Кредитный рейтинг АО «ПУМБ» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг АО «Идея Банк» подтвержден на уровне uaAА Кредитные рейтинги АО «БАНК АВАНГАРД» подтверждены на уровне uaAАA Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

25.07.2007

КРЕДИТ-РЕЙТИНГ: Обзор рынка муниципальных заимствований: возникновение, становление и прогноз развития

В условиях административной реформы на городские бюджеты ложится дополнительная нагрузка, связанная не только с жилищно-коммунальным хозяйством, инженерно-транспортной инфраструктурой, строительством жилья и другими социально необходимыми объектами, но и с созданием дополнительных условий для их развития. В этих условиях выход на рынок местных заимствований является наиболее эффективным и удобным инструментом решения проблем, связанных с привлечением необходимых средств для финансирования инвестиционных проектов.

Три этапа развития рынка местных заимствований

Первый этап, начавшийся после провозглашения независимости, продолжался до 1998 года. Принятые в 1991 году Законы Украины
"О бюджетной системе" и "О ценных бумагах и фондовой бирже" заложили правовые основы для осуществления местных заимствований: они определяли право городских и областных советов выпускать облигации, но при этом существенные условия заимствования в законах прописаны не были.

С 1995 года местные советы активизировали эмиссионную деятельность, вследствие чего Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку (ГКЦБФР) приняла Положение "О порядке выпуска и обращения облигаций местного займа", в котором определялся алгоритм выхода органов местного самоуправления на финансовый рынок. В документе была выписана норма об ограничении максимального размера суммарной стоимости выпусков облигаций местного займа: она не должна была превышать 30% доходной части бюджета эмитента за предыдущий год.

Негативный опыт размещения и погашения отдельных долговых обязательств органов местного самоуправления в 1997-1998 годах обусловил появление Указа Президента Украины 655/98 "Об упорядочении внутренних и внешних заимствований, которые производятся органами местного самоуправления". С этого момента осуществление местных заимствований стало возможным только при условии подготовки на государственном уровне документов, которые бы определяли общие принципы выпуска ценных бумаг органами местного самоуправления, а также ответственных за осуществление контроля.

Основные факторы, определяющие первый этап: общегосударственная экономическая рецессия и незначительная финансовая база подавляющего большинства городов Украины; отсутствие опыта осуществления заимствований у эмитентов; неразвитость финансового рынка вообще и инфраструктуры региональных фондовых рынков в частности; отсутствие механизма защиты прав инвесторов и системы оценки кредитных рисков.

Второй этап (1999-2003 гг.). Активное формирование новой и усовершенствование существующей нормативно-правовой базы, которая бы регулировала весь спектр правовых отношений, возникающих в процессе выпуска, размещения и погашения облигаций местных займов, началось в 1998 году, но базовые документы были приняты уже после 2000 года. В 2001 году Верховная Рада приняла Бюджетный кодекс, что стало предпосылкой для обеспечения прозрачности и прогнозированности местных бюджетов. Кодекс закрепил право местных советов и Верховного Совета АР Крым принимать решение об осуществлении заимствований одновременно лишив этого права области. Было четко установлено, что заимствования в местные бюджеты могут осуществляться лишь в бюджет развития. Закреплялся также и предельный объем расходов, который можно было направлять на обслуживание долга (10% расходов общего фонда) и источник погашения основной суммы долга (за счет доходов бюджета развития).

Также в этот период был принят ряд документов, которыми была установлена процедура осуществления заимствований, в частности, "Положение о порядке выпуска облигаций внутренних местных займов". Документ содержал нормы, которые не только регламентировали процедуру регистрации выпуска облигаций, но и определяли последовательность действий эмитента при осуществлении выпуска облигаций и порядок отмены регистрации выпуска облигаций.

На протяжении третьего этапа (2004-2006 гг.) ГКЦБФР зарегистрировала 19 выпусков облигаций внутреннего местного займа общим объемом 483,5 млн. грн. Эмитентами при этом, как правило, выступали областные центры.

Вместе с тем, объемы эмиссий облигаций, периоды их обращения и ставки доходности изменились. Так, если в 1995-1998 годах городами и областями осуществлялись эмиссии облигаций в объемах 0,5 млн. грн. 10 млн. грн. [1], то в 2004-2006 гг. - 20-25 млн. грн. Увеличился также и период обращения облигаций. Если в 1995-1998 гг. преобладали краткосрочные и среднесрочные заимствования (1-2 года), то в 2004-2006 гг. начали осуществляться преимущественно долгосрочные эмиссии (3-5 лет). Что касается ставок доходности по облигациям внутренних местных займов, то на нынешнем этапе их уровни колеблются в пределах 10-14% годовых, тогда как в 1995-1998 гг. уровень доходности облигаций устанавливался в пределах 25-60%.

Развивающаяся практика рейтингования стала одним из факторов улучшения условий заимствований: риск, связанный с кредитоспособностью эмитента при наличии рейтинга, становится понятным инвестору. Города, долговым обязательствам которых присвоены высокие рейтинги по национальной шкале, размещали облигации по сравнительно невысоким ставкам. В частности, Харьковский городской совет в 2005 году разместил облигации внутреннего местного займа общим объемом 100 млн. грн. (рейтинг на уровне uaА+) на три года под 10,75% годовых.

Показательным является также пример Одессы. В 2005 году Одесский городской совет осуществил выпуск и размещение облигаций внутреннего займа на общую сумму 125 млн. грн. (рейтинг uaBBB-) [2] . В 2007 году агентством "Кредит-Рейтинг" кредитный рейтинг Одессы был повышен до уровня uaA-, и в этом же году Одесский городской совет получил разрешение Министерства финансов на осуществление внешнего займа в бюджет развития в сумме, эквивалентной 335 млн. грн. При этом эффективная ставка должна составить 9,5% годовых, а срок привлечения 5 лет, что свидетельствует о повышении доверия инвесторов к городу.

Что будет дальше

Основные факторы, которые будут определять развитие рынка муниципальных займов в будущем, лежат в экономической и правовой плоскостях. Усиление материально-финансовой базы муниципалитетов как основной экономический фактор, безусловно, будет влиять как на количество заимствований, так и на их объемы. В частности, в 2007 году изъявили желание осуществить заимствования Одесса, Луцк, Николаев, Львов, Запорожье и др. При этом ориентировочный объем запланированных заимствований составляет 445 млн. грн., что составляет 92% объема заимствований, осуществленных на протяжении 2004-2006 годов. [3]

Внесение в 2007 году изменений в Постановление Кабинета Министров "Об утверждении Порядка осуществления заимствований к местным бюджетам" упростило возможность городам выпускать облигации внешнего местного займа, тогда как ранее они имели право лишь привлекать кредиты на внешних рынках [4] . Впрочем, ни один из украинских городов пока не воспользовался этой возможностью, а потому оценивать влияние Постановления пока рано.

Выход украинских городов на международный рынок облигаций ограничивается также ст. 16 Бюджетного кодекса, где указано, что внешние заимствования могут осуществлять города с численностью населения больше 800 тыс. лиц. Дискуссии относительно необходимости уменьшения указанного порога продолжаются и сейчас. Впрочем, по нашему мнению, ограничения по количеству жителей являются далеко не основной преградой для украинских городов для выхода на внешние рынки. У иностранного инвестора, как правило, вызывают интерес эмиссии ценных бумаг объемом не меньше 50 млн. долл. США. При этом не все украинские областные центры имеют в своем распоряжении финансовые ресурсы в объемах, позволяющих погасить и обслуживать такой заем, что существенно повышает риск его невыполнения.

Принятие Закона "О местных заимствованиях и местных гарантиях", проект которого разработан Министерством финансов в 2006 году, не скоро сможет оказать влияние на развитие рынка местных заимствований. Статья 7 предусматривает, что общий размер местного долга по состоянию на конец каждого бюджетного периода не должен превышать 60% фактических поступлений местного бюджета в соответствующем бюджетном периоде за вычетом межбюджетных трансфертов и заимствований в бюджет. Следует отметить, что объемы займов, которые осуществляют украинские города, пока невелики и существенно не влияют на объем их прямого долга.

Таким образом, развитие рынка муниципальных заимствований в краткосрочной и среднесрочной перспективе будет происходить, скорее всего, экстенсивно, преимущественно за счет новых эмиссий нынешних участников рынка и выхода на него новых участников. Интенсивное развитие рынка местных заимствований станет возможным лишь в случае изменения правового поля или создания новых законодательных актов, направленных на расширение материально-финансовой базы городов, что, вероятнее всего, будет происходить в долгосрочной перспективе.


[1] За исключением г. Києва и нескольких займов отдельных городов и областей
[2] Кредитный рейтинг заемщика
[3] Отдельные городские советы уже получили разрешение на осуществление займов от Министерства финансов
[4] Эмиссии еврооблигаций г. Киева осуществлялись в форма фидуциарных займов

К началу страницы

Ведущий финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг»
Кандидат экономических наук

Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть