться более чем через 10 лет) и суммой взносов от страхователей, которые должны будут поступить по данным договорам. Средства этих резервов не являются собственностью страховщика, должны быть отделены от его имущества.
Начиная с 2008 года, стала распространяться практика, когда клиенты страховщиков по таким договорам получали в кредит недвижимость: срок договора в отдельных случаях превышает 20 лет, платежи вносятся регулярно, а стоимость недвижимости в таком случае учитывается в математических резервах по страхованию жизни. По окончанию срока действия договора (как только сделан последний платёж) недвижимость переходит в собственность клиента.
Рост разницы между тем, что причитается к выплате (либо стоимость того, что должно быть передано в собственность клиенту) и тем, что клиент должен внести в виде взносов до конца срока действия текущего договора, – обуславливает увеличение страховых резервов. Эта разница должна обязательно компенсироваться и даже перекрываться инвестиционным доходом, который компания по страхованию жизни должна заработать в течение срока действия долгосрочного договора.
В сегменте страхования non-life снижение валовых резервов по итогам 2009 года составило 10,1%, за первую половину 2010 года – еще 10,3%, однако по итогам 9 месяцев показатель вернулся на уровень начала года
В разрезе структуры страховых резервов, в январе-июне почти на 13% сократился размер резервов незаработанных премий (в целом соответствует сокращению объёма чистых премий). В то же время, отчисления в иные виды резервов уменьшились на 1%*; хотя в 2009 году рост отчислений в иные виды резервов превысил 32,3%. Перелом свидетельствует об улучшении качества и быстроты урегулирования убытков, хотя данная проблема остается актуальной для рынка. Доля резервов убытков в общих резервах сохраняется на уровне более 20%, что довольно значительно.
* В резервы иные, чем резерв незаработанных премий, входят: а) резерв заявленных, но не выплаченных убытков; б) резерв убытков возникших, но не заявленных; в) резерв колебаний убыточности; г) резерв катастроф. Все данные виды связаны с процедурой урегулирования страховых событий и /или с оценкой вероятности возникновения таких событий.
Статистика объёмов страховых возмещений в текущем году также негативная: учитывая сегмент страхования жизни, по итогам І полугодия падение составило 20% по валовым выплатам и 15,2% – по чистым выплатам, по итогам 9 месяцев – 20,3% и 14,8%. Выплаты в пользу физических лиц в сегменте non-life уменьшились в І полугодии на 21,5%, в том числе по автоКАСКО граждан** – на 29,2%. На этом фоне позитивной выглядит активизация выплат по обязательному страхованию автогражданской ответственности, по которому в январе-июне 2010 года выплачено почти в 1,5 раза больше, чем в аналогичном периоде 2009 года (по внутренним договорам). Показатель объёма выплат гражданам по договорам «Зеленая карта» за тот же период вырос на 12,8%.
** Добровольное страхование наземного транспорта (автоКСАКО) остаётся среди приоритетов в страховании физических лиц, и хотя его доля в портфеле платежей, полученных от граждан, постепенно снижается, тем не менее, по итогам І полугодия текущего года она составляла почти 40%. В целом, на премии по автострахованию (автоКАСКО, ОСАГО, включая страхование по «Зеленой карте», без учёта добровольного страхования гражданской ответственности) стабильно приходится 2/3 поступлений, получаемых страховщиками от физических лиц; в рамках урегулирования событий по автострахованию осуществляется более 80% всех выплат, производимых участниками страхового рынка в пользу граждан.
ПРИОРИТЕТ – ПРОВЕРЕННОМУ КОРПОРАТИВНОМУ СЕГМЕНТУ
Не менее 2/3 платежей и более 3/4 выплат возмещений по автострахованию по-прежнему связано с работой с физическими лицами. В розничном сегменте автострахования, если сравнивать первые полугодия 2010 и 2009 гг., доля ОСАГО увеличилась с 29,2% до 38,5% по платежам и с 17% до 29,2% по выплатам. Компании продолжают замещать более убыточное автоКАСКО обязательным страхованием автогражданской ответственности, уровень выплат по которому несколько ниже, по итогам января-сентября текущего года он не превышал 50%. Однако, качество урегулирования событий по данному виду не является высоким: объем резервов заявленных, но не выплаченных убытков по ОСАГО в течение последних полутора лет увеличился почти в 1,5 раза и превысил 0,4 млрд. грн.
Удельный вес премий, привлекаемых страховщиками от граждан, последние 2 года тяготеет к сокращению, хотя и ранее не превышал 1/3 валовых премий по рынку. Позитивные изменения возможны лишь с активизацией банковского кредитования, когда заёмщики будут вынуждены добровольно-принудительно страховать объекты залога. Недоверие к сегменту страхования со стороны потенциальных клиентов по-прежнему велико, ключевая причина неизменна – недостаток достоверной информации о компаниях, что давало бы возможность судить об их надежности, предсказуемости их политики, в том числе в аспекте урегулирования убытков.
В условиях отсутствия притока новых клиентов многие страховые компании сегодня уделяют внимание сотрудничеству с ключевыми существующими корпоративными клиентами по менее убыточным видам страхования. Сегодня многие крупные предприятия стремятся получить недорогой полис, покрывающий только интересующие их риски. Таким клиентам сегодня предлагаются комплексные страховые продукты. Например, заводу могут компенсироваться не только расходы по ремонту или закупке нового оборудования (страхуются риски поломки оборудования, финансовые риски, в частности, риски недополучения прибыли), но и недополученная прибыль из-за простоя во время ремонта. Таким образом, с предприятия отчасти снимаются риски нарушениия обязательств из-за возможного вынужденного простоя.
Некоторые из направлений работы также связаны с оптимизацией доходов и расходов участников договорных отношений, в том числе и зарубежных участников. К таковым относятся страхование финансовых рисков, некоторые виды имущественного страхования. В разрезе платежей, привлеченных от юридических лиц (без учёта входящего перестрахования), по страхованию финансовых рисков в I полугодии текущего года получен прирост на 5%, по страхованию грузов и багажа – на 43,9%, по страхованию имущества (кроме транспортного, грузов и багажа) – на 28%. Доля трех указанных видов в портфеле премий от корпоративного сегмента (без учета входящего перестрахования) по итогам января-июня текущего года составила почти 50% (прирост за год почти на 10 п.п.), а в портфеле выплат – лишь 27%. (падение за год на 2,3 п.п.).
В то же время, почти 3/4 премий, полученных по данным трем видам, было уплачено перестраховщикам (риски были переданы в перестрахование), что одновременно составило 58% всего объема премий по исходящему перестрахованию в I полугодии 2010 года.
* Имеется в виду сумма, полученная по упомянутым трем видам от розничного сегмента, от корпоративного сегмента и от перестрахователей
С осени 2009 года наблюдается активизация внутреннего исходящего перестрахования. Его удельный вес в валовых премиях по страховому рынку по итогам IV квартала 2009 года превысил 55%, а в январе-июне текущего года – 47%. Увеличение объёмов премий, полученных перестраховщиками в 2010 году, – около 20% в сравнении с предыдущим годом.
Отчасти это связано с тем, что часть компаний (их число сегодня увеличивается) в условиях ухудшения платежеспособности и необходимости выполнять текущие обязательства желают сохранить базу крупных клиентов, но одновременно не в состоянии оставлять на собственном удержании их крупные имущественные риски. С другой стороны, практика внутреннего перестрахования зачастую предполагает передачу риска по цепочке от одного участника другому, а в конечном итоге риск «оседает» на малоизвестной компании, выплаты которой либо фантастически велики, либо (что чаще) стремятся к нулю. Более детальную характеристику динамики показателей по входящему и исходящему перестрахованию можно найти в приложениях к данному обзору, а также в обзоре Госфинуслуг (см. ссылку на стр. 1). Необходимо лишь отметить, что на сегодня затруднительно проводить детальный анализ «проникновения» исходящего перестрахования в бизнес отдельной компании. Это касается также изучения страхового рынка в целом, поскольку текущий формат отчетности страховщиков дает возможность рассчитать только общую долю исходящего перестрахования в премиях. При этом нельзя, например, определить, какой процент премий по входящему перестрахованию был передан далее перестраховщикам по исходящему перестрахованию.
С началом 2010 года состав лидеров страхового рынка изменился. На первое место по объемам валовых сборов страховых платежей вышла донецкая компания «Кремень» (555,2 млн. грн. страховых платежей при всего 7,96 млн. грн. страховых выплат). Далее в списке следуют в основном представители классического страхового рынка, присутствующие в нем в течение нескольких последних лет (компании группы «АХА», «Оранта», «Уника» (бывшая «Кредо-Классик»), «ИНГО-Украина», «АСКА», Украинская пожарно-страховая компания и др.) По оценке участников рынка, более устойчивыми оказались компании, которые получали вливания не только от клиентов на рынке, но и от материнских или же связанных структур.
В целом, показатели развития рынка указывают на стагнацию сектора, когда объемы нового бизнеса не увеличиваются, а значительные по размеру риски передаются в перестрахование, порой с использованием цепочек нескольких компаний. Активизировалась деятельность в сегментах рынка, работу в которых традиционно связывают с использованием схем и непрозрачных условий страхования. Вместе с этим, по-прежнему имеет место достаточная закрытость информации об участниках рынка, при сохранении проблем с выполнением обязательств ряда страховщиков перед клиентами. Это происходит в условиях значительных операционных расходов, формируемых компаниями, когда дальнейшее увеличение объема выплат возмещений будет приводить к отрицательным финансовым результатам и ухудшать платежеспособность.
О НАИБОЛЕЕ ЗАМЕТНЫХ ИЗМЕНЕНИЯХ В ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАСТНИКОВ РЫНКА
В середине года Госфинуслуг пересмотрела тарифы на ОСАГО: базовый тариф был уменьшен, но большинство корректирующих коэффициентов увеличилось. Одновременно вдвое увеличились лимиты ответственности страховщика за ущерб, причиненный имуществу (до 50 тыс. грн.) и также вдвое – за ущерб, причиненный жизни и здоровью пострадавшего в ДТП (до 100 тыс. грн.). В целом, для жителей крупных городов, имеющих автомобили с большим объемом двигателя, расходы по ОСАГО, по экспертным оценкам, увеличились в 1,8 – 2,5 раза. Это существенно, и в последующем может увеличить количество водителей, не страхующих свою отвтетственность, даже несмотря на обязанность это делать. По данным Лиги страховых организаций Украины, около 30% автолюбителей на сегодня не имеют полиса ОСАГО, а ещё 10% – покупают краткосрочный полис, только чтобы пройти процедуру техосмотра.
Повышение тарифов по ОСАГО вызвало рост количества страховщиков, желающих заниматься данным видом и нарастить портфели для укрепления платежеспособности. Учитывая это, в конце III квартала текущего года в Моторном (транспортном) страховом бюро Украины было разработано новое положение о членстве, ужесточены требования к платежеспособности компаний. Будет учитываться капитал, качество страхового портфеля, уровень убыточности по всем видам страхования и качество активов, которыми покрыт капитал. Кандидат в члены Бюро должен будет раскрыть данные об акционерах, предоставить результаты проведения аудиторской проверки. Документы будет изучать комитет по оценке риска, затем рекомендацию о вступлении или отказе будет принимать президиум МТСБУ, и только после этого проект решения будет вынесен на общее собрание.
В октябре страховая компания «Дженерали Гарант» самостоятельно решила повысить лимиты ответственности за вред, причиненный имуществу третьих лиц, по полисам ОСАГО еще в 3 раза по сравнению с установленной законом верхней границей – с 50 до 150 тыс. грн. Однако, МТСБУ решило на данном этапе запретить компаниям на свое усмотрение увеличивать лимиты, опасаясь, что в случае проблем с их платежеспособностью выполнение повышенных обязательств «ляжет на плечи» Бюро. Эксперты видят два варианта решения проблемы: либо в законодательстве должно указываться, что МТСБУ выплачивает в случае банкротства страховщика по его обязательством по ОСАГО не более верхнего лимита, установленного «для всех»; либо же компании страхуют гражданскую ответственность клиентов в рамках повышенных лимитов, но не по обязательному, а по добровольному страхованию ответственности.
Выше в обзоре уже упоминалось, что украинские страховщики в течение 2010 года стали несколько лучше осуществлять выплаты, при этом используя все имеющиеся возможности занизить сумму убытка и, соответственно, размер возмещения. Чаще это происходит при страховании автоКАСКО, когда договором предусмотрено, что страховщик вправе рекомендовать клиенту СТО, на котором будет проводиться ремонт автомобиля. Экспертиза таких СТО занижает размер убытка. Решить проблему может независимая экспертиза, при которой должен присутствовать и представитель страховщика. Кроме этого, необходимо внимательнее смотреть на пункты договора страхования. Что касается ОСАГО, то закон предписывает возмещать страхователю все расходы по восстановительному ремонту (с учетом износа и в рамках установленного лимита), вне зависимости от конкретного СТО.
Также распространенным стало удержание из страховой выплаты налога на добавленную стоимость. Если речь идет о выплате по ОСАГО, это однозначно противозаконно. При добровольном же страховании автотранспорта следует быть внимательнее при заключении договора, поскольку там может быть указано, что при выплате страховщик удерживает НДС.
Произошел ряд изменений в сотрудничестве банков и страховых компаний. Именно банкиры стали инициировать обращения к страховщикам с просьбой направлять клиентов для автокредитования (в основном это касается посетителей автосалонов), хотя совсем недавно все происходило наоборот. Одна из причин – недостаток качественных заемщиков, при одновременно избытке ликвидных средств у банкиров. И сегодня уже сами страховщики могут рассчитывать на вознаграждение от банка.
Страховые компании стали также жёстче следить за выполнением всех условий договоров (даже если речь идет о незначительных формальностях) и стали чаще пользоваться своим правом на регрессные (встречные) иски. Различных зацепок может быть множество: например, в выплате по автоКАСКО может быть отказано, даже если водитель не был виновником ДТП, однако, по мнению страховщика, своими действиями на дороге мог спровоцировать аварию (если в договоре имеется соответствующая оговорка).
Правом выдвижения регрессных требований ранее пользовались меньше, однако на сегодня многие страховщики нанимают специальные компании для разбирательств. Иски предъявляются к виновникам ДТП, в которых пострадал клиент, застрахованный по КАСКО. Возместив такому клиенту расходы, компания обращается к страховщику, у которого виновник аварии оформил полис ОСАГО. Если же такой виновник полиса «автогражданки» не имеет, либо ущерб превышает лимит в 50 тысяч гривен, иск может заявляться и непосредственно виновнику ДТП. Бывают случаи, когда регрессные иски подаются к пешеходам и даже к собственным клиентам по ОСАГО. Это возможно, если водитель управлял автомобилем в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, не имел права управлять транспортным средством данной категории, скрылся с места ДТП, а также в случае, если авария стала следствием несоответствия технического состояния машины правилам дорожного движения.
По оценкам специалистов, общая сумма регрессных требований к физическим и юридическим лицам, ставшим виновниками страховых случаев, за январь–август текущего года увеличилась в 1,5–2,5 раза.
Рассмотрение исков страховщиков к гражданам зачастую растягивается очень надолго. Основные сложности в суде связаны с определением суммы материального ущерба, поскольку для этого необходима независимая экспертиза. Заказать ее может как страховая компания, так и виновное лицо. Может также выясниться, что вина за аварию лежит более чем на одном лице, что усложняет взыскание. Таким образом, по оценкам самих страховщиков, в результате «регрессной» деятельности компаниям удается «отсуживать», как правило, не более половины сумм, заявленных в исках.
Рынок – РЕГУЛЯТОР: диалог глухих?
Со сменой руководства Госфинуслуг, в начале текущего года участились проверки участников страхового рынка, в том числе и в регионах. Одним из декларируемых критериев при отборе претендентов на проверку является количество жалоб клиентов, поступивших регулятору, размер кредиторской задолженности страховщиков и размер резерва невыплат. Кроме этого, Госфинуслуг заявляла, что среди объектов инспектирования будут компании, которые на сегодня фактически не осуществляют профильную деятельность*.
* По итогам 2009 года около 200 страховщиков (40% от общего числа) в совокупности не привлекли даже 1% валовых платежей на рынке.
Комиссия, по ее собственной информации, разработала 12 показателей для страховщиков, определённые уровни которых будут основанием для внеплановых проверок отдельных компаний. Среди них: доля ценных бумаг в портфеле страховщика; доля ценных бумаг в активах, которые покрывают страховые резервы; размер резерва заявленных, но не выплаченных убытков по автоКАСКО и/или ОСАГО меньше среднемесячного размера выплат за последний отчетный период; доля внутреннего перестрахования по всем видам страхования; доля внутреннего перестрахования по автоКАСКО, и «автогражданке» и прочие.
Такие действия Госфинуслуг выполняет, ссылаясь на Программу развития системы пруденциального надзора за небанковскими финансовыми учреждениями, принятой в середине июля. Ее реализация потребует несколько лет профессиональных усилий, существенных финансовых ресурсов и развития информационных технологий. Ниже перечислены лишь некоторые позиции документа применительно к страховому сектору: поэтапно имплементировать положения Solvency II**; добиться права регулятора раскрывать статистические данные в разрезе бизнеса каждой страховой компании; утвердить порядок раскрытия данных о реальных собственниках; разработать модель оценки платежеспособности на основе оценки рисков, с использованием положений Solvency II; разработать и внедрить требования к бизнес-планам участников рынка и т.д.
**Директива ЕС от 25.11.2009 г. № 2009/138/ЕС (Solvency II) о платежеспособности страховых и перестраховочных компаний; в частности, минимальный размер зарегистрированного уставного капитала не может быть меньше, чем 2,2 млн. евро для страховых компаний сегмента «non-life» и 3,2 млн. евро – для перестраховочных компаний, а также для компаний по страхованию жизни; новые стандарты будут применяться с 1 ноября 2012 года (полный текст доступен по ссылке http://eur-lex.europa.eu/LexUriServ/LexUriServ.do?uri=OJ:L:2009:335:0001:0155:EN:PDF).
Факт принятия документов по регулированию и отслеживанию «на опережение», с использованием практик и рекомендаций ведущих европейских институтов по надзору за финансовыми рынками, – безусловно, положителен. Однако, эффективность действий Госфинуслуг в исполнении всех этих задач, будет ограничена без решения ряда базовых вопросов развития небанковских финансовых учреждений. Ключевыми из них рейтинговое агентство видит:
-
принятие на правительственном уровне обновлённых программных документов по развитию важнейших сегментов рынка небанковских финансовых услуг на среднесрочную перспективу, с указанием важнейших приоритетов, также обязательно предусмотрев ответственность за промедление или невыполнение отдельных положений программ;
-
изменение крайне либеральных условий получения лицензий на право предоставления определенных видов финансовых услуг, обусловленных положениями действующего законодательства, и расширение перечня оснований для отказа со стороны Госфинуслуг в выдаче лицензий заявителям;
-
использование стандартного и качественного программного обеспечения в рамках предоставления участниками финансовых рынков регулярной отчётности в Комиссию, введение обязательности электронного формата представления таких данных, причем предоставляться регулятору они должны, по крайней мере, ежедекадно;
-
решение вопроса надлежащего финансирования деятельности Госфинуслуг как со стороны государства, так и со стороны участников поднадзорных рынков; размер и порядок финансирования должен быть согласован с профессиональными объединениями компаний, работающих на рынках финансовых услуг.
От внимания государства к институту страхования, от расстановки соответствующих приоритетов – зависит эффективность работы саморегулируемых организаций страховщиков, а также их заинтересованность не только в получении как можно больших прибылей, а и в повышении качества оказываемых услуг и расширении социальной полезности страхования. Также, именно саморегулируемые организации, с одной стороны, и регулятор, с другой, в идеале должны совместно двигаться к ориентирам, расставленным в плане внедрения пруденциального надзора. Первые представляют интересы рынка, а Комиссия обязана защищать интересы потребителей финансовых услуг.
В последние 2 года многие участники не только страхового, но и прочих сегментов финансового рынка испытывали объективные трудности в ведении бизнеса. Это обуславливает потенциально большее число нарушений законодательства, в частности лицензионных условий ведения страховой деятельности. Условно говоря, меры воздействия на сегодня возможно применить в отношении практически любого участника рынка. Но выявление и наказание недобросовестных компаний, включая лишение их лицензий на работу и исключение из реестра финансовых учреждений – далеко не всегда помогает клиентам и контрагентам подобных страховщиков получить долгожданные выплаты или в целом добиться выполнения обязательств нарушителем. Более того, бывшие собственники «плохих» компаний на сегодня нормативно не ограничены в праве получения лицензии на регистрацию нового финансового учреждения.
Сегодня практически все «болезненные» для страховщиков проекты решений Госфинуслуг не были согласованы со стороны Госпредпринимательства, которое объективно действовало в интересах участников рынка. Звучат обвинения Комиссии в коррупции и невозможности получить/продлить лицензии, оформить разрешения, зарегистрировать какие-либо данные; вместе с тем, компаниям вменяют обман потребителей, затягивание сроков выплат, недокапитализацию и погоню за сиюминутными прибылями путем демпинга. Ликвидация Госпредпринимательства, произошедшая в начале декабря, не снимает проблему, как и предоставление Госфинуслуг особого статуса центрального органа исполнительной власти.
Остановимся на некоторых из действий Комиссии, вызвавших негативную реакцию многих участников страхового рынка:
-
намерение уже в настоящем времени ограничить выдачу лицензий новым участникам страхового рынка, не допускать к руководству лиц с сомнительной репутацией, замешанных в работе ранее закрытых «плохих» компаний, – к сожалению, не подкреплено нормативно-правовой базой; в то же время, статья 39 Закона Украины «О страховании» устанавливает четкий перечень критериев, по которым регулятор может отказать в выдаче лицензии;
-
инициированные Комиссией изменения в закон «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг» предполагают ввести штрафные санкции для поднадзорных учреждений, если те препятствуют должностным лицам Госфинуслуг выполнять свои обязанности (до 8,5 тыс. грн.); либо если компания отказывается предоставить потребителю финансовых услуг необходимую информацию (до 3,4 тыс. грн.);
-
необходимость для страховых компаний доказывать законность своего присутствия на рынке, в связи с существованием неточностей в Государственном реестре финансовых учреждений (неточная информация о филиалах), допущенных по вине Госфинуслуг.
-
задержки в проведении перелицензирования участников ОСАГО: трехлетний срок действия лицензий по данному виду, выданных большинству компаний в 2004 году и возобновленных в 2007 году, истекает в конце 2010 года; Госфинуслуг сегодня ужесточила лицензионные условия, согласно которым продавцам «автогражданки» придется провести докапитализацию, а компании, у которых собственный капитал (чистые активы) меньше, чем уставный фонд, не могут претендовать на получение или переоформление лицензии.
Вызывает некоторое удивление, что из перечня обязательных видов страхования в текущем году было исключено страхование строительно-монтажных работ и имущественных рисков по договорам участия в фондах финансирования строительства. Также исключено обязательство компаний, имеющих лицензии на страхование этих рисков, создать Строительный страховой пул. Акцент на обязательности данного вида присутствовал в государственной политике весь 2009 год. Это объективно было связано с надлежащей, своевременной и качественной подготовкой инфраструктурных сооружений в преддверии Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Более того, по общепринятой мировой практике, при любом инвестировании в развитие или же строительство крупных объектов – соответствующие риски (не только строительно-монтажные, но и прочие инженерные риски) страхуются в обязательном порядке, при этом страхователем может выступать как непосредственно инвестор, так и заказчик или подрядчик работ.
Резонансным шагом в отношении страхового рынка может стать решение об учреждении государственной перестраховочной компании. Правительство определило цель ее создания – уменьшение объема рисков, которые украинские компании перестраховывают за рубеж и увеличение доли внутреннего исходящего перестрахования, в том числе для повышения уровня налогообложения участников рынка. Предполагается, что новая структура будет с принимать на себя существенную ответственность по страховым рискам украинских компаний, однако модель работы нового перестраховщика пока неясна. Имеются основания полагать, что она будет строиться на примере Республиканского унитарного предприятия «Белорусская национальная перестраховочная организация». В таком случае участники украинского страхового рынка будут обязаны перестраховывать у государства не менее 1/10 всех рисков, принимаемых в страхование, таким образом, ориентировочно новый перестраховщик может ежегодно получать не менее 1,5 млрд. грн. премий.
Концепцию создания компании правительство планирует рассмотреть в ближайшее время. По экспертным оценкам, для надлежащего уровня надежности данный перестраховщик должен быть солидно капитализирован (с уставным капиталом не менее 0,5-0,8 млрд. грн.), для возможности принимать на себя риски не только от украинских, но и от крупных международных компаний. Если же клиентами нового учреждения будут исключительно резиденты Украины, перестраховывающие свои риски в обязательном порядке, то такая модель работы может привести к чрезмерно высокой убыточности нового государственного участника рынка.
О НОВЫХ СТАНДАРТАХ ОТЧЕТНОСТИ
Реализация новых принципов надзора предполагает постепенный переход страхового рынка на международные стандарты финансовой отчетности, программу перехода регулятор планировал начать внедрять до конца текущего года.
Сегодня отчетность страховщиков зачастую создает искажённое представление об их финансовом состоянии, при этом затруднительно оценить надежность компании. Учитывая, что международные стандарты предполагают более жёсткие критерии оценки стоимости активов, начисления амортизации, формирования страховых резервов – следует ожидать, что в результате их внедрения капитализация страхового рынка может снизиться, а расходы его участников – увеличиться. При этом улучшится качество «начинки» балансов, а страховые резервы уже не будут до такой степени представлены неликвидными активами, как происходит в настоящее время, причем на совершенно законных основаниях.
В итоге, с одной стороны, новые стандарты дали бы возможность более справедливо оценить реальную стоимость бизнеса участников страхового рынка, и, безусловно, способствовали бы интеграции этого сегмента украинского финансового сектора в общеевропейскую систему, объединяющую страховые рынки. С другой стороны, учитывая особенности работы страхового рынка, о которых уже говорилось, процесс перехода на новые стандарты, при отсутствии политической воли этот процесс грозит растянуться на долгие годы (оптимальный срок перехода крупной компании на новые стандарты – около двух лет). Помимо всего прочего, он сопряжен с техническими трудностями: в Украине испытывается недостаток специалистов, которые в состоянии трансформировать отчетность из одного вида в другой, страховым компаниям необходимо нести расходы на установку соответствующего программного обеспечения и т.д. Указанные проблемы необходимо будет решать в рамках программного документа по переходу на новые стандарты*.
* Подробнее с международными стандартами финансовой отчетности можно ознакомиться на веб-странице Министерства финансов Украины http://www.minfin.gov.ua/control/publish/article/main?art_id=92410&cat_id=92408
По мнению рейтингового агентства, на сегодня системный подход к разрешению проблем страхования проявляется недостаточно. До тех пор, пока на высшем государственном уровне не будут поданы четкие сигналы, побуждающие проводить страхование как самостоятельную финансовую услугу (и эти сигналы не будут ограничиваться введением или поддержанием обязательных видов или иных «обязанностей»), – попытки глобально изменить работу сектора будет сложно реализовать, а диалог между рынком и регулятором будет слаб или отчасти саботирован, как только речь будет заходить о принципиальных переменах.
НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ – НА ПЕРЕХОДНЫХ ПОЛОЖЕНИЯХ
В принятом в начале декабря Налоговом кодексе Украины предусматривается постепенный перевод страхового рынка на общую систему налогообложения прибыли. В частности, компании, работающие в сегменте non-life, в 2011 году должны определять сумму налога двумя способами:
-
ежеквартально – исходя из расчета 3% с суммы всех валовых платежей (включая платежи по договорам сострахования и перестрахования) от резидентов и нерезидентов; рассчитанная сумма налога уплачивается по итогам каждого квартала 2011 года (не в конце года, в отличие от действующего порядка);
Примечательно, что в указанную сумму вала должны будут включаться премии, полученные перестраховщиками-резидентами, хотя в настоящий момент этого нет. Исходя из этого, можно предположить, что чем сильнее компания на сегодня вовлечена в процесс внутреннего перестрахования (в отдельных случаях сопряженного с использованием определенных схем), тем большие суммы налогов она будет вынуждена отчислять. Весьма вероятно поэтому, что объемы внутреннего перестрахования внутри Украины в будущем году могут существенно сократиться.
-
по итогам 2011 года, согласно переходным положениям Кодекса – каждая страховая компания обязана определить сумму налога на прибыль по методике «валовые доходы за вычетом валовых расходов», применяемой для большинства субъектов хозяйствования; при этом полученная сумма налога на прибыль в 2011 году в бюджет не уплачивается, и расчет налога полновесно применяется к страховому рынку с 2012 года (ставка налога – 16%).
Для компаний по страхованию жизни при этом сохраняется нулевая ставка налога на доход по долгосрочным договорам страхования жизни; прибыль по всем прочим договорам, кроме накопительного долгосрочного страхования жизни, будет взиматься на общих основаниях.
Согласно Кодексу, с 2012 года налогооблагаемый доход будет уменьшаться на сумму премий, полученных перестраховщиками (резидентами и нерезидентами), будет учитываться изменение страховых резервов. Из базы налогообложения будут также вычитаться все расходы страховщика на ведение дела, расходы на инвестиционную деятельность. Размер аквизиционных расходов**, которые включаются в валовые расходы, не ограничивается, как в предыдущих версиях кодекса, 1/5 от величины валовых платежей. Напротив, налогооблагаемый доход уменьшается на всю сумму таких расходов.
** расходы на подготовку и заключение договоров страхования, на вознаграждение страховых агентов и других страховых компаний, на оплату услуг по оценке рисков, принятых на страхование или перестрахование, на рекламные мероприятия
Страховому рынку, таким образом, сделана существенная уступка, что не будет стимулировать снижение операционных расходов, которые, как уже было отмечено выше, на сегодня неоправданно велики по различным причинам. Нельзя не учитывать, что размер агентских комиссионных, гонораров оценщикам, рекламным фирмам и прочим контрагентам, которые уплачиваются на сегодня страховщиками, в ряде случаев неадекватно завышен и часто также составляет часть схемного бизнеса. С другой стороны, если участник рынка всеобъемлюще, планомерно и системно развивает деятельность в большинстве регионов страны, создавая дополнительные рабочие места, давая возможность заработать (к примеру, тем же региональным страховым агентам), популяризируя услугу страхования в СМИ, оказывая комплекс услуг, попутных со страхованием (выступая в роли универсального супермаркета финансовых услуг), – то высокие показатели операционных расходов, особенно на начальных этапах работы, оправданны.
Налогообложение страховых премий по операциям перестрахования с нерезидентами, не имеющими признанный Госфинуслуг инвестиционный кредитный рейтинг, как и ранее, осуществляется по ставке 12%; если же такой рейтинг имеется, либо премии перечисляются по обязательному страхованию ядерных рисков, – налог не взимается. Не подлежат также налогообложению выплаты гражданам-нерезидентам по всем обязательным видам, а также все выплаты нерезидентам по договорам «Зеленая карта».
Кроме этого, в новом Налоговом кодексе присутствует норма, предписывающая страховщикам заключать договора ОСАГО с клиентами на бланках строгой отчетности. В кодексе также указано, что техническое описание полиса, его образец, организация, где печатаются бланки – утверждается Госфинуслуг по представлению МТСБУ. На сегодня такой организацией (с августа текущего года) является государственное предприятие «Информационно-технический центр» (ИТЦ), созданное Комиссией. Стоимость полиса ОСАГО, изготавливаемого на данном предприятии, осенью выросла почти в 10 раз, до 11,3 грн. Официальная причина – использование дорогостоящих технологий защиты, функций учета, хранения, контроля количества полисов.
ПРОГНОЗЫ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА В 2010-2011 ГГ.
По мнению рейтингового агентства, при текущих тенденциях развития страхового сектора, часть компаний будет ставить ключевыми задачами снижение расходов, повышение качества и прозрачности стандартов работы; другие – будут использовать все имеющиеся возможности для успешной претензионно-исковой работы по регрессным искам; третьи будут пытаться привлечь внешнее финансирование (как правило, не долгосрочно-стратегическое, а портфельное, о причинах – чуть ниже).
Одним из базовых компонентов развития страхового рынка в 2010 году является обязательное страхование. В частности, рост тарифов на ОСАГО приведет к увеличению объемов сборов по данному виду на 10-25%, при этом размер средней выплаты может увеличиться на 30-40%, а количество страховых компаний, работающих в данном сегменте, несколько снизится. Это связано с тем, что Моторным (транспортным) страховым бюро утверждены дополнительные требования к платежеспособности компаний-членов Бюро, невыполнение которых грозит ограничением или исключением из списка компаний, имеющих право работать по ОСАГО.
Вместе с тем, в большинстве случаев в ближайший год не будет наблюдаться роста объемов бизнеса, повышения сборов премий или расширения регионального присутствия.
Основные изменения для страхового рынка – впереди. Первое из них – переход к налогообложению прибыли, а также скорректированный порядок уплаты налогов в 2011 году, что способно сократить объемы валовых сборов и уменьшить (возможно, лишь временно) долю «схемного» страхования.
Факторами, способными дать толчок страхованию, могут стать:
-
возобновление долгосрочного банковского кредитования, особенно с использованием схем многолетнего страхования жизни;
-
создание возможностей для работы негосударственных пенсионных фондов, что может подтолкнуть развитие пенсионного страхования.
Приход иностранных инвесторов на страховой рынок – скорее долгосрочная, чем ближайшая перспектива. Для стратегических инвестиций (за исключением вложений из стран СНГ) украинские страховщики пока недостаточно прозрачны и понятны, потенциальный интерес пока охлаждается политическими рисками. Более того, в отличие от прошлых лет, когда в приоритете был выход на украинский рынок, сегодня западные финансовые группы больше интересуются Россией. Причина – в большей стабильности, которую продемонстрировала российская экономика, в то время как в Украине ситуация гораздо менее прогнозируема.
В ближайшие месяцы кризисные явления будут и далее вынуждать работающих участников страхового рынка тщательно планировать свои расходы, осторожно и постепенно увеличивать страховые тарифы, особенно в автотранспортном сегменте.
Сохранение кризисных явлений на украинском страховом рынке в ближайшие месяцы будет вызвано, в том числе:
-
проблематичностью получения в 2010-2011 гг. ощутимых инвестиционных доходов от размещения активов, а также от неосновной деятельности;
-
прогнозируемым снижением объемов премий по добровольному автострахованию (КАСКО) в 2010 году и в первой половине 2011 года, с учетом текущей стагнации автокредитования и возможного дальнейшего отказа ряда клиентов от продления договоров;
-
ограниченными возможностями многих компаний переформировать свои страховые портфели, уменьшив в них долю «моторных» рисков;
-
ростом объема средней страховой выплаты не менее чем на 15-25%, в частности, из-за удорожания стоимости услуг ассистантских компаний, оценщиков (как юридических, так и физических лиц), услуг СТО (запчасти и т.д.).
Прогнозируя состояние рынка в целом, рейтинговое агентство считает, что влияние кризисных явлений на отрасль сохранится большую часть 2011 года, и оценивает величину уменьшения объемов чистых страховых платежей по результатам 2010 года примерно в 15-20%, в 2011 году – около 5%.