Обзор экономического развития Украины за апрель 2010 года
Макроэкономическая ситуация на протяжении апреля характеризовалась следующими тенденциями:
-
небольшим снижением объемов производства промышленной продукции по сравнению с предыдущим месяцем. Индекс промышленного производства составил 98%, 117% к соответствующему периоду прошлого года;
-
формированием в апреле позитивного сальдо платежного баланса объемом 1,3 млрд.дол. США, что было обусловлено благоприятной конъюнктурой внешних рынков и, соответственно, увеличением экспортных операций, ростом притока иностранных заемных ресурсов.
-
принятием Закона о Государственном бюджете на 2010 год. Законодательным закреплением увеличения фискальной нагрузки на субъектов хозяйствования;
-
ростом краткосрочной и среднесрочной ресурсной базы банковского сектора и, соответственно, увеличением показателей ликвидности, поскольку кредитная активность продолжает оставаться низкой. Продолжающимся ростом просроченной задолженности заемщиков, что обусловлено не столько ухудшением платежеспособности клиентов, сколько более адекватным отражением качества кредитного портфеля. Накоплением полученных убытков в целом по банковской системе;
-
сохранением активных действий Нацбанка по связыванию лишней ликвидности путем размещения депозитных сертификатов, сокращением объемов рефинансирования, введением требования перечислять на спец. счет 100% обязательных резервов, а также проведением операций по двухстороннему котированию ОВГЗ;
-
увеличением золотовалютных запасов страны в связи с продолжающимся притоком иностранной валюты в Украину и сокращением на нее чистого спроса. Закреплением тенденции снижения спроса физических лиц на наличную валюту в связи с ростом доверия граждан к национальной валюте. Снижением курса евро в связи с паническими настроениями, обусловленными ростом дефицита бюджета, вопросом выполнения обязательств по обслуживанию внешних долгов Греции;
-
ростом цен производителей продукции на 3%, снижением уровня инфляции на потребительские товары - на 0,3%, что объясняется как сезонным снижением, так и спекулятивной составляющей. В долгосрочной перспективе можно ожидать увеличения инфляции на потребительские товары;
-
ростом (на 12%) объемов торгов на фондовом рынке по сравнению с предыдущим месяцем при сохранении структуры торгов;
-
присвоением рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» 3 рейтингов, обновлением 54 рейтингов, приостановкой 8 и отзывом 10 рейтингов. Агентство изменило уровень 6 обновленных рейтингов, из них: 2 рейтинга было повышено (банковский сектор), 4 - понижено (1 в банковском секторе, 3 в корпоративном).
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
В апреле снизились темпы роста промышленной продукции по сравнению с мартом 2010 года, однако объемы производства превышают относительно низкую сравнительную базу прошлого года. Индекс промышленного производства составил 98% и 117%, соответственно.
По результатам второго квартала текущего года можно ожидать некоторого снижения экономической активности в металлургической отрасли, в связи с нестабильной конъюнктурой внешних рынков. Экономическая активность предприятий строительной сферы и торговли по результатам текущего года не будет существенно превышать уровень прошлого года и будет ограничена слабым ростом платежеспособного спроса. Поскольку активность в транспортной отрасли зависит от динамики промышленного производства, при сохранении существующих тенденций можно предположить отсутствие дальнейшего роста объемов грузооборота по результатам второго квартала.
Металлургия
Как и предполагало рейтинговое агентство ранее, предприятия горно-металлургического комплекса в апреле сохранили уровень экономической активности. Средняя загрузка производственных мощностей варьировалась от 75 до 77%. Объемы производства основных видов металлопродукции находились практически на уровне предыдущего месяца. В годовом исчислении производство чугуна выросло на 28%, стали на 37%, полуфабрикатов на 36%, проката на 29%. Соответственно сохранялись объемы производства предприятий, занимающихся добычей железных руд и концентратов (прирост индекса добывающей промышленности составил 12%).
Как и ранее, объемы производства металлургов поддерживались конъюнктурой мирового рынка и ростом мировых цен (Global Steel Prices Index в апреле вырос на 12,3%, в мае на 4,5%). По данным ugmk.info по результатам четырех месяцев текущего года мировой объем производства стали вернулся на докризисный уровень, что было обеспечено в основном за счет Китайской народной республики. Однако в большинстве регионов объемы потребления существенно отстают от уровня 2008 года, поэтому постоянное увеличение цен в связи с компенсацией стоимости рудного и угольного сырья, лома и ферросплавов на фоне нестабильного спроса должно было привести к корректировке рынка. Так, уже со второй половины мая металлургические предприятия отмечают снижение уровня спроса на отечественную продукцию, последние две недели мая наблюдается снижение мировых цен на сталь. Аналогичная ситуация наблюдается у российских металлургических предприятий, ряд европейских и американских сталелитейных предприятий также готовятся к остановке части производственных мощностей в связи с падением спроса и цен. Поскольку отечественные металлурги еще не сформировали портфель заказов на июнь-июль, первые месяцы лета можно ожидать снижения объемов производства по сравнению с «высокими» последними двумя месяцами.
Как мы отмечали ранее, финансовое положение в целом по металлургическим предприятиям продолжает оставаться достаточно сложным. Так, по итогам января-марта 2010 года отрицательный финансовый результат от обычной деятельности до налогообложения увеличился на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил (-) 2,7 млрд. грн. По-прежнему остаются нерешенными вопросы долговой нагрузки и возврата НДС. Выпуск НДС облигаций (предположительно это будут пятилетние амортизационные бумаги, 10% от номинальной стоимости будет выплачиваться каждые 6 месяцев вместе с купоном. Доходность предполагается на уровне 5,5%) ожидался в мае, но по данным СМИ размещение таких бумаг было отложено до июля в связи с проверкой легитимности сформированной задолженности фискальными органами. В случае обеспечения свободного обращения НДС облигаций на фондовом рынке такие бумаги будут выкупаться со значительным дисконтом, что только частично улучшит положение предприятий-экспортеров. Однако в связи с низкой динамикой наполнения доходной части Госбюджета, на наш взгляд, это наиболее оптимальный вариант решения вопроса с возмещением НДС.
Как мы писали ранее, с целью поддержки горно-металлургического комплекса 24.03.10г. Кабинетом Министров Украины было принято Постановление №289 о сохранении на период до 30 июня 2010 г. тарифов на перевозку железнодорожным транспортом грузов на уровне октября 2008 года, тарифов на электроэнергию на уровне ноября 2009 года. На сегодняшний день нет уверенности в продлении указанных льгот, поскольку по данным ugmk.info Минпромполитики склонно поддержать продление льгот, а Минэкономики продлению льгот поддержки не оказывает.
Машиностроение
В апреле объем производства в машиностроительной отрасли оставался практически на уровне предыдущего месяца (индекс составил 98%), тем не менее, это на 34% выше объемов производства в апреле 2009 года. Промышленное производство поддерживалось, в основном, за счет внешнего спроса, что отразилось на росте производства автобусов, вагонов, грузовых автомобилей. Активность сельскохозяйственного машиностроения обусловлена сезонным спросом в связи с сельскохозяйственными работами. Стоит отметить рост объемов производства в автомобилестроительной отрасли. Так, в апреле индекс промышленного производства вырос на 30% по сравнению с мартом текущего года или на 24% по сравнению с апрелем 2009 года. На наш взгляд, такой рост производства нестабилен, поскольку не поддерживался адекватным ростом спроса на автомобильном рынке. Внутренний спрос и, соответственно, объемы производства продукции для внутреннего рынка продолжают оставаться неустойчивыми. Восстановление произойдет не ранее стабилизации ситуации в других сферах реального сектора, а также после возобновления активного кредитования банковской системой.
С/х и пищевая промышленность
По результатам четырех месяцев текущего года можно наблюдать некоторое замедление темпов роста производства продукции в сельском хозяйстве. Так, индекс сельскохозяйственного производства составил 104,9% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По результатам января – марта 2010 года показатель составлял 5,3%.
Таблица 1. План расходов Государственного бюджета на финансирование АПК в 2007-2010 гг., млрд. грн.
Показатели |
2007 |
2008 |
2009 |
2010 |
Финансирование МинАП через общий фонд |
7,0 |
9,1 |
4,3 |
3,6 |
в т.ч. дотации на растениеводство и животноводство |
2,3 |
2,9 |
0,5 |
0 |
в т.ч. поддержка путем удешевления кредитов |
0,7 |
1,4 |
0,3 |
0 |
Источник: расчеты рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг"
Как и ранее, в животноводстве снижаются объемы реализации мяса крупного рогатого скота в связи с продолжающимся сокращением поголовья. Однако стоит отметить увеличение реализации не только мяса птицы, которое наблюдалось на протяжении достаточно длительного времени, но и свинины, что связано с увеличением поголовья стада. Такая тенденция обусловлена рядом факторов: достаточно высокой рентабельностью производства свинины, сокращением ввоза импортного мяса. По нашему мнению в дальнейшем объемы производства в животноводстве в данных двух направлениях будут постепенно увеличиваться.
Что касается растениеводства, то по данным АПК-информ, в Украине успешно завершились посевные работы под урожай 2010 года. Агрохозяйства увеличили на 3% посевы озимых культур по сравнению с показателем прошлого года. Прирост площадей обусловлен увеличением посевов ячменя и пшеницы на 20% и 2% соответственно. Тем не менее, исходя из экспертного мнения аналитиков, уровень урожая ожидается немного ниже уровня прошлого года в связи с несоблюдением агротехнологий на должном уровне из-за недостаточного объема финансовых ресурсов для проведения полевых работ, а также погодных факторов.
Несмотря на позитивные ожидания предприятий сельскохозяйственной отрасли, поддержка сельского хозяйства бюджетными деньгами запланирована на уровне ниже прошлого года. В 2009 году в плане расходов общего фонда были существенно снижены объемы дотаций на растениеводство и животноводство (более, чем в 6раз, до 500 млн.грн.), а также выплаты на компенсацию кредитов (в 5,5 раз, до 300 млн.грн.). В 2010 году указанные статьи расходов в Госбюджете не предусмотрены. И хотя в 2010 году, по сравнению с 2009 годом, увеличен план финансирования сельхозпредприятий (в частности, удешевление кредитов) из Стабилизационного фонда – с 2,2 млрд.грн. до 3млрд.грн., реальное финансирование может быть осложнено, что связано с низким уровнем наполнения доходной части Госбюджета.
Как и в предыдущих периодах, банковский сектор достаточно сдержанно относится к увеличению кредитования сельского хозяйства из-за наличия существенных рисков инвестирования. Объемы предоставленных банковским сектором кредитных ресурсов практически не изменились, кредитный портфель данной отрасли остался на уровне прошлого месяца – 25млрд.грн. По нашему мнению в дальнейшем объемы кредитования сельского хозяйства банковским сектором останутся достаточно низкими.
В пищевой промышленности индекс промышленной продукции в апреле вырос по сравнению с мартом 2010 года - на 3,1% Объемы производства за четыре месяца 2010 года находятся практически на уровне аналогичного периода прошлого года (101,2%).
Строительство
Активность предприятий занимающихся строительством оставалась на достаточно низком уровне. По итогам четырех месяцев текущего года объемы работ находились на уровне ниже «провального» прошлого года и составили около 79% от аналогичного периода прошлого года. Причины отсутствия строительной активности остаются прежними: отсутствие платежеспособного спроса, ограниченность как самих предприятий, так и инвесторов в доступе к заемным ресурсам, низкий уровень собственных оборотных средств строительных компаний. Объемы кредитования строительной отрасли по-прежнему продолжают оставаться небольшими. Так в апреле было выдано новых кредитов, а также реструктуризировано задолженность по ранее выданным кредитам юридическим лицам объемом всего 200 млн.грн., физическим лицам на покупку недвижимости – 2,3 млрд.грн. Стоимость ресурсов продолжает оставаться высокой: доходность в гривне по кредитам на недвижимость – 21,67%, дол.США – 11,91%, евро – 12,65% годовых. Что касается ожидаемой активизации работ в связи с выделением бюджетных средств на капитальные расходы, в т.ч. для подготовки чемпионата Европы-2012, то рост строительной активности будет зависеть от динамики наполнения доходной части Госбюджета и привлечения заемных ресурсов. Выделение госресурсов позволит увеличить деятельность только по определенным направлениям и существенно не отразится на жилищном строительстве и строительстве офисной недвижимости.
С целью усовершенствования госрегулирования в сфере строительства жилья и стабилизации ситуации на первичном рынке, Верховной Радой 11.05.2010 был принят законопроект №2464. Основными законодательными изменениями проекта стало запрещение финансовым учреждениям, которые выступают управителями фондов финансирования строительства жилья, привлекать средства для инвестирования строительства объекта до момента получения всех необходимых разрешительных документов на ведение строительных работ. Как мы уже отмечали ранее, введение запрета на привлечение средств в строительную сферу до момента получения всех необходимых разрешительных документов не приведет к существенному снижению рисков инвестирования в данную отрасль, поскольку закрепляет требования, ранее выдвинутые ГКЦБФР. В конце декабря 2007 года Государственная комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку Украины внесла изменения в Положение о порядке выпуска облигаций (№2371 от 27.12.2007 г.). Они касались необходимости наличия всей земельной и разрешительной строительной документации у эмитента при регистрации выпуска целевых облигаций. Тем самым уже тогда был ужесточен механизм привлечения ресурсов для финансирования первичного жилого строительства.
Поскольку приток инвестиций в эту сферу экономики продолжает оставаться на достаточно низком уровне и мы не ожидаем кардинального увеличения кредитования строительной сферы, мы не предполагаем существенной активизации работ в этой отрасли.
Розничная торговля
Объемы розничного товарооборота достаточно медленно восстанавливаются и еще не достигли уровня 2009 года. За четыре месяца текущего года объем розничных продаж составил 97,3% от января-апреля прошлого года. Причины низких темпов восстановления были подробно рассмотрены в Ежемесячном обзоре экономического развития Украины за март 2010 года. Ввиду сохранения в ближайшей перспективе населением текущего уровня потребления, ориентации покупателей на товары среднего и низкого ценового сегмента, а также в связи с отсутствием расширения торговцами предложения товарной продукции, мы ожидаем сохранения объемов реализации на уровне прошлого года. Достаточно острым остается вопрос обслуживания долгов предприятиями розничной торговли. Так, по результатам апреля уровень общей задолженности розницы перед банковским сектором составил 167 млрд.грн., из них объем кредитов со сроком погашения в этом году находится на уровне 50%. Предприятия вынуждены идти на постоянную пролонгацию кредитов, чем и объясняется достаточно большой объем выданных «новых» кредитов в апреле в этой сфере - 42 млрд.грн. (в «новых кредитах» учитывается реструктуризация кредитных обязательств). Позитивным моментом для предприятий розничной торговли может стать наметившаяся тенденция удешевления заемных ресурсов в банковском секторе. Это позволит ряду заемщиков повторно реструктуризировать существующую задолженность на более приемлемых условиях, что достаточно актуально в связи с отсутствием роста объемов реализации продукции.
ВНЕШНИЙ СЕКТОР
Показатели |
апр 09 |
мар 10 |
апр 10 |
Баланс товаров |
-434 |
-711 |
-374 |
Баланс услуг |
129 |
208 |
452 |
Доходы (сальдо) |
-141 |
-31 |
-137 |
Текущие трансферты (сальдо) |
210 |
288 |
293 |
Операции с капиталом и финансовые операции |
-820 |
1278 |
1053 |
Сведенный баланс |
-1056 |
1032 |
1287 |
Источник: Национальный банк Украины
Как и в предыдущем месяце, в апреле было сформировано позитивное сальдо по операциям с капиталом и финансовым операциям объемом 1,0 млрд. дол. США, что было обусловлено притоком ресурсов за счет предоставления средне- и долгосрочных кредитов и портфельных инвестиций за счет размещения облигаций. Чистое сальдо по кредитам и облигациям составило 1,3 млрд.дол. США. Rollower банковского сектора находился на уровне 146%, реального – 256%.
Чистый приток прямых иностранных инвестиций продолжал оставаться достаточно низким – 0,3 млрд.дол. США, что практически в два раза ниже результатов марта текущего года. Это говорит о достаточно осторожном отношении инвесторов к вложению ресурсов в развитие бизнеса на Украине и предпочтении инвестировать в более ликвидные инструменты, в такие как государственные облигации или бумаги украинских эмитентов. Невысокий показатель прямых иностранных инвестиций также можно объяснить отсутствием необходимости рекапитализировать дочерние банки, а также выжидательной позицией относительно дальнейшего инвестирования в развитие дочерних банков на Украине.
В апреле также наблюдалось укрепление доверия граждан как к банковской системе, так и гривне, что привело к существенному уменьшению накопления иностранной валюты вне банковской системы.
При сохранении существующих тенденций в краткосрочной перспективе можно ожидать некоторого снижения объемов экспортных операций металлургической отрасли, сохранения отрицательного сальдо баланса товаров на фоне позитивного сальдо финансового счета, обусловленного улучшением инвестиционного климата.
ГОСБЮДЖЕТ
Таблица 3. Госбюджет Украины
Показатели, млрд.грн |
факт 2009 |
план 2010 |
% от факта 2009 |
% выпол. в I кв 2010 |
доходы |
209,7 |
267,5 |
127,6 |
19,3 |
налоговые доходы |
148,9 |
203,0 |
136,3 |
18,8 |
в т.ч. НДС |
84,6 |
119,0 |
140,7 |
17,9 |
в т.ч. налог на прибыль |
32,6 |
40,5 |
124,3 |
22,9 |
в т.ч. акцизные сборы |
21,3 |
29,7 |
139,6 |
17,5 |
расходы |
242,4 |
324,0 |
133,6 |
17,7 |
дефицит или профицит |
-32,5 |
-57,8 |
177,8 |
9,5 |
финансирование за счет внешних источников |
44,8 |
27,3 |
60,9 |
-4,8 |
финансирование за счет внутренних источников |
44,9 |
49,1 |
109,5 |
35,1 |
ВВП номинальный |
914,7 |
1 083,10 |
118,4 |
- |
Источник: расчеты рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг"
В 2010 году запланирован рост доходной и расходной части Государственного бюджета (на 28% и 34%, соответственно, от факта 2009 года).
В текущем году сохраняется проблема мобилизации ресурсов в бюджет в объемах, необходимых для выполнения государством своих функций и обязательств, в том числе в рамках осуществления антикризисной политики. Поскольку динамика наполнения государственного бюджета остается достаточно слабой, будут сохраняться трудности в текущем году при обеспечении сбалансированности государственных финансов.
Для увеличения объемов поступлений в Госбюджет 20.05.2010 этого года был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №6337. Согласно принятому Закону, предполагается изменить ряд норм налогообложения. Среди основных изменений, касающихся налогообложения прибыли, можно назвать сокращение возможности переноса сумм накопленных убытков, сформированных по состоянию на 01.01.10, на сумму не более 20% в 2010-2014 годах. Имеются в виду убытки, полученные от курсовой разницы по операциям с ценными бумагами и т.д. Указанные изменения должны привести к увеличению налогооблагаемой прибыли и, соответственно, росту поступлений в Госбюджет. Однако, по нашему мнению, ограничение возможности переноса понесенных ранее убытков на валовые расходы текущего периода будет стимулировать субъектов хозяйствования не к увеличению налоговых отчислений, а к поиску новых источников формирования валовых расходов. Также предполагается ограничить плательщиков НДС в возможностях применения схем по формированию «искусственного» налогового кредита. А именно, сократить возможности манипуляций с налоговыми накладными прошлых периодов, ограничить возможность формирования налогового кредита с субъектами хозяйствования не осуществляющими деятельность и т.д., что целом будет способствовать улучшению администрирования налога на добавленную стоимость. Также, как указано в сопроводительных документах, «с целью инвентаризации», предполагается увеличить объемы поступлений НДС за счет не включения в состав налогового кредита сумм невозмещенного НДС. С 01.01.11 необходимо будет осуществлять авансовый платеж НДС одновременно с уплатой акцизного сбора в размере 20% от суммы акцизного сбора. Указанные изменения, с одной стороны, должны привести к увеличению поступлений в Госбюджет, а с другой - к вымыванию денег из оборотного капитала предприятий.
По аналогии с законодательством Российской Федерации, ЕС, для исполнения требований ВТО, были существенно увеличены ставки акцизных сборов на спирт этиловый и ряд алкогольных напитков (законодательные изменения вступают в силу с 01.01.2012 года). Кроме того, были увеличены ставки на табачные изделия и топливо.
По мнению рейтингового агентства, увеличение налоговой нагрузки на фоне низких темпов восстановления реального и финансовых секторов экономики будет стимулировать субъектов хозяйствования не к увеличению налоговых отчислений, а к поиску новых путей уклонения от уплаты налогов и сборов. Кроме того, это может привести к сокращению объемов деятельности ряда субъектов хозяйствования, вымыванию оборотного напитала, а также к росту розничных цен. Несмотря на требование к Кабинету Министров не допустить повышения розничных цен на товары и услуги, прописанное в Законе №6337, практического эффекта от такого требования ожидать не стоит, поскольку Кабмин может регулировать лишь стоимость социально значимых товаров. Кроме того, стоит отметить, что текст Закона предполагает двоякую трактовку и неоднозначность применения норм, что приведет к трениям между субъектами хозяйствования и фискальными органами. Достаточно важным вопросом в данном контексте становится обеспечение цельности налоговой системы, т.е. проведение налоговой реформы и принятие Налогового кодекса, что в будущем позволит повысить эффективность фискальной и бюджетной политики.
Расходная часть Госбюджета продолжает сохранять социальную направленность. В 2010 году предполагается решить ряд вопросов социального характера, для чего дополнительные ресурсы бюджета будут направлены на внедрение новых ставок минимальной заработной платы, предоставление госпомощи семьям с детьми, индексацию стипендий, увеличение расходов на коммунальные платежи и т.д. Кроме того, одним из главных приоритетов является обеспечение своевременных пенсионных выплат. Поскольку пенсионная реформа не проведена, поддержка пенсионных платежей продолжает оказывать существенную нагрузку на Госбюджет. Так, по сравнению с предыдущим годом расходы на пенсионное обеспечение вырастут практически на 18 млрд.грн. и составят 68млрд.грн. или 21% расходной части Госбюджета. Как мы отмечали ранее, можно ожидать, что в текущем году сохранятся проблемы связанные с выделением ресурсов необходимых для погашения кредиторской задолженности, существенно выросшей на протяжении 2009 года (рост составил порядка 40%). На начало года только невозмещенные суммы НДС составляют порядка 24млрд.грн. В течение первого квартала было возмещено всего 3,2 млрд.грн., однако, если исходить из данных СМИ было сформировано «новой» задолженности объемом 6млрд.грн. Одним из важных шагов по распределению задолженности во времени станет выпуск НДС облигаций в текущем году. С одной стороны, в случае обеспечения свободного обращения таких бумаг на фондовом рынке, это станет достаточно интересным инструментом вложения свободной ликвидности. С другой стороны, существует большая вероятность того, что облигации будут выкупаться со значительным дисконтом, что только частично улучшит положение предприятий-экспортеров.
В Госбюджете на 2010 год заложен дефицит объемом 57,8 млрд.грн. или 5,3% от ожидаемого номинального ВВП на 2010 год. (Для справки: аналогичный показатель по Еврозоне – 6,3%, Великобритании – 13%). Не исключено, что указанное соотношение ВВП и дефицита было сформировано в связи с неоднократными требованиями МВФ направлять усилия на сокращение бюджетного дефицита. Хотя в условиях кризиса на фоне слабой динамики наполнения доходной части, на наш взгляд, было бы оправдано увеличение расходов Госбюджета для поддержки реального сектора экономики. Для сравнения, полученный дефицит за 2009 год составил 35,5 млрд.грн. или 3,6% номинального ВВП за 2009 год. По итогам прошедшего года Министерство финансов откорректировало объем полученного дефицита, увеличив на сумму СПЗ объемом 15,7 млрд.грн., которые ранее учитывались в доходной части Госбюджета.
В течение 2010 года планируется осуществить чистых привлечений (привлечения откорректированные на объем погашений) за счет внешних рынков капитала объемом 27,3 млрд.грн., внутренних – 49,1 млрд.грн. Внутренние заимствования будут осуществляться за счет выпуска ОВГЗ, внешние – за счет получения траншев от Мирового банка объемом 0,5 млрд.дол.США, МВФ – 2,0 млрд.дол.США, выпуска облигаций внешнего госзайма объемом 1,3 млрд.дол.США.
Прямой долг вырастет в течение года на 36% до 288,4 млрд.грн., что составляет 90% расходной части Госбюджета за 2010 год или 27% прогнозируемого ВВП. Учитывая существенное распределение долговых обязательств во времени, такая долговая нагрузка является приемлемой. Так, на облуживание и погашение прямых обязательств планируется направить в 2010 году 37 млрд.грн. или 12% расходной части Госбюджета.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Таблица 4. Показатели деятельности банковской системы
Основные показатели, млрд.грн |
мар 10 |
апр 10 |
изм-е за мес |
Монетарная база |
196,6 |
200,1 |
3,5 |
Денежная масса |
494,2 |
511,1 |
16,9 |
Корсчета |
20,3 |
20,4 |
0,1 |
Активы (скорректированные на резервы) |
875,3 |
885,8 |
10,5 |
Высоколиквидные активы* |
100 |
105,9 |
5,9 |
Кредиты всего: в т.ч. |
722,6 |
723,6 |
1,0 |
кредиты юридических лиц |
465,7 |
468,6 |
2,9 |
кредиты физических лиц |
209,5 |
206,1 |
-3,4 |
Проблемные кредиты, удельный вес в КП,% |
9,93 |
10,27 |
0,3 |
% ставка по кредит. в нац. вал. (среднемес.) |
16,8 |
15,6 |
-1,2 |
% ставка по кредит. в иностр. вал. (среднемес.) |
11,3 |
11,5 |
0,2 |
Обязательства банков всего: в т.ч. |
748,5 |
758,4 |
9,9 |
депозиты юридических лиц |
115,5 |
119,5 |
4,0 |
депозиты физических лиц |
218,2 |
229,4 |
11,2 |
% ставка по депоз .в нац.вал. (среднемес.) |
13,2 |
13,1 |
-0,1 |
% ставка по депоз. в иностр. вал. (среднемес.) |
8,9 |
8,3 |
-0,6 |
резервы для возмещения возможных потерь |
98,4 |
100,1 |
1,6 |
Собственный капитал |
126,7 |
127,4 |
0,7 |
доля иностранного капитала в уставном капитале банков, % |
34,2 |
33,7 |
-0,5 |
Чистая процентная маржа, % |
5,64 |
5,62 |
0,0 |
Чистый спрэд, % |
4,59 |
4,58 |
0,0 |
Результат деятельности |
-4,4 |
-5,1 |
-0,7 |
Рефинансирование НБУ |
0,5 |
0,4 |
-0,1 |
Мобилизация |
23,4 |
25,1 |
1,7 |
Чистое рефинансирование |
-22,9 |
-24,7 |
-1,8 |
Источник: Национальный банк Украины*(в марте изменена методика отображения
высоколиквидных активов)
Тем не менее, денежное предложение на рынке продолжало увеличиваться. В результате средневзвешенная ставка по сделкам на межбанковском кредитном рынке уменьшилась до 2,6% годовых. Увеличение ликвидности банковских учреждений было обусловлено ростом ресурсной базы на фоне низкой кредитной активности. Как и в предыдущем месяце, увеличивались депозиты юридических и физических лиц. При этом, если прирост депозитов по физическим лицам происходил преимущественно в гривне, что можно объяснить как укреплением доверия граждан к банковской системе так и к национальной валюте, то прирост ресурсов по юридическим лицам происходил в ин. валюте. Мы продолжаем придерживаться мнения, что это было обусловлено как улучшением экономической ситуации и появлением свободных ресурсов у экспортно-ориентированных предприятий, так и вливаниями средств нерезидентов для покупки ОВГЗ. Как и предполагало рейтинговое агентство, доходность вкладов постепенно снижается, поскольку банки не проводят активной кредитной политики и, соответственно, приток депозитов отражается на доходности банковских учреждений. При сохранении существующих тенденций в кредитовании, а также сохранении политики регулятора, направленной на снижение привлекательности валютных ресурсов, мы предполагаем дальнейшее, более существенное снижение ставок по депозитам как в иностранной, так и национальной валюте.
Постепенный рост краткосрочной и среднесрочной ресурсной базы, увеличение показателей ликвидности обусловили небольшой прирост кредитных портфелей юридических лиц в целом по банковской системе. При этом по физ. лицам, как и в предыдущих месяцах, сохраняется тенденция сокращения кредитных портфелей. Однако стоит заметить, что кредитная политика отдельных банковских учреждений существенно отличается от общих тенденций. Так, на фоне низкой активности кредитования субъектов хозяйствования большинством банков инициативу проявляют российские банки. По данным НБУ за I квартал 2010 года в целом по банковской системе объем кредитов предоставленных юридическим лицам увеличился на 3 млрд.грн. Задолженность перед двумя государственными банками (Ощадбанком и Укрэксимбанком) выросла всего на 0,1 млрд.грн. Аналогичный показатель в целом по банкам с российским капиталом составил 2,6 млрд.грн. По нашему мнению, в случае сохранения этой тенденции в дальнейшем, возможен переток корпоративных клиентов в банки с российским капиталом, что приведет к постепенному росту влияния таких банков как внутри банковской системы, так и на отдельных заемщиков.
Можно отметить продолжающийся рост просроченной задолженности заемщиков и, соответственно, увеличение резервов сформированных для возмещения потерь по кредитным операциям. Рост указанной задолженности обусловлен не столько ухудшением платежеспособности клиентов, сколько более адекватным отражением качества кредитного портфеля. Стоит обратить внимание, что с целью увеличения отчислений в Госбюджет, в Законе «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» №6337 предполагаются ограничения по размерам страховых резервов, создаваемых за счет увеличения валовых расходов до 40% на период до 01.01.2011 года. По нашему мнению это не приведет к каким-либо значительным изменениям в целом по рынку, поскольку общий уровень сформированных резервов в апреле не превышал 20% и может коснуться только отдельных финансовых учреждений.
Как и в предыдущем месяце, банки увеличивали активность на внешних рынках капитала, но впервые с начала года выросло чистое привлечение среднесрочных ресурсов. По нашему мнению это может быть связано со снижением, с точки зрения инвесторов, страновых рисков. В целом чистые привлечения банковского сектора по внешним кредитам и облигациям составили 406 млн.дол.США, показатель rollover вырос до 146% (в марте аналогичные показатели находились на уровне 86 млн.дол.США и 103%).
Деятельность банковской системы продолжает оставаться убыточной. Так по результатам четырех месяцев текущего года общий убыток банковской системы составил 5,1 млрд.грн. Убыточная деятельность во многом обусловлена ростом отчислений в резервы под активные операции банков.
ВАЛЮТНЫЙ РЫНОК
В связи с продолжающимся притоком иностранной валюты в Украину (сальдо платежного баланса по результатам апреля составило 1,3 млрд.дол.США) Национальный банк проводил валютные интервенции, не допуская существенной ревальвации гривны. Доминирование валютного предложения позволило Национальному банку пополнить золотовалютные запасы на 1,2 млрд.дол.США до 26,4 млрд.дол. США. В связи с низким чистым спросом на иностранную валюту, межбанковский курс практически соответствовал официальному, который находился в пределах от 7,924 до 7,926 UAH/USD. И если курс доллара оставался стабильным, по курсу евро наблюдалось снижение. Это, на наш взгляд, было связано с паническими настроениями, обусловленными ростом дефицита бюджета, вопросом выполнения обязательств по обслуживанию внешних долгов Греции. Причин внутреннего характера на валютном рынке Украины для снижения курса не было. После одобрения пакета помощи Греции можно ожидать укрепления курса евро. В дальнейшем на курсовые колебания евро будет оказывать давление мнение инвесторов относительно финансового состояния таких стран как Португалия, Ирландия, Испания.
Закрепилась тенденция снижения спроса физических лиц на наличную валюту. Если в марте накопление валюты населением вне банковской системы составило порядка 300 млн. долл. США, то в апреле этот показатель находился на уровне 60 млн. долл. США. Можно ожидать, что прирост наличной валюты вне банковской системы будет постепенно снижаться в связи с ростом доверия граждан к национальной валюте.
По мнению рейтингового агентства, Нацбанк в дальнейшем будет направлять усилия на поддержание существующего курса гривны. В краткосрочном периоде возможно небольшое укрепление нац. валюты в связи с сохранением тенденции притока иностранной валюты в Украину. По нашему мнению доминирование предложения иностранной валюты над спросом будет обуславливаться в основном чистыми привлечениями реального и банковского сектора.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК
В марте объем торгов на фондовом рынке вырос до 11,4 млрд.грн., что на 12% превышает март текущего года. В структуре торгов, по-прежнему, наибольший удельный вес занимал рынок государственных ценных бумаг – 56%, что объясняется как операциями Нацбанка по покупке-продаже ОВГЗ, так и высоким уровнем интереса банковского сектора к вложению ликвидных ресурсов в такие бумаги. На рынок акций приходилось 35% от общего объема, инвестиционные сертификаты – 6%, облигации – 4% . Операции с облигациями органов местного управления имеют достаточно малый удельный вес по сравнению с другими финансовыми инструментами – 0,03%. Можно ожидать, что втором полугодии этого года активность данного сегмента несколько увеличится в связи с выходом на фондовый рынок шести городов с эмиссиями общим объемом около 700млн.грн. Однако совокупный объем выпусков будет небольшим и существенно не изменит структуру торгов.
В дальнейшем мы ожидаем, что существующие тенденции будут сохраняться, наибольший объем операций будет приходиться на рынок государственных ценных бумаг.
Рейтинговые действия агентства «Кредит-Рейтинг»
Рейтинговое агентство в течение апреля 2010 года присвоило 3 рейтинга, обновило 54 рейтинга, приостановило 8 и отозвало 10 рейтингов. Количество присвоений было ниже, чем в 2009 году, поскольку в условиях снижения экономической активности и снижения объемов свободных ресурсов большинства участников фондового рынка, значительно уменьшилась активность существующих и потенциальных заемщиков на рынке публичных заимствований. Агентство изменило уровень 6 обновленных рейтингов, из них: 2 рейтинга было повышено (банковский сектор), 4 - понижено (1 в банковском секторе, 3 в корпоративном).
Справочно:
Агентство «Кредит-Рейтинг» работает на
украинском рынке с 2001 года и специализируется на присвоении кредитных рейтингов по
национальной шкале. С начала своей деятельности на украинском рынке рейтинговое агентство
«Кредит-Рейтинг» присвоило 1083 кредитных рейтинга. По состоянию на 01.05.2010 г.
рейтинг-лист агентства включает 638 кредитных рейтингов: 493 в корпоративном, 98 в
финансовом и 47 в муниципальном секторах. Информация обо всех кредитных рейтингах,
присвоенных агентством по Национальной рейтинговой шкале, находится в информационных
системах REUTERS и BLOOMBERG.