Кредитный рейтинг АО «УКРАИНСКИЙ БАНК РЕКОНСТРУКЦИИ И РАЗВИТИЯ» подтвержден на уровне uaА+ Кредитные рейтинги города Николаев подтверждены на уровне uaBBB+ Кредитный рейтинг Каменской городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА- Кредитный рейтинг облигаций ЧП «СуПрим Спайсез» подтвержден на уровне uaА+ Кредитный рейтинг городу Запорожье подтвержден на уровне uaАА-

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

24.01.2003

КОМП&НЬОН: Операция "еврооблигация"

Выпуск долговых обязательств на международном рынке капитала не только позволяет компании привлечь значительные финансовые ресурсы на длительный срок и под невысокие проценты, но и наработать "международную" кредитную историю. Это может дать серьезный толчок к развитию компании-эмитента и способствовать ее выходу на новые рынки. В свою очередь, это позволит предприятию в будущем получить внешнее финансирование на более выгодных условиях...

По оценкам экспертов, сейчас складывается благоприятная ситуация для выхода украинских компаний на международный рынок капитала... Но "вход"  на международный рынок капиталов открыт только для компаний со стабильным финансовым состоянием, большими объемами продаж, хорошими показателями прибыльности, прозрачным акционерным капиталом.

Выпуск евробондов - альтернатива консорциумному кредитованию

Привлекая финансирование на международных рынках капитала, компания получает ряд преимуществ перед внутренними заимствованиями.

Во-первых, у нее появляется возможность привлечь значительные (до $500 млн.) ресурсы в иностранной валюте на срок 5-7 лет...

Во-вторых, заимствование посредством эмиссии еврооблигаций может служить успешной альтернативой консорциумному кредитованию, так как в этом случае заемщик избегает многих юридических и других проблем, которые могут возникнуть при получении такого кредита...

В-третьих, у предприятия появляется возможность управлять объемом долга посредством покупки-продажи ценных бумаг на вторичном рынке...

В-четвертых, создание "международной" кредитной истории и получение международного кредитного рейтинга является серьезным толчком к развитию компании-эмитента и может способствовать ее выходу на новые рынки. А это, в свою очередь, позволит предприятию получить более выгодные условия для привлечения внешнего финансирования.

Несмотря на целый ряд преимуществ эмиссии корпоративных еврооблигаций, существует и обратная сторона медали. Принимая решение о выходе на еврорынок, эмитент должен быть готов к существенным затратам, которые составляют 0,2-0,3 % от объема выпуска (только получение одного кредитного рейтинга исчисляется десятками тысяч долларов). Помимо денежного фактора, следует учитывать и значительные временные издержки, связанные с выходом компании на международный рынок капитала. Ведь период подготовки эмиссии занимает около 3,5-4 месяцев и, по словам экспертов, включает в себя следующие основные этапы: получение кредитного рейтинга, подготовку инвестиционного меморандума, структуризацию займа, а также проведение презентации.

Получение кредитного рейтинга на уровне суверенного обеспечит максимально благоприятные условия выпуска еврооблигаций

Главными факторами, которые влияют на результат выпуска еврооблигаций, являются состояние и перспективы развития бизнеса заемщика, а также политико-экономическая ситуация в стране компании-эмитента. По мнению Сергея Черного, партнера юридической фирмы "Бейкер и Макензи", сюда относится и степень "качества" правовой системы, а также уровень правовой культуры. Первый фактор находит свое отражение в кредитном рейтинге заемщика, второй - в кредитном рейтинге его государства (кредитные рейтинги заемщика и его государства оказывают прямое влияние на объем выпуска и ставку процента по еврооблигациям). При этом кредитный рейтинг эмитента определяется с обязательным учетом кредитного рейтинга государства, и поэтому не может превышать последнего. Дополнительным плюсом при размещении корпоративных ценных бумаг на внешнем рынке является получение кредитного рейтинга на уровне суверенного.

Присваиваются кредитные рейтинги международными рейтинговыми агентствами. При желании компания может получить несколько рейтингов с тем, чтобы более объективно оценить свои возможности выхода на международный рынок капиталов. К примеру, ЗАО "Киевстар Дж. Эс. Эм." воспользовалось услугами сразу двух рейтинговых агентств. Так, "внешним" облигациям компании агентством Standard&Poors был присвоен рейтинг "В-", а агентством Moody`s - "В2". Согласно классификации S&P, рейтинг "В-" свидетельствует о том, что эмитент способен выполнять свои финансовые обязательства, однако неблагоприятные бизнес-, финансовые и экономические условия деятельности снижают такую способность. По классификации агентства Moody`s, ценные бумаги, которым присвоен рейтинг "В2", считаются рискованными для долгосрочных инвестиций и вероятность дефолта по ним достаточно высока. Вместе с тем все присвоенные рейтинги отражают лидирующую позицию компании на рынке мобильной и сотовой связи и стабильную тенденцию увеличения абонентов мобильной связи в Украине.

Некоторые агентства, в частности, Moody`s, придерживаются правила извещать инвесторов о рейтинге до начала эмиссии соответствующего долгового обязательства, чтобы дать им возможность использовать кредитное мнение в процессе принятия инвестиционного решения.  По словам  Валерии Гонтаревой, заместителя председателя правления "ИНГ Банк Украина", "иногда предприятие может запросить рейтинг намного раньше планируемого срока выпуска облигаций. С международным агентством заключается договор, согласно которому после присвоения компании соответствуюшего рейтинга, он не предается огласке. Таким образом в процессе подготовки к эмиссии будущий заемщик может принять во внимание замечания агентства и улучший свой рейтинг на будещее"...

Полный текст статьи см.:

Горилей О.  Операция "еврооблигация" // Комп&ньон. - 2003. - N 4. - С. 28-31.

развернуть

свернуть