Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

20.05.2008

Відомості ДКЦПФР: Рынок муниципальных заимствований: итоги развития в 2007 г. и прогноз на 2008 г.

 

Основные тенденции развития рынка в 2007 г.

Несмотря на относительно небольшое количество, фактически осуществленных в 2007 г. муниципальных займов, что, среди прочего, обуславливалось политической нестабильностью, имевшей место в Украине в 2007 г., ушедший год, без сомнения, ознаменовался более активной политикой городов в части подготовки к привлечению заемных средств. Впервые участниками рынка муниципальных заимствований в 2007 г. изъявили желание стать такие города как Симферополь, Луцк, Николаев, Житомир, Краматорск, Борисполь и др. Главным образом это произошло под влиянием дальнейшего накопления и усугубления проблем в сфере жилищно-коммунального хозяйства городов. В частности, речь идет об износе инженерных систем и сооружений коммунальной инфраструктуры, а также ухудшении финансового состояния предприятий жилищно-коммунального комплекса. Следует отметить что уровень износа жилищного фонда во многих городах достигает 60%, уровень износа тепловых и канализационных сетей 50%.

Кроме этого, существенное влияние на активизацию подготовки городов к осуществлению заимствований оказало укрепление финансовой базы органов местного самоуправления. Доходы местных бюджетов без учета трансфертов увеличивались во всех регионах Украины, при этом в 24 регионах темпы их роста превышали соответствующие показатели 2006 г. [1]. Главным образом, рост доходов обеспечивался увеличением налоговых поступлений. Этому, в частности, способствовало расширение базы налогообложения и увеличение ставки налога на доходы физических лиц, удельный вес которого в доходной части местных бюджетов составляет около 60%. Высокие темпы прироста налога с доходов физических лиц в 2007 г. наблюдались во многих городах, в частности в Донецке 65,9%, Луцке 56%, Запорожье 51,3%.

Кроме этого, структурные пропорции доходной части бюджетов многих городов изменились в 2007 году в сторону уменьшения удельного веса трансфертов. В частности, в доходной части бюджета г. Житомира удельный вес трансфертов уменьшился на 11,9 п. п., г. Луцка на 2,6 п. п., г. Винницы на 2,2 п. п., г. Краматорска на 1,7 п.п.

Фактически в 2006-2007 гг. на внутреннем рынке было осуществлено четыре муниципальных заимствования (Таблица 1):

Таблица 1. Заимствования, осуществленные украинскими городами на внутреннем рынке в 2006-2007 г.

Название города

Серия

Объем заимств., млн. грн.

Цель заимствования

Процент. ставка, %

Дата окончания размещения /
дата погашения

Наличие офферты

2006 год

Ивано-Франковск

1-А

5,50

реконструкция внешнего освещения города

12,00

1.03.2006/
28.02.2011

не предусмотрено

Комсомольск

1-А

8,00

реализация проектов капитального строительства, энергосбережения в бюджетной сфере

12,00

04.08.2006/ 03.08.2009

не предусмотрено

Донецк

1-С

50,00

инвестирование средств для реализации программ капитальных вложений

12,00

12.09.2006/ 05.09.2011

предусмотрено

Винница

1-А

8,00

реконструкция дорог города

11,95

15.06.2006/ 30.12.2007

не предусмотрено

1-В

8,00

12,00

15.08.2006/ 30.12.2008

не предусмотрены

1-С

4,00

12,00

15.11.2006/ 30.05.2009

не предусмотрены

Всего

-

83,5

-

-

-

-

2007 год

Луцк

1-А

10,00

ремонт крыш жилищного фонда, реконструкция дорог

12,00

31.08.2007/

17.12.2009

не предусмотрено

Винница

1-D

6,00

реконструкция дорог города

10,55

02.08.2007/

30.12.2009

не предусмотрено

1-E

9,00

10,55

02.10.2007/

30.12.2010

не предусмотрено

Луганск

1-А

10,00

строительство, модернизация, реконструкция, приобретение техники

10,40

07.11.2007/ 29.10.2012

предусмотрено

1-В

19,30

10,40

07.11.2007/ 29.10.2012

не предусмотрено

Львов

1-А

50,00

реконструкция дорожного хозяйства города, реконструкция внешнего освещения города, строительство терминала аэропорта развитие и реконструкция жилищно-коммунального хозяйства

9,45

21.07.2007/ 20.07.2012

предусмотрено

1-В

42,00

9,95

29.12.2007/ 19.12.2012

предусмотрено

Всего

-

146,3

-

-

-

-

Источник: Материалы Рейтингового Агентства "Кредит-Рейтинг", Информационное агентство CbondS // http://www.cbonds.com.ua

Как и прежде, в структуре облигационных выпусков городов в 2007 г. в целом преобладали займы объемом 10-20 млн. грн. Самый большой объем средств в прошлом году привлек город Львов, разместив двумя сериями облигации на общую сумму 92 млн. грн. Это, соответственно, повлияло на совокупный объем фактически осуществленных в 2007 г. на внутреннем рынке капитала заимствований, который составил 146,3 млн. грн. (на 75% больше, чем в 2006 г.).

Процентные ставки, под которые в 2007 г. осуществлялись муниципальные заимствования, также не претерпели существенных изменений украинские города продолжали размещать облигации на внутреннем рынке под 10-12% годовых.

Сохранилась также, характерная в течение последних двух лет, тенденция к повышению информационной прозрачности участников рынка муниципальных заимствований. С целью более подробного информирования инвесторов относительно своего экономического потенциала и финансовых возможностей, города продолжают использовать различные механизмы раскрытия и предоставления информации, в том числе путем подготовки инвестиционных меморандумов, а также насыщения подробными презентационными материалами официальных Веб-страниц.

Довольно распространенным механизмом повышения информационной прозрачности, который продолжают использовать города, является внедрение систем управления качеством, соответствующих международным стандартам, в частности международной норме ISO 9001:2000. Сертификаты соответствия качества муниципальных услуг международным стандартам получили такие города как Комсомольск, Бердянск, Макеевка, Луцк, Винница, Борисполь и др. Внедрение систем качества предусматривает систематизацию документации относительно процедур принятия административных решений, подготовку информационно-презентационных материалов, в которых детально описана последовательность действий представителя территориальной громады в процессе получения муниципальной услуги. Наличие сертификата качества ISO свидетельствует как о компетенции органа местного самоуправления, так и о его способности на взаимовыгодных условиях сотрудничать с потенциальными партнерами и инвесторами.

Следует отметить, что развивающаяся практика рейтингования продолжает оставаться фактором улучшения кредитной культуры на рынке муниципальных заимствований, о чем свидетельствует растущее число городов, не планирующих наращивать долговую нагрузку в краткосрочной перспективе, а рассматривающих наличие кредитного рейтинга как механизма коммуникации между потенциальными заемщиками и инвесторами.

Таким образом, итоги развития рынка муниципальных займов в 2007 г. во-первых, свидетельствуют о повышении доверия со стороны городов к использованию механизма заимствований, как одного из наиболее эффективных и удобных инструментов решения проблем, связанных с привлечением необходимых средств для финансирования капитальных проектов, а во-вторых о понимании со стороны городов преимуществ информационной открытости, а также перспектив, которые перед ними открываются в случае наличия непредвзятой оценки их экономического потенциала и финансовых возможностей.

Ожидаемые тенденции развития рынка в 2008 г.

Учитывая то, что в краткосрочной перспективе не ожидается принятия нормативных актов, которые могут существенно повлиять на объемы и структуру займов местных органов власти, основные факторы, которые будут определять развитие рынка муниципальных заимствований Украины в 2008 г. лежат в экономической плоскости. Прежде всего, развитие рынка муниципальных займов, вероятнее всего, будет сопряжено с умеренным ростом доходной базы местных бюджетов, преимущественно за счет увеличения поступлений налога с доходов физических лиц вследствие поэтапного повышения минимальной заработной платы в стране, а также дальнейшего роста заработной платы.

Дальнейшая автоматизация производственных процессов на промышленных предприятиях будет иметь следствием сокращение количества занятых в промышленности. В частности, в течение 2003-2007 гг. численность трудовых ресурсов занятых в промышленности в Запорожье сократилась на 4,5 тыс. человек, в Донецке на 2,5 тыс. человек, в Харькове на 3,2 тыс. человек [2], в Виннице на 6 тыс. человек, в Черкассах на 4 тыс. человек. Принимая во внимание бюджетоформирующее значение отрасли во многих городах, это может отрицательно сказаться на росте доходной части местных бюджетов, в части налоговых поступлений.

Косвенное влияние на финансовую базу городов может оказать вступление в 2008 году Украины в ВТО. Безусловно, в первую очередь, речь идет о городах, предприятия которых активно участвуют в международных экономических отношениях. Упразднение количественных ограничений на импорт продукции предприятий этих городов со стороны стран-членов ВТО, будет положительно сказываться на хозяйственной деятельности самих предприятий и посредством этого способствовать увеличению объема поступлений в бюджеты всех уровней. Однако не стоит забывать, что на сегодня значительный удельный вес в структуре экспорта многих городов, предприятия которых характеризуются экспортной ориентаций, занимает Российская Федерация, которая на данный момент не входит в ВТО. Соответственно, существенного всплеска роста товарного экспорта, по крайней мере, в краткосрочной перспективе ожидать не приходится.

Более того, следует подчеркнуть, что вступление Украины в ВТО сопряжено также и с возможностью ухудшения экономической среды функционирования предприятий некоторых отраслей. Принципиальное значение в этом контексте будет иметь степень адаптации предприятий к условиям ведения хозяйственной деятельности в рамках ВТО. При этом, незначительная степень адаптации может иметь следствием ухудшение финансовых результатов предприятий этих отраслей, что может привести к деформации структуры занятости этих городов путем оттока трудовых ресурсов из промышленности в другие, зачастую менее высокооплачиваемые виды экономической деятельности. Безусловно, это скажется на объемах поступлений в бюджеты таких городов налоговых поступлений, в частности налога с доходов физических лиц.

Увеличение текущих расходов местных бюджетов будет способствовать привлечению заемных средств

Существенное влияние на динамику и объемы рынка муниципальных заимствований в 2008 г. будет оказывать увеличение расходной части местных бюджетов. Это обуславливается увеличением объемов финансирования, преимущественно, учреждений бюджетной сферы (образование, здравоохранение, культура и т.д.) [3], что вызвано ростом оплаты труда работников бюджетных учреждений и значительным удельным весом расходов на оплату труда с начислениями в структуре расходов указанных отраслей. Этому в немалой степени будет способствовать высокий уровень социальных стандартов, утвержденных Государственным бюджетом на 2008 г. Значительный удельный вес социальных статей в расходной части Государственного бюджета Украины на 2008 г. будет определять социально-направленный характер межбюджетных отношений. Сохранится в 2008 г. также тенденция к увеличению расходов на оплату энергоресурсов. В этих условиях, для осуществления инвестиционных проектов, города будут привлекать дополнительные ресурсы на финансовом рынке. По имеющейся в распоряжении Агентства информации, возможность привлечения в 2008 году средств, рассматривает ряд городов, имеющих соответствующий опыт, а также несколько новых участников рынка областных центров, а также городов областного значения (всего около 15).

Увеличение объемов привлекаемых средств

Новой тенденцией развития рынка муниципальных заимствований в 2008 году станет, вероятно, увеличение объема заимствований. Следует отметить, что в структуре запланированных на текущий год облигационных выпусков и кредитных соглашений преобладают займы объемом 30-60 млн. грн. Что же касается процентных ставок, под которые украинские города будут в текущем году размещать свои облигации, то ожидается их некоторое увеличение, что связано с повышением учетной ставки НБУ, а также сохранением напряженности на финансовом рынке.

Цели, на которые будут привлекаться средства, останутся прежними. Как и раньше, приоритеты будут предоставляться капитальным проектам в сфере жилищно-коммунального хозяйства и обновление объектов коммунальной инфраструктуры.

Следует также отметить, что при условии улучшения мировой конъюнктуры, в текущем году возможен выход 2-3 крупных украинских городов на внешний рынок муниципальных займов. Также ожидается привлечение средств международных финансовых организаций, в частности, путем участия в проектах Мирового Банка Реконструкции и Развития. Следует отметить, что 27.03.2008 г. между Делегацией Украины и Мировым банком реконструкции и развития были проведены переговоры относительно подписания соглашения о займе в размере 140 млн. долл. США, средства которого будут предоставляться в виде кредитов коммунальным предприятиям для финансирования проекта "Развитие городской инфраструктуры".

Таким образом, основные итоги развития рынка муниципальных заимствований в 2007 г. частично будут предопределять особенности его развития в 2008 г. Активизация органов местного самоуправления в части подготовки к привлечению заемных средств, вероятнее всего, повлияет на объем и структуру рынка муниципальных заимствований в текущем году. При этом следует отметить, что тенденция к экстенсивному развитию рынка муниципальных займов, сохранится. Нормативные ограничения в части источников погашения основной суммы муниципального заимствования [4], как и прежде, будут влиять на объемы и количество займов, увеличение которых, в первую очередь, будет являться следствием повышения доверия городов к самому механизму финансирования капитальных проектов за счет заемных средств. Однако ограниченные возможности городов в части формирования доходной базы бюджетов будут обуславливать то, что реализация этих проектов не будет направлена на создание предпосылок для формирования так называемых "полюсов экономического роста" того или иного города. В настоящее время, в большинстве случаев за счет заемных средств решаются наиболее острые проблемы, связанные с обновлением объектов коммунальной инфраструктуры, аварийное состояние которых угрожает нормальной жизнедеятельности города.

Предпосылкой интенсивного развития рынка местных заимствований может стать изменение нормативно-правового поля в части расширения материально-финансовой базы городов (например, зачисление в доходную часть бюджетов городов части налога на прибыль). В этих условиях местные органы власти будут более активно создавать условия для повышения эффективности хозяйственной деятельности предприятий в первую очередь крупных и средних. Финансирование капитальных проектов, направленных на создание благоприятной среды функционирования среднего и крупного бизнеса, будет осуществляться за счет средств бюджета развития. Увеличение расходной части специального фонда местных бюджетов, которое произойдет в связи с этим, может иметь следствием увеличение количества и объемов муниципальных заимствований. Однако в этом случае, реализация инвестиционных проектов за счет заемных средств может создать условия для расширенного воспроизводства городского хозяйства. 

Трощинский П.В.  Рынок муниципальных заимствований: итоги развития в 2007 г.
и прогноз на 2008 г. // Ведомости ГКЦБФР.- 2008.- №85(339).-с.11-15


[1] Социально-экономическое развитие регионов Украины в январе-ноябре 2007 года // Министерство экономики Украины www.me.gov.ua
[2] В течение 2005-2007 гг.
[3] В структуре расходов местных бюджетов за 10 месяцев 2007 г., удельный вес финансирования социально-культурной сферы составляет 72,5%.
[4]Согласно ст. 71. Бюджетного Кодекса Украины источником погашения основной суммы долга по муниципальному заимствованию являются доходы бюджета развития специального фонда местного бюджета. Они, преимущественно формируются, за счет поступлений от продажи земельных участков несельскохозяйственного назначения и поступлений от продажи коммунального имущества. Земля, как и имущество, являются ограниченными ресурсами, что существенно влияет на объемы заимствований.

К началу страницы

Ведущий финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг»
Кандидат экономических наук

Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть