ДЕЛОВАЯ СТОЛИЦА: Эмитентов построили
2005 год для фондовиков начался с новаций. Своим решением «О внедрении системы
обязательного рейтингования субъектов и инструментов фондового рынка» Госкомиссия по
ценным бумагам и фондовому рынку установила обязательность оценки всех публичных выпусков
долговых ценных бумаг и некоторых групп предприятий.
Теоретически решение госкомиссии — прогрессивный шаг в развитии финансового рынка.
Во-первых, потенциальные инвесторы наконец получат независимую оценку ликвидности и
финансовой состоятельности эмитентов и их ценных бумаг. Во-вторых, они узнают реальную
стоимость таких инструментов, смогут оценить риски своих вложений и адекватность
полученной премии. Не менее веские аргументы были у ГКЦБФР для введения обязательного
рейтингования отдельных групп предприятий: с государственным участием, не подлежащих
приватизации и предприятий-монополистов. Государство как регулятор и пока еще крупный
игрок на фондовом рынке должно знать о реальном состоянии и ликвидности своей
собственности, а постоянный мониторинг финансового состояния доминирующих на рынке
компаний обезопасит их контрагентов от неприятностей, связанных с возможным банкротством
своих партнеров-монополистов.
Однако не все участники фондового рынка оценили нововведения столь же позитивно. Против обязательности получения рейтингов выступили компании, проигравшие тендер госкомиссии на право их присваивать (решением ГКЦБФР единоличным официальным оценщиком финансового состояния эмитентов признано рейтинговое агентство «Кредит-рейтинг»). Отставленные ГКЦБФР компании заявили, что условия тендера по отбору «уполномоченного» содержали неоправданно жесткие требования: опыт работы в этой сфере не менее двух лет или публичная оценка профессионализма компании специалистами Всемирного банка, а также отсутствие у претендента других видов деятельности. Фактически в таких условиях выиграть конкурс могла только одна компания, что и произошло. Злым языкам это позволило утверждать, что победитель тендера тесно связан с первыми лицами ушедшего в отставку правительства. Главное же нарекание недовольных результатами проведенного конкурса вызывает то, что монополизм на оказание услуг по рейтингованию приведет к завышению их стоимости. Это в свою очередь ограничит возможности эмитентов выпускать долговые бумаги на незначительную сумму, поскольку существенно увеличатся затраты на организацию самого выпуска. Но руководство «Кредит-рейтинга» опровергает столь мрачные прогнозы, уверяя, что мелких эмитентов оно не обидит — стоимость услуг будет дифференцированной. Как сообщил президент компании Александр Гинзбург, рейтинговая оценка выпуска ценных бумаг в объеме до 10 млн грн. даже не покроет себестоимости работы экспертов компании. Дотироваться «убыточные» услуги будут за счет рейтингования эмиссий от 100 млн грн. и более.
При этом г-н Гинзбург считает, что потраченные компаниями на получение рейтинга средства с лихвой окупятся, так как независимая оценка их финансовой состоятельности и эмитированных ими ЦБ привлечет большее количество инвесторов, а значит, удешевит займы. Подтвердил эту точку зрения заместитель председателя правления ГАК «Хлеб Украины» Владимир Высоцкий. По его словам, благодаря присвоенному рейтингу, хотя он оказался далеко не самым высоким, компания привлекла выгодные банковские кредиты и завоевала доверие у контрагентов. Вопрос в другом: стоит ли насаждать рейтингование административными методами? Ведь во всем мире прохождение этой процедуры — дело абсолютно добровольное и используется компаниями как дополнительное подтверждение их финансовой открытости, что особо ценится инвесторами после громких корпоративных скандалов.
Публичный рейтинг, а следовательно, реальная оценка надежности и доходности ценных бумаг не на руку и некоторым банковским учреждениям. Сегодня, покупая ценные бумаги в кредитный портфель, они на свое усмотрение оценивают их ликвидность и, соответственно, могут регулировать объемы обязательного резервирования под такие ЦБ. Теперь же банкиры лишатся возможности эффективно планировать свои финансовые потоки при проведении указанных операций. Невыгодно рейтингование инструментов фондового рынка и тем торговым площадкам, которые не желают светить реальную цену объектов продажи и стоимость сделки.
Сторонников у обязательного рейтингования также нашлось немало. Заместитель председателя совета директоров УМВБ Игорь Селиверстов полагает, что независимая оценка эмитентов и их ценных бумаг станет косвенным стимулом для увеличения числа сделок с ценными бумагами на биржах, так как инвестору будет доступно больше информации о предприятии и он сможет оценить перспективы своих вложений. Еще одна сфера финансового рынка, развитие которой немыслимо без рейтингования, — это негосударственные пенсионные и инвестиционные фонды. По словам председателя правления АКБ «Аркада» Константина Паливоды, во всем мире пенсионные фонды выставляют высокие требования к прозрачности приобретаемых ценных бумаг. Ведь деньги инвесторов — будущих пенсионеров — должны работать много лет и приносить устойчивую прибыль. С другой стороны, если у пенсионных фондов будет много денег и они будут жестко стоять на защите интересов своих участников, это вынудит эмитентов получать рейтинг, становиться прозрачными и цивилизованными участниками рынка.
Елена Петрова, "Деловая столица"