ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: «Рейтингование — залог выхода украинских эмитентов на международные рынки заимствования»
В №30 «ДН» в статье «Высокая самооценка» мы сделали предположение, что на сегодняшний день, учитывая слабое развитие фондового рынка в Украине, услуги рейтинговых агентств пока не востребованы. Банки, являясь наиболее сильными и едва ли не эксклюзивными игроками на этом рынке, самостоятельно определяют ликвидность тех или иных ценных бумаг, выпускаемых украинскими эмитентами. В начале сентября первый вице-премьер Николай Азаров встречался с вице-президентом международного рейтингового агентства Moody’s Майклом Корвином. В разговоре он заявил о необходимости создания в Украине национального рейтингового агентства. Опрошенные сотрудниками «ДН» эксперты оценили это заявление как демонстрацию неудовлетворенности низким суверенным рейтингом, присваеваемым международными агентствами Украине. Более детально об это в интервью нашему корреспонденту говорит президент известного рейтингового агентства «Кредит-рейтинг» АЛЕКСАНДР ГИНЗБУРГ.
— В нашей стране рейтинговые агентства обвиняют в том, что они если и не навязывают собственные услуги, то лоббируют свои интересы. Вероятно, благодаря этому в постановлении правительства, касающемся муниципальных займов, появился пункт, обязывающий муниципалов рейтинговаться…
— Я думаю, что всегда нужно делать поправку на то, кто это говорит. Местных органов самоуправления, прошедших рейтинговую процедуру, в нашем агентстве на сегодняшний день всего два, при этом общее количество выпущенных рейтингов только за первое полугодие 2003-го — 14. Это банки, страховые компании и предприятия, планирующие или уже осуществляющие выпуски облигационных займов. Все они сознательно приходят в рейтинговое агентство, чтобы продемонстрировать собственную открытость и прозрачность. Кроме того, наша работа не ограничивается присвоением рейтинга, мы стремимся донести информацию о наших клиентах как можно большему числу ее непосредственных потребителей — инвесторам, кредиторам, потенциальным деловым партнерам и клиентам. Для этого мы отправляем наши рейтинговые отчеты в крупнейшее международное информационное агентство Bloomberg, где формируется соответствующая база данных. То есть компании и банки создают для себя рейтинговую историю. Как только рынки откроются, — а это произойдет через год-два, учитывая, что граница европейского сообщества подошла к Украине, — у них уже будет рейтинговая история, им будет что показать. О повышении интереса к рейтинговой культуре в стране свидетельствует не только растущее количество наших клиентов, но и количество запросов от украинских компаний в международные рейтинговые агентства. И здесь нет никакого элемента давления или лоббирования.
— С чем, на Ваш взгляд, связан интерес вице-премьера Николая Азарова к созданию национального рейтингового агентства?
— В странах с низким суверенным рейтингом субъектам финансового рынка невозможно достичь международного рейтинга инвестиционного класса, поскольку рейтинг государства ниже инвестиционного уровня. Для таких стран рейтинговые агентства, как правило, используют национальные шкалы, не ограниченные суверенным рейтингом.
Национальное агентство создает культуру и рынок, а потом объединяется или кооперируется с международным агентством, передавая кредитные истории заемщиков в международные рейтинговые агентства. Подобное объединение способствует продвижению национальных компаний на международный рынок. За последние 2 года это уже произошло в России, Чехии, Израиле, Египте. Когда инвестор получает рейтинговые отчеты, на первой странице есть график, разбитый по годам: когда какой рейтинг был у данного эмитента, заемщика, банка, муниципала — всех кто являются участниками финансового рынка. Сам факт наличия рейтинга говорит инвестору о многом — о том, что компания прозрачна, что она готова открыться, что менеджмент способен к диалогу и может защищать интересы в том числе миноритарных инвесторов. После дефолта 1998 г. в России количество компаний, желающих получить рейтинг (среди которых были и банки, и страховые компании, и корпорации), резко увеличилось. Казалось бы, нонсенс: получить высокий рейтинг, когда в стране дефолт — невозможно. Ответ совершенно прост — они создавали себе рейтинговую историю. Прошло 4 года, и эти компании получили доступ на рынки капитала вне России, у них есть история, они самостоятельно, без помощи государства, выходят на рынки Нью-Йорка, Лондона, Токио.
— Однако банки имеют собственные аналитические отделы, оценивающие риски вложения средств в ценные бумаги. Банки, как правило, не обращают внимания на присвоенный рейтинговым агентством рейтинг, принимая решение о покупке ценных бумаг.
— Когда бумага выходит на открытый рынок, и ее покупают не один, а несколько банков, которые через полчаса могут ее продать, риски, связанные с приобретением этой бумаги, должны быть озвучены. То есть рейтинг информирует игроков как на первичном, так и на вторичном рынке о рисках, возникающих в связи с той или иной бумагой. И поэтому рейтинг — это живой инструмент, сопровождающий ценные бумаги, выпущенные на рынок. Сколько живет бумага, столько он ей и служит, мониторит ее состояние или состояние заемщика в каждый конкретный день. Корпоративные облигации — это всего лишь один из сегментов рейтингования или деятельности рейтинговых агентств. Существует рынок муниципальных облигаций, и они сегодня рейтингуются, что является общепризнанной нормой практически во всем мире. То есть заимствование мунициапалов без рейтинга невозможно. Кроме того, существует рейтинг депозитов банков. Ведь каждый человек или компания решают, как разместить свободные средства. В какой банк вы пойдете — туда, где знаете банкира или, в наиболее устойчивый банк?
Недавно парламент принял закон о негосударственных пенсионных фондах. Можем мы с вами предположить, что в пенсионном фонде «Х» менеджер окажется недобросовестным? То есть в надежде на получение максимума прибыли поместит средства фонда в рискованные бумаги? Вполне. Дальше — дефолт, и потеря привлеченных средств. Когда корпоративные облигации будут покупать профессиональные участники фондового рынка — фонды совместного инвестирования, страховые компании, пенсионные фонды, то есть институты, работающие на привлеченных средствах, — риски вложения должны быть определены. Это касается и банков, ведь банк — всего лишь финансовый посредник, который тоже оперирует привлеченными деньгами.
— Что является залогом объективности вашего рейтингового агентства?
— Нам часто говорят: «Если какая-то компания вам заплатит больше, вы присвоите ей высокий рейтинг». Я отвечаю, что этого не произойдет. Клиент еще не знает, какой получит рейтинг, но оплачивает 100% работы до его получения. Единственное, что он может сделать, оставшись неудовлетворенным собственным рейтингом — не сделать его публичным. Когда мы выпускаем рейтинг, то делаем официальный запрос клиенту, излагаем наше видение связанных с ним рисков, и у клиента есть 10 дней на апелляцию, если существует некая информация, которая, по его мнению, могла бы повлиять на изменение нашей оценки. Через 10 дней рейтинговый комитет принимает решение о присвоение рейтинга. Далее мы запрашиваем у клиента о его намерениях публиковать или не публиковать рейтинг.
Заплавская М. // Деловая неделя. - 2003. - N 31. - 11-17 сент. - С. 4.