Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  События »  Пресса о рейтингах

Пресса о рейтингах

29.12.2002

ВЫБОРЫ.org: Первая попытка создания рейтинга украинских банков

В конце октября текущего года присвоены кредитные рейтинги шести украинским банкам: АППБ "Аваль", ОАО "Кредитпромбанк", АКБ "Правэкс", КБ "Приватбанк", АБ "Укргазбанк", АКБ "Форум". Рейтинги присвоены единственным специализированным рейтинговым агентством Украины «Кредит-Рейтинг». Присвоенные рейтинги являются публичными и присвоены по Украинской Национальной шкале кредитных рейтингов, разработанной специально для оценки уровня кредитного риска и дифференциации заемщиков в условиях украинского рынка компанией «Кредит-рейтинг». Национальные рейтинги являются основой для получения международного рейтинга. Такой практики придерживаются, например, в мировом рейтинговом гиганте Standart & Poor.

Появление независимой структуры, которая пытается объективно оценить бизнес-риски в условиях украинской экономики, нашло позитивный отзыв в банковской среде. В частности, заместитель председателя правления АКБ «Укргазбанк» Дмитрий ЧЕРНОБАЙ отмечает, «что украинские банки подошли к пониманию потенциала использования кредитного рейтинга для более широкого доступа к глобальным рынкам капитала. Кроме того, рейтинг — это еще один способ передачи информации о собственной кредитоспособности и финансовой стабильности своим основным контрагентам. И хотя первые рейтинги агентства «Кредит-рейтинг» были присвоены, основываясь на анализе, прежде всего публичной информации, это прогрессивный шаг».

Наличие кредитного рейтинга одинаково важно как инвестору при принятии инвестиционного решения, так и эмитенту, в отношении ценных бумаг которого, была проведена процедура рейтингования. Действительно, наличие кредитного рейтинга дает следующие преимущества эмитенту:

   В большинстве случаев, наличие кредитного рейтинга у эмитента означает его большую информационную прозрачность. Поскольку эмитент при подготовке рейтингового заключения и в процессе процедуры поддержания рейтинга предоставляет рейтинговому агентству больший объем информации, чем другие компании, и в большинстве случаев эта информация становится открытой для всех потенциальных инвесторов.

    Вне зависимости от разновидности кредитного рейтинга смысл рейтинговых услуг состоит в том, чтобы предоставить инвестору сопоставимую информацию о кредитном риске по стандартной шкале независимо от особенностей страны или сектора экономики (они лишь факторы кредитного риска, но не конечная цель оценки кредитного рейтинга), к которым принадлежат эмитенты. В условиях глобализации рынка капитала такая сопоставимость имеет особенно большое значение.

Международные кредитные рейтинги присваиваются тройкой мировых рейтинговых агентств: Standart & Poor’s, Moody`s и Fitch. Рейтингованию подвергаются как целые страны так и отдельные компании, в основном те, которые имеют транснациональные интересы. Те же компании, банки, корпорации органы местного самоуправления, которые работают исключительно на внутреннем рынке лишены такой возможности. Хотя, важность наличия внутренних рейтингов трудно оспорить. Тем более, что такой гигант как Standart & Poor при проведении рейтингования берет за основу рейтинги присвоенные по национальной шкале рейтингов.

Подобная практика уже существует в Российской федерации, где почти все промышленно развитые регионы (Республика Татарстан, Самарская и Свердловская области и т.д.) уже получили как внешние рейтинги, присвоенные международными рейтинговыми агентствами, так и внутренние, присвоенные в свою очередь, российскими рейтинговыми агентствами. Последний рейтинг существенно облегчает для регионов процесс эмиссии облигаций муниципального займа.

Независимые структуры в банковской системе Украины появляются не только в сфере оценки бизнес-рисков. Напряжение в отношениях между Ассоциацией банков Украины и созданным недавно Киевским банковским союзом нарастает с каждым днем. Несмотря на региональное ограничение в названии, Киевский союз уже объединяет не только киевские банки. Народный депутат и почетный президент одного из крупнейших банков Украины «Правэкс-банка» Леонид Черновецкий, а сейчас еще и президент нового банковского объединения, без сомнение имеет значительно больший опыт работы в банковской системе, чем руководство Ассоциации банков. Также на счету Черновецкого и создание динамичного и крупного банка Украины практически с нуля. Это дает ему неоспоримые преимущества в понимании проблем банковской системы и путей их решения. Стоит также отметить, что главой наблюдательного совета Киевского банковского союза является глава бюджетного Комитета Верховной Рады Украины Петр Порошено. Его бизнес структуры тесно связаны с еще одним крупным банком Украины - «Мрия» и «Брокбизнесбанк».

Появление этого объединение не случайно. Как бы дипломатично не избегало руководство обеих объединений комментариев по поводу конкуренции между организациями, ясно одно – Ассоциация банков не вполне удовлетворяет потребности современных банков. Все системные банки Украины уже являются членами одновременно двух организаций и, судя по всему, заняли выжидательную позицию.

Единственным публичным выяснением отношений пока является протест со стороны президента Ассоциации банков Александра Сугоняко относительно попыток новосозданного объединения приобрести статус всеукраинской организации. Скорее всего, это не последний конфликт. Две организации со схожими функциями явно слишком много. Выжить должна одна. А пока банкиры могут воспользоваться нарастающей конкуренцией в своих целях, поскольку теперь каждая из двух организаций будет стараться доказать, что именно она может наиболее эффективно отстаивать интересы банков. Это сделает их более активными в своей деятельности. 

Этот тезис подтверждается действиями самого Черновецкого. Ему принадлежит непобитый рекорд по подачи в суд на признание недействительными различных нормативных документов Нацбанка, Налоговой Администрации и Правительства Украины. Самыми громкими из них было признание в судебном порядке неправомерным печальноизвестное в банковской среде Постановление Правительства №700 «Про определение критериев отнесения финансовых операций к сомнительным и необычным». На данный момент в Верховном Суде Украине находиться кассационная жалоба Леонида Черновецкого на решение аппеляционного суда города Киева относительно отказа в отмене постановления Правления Национального банка Украины №296 от 27.07.2001 в части необходимости предоставления коммерческими банками информации о 20 крупнейших кредиторах банка. В своей жалобе Леонид Черновецкий просит отменить решение аппеляционного суда, ссылаясь на неправильное применение судом норм процессуального и материального права.

К сожалению, борьба между двумя конкурирующими организациями может привести и к негативным последствиям. В частности, после вступления в Киевский банковский союз его президент заявил решение проводить рейтинг банков-членов КБС по основным показателям их деятельности и предоставлять рейтинги всем заинтересованным средствам массовой информации. Это безусловно позитивный шаг, как и присвоение первых рейтингов банкам, но в условиях борьбы двух заинтересованных и ангажированных организаций стоит сомневаться в их достоверности.

Наличие независимых рейтингов агентства является одним необходимым условий стабильности правдивости оценок бизнес рисков в банковской сфере. 
     

 ВЫБОРЫ.org        Богдан Саленко
 

развернуть

свернуть