Рейтинговые действия агентства за 2009 год
Введение
Данный обзор посвящен анализу изменений уровней рейтингов, поддерживаемых рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» в течение 2009 года. В 2009 году рейтинговое агентство предоставляло рейтинговые услуги более чем 500 компаниям, работающим в разных сферах экономики и 20 органам местного самоуправления. В обзоре приведены рейтинги всех клиентов рейтингового агентства. Агентство применяет критерии и процедуры, позволяющие оценивать компании, работающие в разных деловых и правовых условиях на сопоставимом базисе, независимо от их видов деятельности. |
Для анализа изменений рейтингов в течение 2009 года использовалась матрица перехода. Для вычисления однолетней частоты перехода уровней рейтингов агентство исследовало основные уровни рейтингов, действующих на начало и конец календарного года. Изменение промежуточных уровней указано в скобках. В таблицах матриц перехода по вертикали приведены уровни рейтингов действовавших на начало года, по горизонтали – на конец года. Соответственно пересечение строк и столбцов указывает количество рейтингов, не подвергшихся изменениям и сохранивших свой уровень в течение года.
КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ
Здесь и далее приводятся данные по долгосрочным кредитным рейтингам
В течение 2009 года рейтинговое агентство присвоило 46 кредитных рейтингов*. Количество присвоений было существенно ниже, чем в 2008 году. Активность участников фондового рынка на рынке публичных заимствований сократилась из-за уменьшения объемов свободных ресурсов, которые могли быть инвестированы в те или иные долговые инструменты. Поэтому интерес существующих и потенциальных заемщиков к привлечению средств путем выпуска облигаций существенно снизился.
* из них 5 рейтингов были приостановлены и 1 отозван в течение года
В 2009 году на фоне снижения экономической активности, нестабильности валютно-курсовой политики происходило ухудшение финансово-хозяйственных показателей предприятий работающих в разных секторах экономики. Рейтинговое агентство в связи с ухудшением уровня платежеспособности ряда клиентов понизило около 12% действующих кредитных рейтингов. При этом понижения были обусловлены не только негативными кризисными тенденциями, присущими тому или иному виду деятельности, а и реализацией рисков, свойственных отдельным компаниям.
Повышения кредитных рейтингов (6% от общего количества рейтингов) не являлись отражением какой-либо позитивной тенденции в той или иной сфере экономической деятельности и были обусловлены улучшением уровня платежеспособности определенных компаний. Повышение кредитных рейтингов целевых облигаций происходило в связи с введением объектов в эксплуатацию с временным запасом относительно начала срока погашения облигаций, либо при повышении активности строительных работ.
По результатам 2009 года рейтинговое агентство приостановило 180 кредитных рейтингов и отозвало 211 кредитных рейтингов. В 40% случаев принятие решений о приостановке и отзыве рейтингов происходило по причине информационной закрытости клиентов. Низкая кредитная культура заемщиков являлась причиной не предоставления информации об ухудшении их финансово-хозяйственной деятельности и приводила к отказу от дальнейшего сотрудничества с агентством.
Распределение количества уровней рейтингов по видам деятельности предприятий по состоянию на конец 2009 года приведено на Рис.1.
МУНИЦИПАЛЬНЫЙ СЕКТОР
По состоянию на 31.12.09 г. агентством поддерживались 42 кредитных рейтинга городов и их долговых инструментов. Из общего количества кредитных рейтингов 98% рейтингов находилось на инвестиционном уровне. На протяжении 2009 года агентством были понижены кредитные рейтинги одного города и его долговых инструментов. По состоянию на 31.12.09 г. прогноз по рейтингам 3 городов – негативный, по рейтингам 17 городов – стабильный.
Достаточно высокие уровни кредитных рейтингов органов местного самоуправления и их долговых инструментов поддерживаются отложенной чувствительностью доходной части бюджетов к кризисным явлениям и низким уровнем долговой нагрузки. Несмотря на общеэкономический спад, темпы падения доходной части местных бюджетов были умеренными и составили от 3 до 10%. Прямая долговая нагрузка большинства городов, в среднем, не превышала 10% доходной части, что в определенной мере способствует снижению рисков невыполнения городами своих обязательств.
На уровень кредитоспособности органов местного самоуправления в 2009 году оказывало негативное влияние: ухудшение ситуации на рынке труда и, соответственно, снижение объемов поступлений в местные бюджеты налога с доходов физических лиц, слабая динамика наполнения бюджета развития в результате продолжающегося спада на рынке недвижимости и земли, рост удельного веса защищенных статей в расходной части местных бюджетов, что приводит к ограниченности ресурсов необходимых для выполнения долговых обязательств.
В условиях перманентного невыполнения плана доходной части местных бюджетов бесперебойное финансирование бюджетных расходов на протяжении 2009 года достигалось за счет активного привлечения средств с единого казначейского счета. Стоит отметить, что если ссуды с единого казначейского счета на покрытие временных кассовых разрывов были погашены в полном объеме до конца 2009 года, то непогашенный остаток среднесрочных займов подлежит погашению в Іквартале нового бюджетного периода. Такая задолженность создает дополнительную нагрузку на бюджетные показатели 2010 года.
Снижение поступлений в доходную часть как местных, так и Государственного бюджетов, а также значительный объем среднесрочных ссуд, выданных с единого казначейского счета, привели к снижению совокупного остатка средств на едином казначейском счету. В результате низкой ликвидности консолидированного бюджета, казначейство оказалось не состоянии выполнить в полном объеме распоряжения на финансирование большинства местных финансовых органов в декабре 2009 года. Это привело к росту кредиторской задолженности по итогам года (задолженность общего фонда выросла на 7,3% – до 2,1 млрд.грн., задолженность специального фонда – в 2,1 раза – до 1,0 млрд.грн.), что будет оказывать давление на ликвидность бюджетной системы в 2010 году.
Понижение кредитных рейтингов в муниципальной сфере (4 кредитных рейтинга) было обусловлено просчетами в планировании бюджетных показателей, что привело к неспособности аккумулировать достаточный объем бюджетных ресурсов для расчета по долговым обязательствам.
В 2010 году мы не ожидаем роста спроса на коммунальное имущество и землю несельскохозяйственного назначения. По нашему мнению это будет ограничивать доходную базу бюджетов развития органов местного самоуправления на фоне роста потребностей в осуществлении капитальных инвестиций, необходимости погашения муниципальных долговых обязательств.
Привлечение заемных ресурсов в бюджеты органов местного самоуправления в первой половине 2010 года, а также осуществление выплат по уже имеющемуся муниципальному долгу, осложняется отсутствием Закона о Государственном бюджете и ограничением объема ежемесячного финансирования бюджетных расходов в рамках 1/12 от показателей предыдущего бюджетного периода. Также стоит отметить, что спрос на муниципальные ценные бумаги будет ограничиваться непониманием или незнанием инвесторами специфики работы муниципального сектора.
ФИНАНСОВЫЙ СЕКТОР
Банковские учреждения
По состоянию на 31.12.09 г. агентством поддерживалось 78 кредитных рейтингов банков и их долговых инструментов. Из общего количества кредитных рейтингов 89% рейтингов относились к инвестиционной категории рейтинговой шкалы, что свидетельствует о достаточно высокой платежеспособности банковского сектора по сравнению с заемщиками других секторов. Это обусловлено, прежде всего, специфической регуляторной и операционной средой. По мнению рейтингового агентства постоянный контроль со стороны регулятора за деятельностью банковских учреждений снижает существующие операционные и финансовые риски. Банки могут рассчитывать на финансовую и регуляторную поддержку НБУ в целях сохранения собственной платежеспособности и, соответственно, устойчивости банковской системы в целом. Стоит отметить, что банковский сектор отличается достаточно отлаженными (по сравнению с субъектами других отраслей) инструментами юридической защиты, а также более либеральным, по сравнению с другими субъектами, доступом к ресурсной базе.
Тем не менее, влияние негативных тенденций как в реальном секторе экономики, так и в банковском сегменте, обусловило ухудшение кредитоспособности банковских учреждений. На протяжении 2009 года агентством были понижены 37 кредитных рейтингов банков и их долговых инструментов, при этом негативные рейтинговые действия были осуществлены преимущественно в первом полугодии (79% рейтинговых действий). В 2009 году также были изменены прогнозы на негативный по 27 кредитным рейтингам (81% подобных рейтинговых действий произошло в январе-июне 2009 года).
Банковские учреждения испытывали проблемы с ликвидностью в конце 2008 - начале 2009 года, что, прежде всего, было следствием оттока ресурсной базы и ухудшения качества активов. Экономические проблемы, нестабильность в финансовом секторе и снижение уровня доверия к банкам со стороны вкладчиков (под влиянием совокупности факторов, в том числе, не связанных с деятельностью самих банков) привели к потере платежеспособности ряда банков в сентябре-декабре 2008 года и продолжением этой тенденции в январе-июне 2009 года (несмотря на финансовую и регуляторную поддержку НБУ). Это, соответственно, привело к понижению рейтингов и/или ухудшению прогнозов.
Также стоит отметить, что решения регулятора в банковском секторе (требование КМУ к банкам-претендентам на государственную капитализацию реструктуризировать облигационные займы; постановление НБУ №421 от 22.07.09 г., ограничивающее возможность досрочного погашения собственных облигаций убыточными банками) создали почву для отказа от выполнения публичных обязательств некоторыми банками, следствием чего было снижение рейтингов отдельных финансовых институтов или их долговых обязательств. Несмотря на принятие указанных нормативных документов, рейтинговое агентство расценивало такие нарушения условий проспектов эмиссий как дефолт. Показательно, что подавляющая часть банков-эмитентов продолжали выполнять обязательства по выпущенным облигациям.
Несмотря на негативные тенденции в банковской сфере, в 2009 году агентством было повышено 14кредитных рейтингов банков и их долговых инструментов, что свидетельствует о возможности отдельных банковских учреждений поддерживать достаточный уровень платежеспособности даже в условиях слабой экономики. Как правило, повышение рейтингов происходило в тех случаях, когда банкам оказывалась поддержка непосредственно от акционеров.
На платежеспособность банковских учреждений в дальнейшем будет оказывать влияние склонность банковского сегмента к кредитному риску, который обусловлен, прежде всего, значительной концентрацией кредитов в разрезе отдельных заемщиков, характерной для большого количества банковских учреждений. Значительный риск для стабильности банковской системы несет существенный объем выданных валютных кредитов (при нестабильной валютно-курсовой политике), а также ухудшение платежеспособности значительного количества заемщиков, что приводит к разбалансированию платежного календаря, общему снижению ликвидности банковских активов (включая кредиты, основные фонды банков и залоговое имущество) ввиду низкого платежеспособного спроса. Нестабильная пассивная база является одним из определяющих факторов, характеризующих подверженность банковской системы риску ликвидности.
Тем не менее, рейтинговое агентство считает, при сохранении сложной ситуации на финансовом рынке большая часть банковских учреждений обладает достаточной возможностью для преодоления имеющихся и потенциальных проблем качества кредитного портфеля. Также стоит отметить, что со второго полугодия 2009 года наблюдается определенная стабилизация ресурсной базы, вследствие чего этот фактор несколько ослабил свое давление на ликвидность финансового сектора.
КОРПОРАТИВНЫЙ СЕКТОР
Компании строительной сферы (строительство, финансирование строительства, операции с недвижимостью)
По состоянию на начало 2010 года агентством поддерживались 220 кредитных рейтинга компаний, работающих в строительной сфере и занимающихся операциями с недвижимостью, а также их долговых инструментов. Из общего количества кредитных рейтингов 94% рейтингов относились к спекулятивной категории рейтинговой шкалы, что свидетельствует о достаточно низком уровне возможности выполнения обязательств компаниями строительного сектора по сравнению с заемщиками других секторов. Это обусловлено, прежде всего, отсутствием или небольшим опытом работ в строительной сфере (ряд компаний были созданы для реализации конкретных строительных объектов), отсутствием технических ресурсов, низким уровнем финансовой независимости таких компаний (большинство застройщиков осуществляли свою операционную деятельность исключительно за счет заемных средств) на фоне убыточной деятельности, а также зависимостью деятельности компаний от тенденций строительного рынка. Кроме того, для некоторых компаний строительной сферы является характерным залоговое отягощение объекта строительства со стороны банков-кредиторов при существовании одновременного требования прав на такой объект по выпущенным публичным обязательствам.
На протяжении 2009 года агентство понизило 54 кредитных рейтинга в данной сфере экономической деятельности. Еще по 31 кредитному рейтингу произошло изменение прогноза со стабильного на негативный. Основные причины снижения рейтингов и ухудшения прогнозов – повышение риска несвоевременности исполнения компаниями своих публичных обязательств в связи с затруднениями по дальнейшему финансированию работ и, как следствие, перенос сроков расчета по обязательствам.
Учитывая высокую капиталоемкость строительной отрасли в 2009 году, основной причиной стагнации строительного рынка были существенные проблемы с привлечением финансовых ресурсов необходимых для ведения строительных работ. Это касалось как отсутствия кредитной поддержки у потенциальных инвесторов, так и сложностями привлечения кредитных ресурсов непосредственно строительными компаниями. Низкий платежеспособный спрос на первичную недвижимость объяснялся, в том числе, уходом спекулятивного капитала со строительного рынка, ростом уровня недоверия потенциальных инвесторов к вложениям в незаконченные объекты жилищного строительства в связи с участившимися случаями замедления или остановок строительных работ, или переносом сроков выполнения строительных обязательств. Достаточно большое количество компаний строительной сферы в 2009 году замедлили или полностью остановили строительные работы.
При этом на строительном рынке ряд компаний достаточно успешно продолжали свою деятельность, в связи с чем, рейтинговое агентство повысило уровни 37 кредитных рейтингов (изменения происходили в спекулятивном спектре рейтинговой шкалы), изменило прогноз на позитивный 9 кредитных рейтингов. Основной причиной повышения рейтингов и улучшения прогнозов стало ведение активных работ на строительной площадке, введение объектов в эксплуатацию с временным запасом по отношению к началу срока погашения публичных обязательств, что, соответственно, снизило риски не расчета по таким обязательствам. Зачастую такие компании получали финансовую поддержку группы и были менее подвержены риску недофинансирования строительных работ.
В 2010 году строительный рынок Украины будет находиться под влиянием негативных тенденций характерных для 2009 года, а именно: низкого платежеспособного спроса на объекты первичной недвижимости и, соответственно, низкой инвестиционной активности в строительной сфере. Отсутствие финансирования строительных работ может привести к тому, что изначально невысокая вероятность расчета строительных компаний по публичным обязательствам может в 2010 году еще более снизиться.
Торговля
По состоянию на начало 2010 года агентством поддерживались 36 кредитных рейтингов компаний (и их долговых инструментов), занимающихся торговлей. При этом компании, занимающиеся сетевой торговлей, поддерживали 17 рейтингов. Практически 60% кредитных рейтингов принадлежали к спекулятивной категории рейтинговой шкалы, если говорить о компаниях занимающихся сетевым ритейлом, эта цифра составила 82%. В течение 2009 года рейтинговое агентство изменило прогнозы на негативный 20 кредитных рейтингов, а также понизило 21 кредитный рейтинг компаний и их долговых инструментов.
Ухудшение прогнозов и понижение кредитных рейтингов было обусловлено реализацией рисков, присущих для торговых компаний, вследствие снижения экономической активности реального сектора экономики и банковского сегмента. Среди негативных факторов, присущих большому количеству предприятий торговли и оказывающих давление на кредитоспособность, можно отметить: снижение эффективности деятельности, в т.ч. за счет снижения покупательной способности населения на фоне усиливающейся конкуренции со стороны неорганизованной торговли, наличие большой долговой нагрузки (обусловленной экстенсивной политикой развития, большим удельным весом валютных кредитов в кредитных портфелях торговых компаний на фоне девальвации гривны), большим удельным весом краткосрочных обязательств.
Объемы розничного товарооборота по результатам 2009 года по сравнению с аналогичным показателем 2008 года снизились на 16,6 п.п. Наблюдалось уменьшение суммы среднего товарного чека на 10-20%, а также уменьшение доли импортных товаров в общей структуре реализации предприятий, что связано со смещением потребительского спроса в сегмент более дешевой продукции отечественного производства и изменением условий работы с основными поставщиками. Ухудшение основных показателей эффективности деятельности предприятий розничной торговли связано с нехваткой оборотных средств, необходимостью погашения значительного объема заемных обязательств.
Дальнейшие действия рейтингового агентства по изменению уровней рейтингов и прогнозов предприятий, занимающихся розничной торговлей, во многом зависят от успешности проводимой долговой политики предприятий, достижения договоренностей между компаниями и основными кредиторами относительно дальнейшей реструктуризации существующих обязательств, уровня потребительского спроса.
Пищевая промышленность и сельское хозяйство
По состоянию на 31.12.09 г. агентством поддерживалось 18 кредитных рейтингов предприятий пищевой промышленности, в их числе 61% – рейтинги инвестиционного уровня.
В течение 2009 года рейтинговым агентством было понижено 8 кредитных рейтингов предприятий пищевой промышленности. Снижение кредитных рейтингов коснулось предприятий, спрос на продукцию которых отличался достаточно высокой эластичностью на фоне снижения доходов населения, что соответственно привело к снижению объемов выручки. Кроме того, хозяйственная деятельность указанных предприятий характеризовалась высоким уровнем долговой нагрузки. Также рейтинговым агентством было повышено 8кредитных рейтингов. Повышение кредитных рейтингов было обусловлено ростом показателей финансово-хозяйственной деятельности предприятий и укреплением их рыночных позиций.
На начало января текущего года 10 кредитных рейтингов компаний и их долговых инструментов имели прогноз негативный. Преобладание негативных прогнозов по кредитным рейтингам связано с ухудшением ликвидности предприятий в условиях усложненного доступа к финансовым ресурсам. Таким образом, дальнейшие действия агентства по рейтингам компаний во многом будут зависеть от способности заемщиков рефинансировать свои обязательства.
На начало 2010 года рейтинговым агентством поддерживалось 8 кредитных рейтингов предприятий сельского хозяйства, в том числе 2 рейтинга инвестиционного уровня. На протяжении 2009 года 6кредитных рейтингов были понижены. Рейтинговое агентство отмечает возможность дальнейшего ухудшения кредитоспособности заемщиков, соответственно, по состоянию на 31.12.09 г. 6 рейтингов имеют прогноз негативный.
Понижение рейтингов в 2009 году является следствием резкого снижения ликвидности компаний осенью 2008 года, связанного с усложнением доступа к финансовым ресурсам в условиях резкого падения цен на зерновые и масличные культуры.
На сегодняшний день ситуация в сельском хозяйстве стабилизировалась вследствие высокого уровня урожая прошлого года и стабильных поступлений выручки от реализованной продукции, обусловленных устойчивым спросом на сельхозпродукцию на мировом рынке. Тем не менее, рейтинговое агентство продолжает сохранять негативные прогнозы кредитных рейтингов, что обусловлено высокой долговой нагрузкой предприятий в условиях усложненного доступа к финансовым ресурсам, что приводит к снижению платежной дисциплины контрагентов.
Генерация и распределение энергии
По состоянию на 31.12.09 г. агентством поддерживалось 13 рейтингов компаний (и их долговых инструментов), занимающихся генерацией и распределением электроэнергии. Из них 85% относятся к инвестиционному уровню шкалы. Высокие уровни кредитных рейтингов, присвоенные предприятиям данного вида деятельности, поддерживаются природным монопольным положением либо стратегическим значением предприятия для государства и, соответственно, высокой вероятностью государственной поддержки. При этом рейтинговое агентство отмечает риски, влияющие на кредитоспособность данных предприятий, среди которых стоит отметить зависимость финансовых результатов деятельности от тарифной политики регулятора, а также высокую долговую нагрузку, характерную для большинства предприятий данного рынка. Из всех кредитных рейтингов прогноз негативный определен 8 компаниям и их долговым инструментам, поскольку рейтинговое агентство считает, что на сегодняшний день для этих компаний актуальны риски рефинансирования краткосрочных банковских кредитов.
Снижение объемов потребления электроэнергии промышленностью негативно отразилось на результатах компаний тепловой генерации, поскольку регулируемые НКРЭУ тарифы не покрывали себестоимость ее производства, что вызвало значительные убытки большинства компаний. Падение объемов передачи и поставок электроэнергии у распределяющих компаний было компенсировано за счет роста стоимости отпущенной потребителям электроэнергии. Экономический кризис также негативно повлиял на расчеты потребителей - уровень оплаты по итогам 2009 года снизился.
На дальнейшие рейтинговые действия в отношении компаний энергетического сектора будут влиять как внешние (восстановление спроса на электроэнергию, либерализация рынка) так и внутренние (рефинансирование краткосрочных обязательств, повышение уровня расчетов) факторы.
Транспорт
По состоянию на 31.12.2009 г. агентством поддерживались 11 кредитных рейтингов компаний (и их долговых инструментов) транспортной отрасли (в основном железнодорожные и автоперевозки). Из общего количества - 82% рейтингов относились к инвестиционной категории рейтинговой шкалы, что свидетельствует о достаточно высокой платежеспособности рейтингуемых компаний транспортного сектора по сравнению с заемщиками других секторов. Это обусловлено, прежде всего, монопольным положением большинства предприятий в своих сферах, а также их стратегическим значением для государства. Тем не менее, рейтинговое агентство отмечает негативные факторы, влияющие на кредитоспособность данных предприятий, среди которых можно назвать: негативные тенденции снижения объемов грузоперевозок, необходимость осуществления больших капиталовложений и зависимость финансовых результатов деятельности от госрегулирования.
На протяжении 2009 года агентство ухудшило рейтинги и изменило прогнозы на негативный по 2 кредитным рейтингам. На изменение рейтингов повлияли негативные тенденции на рынке грузовых перевозок Украины, а именно, значительное снижением спроса на данные услуги, что привело к ухудшению уровня платежеспособности предприятий и, соответственно, не своевременному выполнению публичных обязательств.
Дальнейшие рейтинговые действия агентства будут зависеть от способности компаний рефинансировать свои обязательства, восстановления спроса на транспортные услуги, государственной политики регулирования данной сферы.
Производство и реализация автомобилей
По состоянию на 31.12.09 г. агентством поддерживались кредитные рейтинги 5 компаний автомобильной отрасли (из них 4 рейтинга имели спекулятивный уровень). Стоит отметить, что 3 рейтинга имеют прогноз негативный.
На сегодняшний день основные факторы, сдерживающие уровень рейтингов украинских предприятий автомобильной отрасли, а также обуславливающих наличие прогнозов негативный, связаны со значительным ухудшением результатов финансово-хозяйственной деятельности компаний. Среди причин ухудшения: сохранение негативных тенденций на автомобильном рынке Украины, резкое сокращение платежеспособного спроса в связи с сокращением потребительского кредитования, снижение объемов производства, а также значительная долговая нагрузка. Стоит отметить, что для 2009 года было характерно смещение потребительского спроса в сторону более низкого ценового сегмента (отечественные автомобили, иномарки, произведенные на территории Украины), а также рост продаж подержанных автомобилей.
Дальнейшие рейтинговые действия в отношении компаний сектора будут зависеть от способности предприятий поддержать ликвидность в условиях сокращения объемов продаж и наличия источников финансирования деятельности.
РЕЙТИНГИ ДЕПОЗИТОВ
С целью защиты вкладчиков банков путем повышения их информированности относительно надежности банковских учреждений рейтинговое агентство разработало методологию оценки надежности банковских вкладов (тут и далее – рейтинг депозитов) и присвоило в течение года 81 рейтинг. Ключевой характеристикой при определении рейтинга надежности банковских вкладов (депозитов) остается текущая ликвидность банковских учреждений, высокий уровень которой у отдельных банков достигается благодаря поддержке акционеров. Это обуславливает поддержание 22 рейтингов на уровне 4 и 5.
В отличие от общего кредитного рейтинга банка, который отражает его долгосрочную финансовую устойчивость, рейтинг надежности депозита является краткосрочным и характеризует способность банка вовремя и в полном объеме производить выплаты по депозитам в течение ближайших 12 месяцев. В 2009году из 81 присвоенного рейтинга депозитов 34 рейтинга (или 42%) сохранили уровень рейтинга в течение года. Повышение рейтингов надежности банковских вкладов (депозитов) с 3 до 4 было обусловлено способностью этих финансовых учреждений поддерживать достаточную ликвидность (платежеспособность) в сложных экономических условиях (как за счет собственных средств, так и за счет возможности оперативного привлечения ресурсов). Вместе с тем ухудшение качества активов поставило под угрозу способность своевременного выполнения обязательств перед вкладчиками отдельными банками, что и было основной причиной понижения рейтингов надежности банковских депозитов с 3 до 2.
Таблица 2. Матрица перехода рейтингов депозитов с 24.02.09 (дата присвоения) по 31.12.09 года
Рейтинги |
5 |
4 |
3 |
2 |
Приост-но |
Отозвано |
По горизонтали: |
1 |
3 |
4 |
|
|
|
5 |
6 |
|
|
|
|
1 |
4 |
|
6 |
|
|
|
|
3 |
|
6 |
21 |
5 |
6 |
12 |
2 |
|
|
|
1 |
1 |
4 |
1 |
|
|
|
|
|
4 |
По горизонтали: |
7 |
15 |
25 |
6 |
7 |
21 |
Поскольку оценка рейтингового агентства способности ряда банков производить выплаты по депозитам находилась на среднем уровне или уровне ниже среднего, только 19 банков опубликовали присвоенные рейтинги. Отказ банков поддерживать рейтинги депозитов привел к приостановке рейтингов и их отзыву: по результатам года* приостановлено 7 рейтингов, отозван 21 рейтинг.
* Без учета промежуточных решений в течение года
РЕЙТИНГ НАДЕЖНОСТИ СТРАХОВОЙ КОМПАНИИ
С целью защиты страхователей и повышения их информированности относительно надежности страховщиков рейтинговое агентство разработало методологию оценки надежности страховых компаний и в 2009 году присвоило первый рейтинг недежности страховой компании. Данный рейтинг отражает мнение агентства относительно потенциальной возможности и желания страховой компании, действующей на рынке Украины, своевременно и в полном объеме выполнить принятые на себя обязательства по выплате страховых возмещений или возврату накопленных страховых сумм. При его присвоении более углубленно, чем при присвоении кредитного рейтинга, анализировалась политика компании в части выплат страховых возмещений клиентам - физическим лицам, а также степень лояльности компании по отношению к клиентам. В течение года рейтинговое агентство не изменяло уровень присвоенного рейтинга.
ИТОГИ Рейтинговое агентство отмечает существенное повышение интереса участников фондового рынка и населения к оценкам рейтингового агентства в течение прошедшего года. Это связано с тем, что зачастую после осуществления публичных заимствований большинство заемщиков становятся информационно закрытыми для большинства инвесторов и рейтинговое агентство – один из немногих источников получения информации о заемщике. Кроме того, в условиях кризиса население начало активно искать информацию о надежности финансовых учреждений. В условиях кризиса кредитные рейтинги являются инструментом снижения недоверия между участниками финансового ринка, помогают смягчить негативные последствия кризиса за счет обеспечения дальнейшего доступа к заемным ресурсам финансовых учреждений/предприятий с достаточным уровнем кредитоспособности. При сохранении существующих тенденций развития экономики Украины рейтинговое агентство не предполагает проводить кардинальные изменения уровней кредитных рейтингов в 2010 году. Тем не менее, мы отмечаем существенные риски характерные для ряда заемщиков, которые при их сохранении или реализации могут привести к ухудшению кредитоспособности клиентов и, соответственно, понижению кредитных рейтингов. Так, по состоянию на конец 2009 года рейтинговое агентство поддерживало 141 кредитный рейтинг с прогнозом негативный. |