Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Кредитные рейтинги города Николаев подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг Каменской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА- Кредитный рейтинг облигаций ЧП «СуПрим Спайсез» подтвержден на уровне uaА+ Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА-

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

06.03.2003

ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: Правительство подсказало муниципальным властям механизмы заимствований. А куда тратить заемные средства, они знают

СПРАВКА

Постановлением N 207 от 24 февраля 2003 г. КМУ утвердил порядок осуществления заимствований в местные бюджеты и реструктуризации долговых обязательств, согласно которому  Верховный Совет Крыма или городской совет должны согласовывать с Минфином Украины планируемые займы или их последующую реструктуризацию. Письменное извещение о планируемых займах должно содержать обоснование их необходимости и возможности выполнить обязательства в срок. Для выпуска местных займов необходим вывод рейтингового агентства о платежеспособности местной власти. Минфин будет запрашивать информацию об исполнении местного бюджета, текущем состоянии выполнения обязательств по погашению местного долга и расчетам по нему за предыдущие пять лет. Помимо того, требуется обосновать доходы бюджета развития, направляемые на погашение основной суммы долга, в который входят средства от продажи коммунального имущества, земельных участков, дивидендов на коммунальное имущество. Минфин рассматривает документы в течение 20 рабочих дней и может затребовать дополнительную информацию.

Очевидно, первым, кто воспользуется предложенным правительством механизмом осуществления займов, будет Киев. С него начнется создание новейшей кредитной и рейтинговой истории украинских муниципальных займов...

Владимир Высоцкий, начальник департамента госдолга Министерства финансов:

 - Постановление обязывает местные власти при обращении в Минфин за разрешением на выпуск ценных бумаг предоставлять вывод рейтингового агентства, в том числе украинского...

 - Это первый нормативный акт, который упоминает рейтинговые агентства. Мы сознательно записали такую норму в постановление. Мы хотим, чтобы в Украине зародился рынок рейтинговых услуг. Сделав обязательным получение выводов рейтингового агентства, мы формируем спрос на данный вид услуг со стороны местных властей...

КОММЕНТАРИЙ

Станислав Дубко, директор рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг":

Принятый в 2001 году Бюджетный кодекс Украины предоставил местным бюджетам право заимствовать на внутренних и внешних рынках, однако реальная возможность воспользоваться этим правом появилась только с выходом 24 февраля постановления Кабинета Министров, определившего порядок осуществления таких заимствований.

Согласно новому нормативному документу местные бюджеты смогут привлекать средства путем выпуска облигаций или получая кредиты, в том числе на внешних рынках. Последнее, правда, относится лишь к наиболее крупным субъектам заимствований, численность населения в которых превышает 800 000 человек.

Стоит отметить тот факт, что местные власти Украины до сих пор еще не выходили на рынок внешних заимствований. Первопроходцем, как нетрудно предположить, должен стать город Киев, получивший еще в конце прошлого года кредитные рейтинги сразу от двух ведущих международных рейтинговых агентств Moody`s и Standard & Poor`s. Присвоенные рейтинги - "B2 со стабильным прогнозом" от Moody`s и "B с негативным прогнозом" от S&P - полностью совпали с суверенными кредитными рейтингами нашей страны, а значит и риски вложений в долговые обязательства Украины и Киева для инвесторов примерно одинаковы. Учитывая возросшую в последнее время популярность украинских евробондов, можно предсказать успешное размещение Киевом своих долговых обязательств в этом году, тем более что их планируемый объем (около 120 миллионов евро) для внешнего рынка, как, впрочем, и для городского бюджета, не столь велик.

Гораздо более весомым является то, что Киев начинает создавать свою кредитную и рейтинговую историю, наличие которой в дальнейшем окажет существенное влияние на условия доступа города к зарубежным рынкам капитала. А такой доступ городу, несомненно, понадобится на пути становления Киева как одной из заметных европейских столиц, многие из которых уже давно реализуют успешные проекты за счет облигационных займов. 

Немаловажным обстоятельством на данном этапе является отсутствие у киевских градоначальников опыта обслуживания внешнего долга. Небольшой объем займа позволит, прежде всего, "обкатать" все необходимые процедуры, связанные с размещением и обслуживанием займа. От их благополучного прохождения зависят как дальнейшие займы Киева, так и возможности других муниципальных заемщиков Украины по выходу на внешний рынок.

Активная позиция киевской администрации, с прошлого года требовавшей от Министерства Финансов необходимых разрешений на осуществление займа, очевидно, ускорила принятие вышеуказанного постановления Кабинета Министров. Его плодами теперь могут воспользоваться и другие органы местного самоуправления, финансовые проблемы и инвестиционные устремления которых вызывают потребность привлечения заемных средств в свои бюджеты.

Дальнейшее развитие, а зачастую и существование многих регионов Украины просто немыслимо без привлечения дополнительных средств для развития муниципальной инфраструктуры, переоснащения недостаточной материальной базы образовательных учреждений и учреждений здравоохранения, а также большой части основных фондов муниципальных образований, имеющих высокую степень износа.

В мировой практике главной формой заимствований для финансирования бюджетного дефицита является выпуск муниципальных ценных бумаг. В развитых странах такие ценные бумаги зачастую считаются безрисковыми, и их размещение обеспечивает местные власти недорогими ресурсами. При обеспечении прав инвесторов и возможности оценки рисков по муниципальным облигациям, такие ценные бумаги должны стать привлекательными для инвестора и в Украине.

Для экономического развития страны крайне важно поддержать становление этого сектора, который может стать катализатором качественного развития фондового рынка, привлечь более широкий круг инвесторов к вложениям на длительные сроки. Однако следует понимать, что с точки зрения государственных интересов Украины крайне важно обеспечить эффективность использования средств, привлекаемых муниципальными заемщиками, недопущение дефолтов по отдельным долговым обязательствам (вспомним печальный опыт Одессы 1997 года). Во многих развитых странах законодательство устанавливает достаточно высокую степень централизации контроля над финансами муниципальных образований.

Новые нормативные документы предусматривают получение разрешения Минфина на осуществление займов и дают исчерпывающий перечень документов, которые должны быть предоставлены местными властями. Одним из таких документов является вывод рейтингового агентства о способности властей рассчитываться по своим долговым обязательствам, то есть кредитный рейтинг и сопровождающий его рейтинговый отчет. Обращает на себя внимание сам факт признания правительственным документом кредитных рейтингов как источника информации о кредитоспособности местных властей.

До сих пор в отечественном нормотворчестве лишь документы НБУ содержали положения, прямо упоминающие кредитные рейтинги. Банки используют их при расчете своего регулятивного капитала и при создании резервов по выданным кредитам. Причем, такая практика полностью соответствует рекомендациям Базельского комитета по банковскому регулированию, предусматривающим широкое применение кредитных рейтингов, как одного из самых надежных источников информации о финансовом состоянии заемщика или эмитента.

Новый механизм доступа местных властей к заемным средствам с учетом их реальной кредитоспособности создает предпосылки для прозрачного функционирования рынка муниципальных займов и подъема уровня доверия широкого круга инвесторов. Трудно переоценить значение создания условий, которые не только направлены на эффективное использование заемных средств и избежание дефолтов по долговым обязательствам, но и прививают в обществе культуру кредитных отношений и использования информации о кредитоспособности заемщиков.

Эффективная система кредитных рейтингов позволяет структурировать фондовый рынок и обеспечить прозрачность его функционирования. Это несет в себе дополнительные выгоды для государства - возможность обеспечить защиту общественно-значимых инвестиций путем ограничения вложений пенсионных фондов, резервных фондов страховых компаний в рискованные ценные бумаги и обязательства, не имеющие достаточного кредитного рейтинга. Муниципальные облигации имеют все шансы стать интересными для институциональных инвесторов.

Безусловно, основные вехи на пути формирования качественного рынка муниципальных облигаций еще впереди. Многое зависит от активности и профессионализма руководителей областей и городов, от их готовности находит разумный компромисс между потребностями муниципального образования, которые могут быть профинансированы с помощью займов, и способностью местного бюджета обслуживать такие займы. Система оценки и мониторинга кредитного риска по отдельному муниципальному заемщику обеспечивает сбалансированность и прозрачность деятельности местных властей, а также придает импульс качественному развитию фондового рынка за счет роста доверия инвестора. А доверие невозможно завоевать быстро, быстро оно только утрачивается. Необходима последовательность и открытость на всех этапах развития рынка муниципальных облигаций. Необходимые шаги в законодательном поле уже сделаны, дело за инициативой местных властей.

Мария ЗАПЛАВСКАЯ                   ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ

Полный текст см.:

Заплавская М. Правительство подсказало муниципальным властям механизмы заимствований // Деловая неделя. - 2003. - N 7. - С. 5.

развернуть

свернуть