УКРАИНСКАЯ ИНВЕСТИЦИОННАЯ ГАЗЕТА: Тест на открытость не всем под силу
Чтобы оценить открытость украинского бизнеса, нами был составлен и разослан выбранным компаниям вопросник, основанный на международных стандартах открытости. Такой бурной реакции на наши вопросы мы не ожидали. По словам некоторых представителей компаний, сама постановка вопроса об открытости произвела на руководителей легкий шок. Даже в ОАО нам констатировали, что бизнес их компании, как и у всех в Украине, является крайне закрытым. А ответ на вопрос о причастности к офшорам вообще "тянет на статью". Хотя многие западные компании цивилизованно и вполне открыто используют офшоры для минимизации налогообложения. Но у нас открыто говорить об этом не принято
Ответить на наши вопросы исчерпывающе было непросто компаниям непубличным, то есть не относящимся к открытым акционерным обществам. Тем не менее, к примеру, корпорация "Интерпайп", банк "Финансы и Кредит" и другие наиболее полно ответили на поставленные вопросы. В то же время представитель компании "ДАНКО" отказался комментировать ситуацию по поводу открытости, как, впрочем, и НАК "Нефтегаз Украины".
Для большей открытости бизнеса в целом и компаний в частности, как показало наше исследование, необходимо несколько составляющих. Прежде всего, высокая конкурентная среда, в том числе на рынке финансовых услуг. Директор компании "Кредит-Рейтинг" Станислав Дубко считает, что проблема закрытости украинских компаний напрямую связана с неразвитостью инфраструктуры финансового рынка. Для формирования элементов инфраструктуры, на наш взгляд, необходимо еще лет десять. Отдельные коммерческие банки сегодня уже осознают, что в дальнейшем придется побороться за каждого клиента.
Открытость компаний также связана с необходимостью привлечения инвестиционных ресурсов. Частная компания "Киевстар GSM" для выхода на международный рынок заимствований и получения кредитного рейтинга была вынуждена открыть свои финансовые показатели и структуру собственности. По мнению Станислава Дубко, в мировой практике получение компанией кредитного рейтинга является одним из основных способов донесения объективной информации о своем финансовом состоянии до широкого круга инвесторов, но в Украине эта система лишь создается. Это вторая составляющая повышения открытости компаний.
Открытость информации о зарплатах, структуре собственности и размерах финансовых сделок требует больших усилий со стороны государства. Нужно комплексно уменьшить налоговое бремя на доходы физических лиц, налогообложение дивидендов и провести амнистию капитала в целом. Предсказать, когда это будет сделано, невозможно - на прошлой неделе депутаты в очередной раз не восприняли идею амнистии. А проблема уменьшения подоходного налога муссируется властями с 1997 года. Да и то все эти шаги государства не сразу приведут к легализации бизнеса.
Для этого необходимо, чтобы общество имело определенную рыночную культуру. Народный депутат Александр Волков убежден, что причина закрытости бизнеса - наша налоговая политика. "Чтобы открыть бизнес, надо либерализировать налоговую политику по отношению к предпринимателям, а сегодня позиция государства по отношению к бизнесу скорее губительна, чем созидательна", - сказал он.
И еще одна составляющая открытости - верховенство закона. То, что бизнесмены называют "правилами игры". Народный депутат Петр Порошенко видит главную проблему в неисполнении законов и указов Президента о дерегуляции экономической деятельности: "Кроме принятия правильных законов, мы должны иметь политическую волю их исполнять".
Дмитрий Баюра Украинская Инвестиционная Газета