Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  О нас »  Исследования

Исследования

В рамках проведения Национального конкурса «Лидер страхового рынка Украины-2009», под эгидой журнала «Банкиръ» агентством «Кредит-Рейтинг» было проведено исследование прозрачности страхового рынка Украины. Результатом исследования стал рейтинг самых прозрачных страховых компаний Украины, в котором 1 место заняло ОАО НАСК «Оранта», 2 место – ОАО «УСК «Дженерали Гарант» и 3 место – ОАО СК «Универсальная». Исследование проводилось по специально разработанной агентством методике, путем анализа данных из открытых источников информации. Повышение прозрачности является обязательным условием оздоровления и укрепления страхового рынка, поэтому рейтинговое агентство намерено продолжать практику изучения прозрачности страховых компаний и ежегодно публиковать результаты данного исследования.

Исследование прозрачности страхового рынка Украины.

Рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» провело исследование прозрачности страхового рынка Украины. Прозрачность страховщиков является необходимым условием для развития рынка страхования и защиты интересов страхователей. Учитывая существующий дефицит информации о деятельности страховых компаний, рейтинговое агентство считает, что данное исследование будет полезно страхователям.

В ходе исследования рассматривались страховые компании, одновременно входящие в Топ-40 по активам, собранным страховым премиям и страховым выплатам. Таких компаний оказалось 25. Применение именно такого принципа формирования базы для анализа объясняется тем, что прозрачность страховщика важна в первую очередь для его клиентов, а в таких страховых компаниях обслуживается наибольшее число клиентов.


Ранжирование компаний по степени прозрачности проводились путем анализа данных из трех открытых источников информации:

  • интернет-страниц страховых компаний;
  • интернет-сайта, на котором публикуется регулярная отчётность эмитентов ценных бумаг ;
  • интернет сайта, на котором публикуются некоторые финансовые данные страховых компаний – участников Лиги страховых организаций.

Сайты изучались на предмет соответствия структуры и качества раскрытой на них информации критериям прозрачности, разработанным агентством с учетом принципов международных стандартов раскрытия информации. Степень соответствия этим критериям качества раскрытия информации характеризуется суммой баллов, набранных страховыми компаниями в процессе исследования.

По результатам исследования был построен рэнкинг прозрачности:

Страховая компания

ВСЕГО баллов

Место

ОРАНТА

51

1

ДЖЕНЕРАЛИ ГАРАНТ

45

2

УНИВЕРСАЛЬНАЯ

37

3

ВУСО

33

4

АХА УКРАИНА

31

5

АXA СТРАХОВАНИЕ

31

6

АСКА

30

7

УКРАИНСКАЯ ПОЖАРНО-СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ

30

8

ПРОВИДНА

30

9

ИНГО УКРАИНА

29

10

СГ ТАС

29

11

УКРАИНСКАЯ СТРАХОВАЯ ГРУППА

28

12

ПРОСТО-СТРАХОВАНИЕ

27

13

КНЯЖА

24

14

ДОБРОБУТ

24

15

ЛЕММА

23

16

АЛЬФА СТРАХОВАНИЕ

23

17

АLLIANZ УКРАИНА

22

18

ИЛЬИЧЕВСКОЕ

22

19

ПЗУ УКРАИНА

22

20

КРЕДО-КЛАССИК

20

21

БРОКБИЗНЕС

15

22

ОМЕГА

14

23

ГРАВЕ УКРАИНА

12

24

АВАНТЕ

9

25


В соответствии с моделью оценки, максимальное количество баллов, которое могла набрать страховая компания, составляло 90. По итогам проведенного исследования, лидирующую позицию заняла СК "Оранта" – единственная компания, которая набрала более 50% от максимального количества баллов. На втором месте – СК "Дженерали Гарант", на третьем – компания "Универсальная".

Результаты исследования продемонстрировали, что прозрачность страхового рынка пока находится на низком уровне (большинство компаний получили менее 30 баллов). Типичными недостатками являются: неполное раскрытие информации о собственниках и связанных компаниях, отсутствие на сайте рейтинговых отчетов и квартальной финансовой отчетности, данных о структуре страховых резервов и портфеля инвестиций. Даже такому простому требованию, как публикация реквизитов страховой компании, не соответствует большинство украинских страховых компаний. Условия предоставления услуг также не всегда достаточно подробны и понятны для конечного потребителя, а правила страхования публикуют только 4 страховщика.

При анализе в процессе исследования учитывались следующие факторы:

  1. наличие и полнота раскрытия информации о рейтингах страховой компании;
  2. качество раскрытия информации о структуре собственности и связанных компаниях;
  3. наличие и полнота раскрытия информации о Наблюдательном совете или другом наблюдательном органе;
  4. раскрытие информации о квалификации Топ-менеджмента;
  5. публикация финансовой отчетности и аудиторских выводов к ней;
  6. наличие общих сведений о компании ( реквизиты, количество работников, количество агентов, отделений);
  7. раскрытие данных относительно динамики и структуры доходов и расходов по видам страхования (в том числе, уровня выплат)*:
  8. наличие данных об объёмах входящего перестрахования*;
  9. публикация информации об объемах исходящего перестрахования и кредитных рейтингах перестраховщиков*;
  10. качество раскрытия информации относительно активов, в которые размещены средства страховых резервов*;
  11. качество раскрытия информации относительно активов, в которые осуществлены инвестиции или банков, в которых размещены средства страховой компании, а также относительно КУА-партнёров*;
  12. раскрытие информации относительно компаний, осуществляющих ассистанс, и партнёров, сотрудничающих с компанией в процессе урегулирования страховых случаев (СТО, больницы, и тому подобное);
  13. раскрытие информации относительно среднего срока принятия решения о выплате страхового возмещения и статистики отказов в страховых выплатах по видам страхования;
  14. публикация правил страхования, типовых договоров, условий страхования и страховых тарифов в разрезе страховых продуктов**;
  15. наличие и полнота раскрытия информации о стратегии развития и планах компании.

 

Каждому фактору присваивалось определённое количество баллов (от 0 до 6) - в зависимости от объема, качества и актуальности доступной информации, а также от сайта, на котором опубликованы данные. При равном общем количестве баллов, полученных страховой компанией, на более высокую позицию ставилась компания, имеющая более высокий балл по следующим показателям (в порядке убывания приоритета):

  • данные относительно динамики и структуры доходов и расходов по видам страхования;
  • наличие на сайте финансовой отчетности и аудиторских выводов к ней;
  • публикация правил страхования, типовых договоров и условий страхования;
  • раскрытие информации относительно среднего срока принятия решения о выплате страхового возмещения и статистики отказов в страховых выплатах;
  • качество раскрытия информации относительно активов, в которые размещены средства страховых резервов;
  • раскрытие информации об исходящем перестраховании.

Исследование было выполнено исключительно на базе информации, имеющейся на сайтах по состоянию на 15.02.2010 г. Достоверность информации не проверялась, поскольку глубокий анализ данных по большинству критериев возможен только при наличии соответствующих документов.

Проведенное исследование выявило существующие недостатки в раскрытии информации, над устранением которых необходимо работать для приближения уровня прозрачности рынка страхования к требованиям международных стандартов.

Повышение прозрачности является обязательным условием оздоровления и укрепления страхового рынка, поэтому рейтинговое агентство намерено продолжать практику изучения прозрачности страховых компаний и ежегодно публиковать результаты данного исследования.



* Информация полностью или частично может быть представлена, в том числе, в составе ежеквартальной отчетности для Госфинуслуг, обнародованной на сайте.

** Оценка проводилась в первую очередь по качеству предоставления информации относительно услуги "Добровольное страхование автотранспортных средств физических лиц". В случае, если СК не предоставляет такую услугу физическим лицам, оценивалось качество и полнота информации по программе" Добровольное страхование автотранспортных средств юридических лиц". Если СК не предоставляет услуги по страхованию КАСКО автомобилей, оценивалась другая услуга по страхованию КАСКО. В случае, когда СК вообще не предлагает услуги из страхования КАСКО, оценивалось качество информации относительно других видов услуг.

 

К началу страницы

развернуть

свернуть