Кредитный рейтинг АО «ПУМБ» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Идея Банк» подтвержден на уровне uaAА Кредитные рейтинги АО «БАНК АВАНГАРД» подтверждены на уровне uaAАA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

30.01.2003

ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: Соблазн рейтингом

Джонатан Шиффер, вице-президент рейтингового агентства Moody`s Investors Service считает, что  руководителям Украины гораздо важнее быть хорошими менеджерами, чем российским 

Компания Moody`s Investors Service основана в 1900 году Джоном Муди. Это независимая компания, акции которой свободно обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Штат фирмы насчитывает 1900 человек. Объектами рейтинговой оценки Moody`s являются долговые инструменты общей стоимостью 30 трлн. долл. США, 85 тыс. корпоративных и государственных ценных бумаг, 73 тыс. финансовых обязательств более 100 стран мира.


ДН:    Какова цель вашего визита в Украину?
- Не для того, чтобы инспектировать деятельность вашего правительства.

ДН: Может ли Украина надеяться на повышение рейтинга?
- В средине января мы опубликовали рейтинг платежных обязательств Украины в иностранной валюте на уровне В2. Такой рейтинг означает высокую возможность дефолта, а значит - высокую степень риска с точки зрения инвесторов. Но мы проводим еженедельные мониторинги ситуации, определяя по этим бумагам снижение либо повышение риска. Рейтинг может быть пересмотрен вследствии какого-либо значимого события, влекущего за собой смену поведения системы госфинансирования по отношению к внешнему долгу.

- ДН: Следует ли ожидать коррекции вашего рейтинга в связи с санкциями FATF?
- Мы составляем долгосрочные рейтинги. Мы не биржа, чутко реагирующая на ежедневную конъюнктуру, наш бизнес - делать долгосрочные прогнозы. Я не думаю, что санкции FATF могут иметь настолько серьезные последствия, которые вынудили бы нас корректировать прогнозы. На мой взгляд, санкции FATF могут оказать ситуативное влияние на украинскую платежеспособность.

- ДН: Тем не менее, украинские эксперты более пессимистичны в своих прогнозах. К примеру, они выражают опасения относительно притока валюты в страну, возможного сокращения объемов экспортных операций.
- Экспорт - это один из многих параметров для оценки платежеспособности страны. Мы анализируем весь комплекс: политические риски, макроэкономическую политику правительства, объем и структуру госдолга, гибкость платежного баланса и прочее. К тому же, украинский экспорт в большой степени завязан на Россию и страны СНГ. К санкциям FATF присоединяются страны Западной Европы и США.

- ДН: Нам предстоит пережить президентские выборы в 2004 году. Каковы тенденции влияния такого политического события на оценку рейтинга страны?
- Все зависит от того, кто станет президентом, и сможет ли новый глава государства находить общий язык с законодательным органом. Иначе говоря, если президентом станет Виктор Ющенко, а Верховная Рада останется в своем прежнем составе, мне сложно сказать, смогут ли они плодотворно сотрудничать. 

- ДН: Какими источниками информации вы пользуетесь. Что гарантирует объективность ваших прогнозов?
- Мы получаем информацию из украинских официальных источников, от независимых экспертов, западных и украинских СМИ. А что касается гарантии нашей объективности, то, во-первых, мы не имеем никаких финансовых отношений с эмитентом. Во-вторых, мы зарабатываем деньги на нашей репутации. Малейшее сомнение в ее чистоте чревато огромными убытками для бизнеса. В-третьих, у нас высокая корпоративная культура. Наши сотрудники не имеют права принимать подарки.

- ДН: Как часто данные независимых экспертов и данные правительственных источников отличаются друг от друга?
- Бывает. Но, не только в Украине - это встречается повсеместно. Если есть существенные различия в данных, мы просим представителей правительства предоставить необходимые разъяснения. Но я не думаю, что кто-то стремится нас ввести в заблуждение. Это не имеет смысла, так как негативно скажется на выводах наших экспертов и оценке рейтинга. Я объясняю такие несогласованности различиями в методиках, подходах?

- ДН: Сравнимы ли кредитные рейтинги Украины и России?
- Российский рейтинг выше на три пункта. Это связано со многими факторами, например, с соотношением объемов экспорта и внешнего долга, с более глубокими структурными реформами, высоким уровнем сотрудничества президента России  и Госдумы. По большому счету, Россия богаче природными ресурсами, только этот фактор может уравновесить многие негативные тенденции по иным позициям. Например, политика Владимира Путина окажет меньше влияния на макроэкономическую стабильность в России, чем политика Леонида Кучмы в Украине. Руководителям вашей страны гораздо важнее быть хорошими менеджерами, чем российским. 

ПО СУТИ

Рейтинг - это паспорт, с которым эмитент выходит на рынки внешних заимствований. Его характеристика - это характеристика платежеспособности, измерения вероятности дефолта (риска неплатежа, или отсрочки платежа по основной сумме или по процентам долга). Специальные агентства, определяя суверенный рейтинг и составляя прогноз по рейтингу, анализируют восемь основных направлений, которые могут привести к дефолту. Каждое направление связано с экономическими и политическими рисками, определяющими кредитные риски. Экономические риски определяют возможность, а политические - готовность правительства платить по долгам. 

Факторы, формирующие суверенные рейтинги:

Политические риски:
- форма правления и политические институты;
- демократичность (участие граждан в управлении страной);
- легитимность смены руководства государства;
- наличие взаимопонимания власти и населения относительно целей экономической политики;
- степень интеграции в мировую финансовую и торговую системы;
- факторы внутренней и внешней безопасности.

Доходы и структурная организация экономики:
- условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного богатства;
- рыночность экономики;
- наличие природных ресурсов и степень их диверсификации.

Перспективы экономического роста
- объем и структура сбережений и капиталовложений;
- темпы и характер экономического роста.

Степень гибкости налогово-бюджетной политики
- результаты фискальной деятельности правительства и сбалансированность бюджета;
- конкурентоспособность системы налогообложения, гибкость в сфере повышения ставок налогообложения;
- факторы, способные стимулировать рост государственных расходов.

Долги
- финансовые активы правительства;
- размер госдолга и процентных выплат по нему;
- валютная структура госдолга;
- Пенсионный фонд (обязательства по выплатам пенсий);
- обязательства банковской системы, корпораций, др.

Стабильность цен
- тенденции развития ценовой инфляции;
- темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования госбюджета;
- курсовая политика;
- степень независимости центробанка.

Гибкость платежного баланса
- влияние налогово-бюджетной и кредитно-денежной политики на внешние счета;
- структура счета текущих операций;
- структура потоков внешнего капитала.

Внешний долг и ликвидность
- объем и валютная структура внешнего госдолга;
- роль банков в формировании ресурсов государства;
- структура долга (кратко-, долгосрочный-) и стоимость обслуживания внешнего долга;
- кредитная история;
- объем и структура госрезервов и других внешних активов.

Изменение суверенного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте, как правило, связано с факторами влияния государственной финансовой системы на состояние внешнего долга. Эксперты рейтинговых агентств анализируют среднесрочные программы деятельности правительства, взаимодействие между системой государственного финансирования, внешним долгом и другими факторами, к примеру, ростом объемов экспортных операций, качеством активов местной банковской системы и пр.

Заложниками суверенного кредитного рейтинга являются все компании, банки, находящиеся на территории страны. Их рейтинг не может быть выше суверенного. Таким образом, предприятия ограничены в возможностях выхода на рынок международного капитала для получения долгосрочных и дешевых инвестиций.


 

развернуть

свернуть