Кредитный рейтинг Мирноградской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «АЛЬТБАНК» повышен до уровня uaАА Kредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «МАНИВЕО СКОРАЯ ФИНАНСОВАЯ ПОМОЩЬ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА- Кредитные рейтинги ООО «ЭСКА КАПИТАЛ» подтверждены на уровне uaАА-

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

25.02.2010

Страховщикам упростят вывод капитала

Проект распоряжения Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины «Об утверждении требований к рейтингу финансовой надежности (стойкости) страховщиков-нерезидентов и перестраховщиков-нерезидентов» (от 24 февраля 2010 года) комментировал для «Деловой столицы» ведущий финансовый аналитик агентства Алексей Капустинский

Каковы основные отличия требований к рейтингам страховщиков и перестраховщиков-нерезидентов, прописанные в проекте, в сравнении с действующими?

Главное отличие – смягчение требований к кредитным рейтингам страховщиков-нерезидентов. В результате может появиться возможность перестраховывать риски, (часто довольно существенные по своим объемам), у страховщиков с рейтингами спекулятивного уровня. Это не будет способствовать доверию к страховой отрасли в целом. Особенно учитывая, что на сегодня информация о работе многих участников страхового рынка полностью отсутствует. Более того.

Новый документ разрешает работу со страховщиками-нерезидентами, имеющими рейтинг спекулятивного уровня и зарегистрированными в оффшорных зонах (на сегодня в Украине их перечень приведен в распоряжении Кабмина от 24 февраля 2003 г. №77). Также можно будет работать с нерезидентами c невысокими рейтингами и зарегистрированными при этом в странах, находящихся в «черном списке» FATF, то есть не борющихся с проблемой легализации преступно полученных средств.

Таким образом, в случае вступления в силу нового документа среди зарубежных партнеров украинских компаний могут появиться ненадежные перестраховщики со спекулятивными рейтингами. При этом они могут быть зарегистрированы в странах, репутация которых, мягко говоря, сомнительна. Все это будет лишь способствовать увеличению оттока средств из экономики за рубеж.

Далее. Если новый документ будет утвержден, то не будет формата, по которому страховщики подают информацию о деталях страхования или перестрахования у нерезидентов. На сегодня этот формат пока регламентирован действующими распоряжениями регулятора. Так, страховая компания указывает номер и дату договора страхования, рейтинг партнера-нерезидента, наименование рейтингового агентства, а также описывает источник информации о рейтинге. Все эти сведения должны подаваться в Госфинуслуг в десятидневный срок с момента заключения договора страхования или перестрахования с нерезидентом.

Новый документ ничего этого не предусматривает. И одновременно отменяет те распоряжения комиссии, которые на сегодня регламентируют формат подачи информации. По нашему мнению, это только осложнит и без того напряженную работу регулятора в части анализа отчетных данных страховщиков.

Возникали ли у отечественных страховых компаний проблемы с перестрахованием за рубежом из-за ранее действовавших рейтинговых требований? Какие именно и в каких случаях?

Об этом лучше расскажут представители страховых компаний.

Будут ли решены эти проблемы с принятием постановления Госфинуслуг?

Частично будут решены, ведь требования к рейтингам смягчаются.

Проблема в другом. Безусловно, есть определенная доля страховщиков, не соблюдающих действующие требования по работе с нерезидентами. Навряд ли будут такие компании соблюдать и новые требования. Поскольку, во-первых, будет сложнее установить, нарушает компания требования или нет (формат подачи информации о работе с нерезидентами будет отсутствовать, см. ответ на первый вопрос). А, во-вторых, нарушать не так уж и страшно. Масштаб не вполне законной работы некоторых компаний с зарубежными партнерами давно уже не соответствует максимальному размеру наказания за подобное нарушение. Верхняя граница размера штрафа не меняется вот уже почти 9 лет, с момента принятия Закона Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг», и составляет 17 тысяч гривен (статья 41). Причем этот верхний предел касается любых «профильных» нарушений на рынках финансовых услуг (включая страховой рынок), впятеро выше – только штраф за работу без лицензии, отдельно наказываются нарушения в сфере борьбы с «отмыванием» преступно полученных средств.

При этом не прописано, как конкретно наказывается виновный: один штраф применяется по отношению к одному договору, заключенному с одним «неправильным» в рейтинговом отношении страховщиком-нерезидентом, либо же одна санкция выписывается в отношении сразу нескольких договоров с одной компанией (несколькими компаниями).

Все это не слишком способствует укреплению дисциплины соблюдения страховщиками нормативных требований.

Окажут ли прописанные там новации позитивное влияние на рынок? Может ли смягчение требований к рейтингам нерезидентов иметь также и негативный эффект? Если да - какой именно?

Будем говорить о последствиях.

Вспомним историю. По итогам 2003 года более 1/3 валовых премий на украинском страховом рынке поступало за рубеж в рамках договоров перестрахования. После принятия в октябре этого же года нормативных требований, в том числе и по рейтингам, объемы перестрахования за рубеж за три последующих года сократились в 5,5 раз, однако в 2006-2008 гг. постепенно увеличились вдвое, причем в 2009 году падения также не наблюдалось.

В случае принятия документа потенциально могут возрасти объемы сотрудничества со страховыми компаниями-нерезидентами, может оживиться деятельность страховщиков в целом, возрастет степень их свободы в принятии на страхование бОльшего количества крупных рисков, с последующей передачей в перестрахование. Можно ли это считать позитивным влиянием на рынок, вопрос непростой. В любом случае, это не будет способствовать освобождению страхового рынка от не вполне добросовестных участников. Кроме того, условия для работы в так называемом «кептивном» страховании (а оно используется как один из инструментов оттока капитала за рубеж) также будут лучше.

Алексей Капустинский
советник Генерального директора
источник: Деловая столица

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть