ДЕЛОВАЯ НЕДЕЛЯ: Соблазн рейтингом
Джонатан Шиффер, вице-президент рейтингового агентства Moody`s Investors Service считает, что руководителям Украины гораздо важнее быть хорошими менеджерами, чем российским
Компания Moody`s Investors Service основана в 1900 году Джоном Муди. Это независимая компания, акции которой свободно обращаются на Нью-Йоркской фондовой бирже. Штат фирмы насчитывает 1900 человек. Объектами рейтинговой оценки Moody`s являются долговые инструменты общей стоимостью 30 трлн. долл. США, 85 тыс. корпоративных и государственных ценных бумаг, 73 тыс. финансовых обязательств более 100 стран мира.
ДН: Какова цель вашего визита в
Украину?
- Не для того, чтобы инспектировать деятельность вашего
правительства.
ДН: Может ли Украина надеяться на повышение рейтинга?
- В
средине января мы опубликовали рейтинг платежных обязательств Украины в иностранной
валюте на уровне В2. Такой рейтинг означает высокую возможность дефолта, а значит -
высокую степень риска с точки зрения инвесторов. Но мы проводим еженедельные мониторинги
ситуации, определяя по этим бумагам снижение либо повышение риска. Рейтинг может быть
пересмотрен вследствии какого-либо значимого события, влекущего за собой смену поведения
системы госфинансирования по отношению к внешнему долгу.
- ДН: Следует ли ожидать коррекции вашего рейтинга в связи с санкциями
FATF?
- Мы составляем долгосрочные рейтинги. Мы не биржа, чутко
реагирующая на ежедневную конъюнктуру, наш бизнес - делать долгосрочные прогнозы. Я не
думаю, что санкции FATF могут иметь настолько серьезные последствия, которые вынудили бы
нас корректировать прогнозы. На мой взгляд, санкции FATF могут оказать ситуативное
влияние на украинскую платежеспособность.
- ДН: Тем не менее, украинские эксперты более пессимистичны в своих
прогнозах. К примеру, они выражают опасения относительно притока валюты в страну,
возможного сокращения объемов экспортных операций.
- Экспорт - это
один из многих параметров для оценки платежеспособности страны. Мы анализируем весь
комплекс: политические риски, макроэкономическую политику правительства, объем и
структуру госдолга, гибкость платежного баланса и прочее. К тому же, украинский экспорт в
большой степени завязан на Россию и страны СНГ. К санкциям FATF присоединяются страны
Западной Европы и США.
- ДН: Нам предстоит пережить президентские выборы в 2004 году. Каковы
тенденции влияния такого политического события на оценку рейтинга
страны?
- Все зависит от того, кто станет президентом, и сможет ли
новый глава государства находить общий язык с законодательным органом. Иначе говоря, если
президентом станет Виктор Ющенко, а Верховная Рада останется в своем прежнем составе, мне
сложно сказать, смогут ли они плодотворно сотрудничать.
- ДН: Какими источниками информации вы пользуетесь. Что гарантирует
объективность ваших прогнозов?
- Мы получаем информацию из украинских
официальных источников, от независимых экспертов, западных и украинских СМИ. А что
касается гарантии нашей объективности, то, во-первых, мы не имеем никаких финансовых
отношений с эмитентом. Во-вторых, мы зарабатываем деньги на нашей репутации. Малейшее
сомнение в ее чистоте чревато огромными убытками для бизнеса. В-третьих, у нас высокая
корпоративная культура. Наши сотрудники не имеют права принимать подарки.
- ДН: Как часто данные независимых экспертов и данные правительственных
источников отличаются друг от друга?
- Бывает. Но, не только в
Украине - это встречается повсеместно. Если есть существенные различия в данных, мы
просим представителей правительства предоставить необходимые разъяснения. Но я не думаю,
что кто-то стремится нас ввести в заблуждение. Это не имеет смысла, так как негативно
скажется на выводах наших экспертов и оценке рейтинга. Я объясняю такие несогласованности
различиями в методиках, подходах?
- ДН: Сравнимы ли кредитные рейтинги Украины и России?
- Российский рейтинг выше на три пункта. Это связано со многими факторами, например,
с соотношением объемов экспорта и внешнего долга, с более глубокими структурными
реформами, высоким уровнем сотрудничества президента России и Госдумы. По большому
счету, Россия богаче природными ресурсами, только этот фактор может уравновесить многие
негативные тенденции по иным позициям. Например, политика Владимира Путина окажет меньше
влияния на макроэкономическую стабильность в России, чем политика Леонида Кучмы в
Украине. Руководителям вашей страны гораздо важнее быть хорошими менеджерами, чем
российским.
ПО СУТИ
Рейтинг - это паспорт, с которым эмитент выходит на рынки внешних заимствований. Его характеристика - это характеристика платежеспособности, измерения вероятности дефолта (риска неплатежа, или отсрочки платежа по основной сумме или по процентам долга). Специальные агентства, определяя суверенный рейтинг и составляя прогноз по рейтингу, анализируют восемь основных направлений, которые могут привести к дефолту. Каждое направление связано с экономическими и политическими рисками, определяющими кредитные риски. Экономические риски определяют возможность, а политические - готовность правительства платить по долгам.
Факторы, формирующие суверенные рейтинги:
Политические риски:
- форма правления и политические
институты;
- демократичность (участие граждан в управлении страной);
- легитимность смены руководства государства;
- наличие взаимопонимания власти и населения относительно целей экономической
политики;
- степень интеграции в мировую финансовую и торговую системы;
- факторы внутренней и внешней безопасности.
Доходы и структурная организация экономики:
- условия жизни и уровень доходов населения, распределение общественного
богатства;
- рыночность экономики;
- наличие природных ресурсов и степень их диверсификации.
Перспективы экономического роста
- объем и структура сбережений и капиталовложений;
- темпы и характер экономического роста.
Степень гибкости налогово-бюджетной политики
- результаты фискальной деятельности правительства и сбалансированность
бюджета;
- конкурентоспособность системы налогообложения, гибкость в сфере повышения ставок
налогообложения;
- факторы, способные стимулировать рост государственных расходов.
Долги
- финансовые активы правительства;
- размер госдолга и процентных выплат по нему;
- валютная структура госдолга;
- Пенсионный фонд (обязательства по выплатам пенсий);
- обязательства банковской системы, корпораций, др.
Стабильность цен
- тенденции развития ценовой
инфляции;
- темпы роста денежной массы и объемов эмиссионного финансирования госбюджета;
- курсовая политика;
- степень независимости центробанка.
Гибкость платежного баланса
- влияние налогово-бюджетной и
кредитно-денежной политики на внешние счета;
- структура счета текущих операций;
- структура потоков внешнего капитала.
Внешний долг и ликвидность
- объем и валютная структура
внешнего госдолга;
- роль банков в формировании ресурсов государства;
- структура долга (кратко-, долгосрочный-) и стоимость обслуживания внешнего
долга;
- кредитная история;
- объем и структура госрезервов и других внешних активов.
Изменение суверенного рейтинга по обязательствам в иностранной валюте, как правило, связано с факторами влияния государственной финансовой системы на состояние внешнего долга. Эксперты рейтинговых агентств анализируют среднесрочные программы деятельности правительства, взаимодействие между системой государственного финансирования, внешним долгом и другими факторами, к примеру, ростом объемов экспортных операций, качеством активов местной банковской системы и пр.
Заложниками суверенного кредитного рейтинга являются все компании, банки, находящиеся
на территории страны. Их рейтинг не может быть выше суверенного. Таким образом,
предприятия ограничены в возможностях выхода на рынок международного капитала для
получения долгосрочных и дешевых инвестиций.