Потенциал и перспективы монофункциональных городов в условиях кризиса
Потенциал и перспективы монофункциональных городов в условиях кризиса
Украина является страной с достаточно высоким уровнем урбанизации. В Украине насчитывается 459 городов, в которых проживают 31,6 млн.чел., или 68% всего населения страны. Значительная часть городского населения проживает в малых и средних городах. [1] При этом около трети малых и средних городов в той или иной мере являются монофункциональными. Такие города традиционно являются наиболее подверженными негативным последствиям финансово-промышленных кризисов, поскольку их благосостояние напрямую зависит от результатов деятельности градообразующих предприятий. При этом глубина влияния кризисных явлений зачастую зависит от нескольких объективных факторов, как-то: тип экономического развития территории, на которой расположен город, специализация градообразующего предприятия и его место в производственной цепочке, уникальность продукции, производимой градообразующим предприятием, или услуг, которые оно предоставляет. |
Монофункциональные города являются неотъемлемой частью территориальной структуры
хозяйственного комплекса любой страны. Удельный вес монофункциональных городов в общем
количестве городских поселений страны определяется историческими особенностями развития
территориально-производственных комплексов, в которых производственная составляющая была
неразрывно связана с социальной и инфраструктурной ответственностью.
Методологические аспекты отнесения городов к категории монофункциональных и географические особенности их расположения в Украине
Среди исследователей региональной экономики нет единства в определении категории «монофункциональный город». Зачастую, при трактовке этого понятия, авторы вполне обоснованно исходят из характерных признаков монофункциональных городов, какими, в частности, являются следующие: значительный удельный вес занятых на крупнейшем предприятии, большая зависимость городского бюджета от поступлений градообразующего предприятия, однотипный состав жителей по профессиональной направленности и т. п. Определение монофункционального города, которое приводится в отечественном законодательстве, в частности в Постановлении Кабинета Министров Украины «Об основных направлениях обеспечения комплексного развития малых монофункциональных городов» является довольно емким и в целом включает в себя основные признаки таких городов. Так, согласно этому нормативному акту, малый монофункциональный город – это «малый город, специализация труда экономически активного населения в котором определяется одним-двумя предприятиями, формирующими основную часть доходов местного бюджета и обеспечивающими функционирование социальной инфраструктуры и других объектов жизнедеятельности населения».
Наиболее распространенной является классификация монофункциональных городов, исходя из их структурных особенностей и типа экономического развития территорий местонахождения (Рисунок 1).
Рисунок 1. Классификация монофункциональных городов
Источник: Кредит-Рейтинг
Представленная классификация является обобщенной и включает в себя практически все типы монофункциональных городов, представленных в Украине. Следует отметить, в нашей стране, в силу исторических особенностей размещения продуктивных сил и экономического районирования, унаследованного со времен СССР, а также природно-географических условий, наибольший удельный вес в структуре монофункциональных городов занимают города, территориально расположенные на юго-востоке Украины. В основном такие города расположены в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне.[2] Здесь сконцентрировано больше трети интегрального природно-ресурсного потенциала Украины. Это, в частности уголь, в том числе коксующий, железная и марганцевая руды, кухонная соль, ртуть, огнеупорная глина, флюсовая известь и т. д. В свою очередь, это привело к формированию в этом макрорайоне территориально-производственного комплекса классического типа. А именно: здесь создана иерархическая структура производства, четко определены звенья в производственной цепочке (добывающая промышленность – металлургия, энергетика – машиностроение), действуют последовательные и параллельные связи между отраслями и производственными объектами, широко распространено кооперирование.
В связи с этим, подавляющее большинство городов, расположенных в Донецко-Приднепровском экономическом макрорайоне, имеют четко выраженный промышленный профиль. Исторически эти города возникали вследствие развития того или иного производства на определенной территории, поэтому их специализация зачастую определяется одной-двумя отраслями промышленности. Для этого макрорайона характерным также является частое слияние населенных пунктов, в частности присоединение малых городов и поселков к более крупным городам, что предопределяет агломерационное развитие территории. Так, в Донецко-Приднепровском макрорайоне исторически возникли Донецкая,[3] Горловско-Енакиевская, Краматорская, Центрально-Луганская, Южно-Луганская и др. агломерации. Большинству городов, входящих в эти агломерации, в той или иной мере свойственна монофункциональность, преимущественно структурная. Зачастую градообразующие предприятия таких городов функционируют в двух-трех отраслях и являют собой замкнутую производственную цепочку. Это преимущественно центры черной металлургии, угольной, химической и коксохимической промышленности, а также тяжелого машиностроения. Монофункциональные города с двумя-тремя градообразующими предприятиями наиболее представлены в Краматорской агломерации, Центрально-Луганской агломерации, Южно-Луганской агломерации, а также в Северодонецкой-Лисичанской конурбации.[4] Здесь расположены малые и средние промышленные города, такие как: Дзержинск, Дружковка, Миусинск, Кировское, Вахрушево, Северодонецк, Лисичанск, Рубежное, Углегорск, Артемовск, Антарцит и др.
Таким образом, высокий уровень урбанизации Украины обусловил возникновение и развитие довольно значительного количества городов, которые по своим структурным особенностям могут в той или иной степени быть отнесены к категории монофункциональных. Исторические особенности размещения продуктивных сил в нашей стране имели следствием значительную концентрацию монофункциональных промышленных городов как сырьевых, так и производственных на юго-востоке Украины, преимущественно в Донецко-Приднепровском макрорайоне. Зачастую эти города развивались на базе заводских поселков и фабричных сел, а также в период индустриализации бывшего СССР. Узкоспециализированная производственная структура таких городов, которая соответствовала экономическим условиям функционирования плановой экономики, в целом была сохранена и после распада Советского Союза, что и создавало предпосылки для резкого ухудшения социально-экономического развития в случае существенного изменения внешней и внутренней экономической среды.
Вместе с этим, как свидетельствует практика, кризисные явления в экономике страны не всегда влекут за собой резкое ухудшение социально-экономического развития монофункциональных городов. Это, в частности, подтверждается динамикой посткризисного развития монофункциональных городов, которым присвоен кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале.
Влияние промышленно-финансового кризиса на социально-экономическое развитие монофункциональных городов
Среди городов, которым присвоен кредитный рейтинг по Национальной шкале, к категории монофункциональных, по мнению рейтингового агентства, могут быть отнесены такие города как Краматорск, Энергодар, Ильичевск, Комсомольск и Борисполь (Таблица 1).
Таблица 1. Отдельные структурные показатели монофункцональных городов, имеющих кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале в 2008 году
* Общий удельный вес отчислений ГП «Аэропорт Борисполь» и основных смежных предприятий, функционирующих на территории аэропорта
Источник: Кредит-Рейтинг
Как видно из приведенных данных, наиболее ярко выраженными монофункциональными городами являются Энергодар и Комсомольск, градообразующие предприятия которых, соответственно ПП «Запорожская АЭС» ГП НАЭК «Энергоатом» и ОАО «Полтавский горно-обогатительный комбинат», обеспечивают практически половину совокупного спроса на рынке труда и формируют большую часть поступлений общего фонда бюджета без учета трансфертов. Наименьшая зависимость доходной части бюджета от градообразующего предприятия наблюдается в Борисполе (меньше 20% доходной части общего фонда бюджета без учета трансфертов). Однако совокупный удельный вес отчислений ГП «Аэропорт Борисполь», а также предприятий и организаций, расположенных на его территории, составляет около 27%.
Значительная концентрация налоговых поступлений от одного предприятия присутствует также в г.Краматорске. Основное бюджетообразующее предприятие – ЗАО«Новокраматорский машиностроительный» обеспечивает больше трети поступлений общего фонда бюджета города без учета трансфертов и обеспечивает рабочими местами более четверти трудовых ресурсов. При этом не стоит забывать, что Краматорск в отличие от других представленных городов является довольно крупным городом с численностью населения более 200 тыс.чел.
Именно рынок труда Краматорска ощутил большее негативное влияние промышленно-финансового кризиса, чем рынки труда других монофункциональных городов, имеющих рейтинг по Национальной шкале (Рисунок 2).
Рисунок 2. Основные показатели рынка труда в монофункциональных городах
Источник: Кредит-Рейтинг
Так, в городе произошло значительное увеличение уровня безработицы с 1,9% по состоянию на 01.01.2008 г. до 3,3% по состоянию на 01.01.2009 г. в Краматорске в 2008 году также замедлился темп роста уровня оплаты труда. Следует отметить, что такая ситуация является в целом объективной. Экономическая специализация Краматорска определяется машиностроением, причем теми его подвидами, которые производят продукцию для горно-металлургического комплекса. Поэтому большинство отраслевых рисков, характерных для одной из наиболее «чувствительных» к изменениям внешней конъюнктуры отраслей – металлургии, в той или иной мере отражаются на результатах деятельности предприятий машиностроительного комплекса.
Иная ситуация прослеживается на рынке труда таких монофункциональных промышленных городов как Энергодар и Комсомольск. Относительно стабильный спрос на трудовые ресурсы, предъявляемый крупнейшими предприятиями-работодателями этих городов, позволяет не только избежать социальных потрясений, но и поддерживать довольно высокие социальные стандарты жизни населения, по сравнению с другими монофункциональными городами промышленного профиля.
В целом стабильная ситуация прослеживается на рынке труда таких монофункциональных городов транспортного профиля как Борисполь и Ильичевск. Следует отметить, что увеличение в 2008 году уровня безработицы в Борисполе связано, главным образом, с ухудшением ситуации на рынке недвижимости и, как следствие, сокращением численности занятых в строительстве. При этом крупнейшие предприятия этих городов – ГП «Аэропорт Борисполь» и ГП «Илличевский морской транспортный порт» в 2008 году особых трудностей при ведении хозяйственной деятельности не испытывали.
Основные тенденции социально-экономического развития монофункциональных городов находят свое отражение в системе местных финансов (Таблица 2)
Таблица 2. Выборочные бюджетные
показатели монофункциональных городов в 2007-2008 гг. и
І квартале 2009 года
Город |
Доходы общего фонда без учета трансфертов в расчете на одного жителя, грн. |
Уровень выполнения уточненного плана общего фонда (без учета трансфертов), % |
Ликвидность бюджета |
|||||
2007 |
2008 |
І кв. 2009 года |
2007 |
2008 |
І кв. 2009 года |
По общему фонду по сост. на 01.01.2009 г., % |
По спец. фонду по сост. на 01.01.2009 г., % |
|
Борисполь |
1 882,5 |
2 210,9 |
528,4 |
134,2 |
103,2 |
22,2 |
15,0 |
63,5 |
Ильичевск |
1 431,0 |
2 052,7 |
544,9 |
114,5 |
102,7 |
27,6 |
6,4 |
15,5 |
Комсомольск |
1 077,6 |
1 524,3 |
461,4 |
98,4 |
102,6 |
29,8 |
3,0 |
16,3 |
Краматорск |
821,7 |
1 090,2 |
221,0 |
105,3 |
102,9 |
21,5 |
2,1 |
25,1 |
Энергодар |
1 691,5 |
2 658,3 |
654,4 |
104,4 |
104,6 |
26,0 |
5,9 |
22,7 |
Источник: Кредит-Рейтинг
Как свидетельствуют приведенные данные, практически все монофункциональные города на довольно высоком уровне выполнили бюджетные показатели в 2008 году. Однако следует отметить, что динамика поступлений в общий фонд бюджета в этих городах была разной. Таким городам как Энергодар, Ильичевск и Комсомольск в прошлом году была свойственна равномерная динамика поступлений основных источников доходов общего фонда бюджета. В Краматорске приемлемое выполнение плана по поступлениям в общий фонд бюджета связано, главным образом, с положительными тенденциями социально-экономического развития города, заложенными в І полугодии прошлого года (ростом среднемесячной заработной платы и численности занятых). Определенные трудности при выполнении плана по доходам общего фонда бюджета в 2008 году испытывал также город Борисполь. Плановые показатели по поступлениям закрепленных доходов общего фонда бюджета Борисполя в прошлом году были недовыполнены, однако существенное перевыполнение плана по поступлениям собственных доходов позволило перевыполнить доходную часть общего фонда бюджета в целом. При этом следует отметить, что если в Краматорске ухудшение динамики поступлений стало следствием снижения результатов хозяйственной деятельности крупнейших налогоплательщиков, в частности ЗАО «Новокраматорский машиностроительный завод» и ОАО «Энергомашспецсталь», то недовыполнение плановых показателей закрепленных доходов в Борисполе было обусловлено изменением порядка зачисления налога с доходов физических лиц от продажи движимого и недвижимого имущества.
В 2009 году основные тенденции выполнения бюджетных показателей монофункциональными городами, заложенные в предыдущих бюджетных периодах, в целом сохраняются. Как и прежде, среди монофункциональных городов, имеющих рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, наиболее уверенно себя чувствуют Энергодар и Ильичевск, о чем свидетельствуют самые высокие показатели доходов бюджета на душу населения, а также высокий уровень выполнения годового плана по доходам в І квартале текущего года. Такая ситуация является вполне объективной, поскольку бюджетообразующие предприятия этих городов в силу своей отраслевой специфики менее подвержены негативным последствиям кризисных явлений, особенно в краткосрочной и среднесрочной перспективе. И, несмотря на то, что удельный вес поступлений ГП«Илличевский морской транспортный порт» в доходную часть бюджета г.Ильичевска является значительно меньшим, чем удельный вес поступлений ПП«Запорожская АЭС» ГП НАЭК» «Энергоатом» в доходную часть бюджета г.Энергодара, порт продолжает сохранять свое градообразующее значение. Хозяйственная активность большинства крупнейших налогоплательщиков в бюджет города Ильичевска напрямую или опосредованно связана с деятельностью порта.
Похожая динамика выполнения бюджета прослеживается в 2009 году и в г.Комсомольске. Более быстрое, чем на других горно-обогатительных комбинатах, восстановление производства на Полтавском ГОКе обусловливает хорошее выполнение показателей городского бюджета. Хотя следует отметить, отраслевые риски Полтавского ГОКа намного выше, чем Запорожской АЭС и Ильичевского порта, что, безусловно, может сказаться на кредитоспособности г.Комсомольска уже в краткосрочной перспективе.
Следует, однако, отметить, что невысокий показатель доходов бюджета на душу населения в г.Краматорске объясняется не только уменьшением объема поступлений, вследствие ухудшения результатов хозяйственной деятельности промышленных предприятий, но и масштабами города, численность населения в котором более чем в три раза превышает количество населения в остальных представленных городах.
Замедление темпа роста поступлений в бюджет Борисполя в 2009 году, как и в предыдущем бюджетном периоде, не связано с результатами хозяйственной деятельности крупнейшего предприятия города. Следует также отметить, что Борисполю, среди представленных городов, наименее свойственны признаки монофункциональности. Исторически Борисполь развивался как город-спутник столицы Украины, и его нынешняя монофункциональность является в определенной мере вынужденной. Среди представленных городов именно Борисполь имеет наиболее диверсифицированную структуру экономики. Географическое расположение Борисполя создавало предпосылки для динамичного развития в городе разных отраслей как производственной, так и непроизводственной сферах. Поэтому определенные трудности, которые город испытывает в настоящее время, обусловлены, в первую очередь, существенным ухудшением экономической среды на общегосударственном уровне.
В целом кредитоспособность большинства монофункциональных городов, имеющих кредитный рейтинг по Национальной рейтинговой шкале, остается на приемлемом уровне. Главным образом, это связано с отраслевой спецификой градообразующих предприятий, которые пока что существенно не подверглись влиянию последствий промышленно-финансового кризиса. Более острые проблемы в части выполнения бюджета и сохранения социальной стабильности стоят в настоящее время в монофункциональных промышленных городах, значительные масштабы которых, а также исторически сложившийся производственный профиль ограничивают возможность относительно быстрой адаптации городского хозяйства к функционированию в новых экономических условиях.
Следует отметить, что вероятность изменения уровня кредитных
рейтингов, присвоенных по Национальной рейтинговой шкале монофункциональным городам, в
условиях кризиса является более высокой, по сравнению с другими городами. Однако
умеренная долговая нагрузка заемщиков этой группы, а также сформированная в последние
годы кредитная культура органов местной власти создают некий запас финансовой прочности
монофункциональных городов, что и определяет их кредитоспособность в текущий момент.
[1] Малый город – город с численностью жителей до 50тыс.чел., средний город – город с численностью жителей от 50 до 100тыс.чел.
[2] Включает в себя Донецкую, Луганскую, Днепропетровску и Запорожскую области
[3] Компактное скопление населенных пунктов, главным образом городских, объединенных в сложную многокомпонентную динамическую систему с интенсивными, производственными, транспортными и культурными связями
[4] Городская агломерация полицентрического типа, которая имеет в качестве ядер несколько более или менее одинаковых по размеру и значимости городов при отсутствии явно доминирующего