О прекращении хождения гривни в Крыму
Какие последствия для экономики, банковской системы и валютного рынка Украины и Крыма будет иметь прекращение хождения гривни на полуострове с 1 июня 2014 года.
По данным на начало года, объем крымских депозитов оценивался почти в 23 млрд. грн., задолженности по кредитам – около 16,5 млрд. грн. Уже на 1 апреля объем кредитов увеличился до 24 млрд, а объем депозитов сократился до 20 млрд.
Оценивая грубо, украинская банковская система теряет с прекращением операций в Крыму не менее 1/10 от своих активов и пассивов.
Для валютного рынка Украины и для экономики последствия не такие серьезные, как для граждан Крыма. Украинские банки вдвойне лишены права работы в Крыму: как со стороны НБУ (решение от 6 мая, во исполнение закона о статусе оккупированных территорий), так и согласно постановлению Центробанка РФ от 26 мая. Из российских банков налаживают работу в Крыму пока немногие. В основном это небольшие банки, работающие внутри РФ и которые могут не опасаться возможных экономических санкций со стороны международных организаций и партнеров из-за работы на полуострове. Для крупных игроков российского банковского рынка соблазн расшириться в Крыму не настолько велик, чтобы рисковать репутацией и терять налаженные связи.
Для экономики Крыма и населения полуострова риски состоят в отношении своевременного возврата депозита. Есть просто неудобства. Пока что невозможно в большинстве случаев ни провести электронный платеж, ни рассчитаться картой. Вместе с тем, ситуацию можно обоснованно использовать как форс-мажорную в плане исполнения обязательств по кредитам. Это не означает, что можно забыть о банке и просто перестать платить. Но вместе с этим, украинские банки, скорее всего, вынуждены будут идти на серьезные послабления для крымских заемщиков.
Для россиян сокращение срока хождения гривны в Крыму дало возможность фактически в условиях форс-мажора навязывать украинским банкам свои варианты решения вопроса, которые не в пользу Украины.
Кроме того, сейчас достаточно трудно оценить объем гривневой массы, которая может оказаться в российском Центробанке. Если предположить, что к россиянам перейдет даже часть кредитно-депозитного портфеля, это уже не менее 1 млрд. евро по текущему курсу. Эти средства нельзя будет включить в международные резервы ЦБ, однако на них можно будет поддерживать интересы российского бизнеса в Украине, кредитуя соответствующие российские предприятия.