Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

16.02.2011

Экономическое развитие Украины: итоги 2010 года

Анализируя основные доминанты экономического развития Украины в 2010 году, можно сделать вывод о высокой вероятности сохранения базовых трендов и рисков, формировавших условия функционирования экономической системы нашей страны в текущем периоде. Это, в частности:

  • сохранение неблагоприятной для украинских экспортеров конъюнктуры на мировых сырьевых рынках и охлаждение внешнего спроса на продукцию отечественного экспорта, что ограничивает темпы восстановления реального сектора экономики Украины;
  • снижение ликвидности бюджетной системы в начале 2011 года в связи с недовыполнением доходной части госбюджета, что может повлиять на своевременность финансирования расходной части государственного и местных бюджетов в текущем году;
  • ожидаемые трудности с наполнением доходной части государственного бюджета вследствие сокращения ставок по отдельным бюджетообразующим налогам после вступления в силу Налогового кодекса Украины;
  • увеличение объема государственного долга и расходов по его обслуживанию при сохранении необходимости в новых заимствованиях и ограниченных возможностях центрального правительства в их осуществлении, в связи со взятыми обязательствами перед МВФ;
  • сохранение отрицательного сальдо текущего счета, что будет оказывать давление на платежный баланс и, вероятно, приведет к дальнейшему росту валового внешнего долга.

Таблица 1. Основные показатели

Показатель

2008 г.

І-ІІІ кв.09 г.

2009 г.

І-ІІІ кв.10 г.

2010 г.

2011г. (прогноз)

Рост физического объема ВВП, % к предыдущему году

102,3

84,1*

84,9

103,5*

104,2

104,5

Темп роста промышленного производства, %

94,8

71,7

78,1

110,8

111

106

Темп роста с/х производства, %

117,1

103,3

98,2

98,7

99

Х

Темп роста объемов выполненных строительных работ, %

84,2

47,6

51,8

87,4

94,6

Х

Темп роста объемов розничного товарооборота (в сравнительных ценах),%

117,9

79,3

79,4

105,2

107,8

Х

Индекс потребительских цен, %

125,2

116,8

115,9

109,3

109,4

108,9

Темп роста доходной части гос. бюджета, в % к соотв. периоду прошлого года

139,6

88,1

90,5

109,3

114,7

111,4

Дефицит государственного бюджета в % к ВВП за год

-1,3

-2,6

-3,9

-4,9

-5,95

-3,1

Прямая долговая нагрузка гос. бюджета в % к доходной части (к годовому показателю доходной части)

56,4

97,3

108,2

119,3

134,5

133,4

Соотношение прямого долга центрального правительства к ВВП за год, %

13,8

22,3

24,8

27,8

29,9

30,2

Соотношение совокупного долга центрального правительства к ВВП за год, %

19,9

30,6

34,6

36,8

39,9

39,4

Активы банковской системы (брутто) к ВВП

102,5

Х

109,5

Х

100,1

99

Источник: Министерство финансов Украины, Госкомстат, расчеты рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг"*Темпы роста по III кварталу к III кварталу прошлого года

 

ГОСБЮДЖЕТ

По итогам 2010 года в Государственный бюджет Украины поступило доходов в объеме 240,5 млрд.грн., что составляет 94,3% годового плана с учетом последней корректировки и на 14,7% больше, чем по итогам 2009 года. Непосредственно в декабре прошлого года поступило 25,2 млрд.грн, что на 18,3% меньше, чем в ноябре. В декабре 2010 года динамика налоговых поступлений ухудшилась, по сравнению с предыдущим месяцем, в котором наблюдался существенный рост поступлений налога на прибыль предприятий в результате изменения условий налогообложения.

Дефицит Государственного бюджета в 2010 году составил 64,5 млрд.грн. (5,95% от прогнозного объема ВВП), превысив таким образом плановый годовой показатель на 10,4 млрд.грн. Ситуация с выполнением расходной части Государственного бюджета в конце 2010 года усугублялась неполным возмещением НДС, что, с одной стороны, позволяло покрывать скрытый дефицит Госбюджета, а с другой− приводило к росту долгов перед налогоплательщиками в текущем бюджетном периоде. Кроме этого, выполнение расходной части Государственного бюджета в конце 2010 года усложнялось необходимостью своевременного финансирования значительного объема социальных выплат, не подлежащих сокращению, таких как заработная плата, трансферты населению и прочие.

Достаточно высокий уровень ликвидности бюджетной системы в декабре 2010 года в определенной мере позволил компенсировать трудности, связанные с недовыполнением плановых показателей доходной части. Объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.12.2010г. превысил соответствующий показатель 2009 года в 3,3 раза и составил 10,9 млрд.грн. При этом, в течение декабря 2010 года произошло существенное сокращение ликвидности бюджетной системы– объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.01.2011г. составлял 2,7 млрд.грн. Проблема обеспечения своевременного исполнения Государственным казначейством платежных поручений финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств сохранилась в конце 2010 года и в определенной мере сохраняется в начале 2011 года.

Дефицит Госбюджета в течение года финансировался преимущественно посредством выпуска ОВГЗ, сумма государственных облигационных заимствований на внутреннем рынке за 2010 год составила 53,2 млрд.грн., пик заимствований попал на июнь, а в конце года объемы заимствований и ставка доходности по ним снизились. По итогам IVквартала Министерство финансов привлекло на внутреннем рынке 5,3 млрд.грн., тогда как в соответствии с ежеквартальным планом управления государственным долгом, планировалось разместить ОВГЗ на сумму около 26 млрд.грн. Министерством финансов Украины в конце 2010 года был проведен ряд аукционов по размещению облигаций, однако средства привлечь не удалось.

Активная политика по привлечению заемных ресурсов в 2010 году привела к росту долговой нагрузки центрального правительства. По состоянию на 31.12.2010г. совокупный объем государственного долга составил 432,2 млрд.грн., в т.ч. прямой долг– 323,5 млрд.грн. Соотношение объема прямого государственного долга к прогнозному показателю ВВП на 2010 год увеличилось за 2010 год до 29,9%, совокупный объем госдолга с учетом гарантий правительства составил 39,9% ВВП, что в целом совпадает с целевыми ориентирами, установленными МВФ. Однако, следует отметить, что в указанном объеме государственного долга не учитываются средства, полученные НБУ от МВФ и зачисленные в международные резервы Национального банка.

Упрощение диалога Правительства Украины с международными институциональными инвесторами, обусловленное возобновлением сотрудничества с МВФ, позволило Министерству финансов Украины в довольно сжатые сроки привлечь в декабре 2010 года 500,0млн.долл. США путем выпуска еврооблигаций под 6,7% годовых. Погашение выпуска приходится на конец декабря 2011 года. Привлечение заемных средств было вызвано необходимостью осуществления погашения облигаций внешнего государственного займа 2006 года в сумме 35,1млрд.японских иен, что усложнялось рисками неполучения второго транша кредита МВФ до конца прошлого года. При этом Украина своевременно и в полном объеме погасила самурай-облигации.

Что касается второго транша кредита МВФ, то решение о его предоставлении в размере 1,5 млрд.долл.США было принято в конце декабря. Из указанной суммы 1 млрд.долл.США планировалось направить на покрытие дефицита Госбюджета. За счет оставшейся суммы были увеличены международные резервы НБУ. Согласно заявлениям официальных представителей МВФ, дальнейшее сотрудничество между Фондом и Украиной будет определяться своевременностью проведения реформ, необходимых для достижения целей программы, в фискальном, топливно-энергетическом и финансовом секторах.

Основные бюджетные параметры на 2011 год, предусмотренные Законом Украины «О Государственном бюджете на 2011 год» были разработаны с учетом последних изменений налогового и бюджетного законодательства, а также на основе достаточно реалистичных макроэкономических показателей. Компенсационным механизом, направленным на сглаживание рисков бюджетных потерь, ввиду предусмотренного снижения (до 23% в 2011 году) ставки налога на прибыль предприятий, а также вследствие установления нулевой ставки налога для предприятий отдельных отраслей, должно стать запланированное поступление в Государственный бюджет части налога с доходов физических лиц. Впервые, начиная с 2011 года, в Государственный бюджет предусмотрено зачисление 50% прогнозного объема поступлений налога с доходов физических лиц (6,8 млрд.грн.), собираемого на територии г.Киева. Вместе с тем, стоит обратить внимание на существенное уменьшения планового объема официальных трансфертов в Государственный бюджет из местных бюджетов, что в основном связано с уменьшением изъятия из городского бюджета г. Киева. Причем сумма уменьшения изъятия сопоставима с запланированным объемом поступлений в Государственный бюджет части налога с доходов физических лиц.

Плановыми показателями Государственного бюджета на 2011 год запланировано существенное увеличение капитальных расходов. Преимущественно это связано с финансированием подготовительной работы в контесте проведения в Украине финальной части Чемпионата Европы по футболу 2012 года. При этом следует отметить довольно умеренное увеличение планового объема текущих расходов, в частности, расходов на оплату труда работников бюджетных учреждений.

Определенные изменения предусмотрены в части финансирования Государственного бюджета в 2011 году. Плановый объем государственных заимствований уменьшен, по сравнению с плановыми показателями прошлого бюджетного периода, на 15%, в том числе плановый объем внутренних заимствований установлен на уровне 66% от плановых показателей 2010 года. Следует отметить, что текущий бюджетный период будет достаточного напряженным с точки зрения погашения долговых обязательств центрального правительства. В 2011 году расходы по погашению государственного долга увеличатся по сравнению с 2010 годом в 2,3 раза, расходы по обслуживанию государственного долга – в 1,5 раза, а соотношение государственного к долга (без учета гарантий) к прогнозному объему ВВП в 2011 году составит порядка 30%. С учетом гарантий правительства, это соотношение увеличится до 42-44%% и, в соответствии с мировыми стандартами, останется на умеренном уровне.

В целом же, по мнению рейтингового агенства, текущий бюджетный период будет напряженным как с точки зрения адаптации субьектов хозяйствования к новым экономико-правовым реалиям, так и с точки зрения неопределенности развития глобальной и национальной экономики.

 

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

В декабре 2010 года сохранялась позитивная динамика развития реального сектора экономики, сформированная на протяжении прошлого года: индекс производства базовых отраслей составил в анализируемом периоде 11,1% к соответствующему периоду прошлого года (в ноябре – 6,9%, в октябре – 9,3%). Как и прежде, наиболее высокие темпы роста были зафиксированы в январе-декабре 2010 года в таких базовых видах экономической деятельности как обрабатывающая промышленность и розничная торговля (13,5% и 7,6% соответственно**). Значительный вклад в увеличение объемов производства продукции обрабатывающей промышленности по итогам года внесли машиностроение (обуславливалось сохранением высокого внешнего инвестиционного спроса на продукцию отечественного транспортного машиностроения) и металлургия.

** По сравнению с соответствующим периодом прошлого года

Традиционное предново годнее увеличение потребительского спроса, сопровождаемое увеличением реальных доходов населения, оказывало положительное влияние на динамику производства продукции пищевой промышленности, а также на развитие розничной торговли. Так, прирост оборота розничной торговли составил по итогам 2010 года 7,6%, прирост объема предоставленных услуг – 2,9%.

Несмотря на некоторое оживление активности в строительстве, что преимущественно связано с государственным финансированием строительных работ, в том числе и в рамках подготовки к ЕВРО 2012, строительная отрасль очень медленно преодолевает последствия финансово-экономического кризиса. Так, несмотря на низкую сравнительную базу 2009 года, индекс выполненных строительных работ составил по итогам 2010 года 94,6%.

Металлургия

В целом 2010 год прошел без серьезных потрясений для предприятий металлургического комплекса, постепенный рост производства, который наметился в третьем квартале, продолжился и в декабре. По сравнению с 2009 годом прирост объемов производства основных видов продукции отрасли составил 7-10%%. В декабре 2010 года был зафиксирован рост производства к предыдущему месяцу текущего года, а именно: объем производства чугуна составил 2,4млн.т (+4% к предыдущему месяцу), стали – 2,9 млн.т (+3%), готового проката черных металлов – 1,6 млн.т (+5%).

Украинская металлургическая отрасль сохранила свою традиционно ярко выраженную экспортную ориентированность. В 2010 году почти 80% выплавленной в стране стали было отправлено за границу. При этом порядка 40% украинского экспорта приходится на полуфабрикаты, прежде всего - на заготовки. В географическом разрезе более 40% продукции направлялось в страны Ближнего Востока и Северной Африки, включая Турцию — крупнейшего (наряду с Россией) покупателя украинской стали.

Объем экспорта металлопродукции в ноябре составил 2,1 млн.т, что на 15,3% больше, чем в октябре. Рост вызван увеличением объема экспорта по всем основным товарным позициям: чугуна– на 57,6%, полуфабрикатов– на 27,1%, длинномерного проката – на 0,9% и плоского проката – на 98,8%. Прирост экспорта металлопродукции по итогам 11 месяцев 2010 года составил 6,1%, а импорт покрывал внутренний рынок металлопроката на 25% (10% в 2004-2005 гг.). Причина роста импорта состоит не только в поставках не выпускаемой в стране продукции, но и в более высоком качестве аналогов при более низкой цене.

Несмотря на постепенное оживление мировых рынков, уровень спроса на продукцию металлургии еще не достиг докризисного уровня. Таким образом, в 2011 году на динамику показателей отрасли будет оказывать влияние усиленная конкуренция за сузившиеся рынки сбыта. Основной задачей украинских экспортеров металлопродукции будет активная защита своих нынешних рыночных позиций.

Машиностроение

В 2010 году машиностроительный комплекс Украины показал 35%-ный рост и остался традиционным лидером роста в промышленном комплексе. При этом в декабре 2010 года производство в машиностроительном комплексе по отношению к ноябрю 2010 г. выросло на 7,6%. Положительная динамика в значительной степени объясняется низкой базой сравнения (в 2009 г. по сравнению с 2008 г. спад производства в промышленности составлял 44,9%).

Среди отраслей машиностроения наибольший рост в декабре к ноябрю наблюдался в производстве автобусов (+32,7%), легковых авто (+39%), вагонов (37%), что объясняется как внешним спросом на данную продукцию (со стороны Российской Федерации, осуществляющей модернизацию вагонного парка железных дорог), так и внутренним. Рост внутреннего спроса был обусловлен подготовкой к Евро-2012, а также необходимостью обновления вагонного парка украинских железных дорог («Укрзализныця» и предприятия метрополитена проводили тендеры по закупке подвижного состава), а города, принимающие Евро-2012, закупали автобусы. Резкие колебания в показателях машиностроительного комплекса обусловлены, главным образом, получением предприятиями новых контрактов.

В то же время в декабре 2010 года наблюдалось сокращение выпуска другой машиностроительной продукции: грузовиков (-23,7%), сельхозтехники (производство тракторов сократилось на 3,2%), резервуаров и цистерн, а также радиаторов центрального отопления, котлов, кранов и т.д. Таким образом, отрасли, основными потребителями продукции которых являются предприятия строительного комплекса и сельского хозяйства, находятся в стадии стагнации.

Основными рисками для работы промышленности в 2011 г. могут стать рост стоимости сырья и энергоносителей, изменения, связанные с ростом тарифов на железнодорожные перевозки, а также возможное усиление фискального давления.

Строительство

На протяжении 2010 года не удалось восстановить в полном объеме работу одного из важнейших секторов экономики Украины – строительного. В 2010 году объемы строительных работ продолжили снижение: сокращение по итогам года составило 5,4% после падения на 48,2% в 2009 году и на 15,8% в 2008 году. В прошлом году объемы строительства только в шести из 27 регионов смогли превысить показатели кризисного 2009 года. В декабре сохранялась тенденция замедления темпов падения объема выполненных строительных работ. Так, отставание в выполнении строительных работ сократилось на 2,8 п.п. в декабре 2010 года против 0,8 п.п. в ноябре 2010 года. Это в значительной мере связано с тем, что декабрь месяц, как правило, был и остается «горячим» периодом для строителей: подбиваются итоги года и сдаются объекты.

Итоги уходящего года оказались не особенно удачными для строительной отрасли. Не восстановлена ипотека – основной рычаг, который мог бы в значительной мере повлиять на развитие отрасли. При этом в 2010 г. можно было наблюдать целый ряд положительных инициатив, направленных на искоренение бюрократических проволочек и других сложностей, с которыми в равной степени сталкиваются как инвесторы, та и сами строители. В целом, се годня рынок недвижимости пребывает в состоянии стагнации, что отражается в незначительном количестве операций купли-продажи объектов жилой и нежилой недвижимости.

Рейтинговое агентство ожидает, что на докризисные показатели строительная отрасль выйдет не раньше 2012 года при обеспечении доступа к заемным ресурсам и улучшении условий ипотечного кредитования участников рынка недвижимости, а также обеспечении стабильного бюджетного финансирования инфраструктурных проектов.

Сельское хозяйство

По предварительным данным, в 2010 году было произведено сельскохозяйственной продукции на 1% меньше, чем в 2009 году.

Незначительное сокращение сельскохозяйственного производства было вызвано снижением урожайности всех культур (за исключением плодов и я год) в связи с неблагоприятными по годными условиями. В результате объем производства продукции растениеводства сократился на 4,6%.

Урожай зерновых культур в 2010 году составил 39,2 млн.тонн, что на 14,8% меньше, чем в предыдущем. Уменьшился валовой сбор всех зерновых культур, кроме риса и кукурузы. Увеличение производства последних достигнуто за счет расширения посевных площадей. По этой же причине увеличился валовой сбор семян подсолнечника (на 6,4%, до 6,8 млн.тонн), сахарной свеклы (на 36,0%, до 13,7 млн.тонн) и сои (в 1,6 раза, до 1,7 млн.тонн). Достигнув максимума в 2008 году, продолжают сокращаться посевные площади рапса, а урожай данной культуры в 2010 году уменьшился на 21,5%, до 1,5 млн.тонн. Картофеля, посевные площади под который меняются не существенно, собрано 18,7 млн.тонн, что на 4,9% меньше, чем в 2009 году. Сбор овощей сократился на 2,6%, до 8,1 млн.тонн, винограда – на 13,0%, до 0,4 млн.тонн.

Урожай я год и плодов увеличился на 7,8% и составил 1,7 млн.тонн. Площади посевов озимых культур под урожай 2011 года уменьшились на 8,1%, до 9,3млн.га, в т.ч. пшеницы – на 1,7%, до 6,5млн.га, рапса – на 23,7%, до 1,1млн.га, что приведет к увеличению сельскохозяйственных работ в период весенней посевной кампании.

В 2010 году, по сравнению с 2009 годом, сократились объемы реализации продукции растениеводства (в январе-ноябре – на 8%), что вызвано сокращением торговой активности на зерновом рынке. В течение года на уменьшение объемов реализации зерновых культур влияли различные факторы, в т.ч. неблагоприятные для транспортировки грузов по годные условия в январе-феврале, ожидание прогнозов относительно будущего урожая в марте-мае, а также сезонное снижение цен на зерновые культуры в июне. Однако наиболее значительное влияние на рынок оказало введение правительством квот на экспорт зерна сроком до 31.12.2010г. (Постановление КМУ №938 от 04.10.2010г.), продленных до 31.03.2011 г.

Позитивную динамику развития в 2010 году продемонстрировало животноводческое направление. Темп роста производства животноводческой продукции, по сравнению с 2009 годом, составил 104,5%. В аграрных предприятиях общий объем выращивания скота и птицы превысил уровень 2009 года на 10,0%. Объем реализации мяса на забой в 2010 году составил 2,9 млн. тонн, что на 6,7% больше, чем 2009 году.

Сохраняются положительные тенденции в направлении выращивания птиц. В 2010 году поголовье птиц увеличилось на 5,6%, до 202,1 млн. голов, объемы выращивания птицы (сельхозпроизводителями) – на 10,6%, производство яиц – на 6,6%, до 17,0 млрд. шт. В отличие от предыдущих лет демонстрировало положительную динамику направление выращивания свиней, поголовье которых за год увеличилось на 6,1%, до 8,0 млн. голов, а объемы выращивания – на 19,0%. Развитие свиноводства обусловлено увеличением рентабельности производства из-за более сбалансированного соотношения цен на комбикорма и реализуемую продукцию, чем в 2007-2008 гг. Направление разведения КРС продолжает сокращаться, что отражается на объемах производства молока. За 2010 год численность КРС уменьшилась на 1,8%, до 4,7млн.голов, в т.ч. коров – на 2,2%, до 2,7 млн.голов. В 2010 году произведено 11,3 млн.тонн молока, что на 3,1% меньше, чем в предыдущем.

В целом, в животноводческой отрасли в краткосрочной перспективе существенных изменений рейтинговое агентство не ожидает, однако в дальнейшем ввиду роста закупочных цен на молоко, вызванного его дефицитом, возможно восстановление направления разведения КРС.

Поскольку в 2010 году сократились операционные поступления от реализации зерна, источником пополнения оборотных средств сельскохозяйственных предприятий были средства, полученные от продажи семян подсолнечника, сахарной свеклы, сои, а также продукции животноводства. При этом средние цены на продукцию растениеводства в январе-ноябре 2010 года выросли на 41%, продукцию животноводства – на 14%. Кроме того, в 2010 году увеличились объемы кредитования сельского хозяйства. За 11месяцев 2010 года сельскохозяйственным предприятиям было выдано новых кредитов на сумму 31,3 млрд.грн., что на 36,1% больше, чем за аналогичный период 2009 года.

В 2011 году на развитие сельского хозяйства, кроме государственного регулирования экспорта, также окажет принятие Налогового кодекса и государственная поддержка агропромышленного комплекса. В Налоговом кодексе, принятом в конце 2010 года, участников сельскохозяйственных рынков затронут, прежде всего, два изменения. Первое – отмена налогообложения НДС операций по поставке зерновых, кроме риса и гречихи, а также технических культур (рапса и семян подсолнечника) – вероятно, отразится на схемах посреднических операций. Кроме того, сельхозпроизводители могут ощутить ценовое давление со стороны трейдеров. Существенного влияния на рынок второго изменения, согласно которому НДС за реализованные перерабатывающими предприятиями молочные и мясные продукты будет направляться не сельхозпроизводителям, у которых закупалось сырье, а в специальный фонд Госбюджета, рейтинговое агентство не ожидает.

Законом Украины «О Государственном бюджете Украины на 2011 год» (№2857-VI от 23.12.2010г.) объем расходов на финансирование Министерства аграрной политики и продовольствия увеличен на 77,3%, до 10,2 млрд.грн., в т.ч. расходы общего фонда – на 48,6%, до 5,2 млрд.грн., специального – в 2,2 раза, до 5,0 млрд.грн. Существенное увеличение бюджетных показателей специального фонда, связано с проведением через Государственный бюджет операций по поддержке животноводства за счет НДС, перечисляемого переработчиками (заложенная сумма составляет 2,0 млрд. грн.). Несмотря на то, что планом предусмотрена отсутствовавшая в 2010 году государственная поддержка путем дотирования животноводства и растениеводства, а также путем удешевления кредитов, в 2011 году не запланировано формирование Стабилизационного фонда, из которого на эти цели в предыдущем году планировалось выделить средства в большем объеме. В 2011 году на рынки сельскохозяйственной продукции окажет влияние деятельность Аграрного фонда в случае получения кредита за счет выпуска Кабинетом Министров Украины ОГВЗ на сумму 5,0 млрд.грн., предусмотренного в Государственном бюджете.

Торговля

По итогам 12 месяцев 2010 года увеличение объемов оборота розничной торговли в Украине, по сравнению с 2009 годом, составило 7,6% (в натуральном измерении товарооборот вырос до уровня в
530 млрд. грн.). Росту показателей отрасли способствовали такие факторы как положительная динамика индекса реальной заработной платы населения, активизация коммерческими банками программ кредитования, а также сезонное увеличение потребительской активности, которое традиционно приходится на последний месяц календарного года.

При этом, несмотря на позитивный прирост, относительно объемов розничного товарооборота 2009 года, экономическая активность предприятий отрасли остается на уровне ниже докризисного 2008 года (по итогам 2009 года падение объемов розничного товарооборота к 2008 году составило 16,6%).

На протяжении 2010 года деятельность предприятий сферы розничной торговли, кредитные рейтинги которых поддерживает рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг», в целом характеризовалась успешной реструктуризацией существующих обязательств, выполнением планов по расширению торговых сетей, а также ростом объемов полученной торговой выручки. При этом рейтинговым агентством не было зафиксировано технических дефолтов по обязательствам публичных выпусков процентных облигаций в секторе ритейла на протяжении 2010 года.

В 2011 году агентство ожидает ускорения темпов развития отрасли, при этом факторами роста могут стать как увеличение объемов кредитования коммерческими банками, так и рост доходов населения, а также улучшение потребительских настроений. При этом достаточно острым остается вопрос управления высокой долговой нагрузкой и необходимость обслуживания обязательств предприятиями розничной торговли. В связи с тем, что значительная часть обязательств по банковским кредитам предприятий была реструктуризирована в среднем на 1-2 года, в 2011 году операторы столкнутся с необходимостью проведения дальнейшей работы по оптимизации своей долговой нагрузки.

 

ВНЕШНИЙ СЕКТОР

По итогам 2010 года сведенный платежный баланс Украины был сформирован с профицитом в объеме 5,1 млрд.долл. США (в 2009 году – с дефицитом в объеме 13,7 млрд.долл. США). Положительное сальдо сведенного платежного баланса было обеспечено профицитом финансового и капитального счета, в то время как дефицит текущего счета составил 2,6 млрд.долл. США (в 2009 году – 1,7 млрд.долл. США).

Существенное увеличение негативного сальдо текущего счета платежного баланса обеспечивалось за счет товарной составляющей – показатель отрицательного сальдо товарного баланса составил 8,4 млрд.долл. США (в 1,95 раза больше, чем в 2009 году). Частично дефицит товарного баланса компенсировался ростом профицита баланса услуг, вследствие повышения тарифов на транспортировку газа, а также увеличением частных денежных переводов по статье «Текущие трансферты».

Объем товарного экспорта в 2010 году 52,1 млрд. долл. США (на 29% больше, чем в 2009 году). Рост экспорта обеспечивался как ценовым фактором, так и увеличением физического объема внешних товарных поставок. Основной вклад в рост товарного экспорта в 2010 году обеспечили металлургия (+35,2%) и машиностроение (+33,6%), совокупный удельный вес которых в общей структуре товарного экспорта составил больше 50%. Оживление спроса на мировых рынках металлов, которое наблюдалось преимущественно в течение первых пяти месяцев 2010 года, положительно повлияло на внешнеэкономическую активность отечественной металлургической отрасли. Однако начиная со средины лета, внешний спрос на украинскую металлопродукцию сократился и частично возобновился в начале осени.

Положение отечественных металлургов в течение прошлого года усложнялось также усилением конкуренции со стороны азиатских производителей. Кроме этого, в странах, которые являются основными потребителями продукции украинской металлургической отрасли, темпы роста объемов собственного производства металлопродукции значительно превышают темпы роста внутреннего спроса. Эта тенденция, вероятно, сохранится и в 2011 году, что будет ограничивать внешние поставки отечественной металлопродукции.

Существенное влияние на объемы экспорта продукции машиностроения, преимущественно транспортного, оказало значительное увеличение спроса со стороны Российской Федерации, в которой осуществлялась модернизация вагонного парка железных дорог. Объем товарного экспорта в РФ в 2010 году вырос в 1,6 раза. Следует также отметить довольно умеренные темпы роста внешних поставок продукции АПК, годовой прирост которых составил 4,4%, что объясняется снижением урожайности всех культур из-за тяжелых по годных условий в летнее время, а также низкой активностью на зерновом рынке, вследствие введенных в октябре квот на экспорт зерна.

Увеличение объемов импорта товаров в 2010 году составило 35,4%, вследствие ценового фактора. В 2010 году произошло увеличение импорта энергоносителей (формирует около 32% общего товарного импорта) как в натуральном, так и в стоимостном выражении. Также выросли объемы импорта транспортного машиностроения.

Показатель положительного сальдо финансового и капитального счета платежного баланса составил в 2010 году 7,7 млрд.долл. США (в отличие от дефицита в объеме 12 млрд.долл. США в 2009 году), чему способствовали активные внешние заимствования во ІІ-ІІІкварталах, осуществляемые сектором государственного управления и реальным сектором. Довольно ощутимый вклад в формирование положительного сальдо финансового счета был внесен также чистым притоком прямых иностранных инвестиций (+22,1% к 2009 году). Основным реципиентом ПИИ, как и в 2009 году, оставался банковский сектор (около 35% объема инвестиций). При этом в 1,5 раза выросли объемы инвестиций в реальный сектор, в основном в декабре 2010 года.

В июле 2010 года, Правительством Украины и Советом директоров МВФ была согласована новая программа сотрудничества и выделение Украине кредита объемом 15,2 млрд. долл. США на условиях стенд-бай. Действие Программы рассчитано на 2,5 года. Кредитные ресурсы выделяются ежеквартальными траншами в зависимости от оценок деятельности Правительства экспертами фонда. Во ІІполу годии прошлого года (в августе и декабре) Украиной было получено два кредитных транша объемом 1,89 млрд.долл. США и 1,5 млрд.долл. США, соответственно. Полученные средства были использованы на пополнение международных резервов и покрытие дефицита Государственного бюджета.

Возобновление сотрудничества между Украиной и МВФ, а также улучшение политических отношений с Российской Федерацией обусловило упрощение диалога правительства Украины с международными институциональными инвесторами. В конце ІІквартала правительство привлекло краткосрочный кредит от «ВТБ» Банка объемом 2 млрд.долл.США для целей финансирования дефицита государственного бюджета, сроком до конца 2010 года. Условиями договора была предусмотрена возможность пролонгации (не более 3-х раз) — каждые пол года без изменения процентной ставки (6,68% годовых) и в декабре 2010 года кредит был продлен.

В сентябре 2010 года Министерство финансов Украины разместило облигации внешнего государственного займа на сумму 2,0 млрд.долл.США, из них 0,5 млрд.долл.США— сроком на 5 лет (под 6,875% годовых), остальные— на 10 лет (7,75%). Также в декабре 2010 года Минфин осуществил выпуск ОВГЗ на сумму 0,5 млрд.долл.США. Погашение выпуска приходится на конец декабря 2011 года.

Следует отметить, что в декабре 2010 года Украина осуществила своевременное погашение ОВГЗ 2006 года на сумму 35,1млрд.японских иен. Следующий крупный платеж по внешнему долгу центрального правительства запланирован на март 2011 года (семи летние еврооблигации на сумму 600,0млн.долл. США).

В целом за 2010 год показатель сальдо по кредитам и облигациям по сектору государственного управления составил 5,1 млрд.долл. США (по итогам 2009 года этот показатель был отрицательным и составил 1,1 млрд. долл. США).

Учитывая то, что на протяжении 2010 года украинские банки сокращали внешнюю задолженность, сальдо по кредитам и облигациям по банковскому сектору было отрицательным – 1,7 млрд.долл. США. Следует также отметить, что значительная часть привлеченных банками в 2010 году ресурсов, направлялись на погашение средств привлеченных ранее, о чем свидетельствует увеличение показателя rollover до 90% по итогам 2010 года (76% по итогам 2009 года).

Несмотря на то, что по итогам IVквартала сальдо сведенного баланса было отрицательным и его финансирование было осуществлено за счет резервных активов, в целом по итогам года объем резервов был увеличен на 8,1 млрд.долл.США. По состоянию на 01.01.2011г. объем резервов составил 34,6 млрд.долл.США и обеспечивал покрытие импорта товаров и услуг на 5,2месяца будущего периода.

По мнению рейтингового агентства, ситуация во внешнем секторе Украины в 2011 году будет определяться рядом факторов, которые лежат в глобальной и национальной экономической плоскости. Со стороны мировой экономики и торговли, влияние на сбалансированность внешнего сектора Украины будут оказывать геополитические и геоэкономические изменения, которые происходят в мировом экономическом и торговом пространстве после финансово-экономического кризиса. Относительно быстрое преодоление последствий кризиса развивающимися странами, главным образом Китаем, на фоне достаточно медленного и относительно нестабильного восстановления развитых экономик, приводит к возникновению глобальных конфликтов интересов в сфере торговой, валютной и финансовой политики. Не стоит также забывать о неопределенности экономических процессов в Еврозоне, что усугубляется необходимостью внедрения механизма сглаживания долговых рисков, а также трудностями в достижении консенсуса между странами с высоким уровнем устойчивости государственных финансов в части распределения финансового бремени, связанного со стабилизационными интервенциями странам с низким уровнем устойчивости государственных финансов.

Со стороны национальной экономики на внешнюю платежеспособность Украины будет влиять вероятное сохранение тенденции к увеличению дефицита текущего счета, что будет оказывать давление на сведенное сальдо платежного баланса. Это обусловит дальнейшую долговую активность экономических агентов страны, в том числе и сектора государственного управления. Несмотря на довольно существенное увеличение Национальным банком Украины международных резервов в 2010 году, их накопленный объем не создает должного запаса прочности для поддержки необходимого уровня внешней ликвидности страны в случае значительного ухудшения конъюнктуры на мировых финансовых рынках.


БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА, ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНАЯ И ВАЛЮТНАЯ ПОЛИТИКА

Ситуация на валютном рынке в анализируемый период была контролируемой: значительных курсовых колебаний не происходило. В декабре сохранялся чистый спрос на валюту со стороны населения и отрицательная динамика торгового счета платежного баланса (0,82млрд.USD в декабре, против 0,56 млрд.USD – в ноябре). Последнее, в том числе было обусловлено увеличением импорта из-за необходимости пополнения товарных запасов в преддверии ново годних праздников и оказывало определенное давление на валютный рынок. В декабре банки продали физ.лицам на 1,92млрд.USD валюты больше, чем купили, что может свидетельствовать о дальнейшем накоплении иностранной валюты вне банков.

Характерным для последнего месяца года было увеличение объема операций на межбанковском валютном рынке, оборот которого в декабре составил 25,4млрд.USD (на 17% больше, чем месяцем ранее). Спрос на валютном рынке в значительной степени покрывался за счет интервенций НБУ, а дефицит торгового счета – поступлением валюты по финансовому (в т.ч. за счет государственных заимствований на внешних рынках) и капитальному счетам. Объем нетто-интервенций НБУ на валютном рынке в декабре составил 0,61 млрд. USD (за IV квартал – 1,49 млрд. USD). За анализируемый период золотовалютные резервы страны увеличились на 1,04млрд.USD (до 34,6млрд. USD на начало 2011 года) преимущественно за счет очередного транша МВФ в сумме $1,5млрд. (треть из которых пошла на укрепление золотовалютных резервов) в рамках кредитной линии «stand by».

Существенных курсовых колебаний агентство не ожидает, хотя на валютный курс существенное давление оказывает ситуация на мировых финансовых и товарных рынках, а также поведение (девальвационные ожидания и действия) субъектов рынка, включая банки, государственные компании-импортеры, НБУ и население. Возможности Национального банка по поддержанию стабильности валютного рынка остаются достаточными.

Таблица 2. Показатели деятельности банковской системы

Основные показатели, млрд.грн

Ноябрь 2010

Декабрь 2010

изменение за мес.

Монетарная база

215,7

225,7

9,96

Денежная масса

574,7

598,4

24,28

Корсчета

17,4

16,7

-0,65

Активы (скорректированные на резервы)

942,3

942,1

-0,19

Высоколиквидные активы

115,2

120,5

5,38

Кредиты всего: в т.ч.

757,9

755,0

-2,86

кредиты юридических лиц

502,8

508,3

5,54

кредиты физических лиц

191,2

186,5

-4,66

Проблемные кредиты, удельный вес в КП,%

11,92

11,24

-0,68

% ставка по кредит.в нац.вал. (среднемес)

12,8

15,0

2,20

% ставка по кредит.в инос.вал. (среднемес)

10,4

11,4

1,00

Обязательства банков всего: в т.ч.

807,9

804,4

-3,51

депозиты юридических лиц

140,3

144,0

3,75

депозиты физических лиц

262,6

270,7

8,12

% ставка по депоз.в нац.вал. (среднемес)

7,1

8,1

1,00

% ставка по депоз. в инос.вал. (среднемес)

6,0

6,0

0,00

резервы для возмещения возможных
потерь по кредитным операциям

114,8

113,0

-1,81

Собственный капитал

134,4

137,7

3,32

доля иностранного капитала
в уставном капитале банков, %

39,1

40,6

1,50

Чистая процентная маржа, %

5,76

5,79

0,03

Чистый спрэд, %

4,81

4,84

0,03

Результат деятельности

-9,44

-13,03

-3,59

Рефинансирование НБУ

0,17

0,41

0,24

Мобилизация

6,96

11,23

4,27

Чистое рефинансирование

-6,79

-10,82

-4,03

Источник: Национальный банк Украины

Согласно данным официальной статистики, расширение денежной массы в декабре на 4,2% было обусловлено приростом средств на депозитах и денег вне банковской системы, а также увеличением монетарной базы (в меньшей степени). На динамику последней оказало влияние сокращение средств правительства на счетах в НБУ на 79,4% – до 2,7 млрд.грн.

Достаточная ликвидность банков и дальнейшее снижение доходности альтернативных инструментов размещения ресурсов (средневзвешенная доходность ОВГЗ с июня не поднималась выше 11%, а в отдельные месяцы была ниже 10%), положительно отразились на кредитной активности банковского сектора, что в свою очередь поддерживало спрос банков на клиентские депозиты. Объем последних увеличился в декабре на 3,7%, интегральная процентная ставка – на 0,6 п.п. Вместе с тем, кредитование остается сдержанным из-за все еще высокой стоимости хеджирования кредитных рисков и ограниченного платежеспособного спроса на кредиты. Количество кредитующих банков постепенно увеличивается, а объемы предоставления новых кредитов гражданам и предприятиям по сравнению с ноябрем увеличились на 15% и 5,4% соответственно. Излишек ликвидности в банковском секторе НБУ пытался стерилизовать с помощью монетарных методов (в первую очередь – за счет размещения депозитных сертификатов).

Назначение Главой НБУ Сергея Арбузова (23.12.2011 г.), с октября занимавшего должность первого заместителя Владимира Стельмаха, не оказало существенного влияния на финансовый рынок на текущем этапе. Вместе с тем, в будущем переформатирование состава Правления НБУ может привести к ужесточению надзорной политики регулятора (уже в январе текущего года в 2банка была возвращена временная администрация, рассмотрены вопросы функционирования проблемных банков, а в феврале в Верховную Раду внесен законопроект, продлевающий срок полномочий временной администрации в банках до 18 месяцев). В конце декабря прекратили действие ряд антикризисных нормативных актов (как те, которые ослабляли пруденциальные требования к банкам, так и те, которые запрещали осуществлять определенные операции), поэтому для банковского сектора декабрь стал не только месяцем подведения итогов уходящего года (что зачастую сопровождается действиями по очищению балансов и пересмотром стратегий развития), а также подготовительным этапом для работы в более жестких условиях банковского регулирования. Вступление в силу нового Налогового кодекса, хоть и имеет отлагательный период, все же ограничит возможности банков по формированию страховых резервов (под проблемную задолженность) в будущем. Вместе с тем, учитывая достаточно прочные позиции финансового капитала, часть «поблажек» для банков, вероятно, будет продлена на среднесрочную перспективу, что может способствовать размораживанию части ресурсов и их перетеканию в реальный сектор экономики (кредиты и корпоративные облигации).

Уровень проблемной задолженности продолжает постепенно снижаться, что не в последнюю очередь обусловлено переуступкой и/или списанием банками части безнадежных кредитов ввиду вступившего в силу в предыдущем месяце постановления НБУ №424 (конкретизирующего критерии списания безнадежных кредитов), а также постепенным улучшением ситуации в ряде секторов экономики. Прошлый год банковская система закончила с убытком 13 млрд.грн. (в декабре убыток составил 3,59 млрд.грн., в предыдущем месяце деятельность банковского сектора была прибыльной), что в первую очередь было обусловлено значительным объемом отчислений в резервы (из-за низкого качества доходных активов). Соотношение затрат на отчисления в резервы к чистым доходам банков в последнем месяце года увеличилось до 36%, административных затрат – до 27%, что в целом характерно для аналогичного периода и связано с подведением итогов деятельности отдельных банков и ревизией их активов. Вместе с тем, наблюдается постепенное восстановление доходной базы, о чем свидетельствует 9% рост чистых процентных доходов и 19% рост чистых комиссионных доходов банков.

Несмотря на восстановление ряда секторов экономики, высокую ликвидность банковского сектора, стабильную валютно-курсовую и денежно-кредитную политики на протяжении последнего года, операционная среда остается сложной, что объясняет противоречивые решения судов и регулирующих органов касательно предоставления валютных кредитов, досрочного выполнения отдельных обязательств, а также других аспектов взаимодействия банков с контрагентами. Последнее может стимулировать процесс консолидации на финансовом рынке, в том числе, за счет активизации переговоров о смене собственников отдельных банков с иностранным капиталом. Основные изменения в работе банковского сектора в будущем в первую очередь будут касаться операционной среды.

Справка: Агентство «Кредит-Рейтинг» работает на украинском рынке с 2001 года и специализируется на присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале. С начала своей деятельности на украинском рынке рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» присвоило 1129 кредитных рейтингов. В 2010 году агентством присвоено 55 рейтингов, обновлено 1009 рейтингов, приостановлено 162 и отозвано 114 рейтингов. По состоянию на 01.01.2011 г. рейтинг-лист агентства включает 615 кредитных рейтингов: 452 − в корпоративном секторе (из них: 8 рейтингов предприятий металлургии, 19 – машиностроения, 286 – в строительном секторе, 19 – в АПК, 43 – предприятиям торговли), 111 − в финансовом (в том числе: 91 рейтинг банковских учреждений) и 52 − в муниципальном секторах.

Елена Самойлова
директор департамента рейтинговых исследований
Андрей Кулик
Начальник отдела корпоративных рейтингов
Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук
Екатерина Васина
начальник сектора, кандидат экономических наук
Виктор Шулик
ведущий финансовый аналитик отдела рейтингов финансовых организаций
Алексей Черноротов
Начальник отдела корпоративных рейтингов
Ирина Веременко
ведущий финансовый аналитик отдела муниципальных рейтингов

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть