ИНВЕСТГАЗЕТА: ГКЦБФР "заводит" рейтингование
Западные инвесторы уделяют достаточно много внимания рейтингам компаний, предоставленных рейтинговыми агентствами. В то же время у отечественных участников рынка ценных бумаг интерес к рейтингам, представленным в национальной рейтинговой шкале, практически нулевой. Причиной является отсутствие доверия к «доморощенным» рейтингам. Катализатором развития рейтингования попыталась выступить ГКЦБФР
31 августа ГКЦБФР своим Решением №370 утвердила Методические рекомендации по созданию и развитию независимых информационных и рейтинговых агентств, которые специализируются на предоставлении информационных услуг на фондовом рынке Украины. Этот документ явился очередным шагом в попытках Комиссии материализовать Концепцию создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики и субъектов хозяйствования, утвержденной Кабмином 1 апреля текущего года.
Документ обрисовал основные «правила игры» для национальных рейтинговых агентств, базируясь на мировом опыте. Согласно документу развитие независимых информационных и рейтинговых агентств призвано повысить доверие к отечественным эмитентам, улучшить инвестиционную привлекательность украинских предприятий, снизить риски и повысить ликвидность фондового рынка, а также увеличить объемы кредитных операций и улучшить их качество. Согласно рекомендациям все пользователи должны иметь равный доступ к результатам исследований информационных и рейтинговых агентств, которые не могут информировать инвесторов избирательно. Информационным и рейтинговым агентствам рекомендуется придерживаться объективности как в оценке собственных возможностей и достижений, так и при подготовке выводов по итогам своих исследований.
Документ задекларировал очередные стратегические цели, но н е решил, однако, ключевых проблем в национальном рейтинговании. Реальный спрос на услуги рейтинговых агентств в Украине присутствует только со стороны компаний, которые выходят на внешние рынки заимствований, пытаются привлечь иностранных инвесторов. В таких случаях наличие рейтинга от международного рейтингового агентства является принципиальным. В этом случае иностранным инвесторам, незнакомым с украинскими реалиями, приходится полагаться на рейтинги агентств, которые уже заслужили доверие (Moody’’’’s, Fitch, S&P). В то же время, по утверждению экспертов, в Украине по-прежнему отсутствует ощутимый спрос на рейтингование по национальной шкале. Есть несколько причин, которые объясняют отсутствие такого спроса.
Во-первых, в Украине до сих пор не создано конкурентного рынка среди компаний, предоставляющих рейтинги по национальной шкале. Эта услуга монополизирована агентством «Кредит-рейтинг», которую по результатам тендера и выбрала ГКЦБФР. «Я надеюсь, что монополия не влияет на качество предоставляемых нами услуг. Если агентство не будет заботиться о качестве, то оно неизбежно подорвет свою репутацию. Тогда в Украине совсем не будет агентств, предоставляющих услуги по рейтингованию», — утверждает директор РА «Кредит-рейтинг» Станислав Дубко. Тем не менее, проблема отсутствия конкуренции есть. «Это простой экономический закон — компания, которая является монополистом, не может предоставлять свои услуги эффективно. Когда нет конкуренции, не с чем сравнить качество предоставляемых услуг», — считает начальник отдела аналитических исследований «Альфа-Банка» (Украина) Александр Печерицын.
Во-вторых, есть определенные сомнения, что при наличии и нескольких рейтинговых агентств доверие к ним могло бы возрасти. Дело в том, что рейтинги международных агентств, кроме профессиональной субъективной оценки, подкреплены статистическими данными. Согласно таким данным среди компаний, имеющих наивысший рейтинг, за последние несколько лет не произошло ни одного дефолта. А также наблюдается довольно четкая закономерность — чем ниже рейтинг, тем большее количество дефолтов среди компаний этого уровня рейтинга. Что касается «Кредит-рейтинга», то это агентство еще не скоро будет иметь такой статистический «бэкграунд». На сегодняшний день агентство предоставило рейтинги для чуть более десятка клиентов, среди которых пока не случилось ни одного дефолта. Но, безусловно, столь короткая рейтинговая история не дает права строить какие-либо суждения о вероятности дефолтов компаний, имеющих тот или иной рейтинг в национальной шкале. Наконец, проблема рейтинговых агентств, помимо прочего, состоит еще и в кадрах.
Вышеуказанные проблемы могли бы разрешиться, по мнению Александра Печерицына, если в Украине начали бы действовать представительства международных рейтинговых агентств, предоставляющие услуги по рейтингованию в национальной шкале. Однако здесь круг замыкается тем, что приход иностранных агентств на рынок рейтингования «по-украински» тормозится отсутствием того же спроса на такие услуги.
Игорь_НАУМЕЦ, Инвестгазета