Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Кредитные рейтинги города Николаев подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг Каменской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА- Кредитный рейтинг облигаций ЧП «СуПрим Спайсез» подтвержден на уровне uaА+ Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА-

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

08.04.2004

ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: Существование украинских рейтинговых агентств "легализовано"

Глобальные рейтинговые агентства, которым рейтинги в развивающихся странах приносят, как правило, незначительную часть доходов, не всегда готовы инвестировать средства в инфраструктуру анализа рисков на рынках стран с "переходной" экономикой. Отчасти поэтому внешние инвесторы часто ориентируются на страновой риск при оценке рисков каждой отдельной компании. Кроме того, количество рейтингов, полученных украинскими компаниями от глобальных рейтинговых агентств, крайне невелико. Поэтому появление правительственного распоряжения эксперты оценивают достаточно позитивно.

Распоряжением правительства N 208 от 1 апреля "Об утверждении концепции создания системы рейтинговой оценки регионов, отраслей национальной экономики, субъектов хозяйствования" утверждена национальная шкала кредитных рейтингов и определены требования к национальным рейтинговым агентствам.

"Это распоряжение компании ни к чему не обязывает. Но означает следующее: государство Украина воспринимает систему национальных кредитных рейтингов и намерено эту систему развивать", - заявил в интервью "ДН" президент рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг" Александр Гинзбург. В то же время г-н Гинзбург не отрицал того факта, что правительственное распоряжение де-факто означает получение украинскими рейтинговыми агентствами карт-бланша, правда, в большей степени - на будущее.

Появление данного распоряжения эксперты оценивают довольно позитивно - национальные рейтинговые агентства, хорошо знающие местную специфику и использующие в процессе оценки национальную рейтинговую шкалу (которая полностью соответствует общепринятой международной), способны улучшить инвестиционный климат и повысить доверие кредиторов. Благодаря этим двум особенностям национальные рейтинговые агентства дифференцируют заемщиков по степени их надежности.

Сейчас особенно нуждаются в получении внутреннего кредитного рейтинга предприятия, не имеющие кредитной истории и ограниченные в привлечении финансовых ресурсов.

Обязательному рейтингованию на сегодняшний день подлежат только государственный и муниципальные займы. "Уже принят ряд законов и о пенсионном обеспечении, и о негосударственных пенсионных фондах, фондах совместного инвестирования, ипотечном кредитовании, которые, по сути, обеспечивают функционирование структур, занимающихся долгосрочным кредитованием. С учетом этого в Украине должны существовать независимые структуры, определяющие степень рисков вложений в те или иные финансовые инструменты. Наверняка у менеджмента таких фондов и компаний есть и будут собственные аналитические отделы, определяющие кредитные риски вложений. Но кредитный рейтинг нужен в большей степени вкладчикам, которые в режиме реального времени смогут следить за сохранностью и динамикой приумножения собственных средств", - говорит Александр Гинзбург.

Известно, что крупные коммерческие банки и инвестиционные компании составляют свои собственные рейтинги, принимая на их основе решения о покупке акций или выделении кредита, и иногда раскрывают эту информацию для третьих лиц. Однако среди критериев, которым должны соответствовать будущие национальные рейтинговые агентства, сказано, что структура, претендующая на звание национального рейтингового агентства, должна иметь лишь одну сферу деятельности - рейтингование. То есть рейтинговое агентство не может быть создано на базе информационно-аналитических структур, связанных (аффилированных) с профессиональными участниками финансово-кредитного рынка.

Начальник отдела выпуска финансовых инструментов "Укрсоцбанка" Эрик Найман не считает, что упомянутое распоряжение могло быть пролоббировано компаниями, позиционирующими себя как рейтинговые агентства. Несмотря на то, что документ содержит довольно специфические требования к будущим национальным рейтинговым агентствам (например, получение рекомендации от МВФ, ЕБРР или Мирового банка, а на сегодняшний день только одно рейтинговое агентство в Украине имеет такую рекомендацию), г-н Найман заявил: "Поскольку в правительственном документе нет указаний об обязательном получении рейтинга, то делать вывод о том, что распоряжение могло быть кем-то пролоббировано, у меня оснований нет". Более того, респондент "ДН" утверждает, что в жизнедеятельности банков, имеющих в своих структурах аналитические департаменты с функциями, отчасти схожими с задачами рейтинговых агентств, ничего не произойдет. "Банки, как и прежде, будут самостоятельно оценивать кредитные риски ценных бумаг. Но если деятельность национальных рейтинговых агентств будет профессиональной и объективной, и у банка возникнет необходимость прорейтинговать те или иные ЦБ, возможно, мы будем пользоваться услугами таких агентств", - сказал Эрик Найман.

Впрочем, эксперты не исключают того, что уже в обозримом будущем для отдельных компаний (преимущественно тех, которые работают с привлеченными от населения средствами) обращение к услугам рейтинговых агентств будет обязательным. Равно как и у эмитентов возникнет необходимость получения кредитного рейтинга для выхода на рынки заимствования. Это значит, что бизнес рейтинговых агентств будет динамично развиваться.

НАЦИОНАЛЬНЫЕ КРЕДИТНЫЕ РЕЙТИНГИ:

Согласно правительственному распоряжению, национальные кредитные рейтинги делятся на краткосрочные, характеризующие кредитный риск на срок до года, и долгосрочные - на срок свыше года. Их значения варьируются в пределах от "uaK1" (наивысшая кредитоспособность) до "uaKD" (дефолт) для краткосрочных рейтингов, от "uaAAA" до "uaD" - для долгосрочных.

Долгосрочные рейтинги инвестиционного уровня по мере уменьшения кредитоспособности расположены таким образом: "uaAAA", "uaAА", "uaA" и "uaBBB", спекулятивного - "uaBB", "uaB", "uaCCC", "uaCC", "uaC" и "uaD".

Шкала краткосрочных рейтингов короче, и в каждой категории делится на 3 уровня: в инвестиционной - "uaK1", "uaK2", "uaK3", в спекулятивной - "uaK1", "uaK1" и "uaKD".

В качестве комментария к рейтингу используется прогноз - позитивный, стабильный или негативный, указывающий на его возможное изменение в будущем.

Если рейтинг определяется лишь на базе публичной информации об объекте оценки, к его значению добавляется значок "pi".

НАЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЙТИНГОВЫЕ АГЕНТСТВА:

Должны соответствовать следующим требованиям:

  • быть резидентами Украины;
  • специализироваться исключительно на предоставлении услуг по определению кредитного рейтинга и информационно-аналитических услуг, связанных с определением кредитного рейтинга, использовать для определения рейтинга национальную шкалу кредитных рейтингов;
  • владеть информационной инфраструктурой, достаточной для эффективного сбора и обработки данных и средствами для оглашения сведений о присвоенном кредитном рейтинге;
  • иметь опыт работы не менее 2 лет.

Соответствие вышеперечисленным критериям должно быть подтверждено экспертными выводами Мирового банка, или МВФ, или ЕБРР.

Заплавская М. Существование украинских рейтинговых агентств "легализовано" // Деловая неделя. - 2004. - N 13. - 8-14 апреля. - С. 5.

развернуть

свернуть