Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Финансовый сектор »  Рейтингование

Рейтингование

01.10.2009

Кризисный год: новые условия и новые рейтинги

В 2009 году рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» предложило рынку ряд новых рейтинговых продуктов. Некоторые из них, в частности рейтинг надежности депозитов, уже стали неотъемлемыми элементами деловой репутации банков


Новые возможности использования кредитных рейтингов предприятиями

В условиях кризиса для многих предприятий одним из самых актуальных вопросов является поиск источников финансирования. Если во время экономического роста найти средства для развития бизнеса можно было достаточно легко, то на данный момент доступ к заемным ресурсам очень ограничен. Облигационный рынок Украины сегодня практически остановился, большинство банков испытывают дефицит ликвидности, а те, у кого есть свободные средства, ужесточают свои требования в связи с возросшими рисками.

Именно поэтому в настоящее время повысилась значимость кредитного рейтинга предприятия, который характеризует уровень возможности компании своевременно и в полном объеме выплачивать проценты и основную сумму по своим долговым обязательствам. Наличие такого рейтинга позволяет компании усилить свои переговорные позиции перед банками и увеличивает шансы на получение доступа к банковскому кредитованию. Высокий кредитный рейтинг может быть основанием для предоставления финансирования на более выгодных для предприятия условиях по сравнению с обладателями более низких рейтингов.

Кредитные рейтинги также находят свое применение при коммуникации с другими категориями кредиторов и контрагентов, например, с поставщиками товаров и услуг, которые могут предоставлять дополнительную рассрочку по платежам предприятиям, демонстрирующим достаточный уровень финансовой надежности.

Одной из разновидностей кредитных рейтингов являются рейтинги дебитора, отражающие способность контрагента-дебитора выполнять свои обязательства перед предприятием-кредитором. В процессе присвоения рейтинга анализируются рыночные позиции контрагента, текущее финансовое состояние, деловая репутация и перспективы развития. Рейтинговая оценка дебитора позволит предприятию-заказчику провести сегментацию контрагентов, выявить их сильные и слабые стороны, осуществить отбор наиболее надежных и перспективных партнеров. По результатам анализа можно принять решение относительно целесообразности работы с отдельными компаниями и разработать типовые условия сотрудничества для каждого сегмента контрагентов. Конечная цель рейтингования дебиторов – снижение риска возникновения просроченной дебиторской задолженности и повышение эффективности работы с должниками при одновременной минимизации усилий на управление дебиторской задолженностью. Достижение этой цели позволит предприятию более достоверно прогнозировать суммы и сроки денежных поступлений и планировать текущую деятельность, что, в свою очередь, положительно отразится на финансовом состоянии самого предприятия-заказчика.

В период экономической нестабильности, когда количество операций на финансовых рынках значительно сократилось, содержание отдельными участниками рынка собственного штата аналитиков не всегда является рациональным. Поэтому, с целью минимизации затрат, банки и другие финансовые структуры могут воспользоваться новой услугой рейтингового агентства – проведением частного анализа кредитоспособности потенциальных заемщиков с учетом внутренних нормативных требований заказчика в области оценки рисков. Использование этой услуги позволяет существенно сократить текущие затраты при сохранении возможности быстрого принятия решения о целесообразности проведения конкретных операций.

 

Новые рейтинговые продукты – помощь потребителям финансовых услуг

«В кризисных условиях агентство «Кредит-Рейтинг» особое внимание уделяет созданию специализированных рейтинговых продуктов, учитывающих потребности различных участников финансового рынка.

Благодаря работе агентства в направлении защиты интересов клиентов финансовых учреждений, в настоящее время при принятии решения о размещении в банке депозитного вклада или заключении договора со страховой компанией, существует возможность предварительно изучить рейтинги надежности банковских вкладов или страховых компаний»

Новые виды рейтинговых продуктов, разработанные агентством «Кредит-Рейтинг», прежде всего, нацелены на защиту интересов рядовых потребителей финансовых услуг и повышение их информированности о степени надежности финансовых учреждений. На протяжении 2009 года агентством были внедрены два вида рейтингов: рейтинг надежности банковских вкладов (депозитов) и рейтинг надежности страховых компаний.

Рейтинги надежности банковского вклада характеризуют уровень риска возникновения проблем с возвратом депозита, размещенного в определенном банке, по сравнению с вкладами в других банках Украины. Данная рейтинговая оценка дает возможность вкладчикам выбрать наиболее надежные банки, так как позволяет учитывать не только привлекательность условий, но и степень рискованности вложений. Рейтинг депозитов является удобным инструментом, позволяющим взвешенно относиться к размещению своих сбережений и повышающим уверенность вкладчиков в надежности банковских учреждений. На сегодняшний день такие рейтинги присвоены более чем 50 украинским банкам.

Рейтинги надежности страховых компаний отражают мнение агентства относительно потенциальной возможности и желания страховой компании, действующей на рынке Украины, своевременно и в полном объеме выполнить принятые на себя обязательства по выплате страховых возмещений или возврату накопленных страховых сумм. Результатом присвоения такого рейтинга является независимая оценка степени надежности страховой компании по сравнению с другими страховыми компаниями Украины. В сентябре текущего года присвоен первый рейтинг надежности страховой компании – его получила СК «Европейский Страховой Альянс», и до конца года ожидается присвоение еще нескольких рейтингов.

Особенностями рейтингов, предназначенных для населения, является простота применяемых рейтинговых шкал, которые позволяют донести информацию о надежности финансовых учреждений в наиболее доступном виде. Несмотря на короткий срок существования новых рейтинговых продуктов на рынке, многие вкладчики банков уже полагаются на рейтинги при принятии решений о размещении или пролонгации депозитов. С учетом этого опыта мы ожидаем, что в течение следующего года существенно возрастет число потенциальных клиентов страховых компаний, также ориентирующихся на рейтинги при принятии решения о покупке страхового полиса с учетом надежности страховой компании. Это поможет страховым компаниям конкурировать не за счет снижения цен, а за счет демонстрации уровня своей финансовой устойчивости.

 

Рейтинг корпоративного управления – индикатор открытости

Сегодняшняя ситуация в Украине во многом вызвана недостаточной прозрачностью национальной экономики. Одна из причин этого явления - низкое качество корпоративного управления*.

* Корпоративное управление - это система взаимоотношений между инвесторами-собственниками компании, ее менеджерами, а также другими заинтересованными лицами, направленная на установление равновесия влияния и баланса интересов участников корпоративных отношений и обеспечение эффективной деятельности компании.

Корпоративное управление в нашей стране находится на начальной стадии развития. Это связано как с недопониманием участниками рынка значения этого фактора, так и с неразвитостью нормативной базы, регламентирующей данное направление. Между тем, установление прозрачных и открытых отношений между участниками рынка является главным условием преодоления кризисных явлений. Кроме того, совершенствование корпоративного управления способствует повышению эффективности бизнеса, обеспечивает устойчивость предприятия в нестандартных ситуациях и защиту от недружественного поглощения.

Во всем мире значение рейтингов корпоративного управления неуклонно возрастает, и регуляторы финансового рынка Украины, как никто другой, понимают необходимость повышения прозрачности. Именно поэтому за последние годы был предпринят ряд шагов для достижения этой цели. На протяжении 2006-2008 гг., в соответствии со «Стратегией сотрудничества с международными финансовыми организациями», утвержденной Постановлением Кабинета Министров Украины № 844 от 20.06.2006 г., проводилась работа, направленная, в том числе, на развитие корпоративного управления. Эти тенденции отразились и в Законе Украины «Про акционерные общества», принятом 17 сентября 2008 года и обязавшем все предприятия утвердить собственный Кодекс корпоративного управления. А с началом кризиса внимание к развитию данного направления особенно усилилось: в Указе Президента Украины №968/2008 от 24.10.2008 г. «О неотложных мерах по усилению финансово-бюджетной дисциплины и минимизации негативного влияния мирового финансового кризиса на экономику Украины» содержатся рекомендации Национальному банку по поводу усиления требований к прозрачности банковских учреждений и уровню их корпоративного управления.

Агентство «Кредит-Рейтинг» вносит свой вклад в развитие корпоративного управления в Украине путем оказания услуг по присвоению предприятиям рейтингов корпоративного управления. Оценка уровня корпоративного управления осуществляется путем исследования отдельных составляющих системы корпоративного управления: соблюдения прав собственников и других заинтересованных лиц, механизмов управления и контроля, уровня риск-менеджмента, эффективности деятельности, полноты раскрытия информации и т.д.

Очевидно, что с течением времени роль рейтингов корпоративного управления будет возрастать. А сейчас, в условиях неразвитости систем корпоративного управления, само наличие такого рейтинга является признаком открытости компании и дает ей конкурентное преимущество на рынке. Кроме того, результаты рейтингового исследования могут быть использованы собственниками и руководством предприятия для анализа существующих недостатков, устранение которых позволит повысить устойчивость компании и эффективность ее работы.

 

За качественным риск-менеджментом будущее

Несмотря на то, что еще преждевременно говорить о стабилизации экономической ситуации, кризис рано или поздно закончится, и, при условии грамотного использования приобретенного опыта, позволит вывести экономику на новый уровень развития.

По мнению агентства «Кредит-Рейтинг», основными уроками, которые необходимо извлечь из сложившейся сегодня ситуации, являются необходимость совершенствования систем анализа и управления рисками, повышение информационной культуры и открытости рынка. Увеличение прозрачности и инвестиционной привлекательности национальной экономики, а также снижение системных рисков является миссией агентства «Кредит-Рейтинг». Наша дальнейшая работа будет направлена на достижение этих целей путем развития и совершенствования системы рейтинговых оценок в Украине.

 

К началу страницы

Диляра Мустафаева
Директор департамента развития методологии и перспективных исследований
источник: «КР Монитор», 10 (26) Октябрь

развернуть

свернуть