Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

16.09.2004

УКРАИНСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГАЗЕТА: В погоне за авторитетом

Идея создания в Украине национального рейтингового агентства, вызвавшая довольно широкий резонанс после недавнего посещения нашей страны старшим вице-президентом международного рейтингового агентства Moody`s Investors Service Майклом Корвином, вовсе не предполагает образования в ближайшем будущем некоего нового всеукраинского органа, тем более участия в его создании государственных структур. Во-первых, потому, что в Украине уже существуют несколько рейтинговых агентств. Во-вторых, как показывает мировая практика, государство не может быть участником подобной структуры. Несмотря на это, по прогнозам специалистов, рейтинговый бизнес в ближайшие годы будет активно развиваться.

Майкл Корвин, заинтересовавший украинские власти идеей создания национального рейтингового агентства «надлежащего уровня», в последнее время — частый гость в Украине. Moody`s Investors Service, где он занимает должность старшего вице-президента, все активнее изучает возможности украинского рынка и сегодня даже рейтингует один из крупных отечественных банков. Однако, помимо чисто профессионального интереса, представитель одного из наиболее авторитетных глобальных рейтинговых агентств хочет знать, насколько руководство украинского государства готово воспринимать и пользоваться рейтинговой информацией в регуляторных целях.

Вряд ли в скором времени стоит ожидать прихода на украинский рынок Moody`s, Standard & Poor`s или других крупных глобальных рейтинговых агентств. Причина проста: финансовый рынок Украины по сравнению с западными рынками настолько слабо развит, что активно работать здесь пока нет смысла. Клиентов Moody`s в Украине можно пересчитать чуть ли не по пальцам одной руки. Да и местная рейтинговая культура, которая предполагает, в первую очередь, желание компаний получать кредитный рейтинг, еще слишком низка. Для этого им необходимо полностью открывать свою финансовую информацию, но делать это могут только те из них, кто ведет прозрачный бизнес. Даже у единственного на сегодняшний день национального рейтингового агентства, работающего на украинском рынке всего несколько лет, клиентов не так уж и много. «Многие украинские компании еще не до конца понимают, зачем им нужен рейтинг», — говорит директор национального рейтингового агентства «Кредит— Рейтинг» Станислав Дубко.

К более глубокому пониманию этой необходимости отечественные предприятия может подтолкнуть государство. Правда, его возможности в этом отношении не слишком велики. Административно-приказные методы в создании отечественного рейтингового рынка просто невозможны. Его развитие начинается с деятельности как минимум одного национального рейтингового агентства, имеющего транспарентную рейтинговую шкалу. Создать такое агентство государство не в силах. Его создание «сверху» — административно, указом Президента или решением местных органов власти — имеет больше минусов, чем плюсов. Такие агентства всегда будут элементом государственного управления, а не рынка. Профессионализм, неподкупность, высокая репутация аналитиков, конкуренция агентств открывают дорогу сначала к признанию рынком, а затем комиссиями по ценным бумагам, министерствами финансов, региональными органами власти.
Так развивался рейтинговый бизнес в мире. Поэтому любые попытки «назначения сверху» некоего абстрактного агентства по рейтингованию предприятий, претендующих на получение государственного, областного или городского заказа, будут попросту отвергнуты рынком. Более того, на сегодняшний день в мире не существует ни одного известного агентства, имеющего хоть отдаленное отношение к государственным структурам. Единственное, что может сделать государство для более активного развития отечественного рейтингового рынка, так это «спровоцировать» регулирующие органы использовать рейтинговую информацию.
Как стандартизированная качественная оценка рейтинг представляет особую ценность для регулирующих органов. Многие рейтинговые агентства в мире являются уполномоченными агентами регулирующих органов по развитию рынка долговых обязательств, а создание большинства из них в той или иной форме было инициировано государством. Это лишний раз подтверждает тесную связь государственной политики по развитию и регулированию рынка капитала с рейтинговой деятельностью. Регулирующие органы традиционно используют рейтинговую информацию для анализа состояния рынка и отдельных субъектов, а в некоторых странах рейтинги непосредственно используются в целях регулирования. Например, в США и некоторых странах Юго-Восточной Азии регулирующими органами установлено, что банки, страховые компании и пенсионные фонды не имеют права инвестировать в долговые ценные бумаги компаний с рейтингом ниже определенного уровня.

Правда, период, когда рейтинговую информацию украинские регулирующие органы могут использовать именно таким образом, наступит еще не скоро. Для начала должно громко заявить о себе национальное рейтинговое агентство, в профессионализм которого поверят отечественные эмитенты. Общепризнанно, что с момента организации агентства и до начала его полномасштабной деятельности проходит примерно 5 — 6 лет. Этого времени достаточно для того, чтобы в ретроспективном порядке оценить профессионализм агентства, т. е. на примерах увидеть, как часто оно ошибалось в точном определении рейтинга заемщика.
Агентство может считать себя авторитетным, если ошибочные рейтинги составляют всего доли процента. Тот же «Кредит-Рейтинг» работает в Украине около двух лет, и ему еще необходимы годы для завоевания высокой репутации. Для создания любого другого национального агентства, что подняло бы уровень конкуренции на рейтинговом рынке, а стало быть, ускорило его развитие, необходимы внушительные инвестиции. По мнению специалистов, для открытия в Украине рейтингового агентства необходимо более чем $100 тыс. Тем не менее, этот бизнес оценивается как очень перспективный. Поэтому многие крупные собственники будут готовы вложить инвестиции в развитие подобного направления деятельности.

Роман БРЫЛЬ

Комментарий специалиста
Станислав Дубко,  директор национального рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг»:

— Для ведущих глобальных агентств решение о приходе в ту или иную страну принимается, исходя из степени развития финансового рынка этой страны. Должно появиться достаточное количество заемщиков, которые хотели бы получать и поддерживать международный рейтинг. Пока же в Украине таких желающих нет, не считая «Киевстара», города Киева и четырех отечественных банков. Когда таких компаний станет гораздо больше, то, возможно, глобальные агентства посчитают нужным открыть свои офисы в Украине и даже работать по национальной шкале. Но по крайней мере в течение ближайших двух лет не стоит ожидать прихода на украинский рынок ни Mood`s, ни Standard & Poor`s. Впрочем, к этому времени на рынке должно закрепиться авторитетное национальное рейтинговое агентство. Наилучшим вариантом развития событий может стать сотрудничество национального и международного рейтинговых агентств в рамках договора о стратегическом партнерстве.

развернуть

свернуть