Ежемесячный обзор экономического развития Украины за ноябрь-декабрь 2010 г.
Оценка комплекса тенденций, определявших экономическое и финансовое состояние Украины, позволяет акцентировать внимание на факторах риска, которые будут формировать экономические и финансовые условия функционирования экономики нашей страны в конце 2010 года- начале 2011 года. Основными среди них являются:
-
сохранение неблагоприятной для украинских экспортеров конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и охлаждение внешнего спроса на продукцию отечественного экспорта, что ограничивает темпы восстановления реального сектора экономики Украины;
-
снижение ликвидности бюджетной системы в начале 2011 года в связи с недовыполнением доходной части госбюджета, что может повлиять на своевременность финансирования расходной части государственного и местных бюджетов в текущем году;
-
ожидаемые трудности с наполнением доходной части государственного бюджета вследствие сокращения ставок по отдельным бюджетообразующим налогам после вступления в силу Налогового кодекса Украины;
-
увеличение объема государственного долга и расходов по его обслуживанию, при сохранении необходимости в новых заимствованиях и ограниченных возможностях Центрального правительства в их осуществлении, в связи со взятыми обязательствами перед МВФ;сохранение отрицательного сальдо текущего счета, что будет оказывать давление на платежный баланс и, вероятно, приведет к дальнейшему росту валового внешнего долга; ограниченный уровень финансирования со стороны банковского сектора, что сдерживает восстановление реального сектора экономики.
Таблица 1. Основные показатели |
||||||
Показатель |
2008 г. |
І-ІІІ кв.09 г. |
2009 г. |
І-ІІІ кв.10 г. |
2010 г. (ожидаемые) |
2011 г. (прогноз) |
Рост физического объема ВВП, % к предыдущему году |
102,3 |
84,1* |
84,9 |
103,5* |
103,7 |
104,5 |
Темпы роста промышленного производства, % |
94,8 |
71,7 |
78,1 |
110,8 |
111 |
106 |
Темпы роста с/х производства, % |
117,1 |
103,3 |
98,2 |
98,7 |
99 |
Х |
Темпы роста объемов выполненных строительных работ, % |
84,2 |
47,6 |
51,8 |
87,4 |
93 |
Х |
Темпы роста объемов розничного товарооборота (в сравнительных ценах),% |
117,9 |
79,3 |
79,4 |
105,2 |
107 |
Х |
Индекс потребительских цен, % |
125,2 |
116,8 |
115,9 |
109,3 |
112 |
108,9 |
Темпы роста доходной части гос. бюджета, в % к соотв. периоду прошлого года |
139,6 |
88,1 |
90,5 |
109,3 |
107 |
111,4 |
Дефицит государственного бюджета в % к ВВП за год |
-1,3 |
-2,6 |
-3,9 |
-4,9 |
-5,5 |
-3,1 |
Прямая долговая нагрузка гос. бюджета в % к доходной части (к годовому показателю доходной части) |
56,4 |
97,3 |
108,2 |
119,3 |
135,5 |
133,4 |
Соотношение прямого долга центрального правительства к ВВП за год, % |
13,8 |
22,3 |
24,8 |
27,8 |
29,7 |
30,2 |
Соотношение совокупного долга центрального правительства к ВВП за год, % |
19,9 |
30,6 |
34,6 |
36,8 |
39 |
39,4 |
Активы банковской системы (брутто) к ВВП |
102,5 |
Х |
109,5 |
Х |
101 |
103 |
Источник: Министерство финансов Украины, Госкомстат, расчеты рейтингового агентства
"Кредит-Рейтинг". |
ГОСБЮДЖЕТ
В ноябре 2010 года выполнение Государственного бюджета характеризовалось значительным ростом доходной части: за месяц объем поступлений составил 30,8 млрд.грн., что является наибольшим показателем с начала 2010 года (в среднем ежемесячно в бюджет поступало около 18 млрд.грн.). По итогам 11 месяцев 2010 года объем поступлений в госбюджет составил 215,3млрд.грн, что на 7,3% больше аналогичного периода прошлого года. Тем не менее, уровень выполнения годового плана по доходам бюджета по итогам января-ноября является невысоким (около 85%). Для выполнения плановых годовых показателей по доходам, в декабре необходимо обеспечить поступление более 38 млрд.грн. по общему и специальному фондам. Это является довольно затруднительным, особенно учитывая то, что такого существенного роста налоговых поступлений, как это было в ноябре, в декабре 2010 года не ожидается. В ноябре прошлого года было собрано 7,8 млрд.грн. налога на прибыль (23% совокупного объема поступлений налога за 11 месяцев текущего года), что было связано со вступлением в силу изменений к ЗУ«О налогообложении прибыли предприятий», согласно которым были установлены ограничения на отражение в текущей отчетности убытка за предыдудщие периоды (сIIIквартала разрешено отражать только 20% убытка, тогда как ранее− 100%). Ожидается, что в декабре налоговые поступления снизятся вдвое, до среднегодового уровня.
Дефицит Государственного бюджета по итогам 11 месяцев 2010 года составил 52,3 млрд.грн. при этом в ноябре, впервые за последние 7 месяцев, наблюдался профицит Госбюджета − превышение доходов над расходами составило 4,3 млрд.грн. Таким образом, при сохранении существующих тенденций, годовой дефицит останется в рамках плановых показателей (54,1 млрд.грн.). На расходную часть Государственного бюджета продолжает оказывать давление высокий удельный вес социальных выплат не подлежащих сокращению, таких как заработная плата, трансферты населению и прочие. Ситуация усугубляется неполным возмещением НДС, что, с одной стороны, позволяет покрывать скрытый дефицит Госбюджета, а с другой− приводит к росту долгов в текущем бюджетном периоде.
Объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.12.2010 г. превысил соответствующий показатель прошлого года в 3,3раза и составил 10,9 млрд.грн., что позволяет сохранить ситуацию с исполнением Государственным казначейством платежных поручений финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств на приемлемом уровне.
Дефицит Госбюджета в течение года финансировался преимущественно посредством выпуска ОВГЗ, сумма государственных облигационных заимствований на внутреннем рынке за 2010год составила 53,2 млрд.грн., пик заимствований пришелся на июнь, а в конце года объемы заимствований и ставка доходности по ним снизились. По итогам IVквартала Министерство финансов привлекло на внутреннем рынке 5,3 млрд.грн., тогда как в соответствии с ежеквартальным планом управления государственным долгом, планировалось разместить ОВГЗ на сумму около 26 млрд.грн.
Активная политика по привлечению заемных ресурсов в 2010году привела к росту долговой нагрузки центрального правительства. По состоянию на 30.11.2010 г. совокупный объем государственного долга составил 414,9 млрд.грн., в т.ч. прямой долг– 311,1 млрд.грн. Соотношение объема прямого государственного долга к прогнозному показателю ВВП на 2010год увеличилось за 11 месяцев текущего года до 28,7%, совокупный объем госдолга с учетом гарантий Правительства составил 38% прогнозного ВВП. При этом следует отметить, что довольно значительный объем выплат по погашению государственного долга приходится на первые 2месяца 2011 года, что, учитывая традиционное снижение остатков на едином казначейском счету в начале года, создает риски снижения ликвидности бюджетной системы в целом.
Источник: МФУ, визуализация рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг»
В конце декабря было принято решение о предоставлении второго транша кредита МВФ в размере 1,5 млрд.долл.США, из которых 1 млрд.долл.США планируется направить на покрытие дефицита Госбюджета. Согласно заявлениям официальных представителей МВФ, дальнейшее сотрудничество между Фондом и Украиной будет определяться своевременностью проведения реформ, необходимых для достижения целей программы, в фискальном, топливно-энергетическом и финансовом секторах. Рейтинговое агентство считает, что получение очередного транша МВФ дает возможность Правительству сгладить последствия значительных объемов возвращений по ОВГЗ, которые запланированы на начало 2011 года, в условиях перенесения торгов по приватизации ОАО«Укртелеком».
Верховная Рада Украины 23декабря приняла Закон «О Государственном бюджете Украины на 2011год». Бюджетом запланировано увеличение доходов на 11,4%, по сравнению с плановыми показателями на 2010год, до 281,5 млрд.грн. Расходы предусмотрены в сумме 321,9 млрд.грн. Таким образом, после учета возврата и получения кредитов, граничный уровень дефицита Госбюджета запланирован на уровне 38,8 млрд.грн. (3,1% ВВП). Граничный уровень государственного долга на 31.12.2011 г. установлен в объеме 375,6 млрд.грн. Кроме этого, в бюджете предусмотрено предоставление государственных гарантий на сумму 15,0 млрд.грн. Объем расходов по обслуживанию государственного долга запланирован на 2011год в объеме 23,0 млрд.грн., что составляет 8,2% планового объема расходов общего фонда бюджета (в 2010году это соотношение составило 5,9%). Несмотря на увеличение расходов на обслуживание государственного долга, долговая нагрузка Центрального правительства остается в целом на умеренном уровне.
Следует отметить, что основные макроэкономические показатели, согласно которым разрабатывались плановые бюджетные параметры, являются достаточно реалистичными. Так, рост реального ВВП ожидается на уровне 104,5%, рост номинальной заработной платы – на уровне 15,2% (реальной – на уровне 4%), рост фонда оплаты труда – на уровне 15,3%. Вместе с тем, индекс потребительских цен предусмотрен в Государственном бюджете на уровне 108,9% (декабрь к декабрю), что, вероятно, является несколько заниженным показателем, особенно в контексте возможного повышения тарифов на жилищно-коммунальные услуги.
Основные бюджетные параметры на 2011год были разработаны с учетом последних изменений налогового и бюджетного законодательства. В частности, впервые начиная с 2011 года в Государственный бюджет запланировано поступление части налога с доходов физических лиц (в объеме 6,8 млрд.грн., что составляет 50% прогнозного объема поступлений налога по г.Киеву). В определенной мере это будет компенсировать ожидаемые потери бюджета от предусмотренного Налоговым кодексом снижения (до 23% в 2011году) ставки налога на прибыль предприятий, а также от установления нулевой ставки налога для предприятий отдельных отраслей.
Нормативные изменения коснулись также сферы местных финансов. Зачисление 100% платы за землю в бюджеты городов, сел и поселков безусловно положительно отразится на бюджетной обеспеченности территориальных общин, а зачисление в бюджет развития специального фонда местных бюджетов единого налога даст дополнительный ресурс для осуществление проектов развития инфраструктуры. Однако, местные бюджеты потеряли довольно внушительный ресурс в виде административных штрафов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. Опеределенные измененения были внесены и в части особенностей финансирования расходов местных бюджетов.
В целом же, однозначные оценки влияния законодательных измененений на ситуацию в государственных и местных финансах пока преждевременны. В любом случае, следующий бюджетный период будет напряженным как с точки зрения адаптации субьектов хозяйствования к новым экономико-правовым реалиям, так и с точки зрения неопределенности развития глобальной и национальной экономики.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Динамка развития реального сектора экономики в ноябре 2010 года была в целом положительной, хотя темпы роста некоторых базовых отраслей замедлились. Так, индекс производства базовых отраслей составил в анализируемый период 6,9% (в октябре – 9,3%). Наиболее высокие темпы роста были зафиксированы в январе-ноябре 2010 года в таких базовых видах экономической деятельности как обрабатывающая промышленность и розничная торговля (13% и 6,8% соответственно**). Значительный вклад в увеличение объемов производства продукции обрабатывающей промышленности вносит машиностроение, что обуславливается сохранением довольно высокого внешнего инвестиционного спроса на продукцию отечественного транспортного машиностроения.
** По сравнению с соответствующим периодом прошлого года
Традиционное предновогоднее увеличение потребительского спроса, сопровождаемое увеличением реальных доходов населения, оказывает положительное влияние на динамику производства продукции пищевой промышленности, а также на развитие розничной торговли. Так, оборот розничной торговли составил по итогам 11 месяцев 2010 года 6,8% (самый высокий показатель с начала года). Тенденция к увеличению потребительской активности сохранялась и в декабре 2010 года.
Несмотря на некоторое оживление активности в строительстве, что преимущественно связано с государственным финансированием строительных работ, в том числе и в рамках подготовки к ЕВРО 2012, строительная отрасль очень медленно преодолевает последствия финансово-экономического кризиса. Так, несмотря на очень низкую сравнительную базу 2009 года, индекс выполненных строительных работ составил по итогам января-ноября 2010 года 91,8%.
Металлургия
Высокие темпы роста объемов производства металлургии, которые наблюдались в первом полугодии 2010 года и были связаны с низкой сравнительной базой прошлого года, в III-IVкварталах замедлились. По сравнению с 11 месяцами 2009 года прирост объемов производства основных видов продукции отрасли составил 7-13%, тогда как по итогам 6 месяцев - 16-19%. В ноябре 2010 года впервые за последние четыре месяца было зафиксировано падение объемов производства к предыдущему месяцу текущего года, а именно: объем производства чугуна составил 2,3 млн. т (-1,1% к предыдущему месяцу), стали – 2,8 млн.т (-2,5%), готового проката черных металлов – 1,6 млн.т (-1,9%).
В ІV квартале текущего года сохранилась неблагоприятная для украинских экспортеров конъюнктура на мировых сырьевых рынках. Произошло снижение цены на сталь, чему способствовало замедление мирового роста, прежде всего в странах - основных потребителях стали, а также усиление ценовой конкуренции с производителями стали из Азии. В последние месяцы спрос на мировых рынках на отечественную металлопродукцию оставался низким, вынуждая украинских производителей снижать цены и объемы экспорта.
Объем экспорта металлопродукции в октябре составил 1,8млн.т, что на 10,8% меньше, чем в сентябре. Уменьшение вызвано снижением экспорта чугуна (-55,7%), полуфабрикатов (-16%) и плоского проката (-12,6%), тогда как по длинномерному прокату зафиксирован минимальный рост (+0,64%). Прирост экспорта металлопродукции по итогам 10 месяцев 2010 года составил 5,4%, тогда как импорт увеличился на 80% (как правило, импортируется та продукция, потребность в которой не могут обеспечить отечественные металлургические предприятия). На выбор потребителя оказывают влияние такие факторы как приемлемая цена и более высокое качество зарубежного металлопроката по отдельным товарным позициям.
По мнению агентства, высокая ценовая конкуренция на мировых рынках и высокие темпы роста стоимости энергоносителей будут негативно влиять на динамику производства металлургии, а также темпы роста экспорта и в начале 2011 года. В этот период прирост объемов экспорта будет преимущественно обеспечен за счет машиностроения и пищевой промышленности.
Сельское хозяйство
Темпы роста производства сельскохозяйственной продукции в январе-ноябре 2010 года, по сравнению с соответствующим периодом 2009 года, составили 98,7%. На сокращение сельскохозяйственного производства повлияло снижение урожайности и валового сбора зерновых культур, что отразилось на показателях производства продукции растениеводства в целом (сокращение по сравнению с предыдущим годом на 4,1%). Под урожай 2011 года засеяно 9,3млн.га, что на 8,1% меньше, чем в прошлом году. Посевные площади уменьшились по всем видам озимых культур, в частности, пшеницы – на 1,7%, до 6,5млн.га, рапса – на 23,7%, до 1,1млн.га.
Животноводческое направление развивалось в соответствии с тенденциями предыдущих месяцев. За 11 месяцев 2010 года было произведено животноводческой продукции на 3,1% больше, чем за аналогичный период 2009 года. Как и ранее, положительную динамику демонстрируют свиноводство и птицеводство, а также производство яиц. В январе-ноябре текущего года выращено свиней на 20,6% больше, чем за аналогичный период прошлого года, птицы – на 8,2% больше. Производство яиц возросло на 6,0%, до 15,6млрд.шт. Направление разведения КРС продолжает сокращаться, что отражается на объемах производства молока. За последний год численность КРС уменьшилась на 2,2%, в т.ч. коров – на 3,1%. За 11 месяцев 2010 года произведено 10,6млн.тонн молока, что на 3,2% меньше, чем за 11 месяцев 2009 года.
Общий объем реализованной аграрными предприятиями сельскохозяйственной продукции сократился на 2%. При этом цены в январе-ноябре 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, в среднем увеличились на 30%. Одновременно в текущем году увеличились объемы кредитования сельского хозяйства (рис.6), что повлияло на снижение сезонного дефицита оборотных средств.
Источник: НБУ, визуализация рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг»
Рейтинговое агентство ожидает, что по результатам года объем производства сельскохозяйственной продукции не будет существенно отличаться от прошлогоднего показателя. Учитывая существующие тенденции, наиболее вероятно незначительное снижение производства – на 1-2%.
Строительство
В ноябре 2010 г. в строительной отрасли Украины сохранялась тенденция к замедлению темпов падения объема выполненных строительных работ. Так, за 11 месяцев 2010 года был выполнен объем работ на сумму 36,6 млрд.грн., что меньше соответствующего показателя за аналогичный период прошлого года (91,8% от показателя 2009 года), однако данное отставание продолжает ежемесячно сокращаться (на 0,8п.п. за ноябрь). При этом падение объемов выполненных строительных работ в январе-ноябре 2009 г. к январю-ноябрю 2008 г. составляло 49,8%.
Строительная отрасль очень медленно выходит из кризиса, оставаясь аутсайдером среди многих других отраслей экономики. Основными факторами, оказывающими влияние на развитие отрасли, остаются невысокий платежеспособный спрос в сфере жилой недвижимости, слабое бюджетное финансирование строительства объектов инженерно-транспортной инфраструктуры, сложность в доступе к заемному финансированию застройщиков и покупателей недвижимости. На сегодня рынок недвижимости пребывает в состоянии стагнации, что отражается в незначительном количестве операций купли-продажи объектов жилой и нежилой недвижимости.
Рейтинговое агентство ожидает, что на докризисные показатели строительная отрасль выйдет не раньше 2012 года при обеспечении доступа к заемным ресурсам и улучшении условий ипотечного кредитования участников рынка недвижимости, а также обеспечении стабильного бюджетного финансирования инфраструктурных проектов.
Торговля
По итогам 11 месяцев 2010 года розничный товарооборот в Украине увеличился на 6,8п.п., по сравнению с аналогичным периодом 2009 года, и достиг объема в 476,3 млрд. грн. Рост розничного товарооборота обуславливался ростом реальной заработной платы населения (индекс роста реальной заработной платы за январь-ноябрь 2010 года составил 110,2% относительно аналогичного периода 2009 года) и улучшением потребительских настроений (наблюдается увеличение удельного веса в структуре затрат украинских домохозяйств расходов на продовольствие, продукцию легкой промышленности). Восстановлению внутреннего потребительского спроса в Украине способствовал рост на протяжении последних четырех месяцев объемов выданных потребительских кредитов.
Кроме того, в условиях выхода из экономического кризиса, одним из основных движущих факторов, влияющих на темпы роста оборота розничной торговли Украины, остается ценовой (индекс потребительских цен составил 109,4% относительно января-ноября 2009 года).
В 2011году можно ожидать увеличения темпов роста розничного товарооборота, причинами чего могут стать: активизация коммерческими банками потребительского кредитования и кредитования юридических лиц, занятых в сфере торговли; рост доходов населения; изменение в структуре расходов населения соотношения затрат и сбережений.
ВНЕШНИЙ СЕКТОР
Во внешнем секторе в ноябре 2010 года сохранились тенденции предыдущего месяца. Второй месяц подряд сальдо текущего счета платежного баланса и сальдо сведенного платежного баланса имели отрицательные значения −0,5 млрд.долл.США и −0,1 млрд.долл.США, соответственно. По сравнению с предыдущим месяцем, в ноябре произошло сокращение дефицита текущего счета, что было связано с увеличением экспортных поставок черных металлов, а также подсолнечного масла и масложировых культур. В то же время объемы импорта оставались довольно высокими, а профицит по капитальному и финансовому счету составил 0,4 млрд.долл.США, что не позволило покрыть дефицит текущего счета.
Основной причиной сокращения дефицита текущего счета платежного баланса в течение ноября стало превышение прироста стоимостного объема экспорта товаров (+7,4%) над импортом (+0,3%). За счет ценового фактора выросли объемы поставок черных металлов, вследствие высокого урожая подсолнечника выросли объемы внешних поставок подсолнечного масла и жиров. Следует отметить, что объемы поставок практически всей экспортно-ориентированной продукции в ноябре увеличились как по сравнению с предыдущим месяцем, так и с аналогичным периодом 2009 года. При этом произошло сокращение внешних поставок зерновых, экспорт которых был ограничен введенными квотами на отдельные культуры.
Как и в октябре, в ноябре положительное сальдо счета финансовых и капитальных операций было сформировано, в первую очередь, долгосрочными кредитами и займами, привлеченными реальным сектором экономики. При этом приток долговых средств был обеспечен долгосрочными привлечениями, гарантированными Правительством (1,0 млрд.долл.США, из которых более половины составляют размещенные еврооблигации государственного предприятия «Финансирование инфраструктурных проектов» на цели Евро-2012). Показатель покрытия новыми ссудами ранее привлечённых кредитов и облигаций частного сектора вырос со 122% в октябре до 179% в ноябре.
Следует отметить, что показатель чистого сальдо по прямым инвестициям в октябре составил 0,7 млрд.долл.США, из них около 78% было направлено в банковский сектор. Показатель сальдо по операциям банковского сектора остается отрицательным, показатель rollover в ноябре составил 92% (для сравнения, в октябре − 80%). Существенным остается объем наличности вне банковской системы (1,5 млрд.долл.США), который продолжает оказывать негативное влияние на счет капитальных и финансовых операций.
Как и в предыдущем месяце, в ноябре 2010 года отрицательное сальдо сведенного баланса было профинансировано за счет резервных активов, объем которых по состоянию на 01.12.2010 г. составлял 33,5 млрд.долл.США и обеспечивал покрытие импорта товаров и услуг на 5,1 месяца будущего периода.
Следует отметить, что по итогам работы миссии МВФ в Украине в ноябре текущего года был согласован вопрос о первом пересмотре программы сотрудничества с Украиной, после чего Правительство одобрило проект меморандума с Международным Валютным Фондом. На заседании исполнительного совета директоров фонда 22декабря было принято решение о предоставлении Украине второго транша кредита stand-by в размере 1млрд.СПЗ (1,5 млрд.долл.США), большую часть которого (около 1 млрд.долл.США) планируется направить на покрытие дефицита бюджета; остальные средства будут направлены на пополнение золотовалютных резервов НБУ. Кроме этого, как и ожидалось, погашение краткосрочного внешнего займа в размере 2 млрд.долл.США, привлеченного в июне у ВТБ в декабре было пролонгировано. Условия кредита не изменились (ставка 6,68% годовых, возможность трехкратного пролонгирования сохраняется).
Рейтинговое агентство ожидает, что даже в условиях умеренных темпов развития мировой экономики в 2011году в Украине сохранится тенденция к увеличению экспорта товаров и услу г. При этом дефицит текущего счета будет, как и прежде, покрываться притоком иностранных инвестиций и внешними заимствованиями, чему, среди прочего, будет способствовать одобрительная оценка действий Правительства со стороны МВФ в рамках завершения первого пересмотра программы сотрудничества.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА
Ситуация на валютном рынке страны в анализируемый период оставалась относительно стабильной, в том числе, бла годаря оперативному вмешательству регулятора. В ноябре вклады населения в СКВ увеличились несущественно и составили $15,99млрд., тогда как банки в указанный период продали физ.лицам на $1,73млрд. валюты больше, чем купили. Объем операций на межбанковском валютном рынке за месяц увеличился на 19% и составил $21,6млрд. Объем нетто-интервенций НБУ на валютном рынке в ноябре составил $0,38млрд. (за последние 3 месяца – $1,55млрд.), что позволило удовлетворить спрос на валюту со стороны населения (прирост наличной валюты вне банков в ноябре составил $1,5млрд., месяцем ранее – $1,7млрд.) и потребности импортеров, формирующих запасы продукции в предновогодний период. Сальдо счета текущих операций оставалось отрицательным, тогда как приток валюты в страну поддерживался, в основном, за счет поступлений по финансовому и капитальному счетам. Объем золотовалютных резервов на начало декабря составил $33,5млрд., а их незначительное сокращение в указанный период было следствием операций регулятора на валютном рынке. Учитывая декабрьское решение МВФ о выделении стране очередного транша в сумме $1,5млрд. (треть из которых пойдет на укрепление золотовалютных резервов страны) в рамках кредитной линии «stand by», возможности Национального банка по поддержанию валютного рынка остаются достаточными. Существенных курсовых колебаний агентство не ожидает, хотя на валютный курс давление оказывает ситуация на мировых финансовых и товарных рынках, а также поведение (девальвационные ожидания и действия) субъектов рынка, включая банки, государственные компании-импортеры, НБУ и население.
Таблица 2. Показатели деятельности банковской системы |
|||
Основные показатели, млрд.грн |
Октябрь 2010 |
Ноябрь 2010 |
изменение за месяц |
Монетарная база |
221,6 |
215,7 |
-5,88 |
Денежная масса |
576,0 |
574,7 |
-1,32 |
Корсчета |
22,2 |
17,4 |
-4,84 |
Активы (скорректированные |
927,1 |
942,3 |
15,16 |
Высоколиквидные активы |
115,0 |
115,2 |
0,19 |
Кредиты всего: в т.ч. |
750,2 |
757,9 |
7,66 |
кредиты юридических лиц |
499,0 |
502,8 |
3,80 |
кредиты физических лиц |
194,0 |
191,2 |
-2,84 |
Проблемные кредиты, |
11,95 |
11,92 |
-0,03 |
% ставка по кредит. |
13,1 |
12,8 |
-0,30 |
% ставка по кредит.в |
9,4 |
10,4 |
1,00 |
Обязательства банков всего: в т.ч. |
795,0 |
807,9 |
12,90 |
депозиты юридических лиц |
141,8 |
140,3 |
-1,50 |
депозиты физических лиц |
260,0 |
262,6 |
2,60 |
% ставка по депоз.в |
7,7 |
7,1 |
-0,60 |
% ставка по депоз. в |
6,2 |
6,0 |
-0,20 |
резервы для возмещения |
115,1 |
114,8 |
-0,33 |
Собственный капитал |
132,1 |
134,4 |
2,26 |
доля иностранного капитала |
39,3 |
39,1 |
-0,20 |
Чистая процентная маржа, % |
5,76 |
5,76 |
0,00 |
Чистый спрэд, % |
4,8 |
4,81 |
0,01 |
Результат деятельности |
-10,64 |
-9,44 |
1,20 |
Рефинансирование НБУ |
0,06 |
0,17 |
0,10 |
Мобилизация |
13,44 |
6,96 |
-6,49 |
Чистое рефинансирование |
-13,38 |
-6,79 |
6,59 |
Источник: Национальный банк Украины |
Денежно-кредитная политика в анализируемый период оставалась сдержанной. Несмотря на положительную динамику клиентских пассивов (что привело к дальнейшему снижению ставок по привлеченным ресурсам), восстановление кредитования было сдержанным, как следствие все еще высокой стоимости хеджирования кредитных рисков и ограниченного платежеспособного спроса на кредиты. Вместе с тем, наличие избыточной ликвидности и снижение доходности альтернативных кредитованию инструментов размещения ресурсов (в т.ч. ОВГЗ), положительно отразилось на кредитной активности банковского сегмента. Так, количество кредитующих банков постепенно увеличивается, а объемы предоставления новых кредитов гражданам и предприятиям по сравнению с октябрем увеличились на 16% и 29% соответственно.
Несмотря на сохранение проблем с платежеспособностью у отдельных учреждений, в целом по банковской системе наблюдался излишек ликвидности, которую НБУ пытался стерилизовать с помощью размещения депозитных сертификатов.
Качество доходных активов банковского сектора существенных изменений не претерпело. Так, объем просроченной задолженности остается на относительно стабильном уровне, а объем новых отчислений в резервы по активным операциям заметно сократился (с 4,1 млрд. грн. в октябре до 1,1 млрд.грн.в ноябре). Последнее позволило банковскому сектору заметно улучшить финансовый результат (чистая прибыль по результатам ноября составила 1,2 млрд.грн.) при фактически неизменных показателях эффективности операционной деятельности.
Агентство ожидает, что будущие изменения в первую очередь коснутся доходности банковского сектора и в меньшей мере повлияют на другие аспекты его функционирования, такие как ликвидность или капитализация. В ноябре вступило с силу Постановление НБУ № 424 от 13.10.2010 г., конкретизирующее критерии и упрощающее возможности списания банками безнадежной задолженности по кредитам (кредиты, классифицированные как «сомнительные» и «безнадежные» составляют около 15% портфеля банковской системы), а в декабре банкам было направлено письмо регулятора с рекомендацией ускорить «процедуру очистки балансов от проблемной задолженности». Последнее может подтолкнуть отдельные учреждения к более активной продаже или списанию части проблемных кредитов, что улучшит финансовые показатели. Отдельные нормы нового Налогового кодекса (подписан президентом 03.12.10 г.), которые хоть и имеет отлагательный период, в дальнейшем все же ограничат возможности банков по формированию страховых резервов (под проблемную задолженность) в будущем. Несмотря на то, что отдельные «поблажки» банковским учреждениям все же будут сохранены (как то возможность еще год включать незарегистрированные взносы в расчет капитала, в 2011 году прекращают действие отдельные пункты «антикризисных законов, а также ряда постановлений), что позволит установить «постоянные правила игры» на банковском рынке. Последнее может стимулировать процесс консолидации на финансовом рынке, в том числе, за счет активизации переговоров о смене собственников отдельных банков с иностранным капиталом.
Справка: Агентство «Кредит-Рейтинг» работает на украинском рынке с 2001 года и специализируется на присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале. С начала своей деятельности на украинском рынке рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» присвоило 1128 кредитных рейтингов. В ноябре-декабре агентством присвоено 12 рейтингов, обновлено 234 рейтинга, приостановлено 14 и отозвано 13 рейтингов. По состоянию на 01.01.2011 г. рейтинг-лист агентства включает 615 кредитных рейтингов: 452 в корпоративном, 111 в финансовом и 52 в муниципальном секторах.