Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

19.09.2004

ВЛАСТЬ И ПОЛИТИКА: От судьбы не уйдешь. От рейтинга тоже

Как наша страна выглядит в международных табелях о рангах

Место в рейтинге – важная составная часть имиджа государства. А имидж, как известно, сугубо экономическое понятие. За него, хотим мы того или нет, приходится бороться.

Когда достоянием гласности становится очередной рейтинг демократии или экономической свободы, тотчас возникает вопрос: почему Украина занимает в нем последние места. Справедливо ли это, и насколько такие рейтинги объективны? Если нет, то кому выгодно заниматься рейтингованием? Словом, вопросов больше, чем ответов.

Рейтинги разные бывают

Все табели о рангах можно разделить на две большие группы. К первой относятся кредитные рейтинги, ко второй – все остальные. Главное отличие между ними – в задачах, которые должны решаться с помощью рейтингов, и, соответственно, в процедуре их составления.

Кредитные рейтинги более солидны. Они должны сообщать, насколько рискованно одалживать деньги государству или отдельным предприятиям. Иначе говоря, кредитный рейтинг должен ответить на извечный вопрос: «кинут или не кинут». Серьезный  вопрос предполагает серьезный ответ. Поэтому определение мест в таблице денежной благонадежности заемщиков-государств или заемщиков-предприятий сопровождается комплексным анализом. Только после этого выдается окончательный результат.

Чтобы не быть обманутыми, большинство стран или юридических лиц обращаются в специализированные агентства, работающие на этом рынке давно и обладающие репутацией незаинтересованной в результатах рейтингования стороны. Таких агентств два - Standard & Poor’s и Moody’s. К примеру, объектами рейтинговой оценки последнего являются долговые инструменты общей стоимостью ; 30 трлн., а также 85 тыс. корпоративных и государственных ценных бумаг, 73 тыс. финансовых обязательств более 100 стран мира.

Украина в кредитных рейтингах этих агентств занимает последние строчки. Это не очень радует, так как от рейтинга напрямую зависит, под какой процент годовых предоставляется государству заем. Например, Эстония с текущим рейтингом Ваа1 (Moody’s) имеет возможность заимствовать средства под 5 % годовых; Словакия, с более низким рейтингом – Ваа3, но все еще не инвестиционном уровне – под 7,3%. Украина имеет рейтинг В2, что гарантирует спекулятивный уровень, - под 11% годовых. Почувствуйте разницу.

Хотите узнать о стране, взгляните на ее рейтинги

В отличие от кредитных, с остальными рейтингами не все так ясно. Во-первых, их очень много, а во-вторых, ими занимаются все кому не лень. Если до начала 90-х большинство рейтингов составлялись ООН, то сейчас данная организация утратила монополию в этой сфере.

Почти каждая более-менее авторитетная организация, занимающаяся исследованием общественных процессов, считает своим долгом попутно опубликовать какой либо рейтинг. Из этих рейтингов наиболее известны не более десятка. Это индексы экономической свободы, конкурентоспособности, восприятия коррупции, стабильности компаний (по экономической части), рейтинг  демократии и индекс свободы слова (по политической части). Отличие этих  материалов от индексов кредитных агентств в том, что они не делают комплексный анализ, а распределяют места в рейтинге по какому-то одному или нескольким показателям, что отражается на их достоверности.

Наверное, найдется немало экспертов, которые захотят спросить, почему Украина занимает 58-е место по индексу конкурентоспособности, а не 56 или 57-е. Кроме того, необходимо учитывать еще один важный момент: главное для кредитных агентств – репутация. Поэтому они вовсю стараются, чтобы их рейтинги максимально соответствовали действительности.

В то же время для общественных организаций и фондов репутация такой важной роли не играет. Их главная задача – в научной плоскости. Они стараются «просветить» общественность, какие процессы происходят в разных странах мира. В случае чего, погрешности в их рейтингах всегда можно списать на неверно выбранный метод исследования.

Возникновение различного рода рейтингов связано с образованием на политической карте мира в 90-х гг. множества новых независимых государств. Учитывая, что о странах бывшего соцлагеря, особенно это касается союзных республик, Западу было мало что известно, разнообразные рейтинги были призваны заполнить информационный вакуум сообщениями об отличительных чертах новых государств. А ведь известно: кто владеет информацией, тот владеет миром. В данном случае эту пословицу можно переиначить так: кто поставляет информацию, тот имеет в своих руках инструмент влияния, а значит, и манипуляции. То есть организации и фонды, возможно, сами того не ведая, составляя рейтинги, узурпировали канал поставки информации о «нас» (об Украине, странах СНГ) «им» (США, ЕС).

На кону – имидж государства

Что надо делать, чтобы Украина не плелась в хвосте разнообразных международных рейтингов? Во-первых, если мы занимаем 117-е место в мире по уровню экономической свободы и стремимся занять место повыше, необходимо принимать конкретные меры, направленные на расширение экономической свободы.

Во-вторых, следует научиться выгодно себя позиционировать, а не брать на себя роль пассивного наблюдателя, как это делается до сих пор. В конечном счете, место в рейтинге – важная составная часть имиджа государства. А имидж, как известно, сугубо экономическое понятие, и за него, хотим мы того или нет, приходится бороться.

Проще всего сказать, что рейтинг необъективен или данные, которые использовались при его составлении, неверны. Гораздо тяжелее заинтересовать, выступить в роли не объекта для исследования, а субъекта, пусть медленно, но уверенно продвигающегося к достижению своей цели.

К сожалению, этого пока не наблюдается. Иначе трудно объяснить, почему большинство иностранцев, направляющихся к нам, думают, что едет в страну неевропейского, а скорее африканского типа. Тем более, что в 95% случаев, возвращаясь из Украины, они свое мнение кардинально меняют.

«Необходимо помнить о политических рисках, но даже с их учетом Украину недооценивают», - считает директор агентства «Кредит-Рейтинг» Станислав Дубко

- Станислав Анатольевич, что такое рейтинг в вашем понимании?

- Во-первых, необходимо отличать кредитные рейтинги от других. Первые дают универсальную оценку кредитных рисков, то есть, насколько заемщик кредитоспособен и в состоянии ли он вернуть долги. Они оценивают вероятность дефолта.

Что касается других рейтингов, то, думаю, их правильней всего было бы называть термином «рэнкинги». Рассчитываются они многими участниками рынка и часто публикуются в прессе. В качестве примера можно привести рейтинг банков Ассоциации украинских банков или топ-100 «Инвестгазеты». Они строятся по более простому принципу, где позиции компаний ранжируются, иначе говоря, определяются или по какому-то одному показателю (величины капитала или размера активов), или по ряду показателей.

Сам по себе кредитный рейтинг – не просто некое буквенное обозначение, он всегда сопровождается подробным аналитическим отчетом позиции компании или государств. По его результатам можно оценить кредитоспособность на 3-5 лет вперед.

- Когда возникла традиция рейтингования?  

- Необходимо различать международные агентства, которые покрывают практически все страны мира, и национальные агентства, которые действуют в пределах отдельно взятого государства.

Первые в состоянии определить кредитоспособность заемщика по универсальной международной шкале, будь то предприятие, скажем, в Украине, Бразилии или Америке. Вторые нужны, прежде всего, там, где сама страна имеет низкий суверенный рейтинг. Так как любой заемщик, помимо собственных бизнесовых рисков, подвержен еще и рискам, связанным с нахождением в определенном государстве. В истории не раз бывали случаи, когда государство не только объявляет дефолт по своим обязательствам, но и накладывает мораторий на вывоз валютной выручки. В результате предприятия, даже хорошо чувствующие себя финансово, не в состоянии вернуть деньги зарубежным партнерам. В данном случае срабатывает «страновой» риск.

В мире первые рейтинговые агентства возникли более ста лет тому назад. Украина стала приобщаться к рейтинговой культуре только тогда, когда ей самой присвоили суверенный рейтинг. Было это в 1998 г.

- Какие агентства в мире наиболее авторитетные?

- На сегодняшний день можно назвать два таких «монстра». Это Standard & Poor’s и Moody’s. К оценкам  этих агентств прислушиваются многие участники международных финансовых рынков, и если в их «табели о рангах» происходят какие-то даже незначительные изменения, для всех это служит определенным сигналом.

Есть еще агентство Fitch. Оно меньше, чем вышеупомянутые, и в основном специализируется на банках. Существует также много национальных рейтинговых агентств, авторитет и сфера деятельности которых распространяются на внутренние рынки стран, в которых они работают.

- Как вы относитесь к инициативе первого вице-премьера-министра Николая Азарова создать национальное рейтинговое агентство?

- Мы принимали участие во встрече Николая Азарова и вице-президента Moody’s Майкла Корвина, на которой обсуждался вопрос создания условий для развития рейтинговой культуры и работы национального рейтингового агентства. На мой взгляд, использовать его, как думают некоторые политики, в повышении международного рейтинга Украины вряд ли получится. Оно сможет оказывать разве что консультационные услуги правительству, но не будет напрямую влиять на оценку кредитоспособности страны.

В то же время эффективная система внутренних кредитных рейтингов является фактором повышения инвестиционной привлекательности страны за счет предоставления инвестору возможности оценки рисков. Также хотел бы отметить, что не предусматривается непосредственное участие государства в работе национального рейтингового агентства, так как государство само выступает в роли заемщика на финансовом рынке страны и не должно иметь рычагов влияния на агентство ради исключения предвзятости оценок.

- Можно ли сказать, что Украину в рейтингах немного недооценивают?

- Скорее всего, да. Мы провели специальное исследование, в котором сравнили макроэкономические показатели стран, имеющих близкую к нам рейтинговую оценку, и получилось, что на их фоне Украина смотрится вполне достойно. Даже лучше тех, кто имеет более высокий рейтинг, чем мы. Конечно, необходимо помнить о политических рисках, но даже с их учетом нашу страну недооценивают.

- Кстати, о политических рисках. Как они влияют на кредитный рейтинг Украины?

- Политические риски, безусловно, играют большую роль. Международные рейтинговые агентства, оценивая положение какой-либо страны, обращают внимание на то, стабильна она политически или нет. Чем меньше стабильности, тем больше это учитывается при предоставлении рейтинговой оценки.

К странам Восточной Европы, особенно к постсоветстким государствам, относятся всегда с большой осторожностью, потому что они пока еще не достигли определенного уровня стабильности. А если так, значит, они мало предсказуемы и в них многое еще может измениться.

                  Войтков В. // Власть и политика. - 2003. - N 38. - 19-25 сент. - С. 12-13.

 

развернуть

свернуть