Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

01.10.2009

«Налоговые нововведения в страховой сфере»

На вопросы газеты «Деловая столица» отвечает ведущий финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг» Капустинский Алексей

ГНАУ предлагает внести изменения в закон "О налогообложении прибыли предприятий", согласно которым база налогообложения рисковых страховых компаний увеличится за счет того, что из общей суммы полученных страховых платежей не будут вычитаться отданные в перестрахование резидентам платежи.

- как вы оцениваете предложенные ГНАУ новации?

Они вполне логичны. Все последние годы объем налоговой нагрузки непосредственно на страховую деятельность финансовых учреждений был очень невелик. Например, за весь прошлый год страховщиками было уплачено налога на прибыль от страхования «не жизни» (non-life insurance) на сумму 344,6 млн. грн., при валовых поступлениях премий на более чем 24 млрд. грн. Это официальные данные Госфинуслуг.

Официально страховой сектор уплачивает на сегодня налог 3% с валовых сборов страховых платежей, уменьшенную на сумму исходящего перестрахования резидентам и нерезидентам. Исходящее перестрахование нерезидентам имеет свой режим налогообложения, а исходящее перестрахование резидентам – свободно от него.

Глобальная проблема – не в том, с чего платятся 3%, с валовых платежей в целом или с валовых платежей за вычетом перестрахования в пользу резидентов. Поступления в бюджет и в первом, и во втором случае будут незначительными. Вопрос в том, что эти 3% были и есть ощутимой форой, преимуществом для страховщиков в сравнении с другими секторами экономики, что должно было бы стимулировать развитие рынка. К сожалению, при отсутствии адекватного спроса на страховые услуги эта преференцию больше использовали для облегчения ведения бизнеса (будем называть вещи своими именами, страховой бум последних двух-трех лет в сфере классического страхования был во многом вызван добровольно-принудительными действиями банкиров, заставляющих клиентов страховать объекты кредитования, а также введением штрафов за отсутствие полисов «автогражданки» у водителей).

- последствия, которые (в случае принятия документа) будет иметь ужесточение налогообложения для страховых компаний? возможен ли в этом случае рост тарифов и по каким видам?

Серьезных глобальных последствий нововведение иметь не будет, поскольку соответствующие суммы не настолько велики. Тем не менее, по нашим оценкам, дополнительная нагрузка на страховые компании составит (если предположить гипотетически, что нововведение будет реализовано в текущем году) около 50 млн. грн. в квартал. Объективно это может привести к росту страховых тарифов, который уже происходит и без этого. Рост тарифов будет происходить по всем ключевым видам страхования, по которым работает та или иная компания.

- является ли данная инициатива ГНАУ исключительно желанием увеличить поступления в госказну от страховой отрасли, либо это один из элементов борьбы с оптимизацией налогообложения через страхование и перестрахование? Если верно последнее утверждение – насколько этот шаг будет эффективен в борьбе со схемами? Почему?

Последнее утверждение верно. Насколько эффективно это в борьбе со схемами – на сегодняшний день можно сказать, что да, эффективно. Но не уверен, что так же можно будет утверждать через два-три месяца. Поскольку на месте одной схемы возникнет другая. Проблема – в глобальном системном кризисе, в котором находится экономика. И многие участники рынка для лучших шансов на выживание будут искать новые и новые пути для минимизации и сокрытия своих доходов. Решить проблему может переход к более или менее системным и унифицированным правилам игры, хотя бы в финансовом секторе.

 

К началу страницы

Алексей Капустинский
советник Генерального директора
источник: Деловая столица

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть