"КИЕВСКИЕ ВЕДОМОСТИ": Плюсы и минусы обязательного рейтингования
На западе культура рейтингования культивировалась десятилетиями, причем на добровольной основе. В Украине решили сделать все быстро за счет обязательности. Между тем, выполнять работу пока почти некому, а стоит она дорого.
Никто не ставит под сомнение необходимость системы рейтингования. Присваиваемые агентствами оценки помогают работе фондового рынка, потому что указывают каждой проверенной компании ее место среди прочих по надежности и качеству управления. Агентства имеют специальные шкалы, и, зная рейтинг, можно заранее видеть, чего ожидать от конкретного эмитента. В цивилизованном мире подобные оценки имеют тысячи компаний и облигаций, благодаря чему жизнь инвесторов облегчается. Они могут ориентироваться на рынке ценных бумаг, оставляя проверки и расчеты рейтинговым агентствам. Стоит ли говорить, насколько велик авторитет таких имен, как Standard & Poor`s, Moody`s и Fitch?
В Украине тоже поняли: без рейтингования не обойтись. Правда, есть одно "но" - на западе услуга внедрялась многие десятилетия. Каждая компания, желавшая привлечь инвестиции, по собственной инициативе получала подобную оценку. Но, видимо, в Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) решили: у нас десятилетий нет. Выводить сектор из обморочного состояния необходимо уже сегодня, а рейтингование - неплохое средство для этого. А чтобы оно сработало, услуга должна стать обязательной. Такая позиция нашла отражение в июньских мерах по реализации правительственной Концепции системы рейтингования.
Документом предусмотрено, что с начала следующего года обязательный рейтинг должны иметь отечественные регионы, отрасли экономики, отдельные или все (еще не решили) субъекты хозяйствования, а также облигации предприятий, ипотечные и прочие ценные бумаги. Уже сегодня обязательно получение оценки при выпуске муниципальных долговых инструментов. Правда, в сентябре представитель ГКЦБФР отметил, что в ближайший год уже не планируется внедрение механизма, поскольку комиссия не разработала "почву для работы агентств". Тотальное рейтингование отсрочили. Тем не менее от самой идеи не отказались.
Пока что делать эту работу почти некому. 13 июля ГКЦБФР объявила о начале конкурса по определению агентств, уполномоченных на проведение рейтинговой оценки. Условия отбора, утвержденные в июне, сравнительно прозрачны. Участвовать в конкурсе могут как отечественные, так и зарубежные агентства, правда, все они обязаны иметь статус резидентов и получить экспертный вывод ЕБРР, МБ или МВФ. Но разве это проблема? Тем более что и S&P, и Fitch заявляли о своем интересе к работе на нашем рынке путем открытия представительств.
В остальном необходимо соблюдать специализацию, иметь опыт работы не менее двух лет, причем не обязательно в Украине, и обладать инфраструктурой. Фигурирует еще и условие использования национальной шкалы, которая уже применяется в работе отечественного "Кредит-рейтинга".
Любое агентство из "большой тройки", а также их более мелкие коллеги из-за рубежа могли при желании быстро зарегистрировать дочернее предприятие в Украине и участвовать в конкурсе. Однако пока они этого не сделали, обойдясь декларациями. В единственном конкурсе "засветились" всего две из пяти отечественных профильных структур - уже упомянутый "Кредит-рейтинг" и Агентство фондового рынка, однако последнее не выполнило целый ряд условий конкурса. 19 августа "Кредит-рейтинг" как единственный участник отбора победил в нем.
Сможет ли одна компания справиться с предполагаемым объемом работ? Речь идет, по оценке директора "Кредит-рейтинга" Станислава Дубко, о десятках клиентов уже до конца этого года, и о сотнях впоследствии.
Эксперт отмечает, что на первое время наработанного потенциала его компании хватит для охвата украинского рынка, тем более что специалисты в ней сейчас недогружены. Пока что они обслуживают порядка двадцати клиентов, до конца года планируется рост их числа до тридцати. В то же время Дубко признает, что "сто рейтингов в месяц, безусловно, выдавать пока не сможем".
Таким образом, если другие агентства в ближайшее время не начнут работать в Украине, весь объем услуг придется оказывать молодому и небольшому "Кредит-рейтингу".
Есть еще один аспект - стоимость услуги. Например, ГКЦБФР установила рекомендуемую цену за присвоение оценки региону на уровне 400 тыс. грн., отрасли - 120 тыс. грн. Предприятиям обслуживание в "Кредит-рейтинге" обойдется минимум в 54 тыс. грн. плюс примерно 40 тыс. грн. в год на поддержание присвоенной оценки.
Рейтингование будет стоить экономике недешево. Только в рамках обрабатывающей промышленности - десять отраслей. Когда получение рейтинга по национальной шкале станет обязательным, государство потратит немалые средства. Не исключено, что именно тогда и появятся на сцене крупные международные агентства, обладающие большими мощностями и еще большим опытом. Неразумно отсутствовать на рынке, где деньги сами идут в руки.
С другой стороны, есть ли смысл навязывать рейтингование? Возможно, экономически разумнее приходить к получению оценок по желанию самих эмитентов. Те, кому необходимо, уже сегодня пользуются услугами международных агентств.
Вероятность внедрения механизма высока, и "почва" для работы рейтинговых агентств тщательно "утрамбовывается". В последний день лета ГКЦБФР приняла методические рекомендации по созданию и деятельности независимых рейтинговых и информационных агентств. В документе прописаны требования к объективности, конфиденциальности и гласности, сбору, обработке, хранению, подготовке и распространению информации. Чтобы не изобретать велосипед, за основу взяли мировой опыт.
Сергей ЛЯМЕЦ, "Киевские Ведомости"