Ежемесячный обзор экономического развития Украины
Макроэкономическая ситуация на протяжении последних двух месяцев (май-июнь) характеризовалась следующими тенденциями:
-
замедлением объемов производства в металлургии и машиностроении, что связано с конъюнктурой внешних рынков, а также небольшим увеличением объемов производства в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, поддерживаемых внутренним потреблением. Экономическая активность предприятий строительной сферы и торговли по результатам текущего года остается низкой и ограничена слабым ростом платежеспособного спроса;
-
покупкой допэмиссии акций ММК им.Ильича группой СКМ, что должно позитивно повлиять на укрепление позиций Метинвеста, как одного из крупнейших производителей стали в странах СНГ;
-
сохранением наметившихся тенденций в сельском хозяйстве, а именно, увеличением объемов производства мяса свинины и птицы, что связано с высокой рентабельностью производства на фоне сокращения объемов импорта мяса; снижением объемов реализации продукции растениеводства в связи с менее благоприятной конъюнктурой мирового рынка по сравнению с прошлым годом, а также небольшим сокращением внутреннего потребления;
-
снижением объемов экспортных операций, сохранением превалирования импортных операций на фоне позитивного сальдо финансового счета (преимущественно за счет торговых кредитов), что привело к позитивному результату платежного баланса в мае объемом 1 млрд.дол. США и позволило увеличить резервные активы до 26,7 млрд.дол.США. В июне также наблюдался позитивный приток иностранной валюты, что позволило увеличить резервы до 29,5 млрд.дол.США;
-
сохранением тенденции увеличения денежного предложения, что стимулировало Нацбанк проводить операции по связыванию излишней ликвидности; ростом ресурсной базы на фоне низкой кредитной активности банковского сектора; снижением учетной ставки Нацбанка; принятием Закона №2275-17, в котором предполагается снижение значения коэффициента резервирования по кредитным операциям банков в иностранной валюте для юридических лиц;
-
ростом налоговых поступлений в Госбюджет и остатков бюджетных средств на едином казначейском счету. Тем не менее, рост налоговых поступлений не позволил компенсировать возросшую нагрузку на расходную часть Госбюджета, вследствие повышения социальных стандартов и, соответственно, увеличения расходов на финансирование бюджетной сферы и дефицита Пенсионного фонда. Ликвидность бюджетной системы оставалась невысокой, что привело к задержкам со стороны Государственного казначейства по исполнению платежных поручений. Для покрытия дефицита Государственного бюджета были размещены ОВГЗ и привлечен краткосрочный заем от ВТБ объемом 2 млрд. долл. США.;
-
активизацией деятельности по преобразованию бюджетной и налоговой системы. Был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» (направлен на обеспечение наполнения доходной части Государственного бюджета в условиях экономического спада) и разработан проект Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины (направлен на повышение эффективности функционирования бюджетной системы Украины и ограничение прав органов местного самоуправления). Продолжилась работа над проектом Налогового кодекса Украины (принят в первом чтении);
-
снижением объемов торгов на фондовом рынке в мае и июне преимущественно за счет сокращения операций с ОВГЗ;
присвоением рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» в мае-июне 11 рейтингов, обновлением 297 рейтингов, приостановкой 11 и отзывом 18 рейтингов.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
По результатам пяти месяцев текущего года прирост ВВП составил около 6% к аналогичному периоду прошлого года*. По итогам первого полугодия, по сравнению с достаточно низкой сравнительной базой прошлого года, можно ожидать сохранения прироста ВВП не выше указанного уровня и обусловленного, прежде всего, увеличением экономической активности в промышленности, транспортной сфере, а также ростом фискальной нагрузки.
Если рассматривать динамику основных показателей за последние месяцы, то можно отметить замедление объемов производства в добывающей и перерабатывающей промышленности, а именно в металлургии и машиностроении, что связано со слабой конъюнктурой внешних рынков, и небольшое увеличение объемов производства в пищевой промышленности и сельском хозяйстве, поддерживаемых внутренним потреблением. Экономическая активность предприятий строительной сферы и торговли по результатам текущего года остается низкой и ограничена слабым ростом платежеспособного спроса.
* по данным администрации Президента
Металлургия
Как и предполагало рейтинговое агентство, постоянное увеличение цен на сырье на фоне нестабильного спроса на продукцию металлургических предприятий на внешних рынках, снижение цен на метпродукцию, привело к некоторому снижению деловой активности в металлургии. По данным ugmk.info и MEPS International Ltd, мировые цены на сталь в июне упали на 5,1% и, вероятно, еще будут продолжать снижаться до конца года.
По сравнению с апрелем, в мае объемы производства чугуна снизились на 3%, стали на 10%, проката на 6%. Объемы производства полуфабрикатов выросли на 4%. Средняя загрузка производственных мощностей сократилась с 75-77% до 60%. В июне производство чугуна по сравнению с маем снизилось на 16,2%, стали – на 13,5%, готового проката - на 15,6%. Поскольку в июле ситуация практически не изменится, кроме того, в летний период наблюдается традиционный сезонный спад активности, по результатам этого месяца мы не ожидаем активизации объемов производства в отрасли. Учитывая рост цен на рынке ЖРС и ожидаемый 20% рост мировых цен на железорудное сырье, можно ожидать дальнейшего снижения рентабельности работы металлургических предприятий. Тем не менее, указанные тенденции будут поддерживать активность предприятий специализирующихся на рудном сырье.
Стоит также отметить, что в мае на внешний фондовый рынок вышла крупная металлургическая компания. Метинвест размещал пятилетние еврооблигации объемом 500 млн.дол.США, доходность – 10,25%. В июне Метинвест занимался привлечением трехлетнего синдицированного кредита на 300млн.дол.США. Другие крупные компании с новыми займами на рынок не выходили. На сегодняшний день ряд крупных компаний так и не завершили реструктуризацию долгов («ИСД», Донецксталь, Интерпайп), что не способствует новым привлечениям ресурсов. Поэтому мы не ожидаем существенной активизации украинских предприятий из данного сектора экономики на рынке капитала.
Одним из наиболее важных событий в отрасли в июне стало решение ММК им.Ильича разместить 75% допэмиссии акций компании Metinvest B.V, входящей в состав СКМ. Инвестиции СКМ в ММК им.Ильича будут способствовать укреплению позиций Метинвеста, как одного из крупнейших производителей стали в странах СНГ.
Сельское хозяйство
Прирост продукции в сельском хозяйстве достаточно умеренный. Индекс сельскохозяйственного производства по результатам пяти месяцев по сравнению с аналогичным периодом прошлого года составил 104,5%. Как и предполагало ранее рейтинговое агентство, некоторые тенденции были сохранены. Так, уже на протяжении апреля-мая в сельскохозяйственных предприятиях продолжает увеличиваться поголовье стада свиней и, соответственно, увеличивается производство свинины (на 23% по сравнению с январем-маем 2009 года), что связано, прежде всего, с высокой рентабельностью производства и сокращением ввоза импортного мяса. Продолжается тенденция увеличения производства мяса птицы (на 16%) и снижения объемов производства мяса крупного рогатого скота (сократилось на 11%) из-за не высокой рентабельности данного вида деятельности, что приводит к сокращению поголовья. Поскольку импортного мяса ввозится практически на 50% меньше, чем в прошлом году, мы предполагаем сохранение роста объемов производства мяса птицы и свинины. Сокращение импорта операторы рынка связывают с ужесточением контроля качества поставляемой продукции со стороны ветеринарных и таможенных служб.
Общий объем реализованной аграрными предприятиями продукции растениеводства сократился на 31% по сравнению с пятью месяцами прошлого года при росте средней цены продажи практически на 40%. Это связано как со снижением внутреннего потребления, так и объемов экспорта из-за менее благоприятной конъюнктуры мирового рынка в этом году, в т.ч. из-за более высоких запасов зерна в Российской Федерации. Стоит также отметить, что на новый маркетинговый год (июль 2010 - июль 2011) были снижены прогнозы по экспорту зерна до 21 млн. тонн. Для сравнения, за прошлый маркетинговый год было экспортировано 25,2 млн.тонн. зерна, позапрошлый - 4,2 млн.тонн (из-за плохого урожая, ограничений на экспорт). Достаточно острым остается вопрос относительно возмещения НДС по экспортным операциям, что соответственно влияет на торгово-закупочную и ценовую политику экспортеров. Так по данным АПК-Информ на начало мая 2010 года задолженность перед компаниями, экспортирующими агропромышленную продукцию, составила 8млрд. грн. Можно предположить, что задержки с возмещением НДС могут привести к некоторому снижению объемов закупок трейдерами либо к снижению закупочных цен. Совпадение в июле-августе периода уборки урожая и подготовки к посевной также приводят к тому, что предприятия попадают в достаточно сложный финансовый период и вынуждены привлекать заемные ресурсы. Тем не менее, несмотря на заявления ряда банковских учреждений, что кредитование агропромышленных предприятий является интересным направлением бизнеса, объем выданных новых кредитов остается очень низким. По результатам мая выдано новых кредитов объемом 1,8млрд.грн. Остатки на конец месяца по кредитным портфелям остались практически на том же уровне – 26млрд.грн. Можно предположить, что если банковские учреждения и будут увеличивать объемы предоставления кредитных ресурсов, то это будут скорее крупные агропромышленные холдинги или предприятия, имеющие в собственности достаточно обширные земельные участки.
Строительство
Активность предприятий, занимающихся строительством, по-прежнему остается на низком уровне. По итогам мая было выполнено строительных работ накопленным итогом объемом 11 млрд.грн., что на 20% ниже результата 2009 года. Причины низкой строительной активности остаются прежними: отсутствие платежеспособного спроса, ограниченность как самих предприятий, так и инвесторов в доступе к заемным ресурсам, низкий уровень собственных оборотных средств строительных компаний.
В июне был принят в первом чтении Налоговый кодекс Украины, который может оказать существенное влияние на развитие строительного рынка Украины. В законопроекте предусмотрена отмена правила «первого события» при определении даты возникновения валового дохода (не касается НДС). До момента передачи инвестору построенной недвижимости, застройщик не будет включать в доход полученную предоплату. Это позволит не изымать часть средств, необходимых для строительства и отказаться от схем, связанных с отсрочкой выполнения налоговых платежей. Также Верховная Рада приняла в первом чтении норму об отмене налога на добавленную стоимость на операции по перепродаже жилья. По нашему мнению, в текущей экономической ситуации данная норма будет носить отложенный характер и окажет влияние на рынок в долгосрочной перспективе на стадии его восстановления. Освобождение операций по продаже объектов жилищного фонда от НДС может привести к некоторому снижению стоимости жилья, но существенно не повлияет на активизацию строительной деятельности.
Восстановление объемов строительных работ возможно только после увеличения покупательной способности населения, возобновления банками ипотечного кредитования, а также кредитования юридических лиц, занимающихся строительством. В течение мая объем выданных новых кредитов с учетом реструктуризированной задолженности по юридическим лицам составил всего 1,5 млрд.грн. (на 35% меньше выданных кредитов в апреле), физическим лицам на покупку недвижимости – 0,2 млрд.грн. Стоимость ресурсов в мае по кредитам на недвижимость несколько выросла и составила 22% в гривне и 12% в дол.США. Поскольку приток инвестиций в эту сферу экономики продолжает оставаться небольшим и мы не ожидаем существенного увеличения кредитования строительной сферы, можно ожидать выполнения строительных работы в сравнительных ценах по итогам года в объемах, не превышающих результат 2009 года.
Розничная торговля
Темпы роста розничного товарооборота увеличились, по сравнению с предыдущими периодами, и по результатам пяти месяцев текущего года объем розничного товарооборота достиг уровня 2009 года (101,1% к январю-маю 2009 года). Однако, учитывая то, что в 2009 году объемы торговли упали по сравнению с докризисным периодом практически на 20%, активность на розничном рынке продолжает оставаться ниже докризисного уровня. Кроме того, в мае Госкомстат изменил выборку предприятий для подсчетов показателей розничной торговли и, соответственно, уточнил показатели за прошедшие периоды, что, безусловно, привело к позитивной динамике розничного товарооборота.
С целью обеспечения стабильного развития отрасли Министерство экономики в июне этого года подготовило законопроект «О внутренней торговле». В законопроекте определены некоторые основы торговой и производственно-торговой деятельности, отдельные моменты реализации государственной политики. По нашему мнению законопроект носит в ряде случаев рамочный характер. Реализация некоторых прописанных норм может привести к сокращению объемов реализации, поскольку в законопроекте выдвинуты требования, которым не все субъекты хозяйствования соответствуют. Среди таких норм можно назвать: наличие профессионального образования работников торговли; нормы по размеру торговой площади; наличие в ряде случаев складских помещений и т.д. Также в законопроекте прописано право Кабинета Министров вводить ограничения относительно деятельности посреднических структур, устанавливать размер торговой наценки в случае роста цен за месяц на 10%. По нашему мнению, стремление ужесточить нормы регулирующие деятельность на оптовом и розничном рынке не окажут положительного воздействия и приведут либо к увеличению коррупции, либо к сокращению ожидаемых объемов реализации.
Предприятия занимающиеся торговлей по-прежнему привлекают наибольший объем заемных ресурсов по сравнению с другими видами деятельности. Так, в мае из общего объема выданных новых кредитов, в т.ч. с учетом реструктуризации, 32млрд.грн. или 54% было предоставлено банковскими учреждениями предприятиям торговли. Большинство предприятий провели реструктуризацию задолженности, однако, учитывая то, что 50% сформированных кредитных портфелей краткосрочные, со сроком погашения до 1года, предприятия вынуждены проводить повторные переговоры о реструктуризации кредитных портфелей.
ВНЕШНИЙ СЕКТОР
Как и предполагало рейтинговое агентство, в мае произошло некоторое снижение объемов экспортных операций, было сохранено превалирование импортных операций на фоне позитивного сальдо финансового счета, что позволило сформировать позитивный результат платежного баланса объемом 1 млрд.дол. США и увеличить резервные активы до 26,7 млрд.дол.США. В июне также наблюдался приток иностранной валюты, что позволило увеличить резервы до 29,5 млрд.дол.США.
Таблица 1. Платежный баланс Украины, млн.дол.США
Показатели
|
апр 10
|
май 10
|
Баланс товаров |
-347
|
-152
|
Баланс услуг |
452
|
371
|
Доходы (сальдо) |
-119
|
-201
|
Текущие трансферты (сальдо) |
253
|
245
|
Операции с капиталом и финансовые операции |
1048
|
737
|
Сведенный Баланс |
1287
|
997
|
Источник: Национальный банк Украины
При ухудшении конъюнктуры внешних рынков объемы экспорта товаров в мае остались практически на уровне предыдущего месяца (сокращение составило 0,4%). Тем не менее, произошло изменение структуры экспорта по товарным группам: снизились по сравнению с апрелем объемы поставок машиностроительной продукции (на 6%) и агропромышленного комплекса (на 12%, по сравнению с маем прошлого года сокращение составило 5%). Можно предположить, что уменьшение удельного веса машиностроения связано с колебанием внешнего спроса, сокращение экспорта продукции сельского хозяйства связано как с менее благоприятной конъюнктурой внешнего рынка в этом году по сравнению с прошлым, а также с более высокой сравнительной базой прошлого года. Также можно предположить, что в целом по итогам года объемы экспорта продукции АПК могут оказаться ниже, опять-таки из-за менее благоприятной конъюнктуры внешнего рынка, а также в связи с ожиданием урожая немного меньше уровня прошлого года из-за несоблюдения агротехнологий на должном уровне, а также погодных факторов. Также стоит отметить, что в мае вырос экспорт минеральных продуктов за счет экспорта кокса, на 3,6% увеличился экспорт товаров металлургической отрасли за счет увеличения экспорта полуфабрикатов.
Объемы импорта в мае, по сравнению с предыдущим месяцем, сократились на 5% преимущественно за счет сезонного фактора. Однако стоит отметить, что произошли изменения в крупнейшей товарной группе – минеральных продуктах. Увеличились стоимостные и физические объемы импорта газа на фоне сокращения объемов поставок нефти (в 2 раза) и нефтепродуктов (на 22%). Можно предположить, что уменьшение объемов поставок нефтепродуктов связано с остановкой Лисичанского НПЗ на плановый ремонт.
Как и в предыдущем месяце, в мае было сформировано позитивное сальдо по операциям с капиталом и финансовым операциям объемом 0,7 млрд. дол. США. Однако, в отличие от прошлого месяца, согласно допущениям Национального банка, это обусловлено, прежде всего, увеличением торговых кредитов. Чистый приток прямых иностранных инвестиций, а также портфельных инвестиций продолжал оставаться достаточно низким – 0,4 млрд.дол. США. и (-) 0,01 млрд.дол. США соответственно. Отсутствие притока иностранных инвестиций, по сравнению с показателями прошлого года, связано с отсутствием вливаний в финансовый сектор (в мае приток составил всего 12 млн.дол.США). На наш взгляд, это обусловлено улучшением ситуации с ресурсной базой «дочек» иностранных банков, выжидательной позицией материнских банков относительно дальнейшего развития бизнеса в Украине за счет материнских ресурсов.
В мае, в отличие от предшествующего месяца, выплаты по привлеченным заемным ресурсам, как по краткосрочным, так и средне- и долгосрочным, превысили объем привлеченных денежных средств. Отрицательное сальдо по кредитам и облигациям составило 0,7 млрд.дол.США. В апреле аналогичный показатель был позитивным и находился на уровне 1,1 млрд.дол. США. Наибольший отток ресурсов наблюдался в банковском секторе (чистое отрицательное сальдо составило 0,5 млрд.дол.США) и был связан, на наш взгляд, как с сокращением операций с ОВГЗ нерезидентов, так и замещением материнских ресурсов ресурсами, привлеченными на внутреннем рынке. В других секторах отрицательное сальдо было менее существенным – 0,07 млрд.дол.США. Rollower по результатам пяти месяцев составил 93%, в банковском секторе – 87%, реальном – 105%.
В мае сохранилась тенденция предыдущих месяцев относительно укрепления доверия граждан, как к банковской системе, так и гривне, что способствовало дальнейшему уменьшению накопления иностранной валюты населением вне банковской системы. Если в апреле наличная валюта вне банков составила 390 млн.дол.США, то в мае этот показатель снизился до 64 млн.дол.США.
При сохранении существующих тенденций в дальнейшем не следует ожидать существенного роста объемов экспортных операций за счет металлургической промышленности, сохранения позитивного сальдо финансового счета. По нашему мнению, приток прямых иностранных инвестиций в банковский сектор может сохраниться на невысоком уровне, поскольку на сегодняшний день отсутствует необходимость рекапитализировать дочерние банки на фоне увеличивающейся ресурсной базы, а также за счет того, что иностранные компании продолжают занимать выжидательную позицию относительно средне и долгосрочных инвестиций в Украину. Однако, в случае вступления в силу закона о снижении норм резервирования по кредитованию в иностранной валюте, это может привести к повышению интереса иностранных банков к дальнейшему развитию бизнеса в Украине. Снижение объемов операций с государственными облигациями, акциями предприятий носит скорее краткосрочный характер, обусловленный негативным новостным фоном.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
В мае продолжилась тенденция увеличения денежного предложения, что стимулировало Нацбанк проводить операции по связыванию излишней ликвидности, путем мобилизации средств банковских учреждений. Нацбанк размещал депозитные сертификаты, а также сокращал объемы рефинансирования. Кроме того, Нацбанк продолжал проводить операции по двухстороннему котированию гособлигаций разместив среди банков ОВГЗ объемом 1,4 млрд.грн. и купив на 0,4 млрд.грн. Также с целью обеспечения стабильности денежной единицы регулятор с 01.05.2010 года обязал банки зачислять на отдельный счет 100% средств обязательных резервов (ранее только 50%).
Указанные действия Национального банка, призванные снизить монетарные риски, привели к уменьшению остатков на корсчетах банков. Однако это не повлияло на стоимость ресурсов на межбанковском кредитном рынке, поскольку денежное предложение продолжает оставаться высоким. В мае, как и в апреле средневзвешенная ставка составила 2,6% годовых, кредиты овернайт снизились с 1,4% до 1,3%. В июне средневзвешенная процентная ставка понижалась до 2,1%, по кредитам овернайт – до 1,1%.
Увеличение ликвидности банковских учреждений, как и в предыдущем месяце, было обусловлено ростом ресурсной базы на фоне низкой кредитной активности. Наблюдался рост по депозитам юридических и физических лиц. Однако в этом месяце локомотивом роста ресурсной базы стали средства юридических лиц преимущественно в национальной валюте. На наш взгляд это может быть обусловлено улучшением экономической ситуации в некоторых отраслях экономики. Ранее прирост ресурсов юридических лиц происходил в иностранной валюте, что объяснялось как улучшением ситуации по ряду экспортоориентированных предприятий, так и заводом денег с оффшоров.
Замедление прироста ресурсов физических лиц может быть вызвано снижением банками стоимости привлечения таких ресурсов. Доходность вкладов постепенно снижается, поскольку банки не проводят активной кредитной политики и, соответственно, приток депозитов отражается на доходности банковских учреждений. При сохранении существующих тенденций в кредитовании, мы предполагаем дальнейшее снижение ставок по депозитам.
Кредитная активность продолжает оставаться низкой: в целом по банковской системе общий объем остатков кредитных вложений по юридическим лицам уменьшился на 0,5%, по физическим лицам, как и в предыдущие месяцы, сохраняется тенденция сокращения кредитных портфелей более высокими темпами – 3%. При этом кредитная активность по разным банкам существенно отличается. При сохранении существующих тенденций можно ожидать некоторого перераспределения корпоративных клиентов между банками первой и второй группы. Нацбанк в целях снижения стоимости ресурсов для банковского сектора и соответственно для стимулирования кредитования в июне снизил учетную ставку (с 10,25% до 9,5%), а также ставки рефинансирования (до 10,5% под обеспечение, 12,5% без обеспечения). Однако, по нашему мнению, удешевление ресурсов существенно не отразится на стоимости кредитов для конечного потребителя.
Таблица 4. Показатели деятельности банковской системы
Основные показатели, млрд.грн |
апр 2010 |
май 2010 |
изм-е за мес |
Монетарная база |
200,12 |
203,23 |
3,1 |
Денежная масса |
510,84 |
521,46 |
10,6 |
Корсчета |
20,39 |
17,12 |
-3,3 |
Активы (скорректированные на резервы) |
885,79 |
885,97 |
0,2 |
Высоколиквидные активы* |
105,9 |
105,15 |
-0,8 |
Кредиты всего: в т.ч. |
723,59 |
719,68 |
-3,9 |
кредиты юридических лиц |
468,63 |
468,18 |
-0,4 |
кредиты физических лиц |
206,09 |
203,109 |
-3,0 |
Проблемные кредиты, удельный вес в КП,% |
10,27 |
10,74 |
0,5 |
% ставка по кредит.в нац.вал. (среднемес) |
15,6 |
14,6 |
-1,0 |
% ставка по кредит.в инос.вал. (среднемес) |
11,5 |
10,8 |
-0,7 |
Обязательства банков всего: в т.ч. |
758,39 |
758,457 |
0,1 |
депозиты юридических лиц |
119,46 |
124,043 |
4,6 |
депозиты физических лиц |
229,36 |
232,65 |
3,3 |
% ставка по депоз.в нац.вал. (среднемес) |
13,1 |
11 |
-2,1 |
% ставка по депоз. в инос.вал. (среднемес) |
14,7 |
11,7 |
-3,0 |
резервы для возмещения возможных |
100,062 |
102,924 |
2,9 |
Собственный капитал |
127,401 |
127,511 |
0,1 |
доля иностранного капитала в уставном |
33,7 |
33,1 |
-0,6 |
Чистая процентная маржа, % |
5,62 |
5,52 |
-0,1 |
Чистый спрэд, % |
4,58 |
4,5 |
-0,1 |
Результат деятельности |
-5,147 |
-7,473 |
-2,3 |
Рефинансирование НБУ |
0,39 |
0,02 |
-0,4 |
Мобилизация |
25,07 |
17,62 |
-7,5 |
Чистое рефинансирование |
-24,68 |
-17,6 |
7,1 |
Источник: Национальный банк Украины
*(в марте изменена методика отображения высоколиквидных активов)
Стоит отметить также принятие Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины» от 20.05.2010, в котором снижено значение коэффициента резервирования до 3% по кредитным операциям банков в иностранной валюте для юридических лиц. До принятия Закона действующая норма была установлена в размере 50%, 100% и 100% по заемщикам, которые не имеют источников поступления валютной выручки, по задолженности, классифицируемой как «стандартная», «под контролем», «субстандартная» соответственно. По нашему мнению изменения в формировании резервов по кредитным операциям банков в иностранной валюте значительно смягчают требования и приведут к стимулированию активности банков с иностранным капиталом. Тем более учитывая, что многие финансовые учреждения (в основном дочки иностранных банков) накопили избыточную ликвидность. Однако в краткосрочной перспективе указанная законодательная инициатива не приведет к масштабному росту кредитных портфелей банков, активизация валютного кредитования будет носить скорее локальный характер. Финансовые учреждения кредитуют избирательно и с большой осторожностью, выдавая ссуды только клиентам с хорошей кредитной историей. В свою очередь многие заемщики более осторожно относятся к кредитному риску, чем ранее. С другой стороны снижение нормы резервирования высвободит большие объемы средств, которые заморожены в резервах, что приведет к увеличению размера налогооблагаемой прибыли и, соответственно, к увеличению налоговых поступлений в Госбюджет. Однако это также может привести к росту «негативно классифицированной» задолженности при неизменности качества кредитного портфеля. По результатам мая просроченная задолженность заемщиков выросла на 3млрд.грн., увеличение резервов, сформированных для возмещения потерь по кредитным операциям, составило 3млрд.грн. На наш взгляд рост указанной задолженности обусловлен не столько ухудшением платежеспособности клиентов, сколько более адекватным отражением качества кредитного портфеля. Однако изменения в расчете резервов могут и не вступить в силу, если НБУ станет инициатором налогового законопроекта, который изменит предлагаемые нормы и не допустит излишнего либерализма, повышающего потенциальные валютные и кредитные риски.
В отличие от предыдущего месяца, когда банки на внешних рынках увеличивали активность по привлечению средств, в т.ч. и от материнских компаний, в мае выплаты по привлеченным заемным ресурсам, как по краткосрочным, так и средне- и долгосрочным превысили объем привлекаемых средств. Чистое отрицательное сальдо составило 0,5 млрд.дол.США, и было связано, на наш взгляд, как с сокращением операций с ОВГЗ нерезидентов, так и замещением материнских ресурсов ресурсами привлеченными на внутреннем рынке. Rollower по результатам пяти месяцев в банковском секторе составил 87%.
Деятельность банковской системы продолжает оставаться убыточной. Так по результатам пяти месяцев текущего года общий убыток банковской системы составил 7,3 млрд.грн. Убыточная деятельность во многом обусловлена ростом отчислений в резервы под активные операции банков.
Валютный рынок
В связи с продолжающимся притоком иностранной валюты в Украину Национальный банк проводил валютные интервенции, не допуская существенной ревальвации гривны. Доминирование валютного предложения наблюдалось в мае и июне и позволило Национальному банку пополнить золотовалютные запасы до 29,5 млрд. США. В связи с низким чистым спросом на иностранную валюту, межбанковский курс практически соответствовал официальному. Официальный курс гривны укрепился по результатам июня до 7,9070 грн./дол. США, относительно евро до 9,645 грн./евро. На межбанковском рынке соответственно до 7,9053 грн./дол. США и 9,676 грн./евро.
По мнению рейтингового агентства, Нацбанк в дальнейшем будет направлять усилия на поддержание существующего курса гривны. В краткосрочном периоде возможно небольшое укрепление нац.валюты в связи сохранением тенденции притока иностранной валюты в Украину. По нашему мнению доминирование предложения иностранной валюты над спросом будет обуславливаться в основном чистыми привлечениями реального сектора экономики.
ГОСБЮДЖЕТ
В апреле текущего года благодаря росту налоговых поступлений доходная часть Государственного бюджета выросла на 17,9%. При этом, вследствие слабой динамики поступлений за предыдущие периоды, совокупный прирост доходов Государственного бюджета по итогам четырех месяцев был незначительным (5,5% к соответствующему периоду прошлого года).
Таблица 3. Госбюджет Украины
Показатели, млрд.грн |
факт 2009 |
план 2010 |
% от факта 2009 |
% выпол. |
доходы |
209,7 |
266,1 |
126,9 |
27,9 |
налоговые доходы |
148,9 |
201,6 |
135,4 |
26,2 |
в т.ч. НДС |
84,6 |
117,7 |
139,1 |
26,6 |
в т.ч. налог на прибыль |
32,6 |
40,5 |
124,3 |
26,8 |
в т.ч. акцизные сборы |
21,3 |
29,7 |
139,6 |
25,1 |
расходы |
242,4 |
322,7 |
133,1 |
24,4 |
дефицит или профицит |
-32,5 |
-57,7 |
177,8 |
- |
финансирование за счет |
44,8 |
27,3 |
60,9 |
- |
финансирование за счет |
44,9 |
49,1 |
109,5 |
- |
ВВП номинальный |
914,7 |
1 083,10 |
118,4 |
- |
Источник: расчеты рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг"
Выполнение бюджетных показателей в январе-апреле 2010 года в условиях отсутствия основного финансового плана страны (Закон о государственном бюджете на 2010 год был принят 27 апреля 2010 года) усугубило проблемы с финансированием капитальных расходов и целого ряда текущих расходов, не отнесенных к первоочередным. Удельный вес текущих расходов в объеме расходной части Государственного бюджета превысил 98%. Не смотря на то, что за счет бюджетных средств финансировались преимущественно защищенные статьи расходов, сохранялись трудности при обеспечении сбалансированности государственных финансов.
Прирост доходной части Государственного бюджета не смог компенсировать возросшую нагрузку на расходную часть вследствие повышения социальных стандартов и, соответственно, увеличения расходов на финансирование бюджетной сферы и дефицита Пенсионного фонда. В результате дефицит Государственного бюджета по итогам четырех месяцев 2010 года составил 3,8 млрд.грн. Мы ожидаем, что в 2010 году сохранится проблема мобилизации ресурсов в объемах, необходимых для финансирования бюджетных программ. Сохраняется высокая вероятность того, что по итогам года плановые бюджетные показатели будут недовыполнены.
Дефицит бюджетных ресурсов на фоне роста потребности в финансировании бюджетных программ вынудил Министерство финансов Украины практически приостановить возмещение НДС в 2010 году. Если в 2009 году объем возмещенного НДС соответствовал показателю 2008 года (34,5 млрд.грн.), то в Іквартале 2010 года было возмещено всего 3,9 млрд.грн. (в 1,8 раз меньше объема возмещенного НДС в І квартале 2009 года). Ситуация усугубляется значительным объемом накопленных невозмещенных сумм НДС по состоянию на 01.01.2010 года (около 21,8 млрд.грн. или 8,2% доходной части бюджета). Выходом из сложившейся ситуации стала возможность конвертации задолженности государства перед экспортерами путем выпуска НДС облигаций в текущем году. По состоянию на 25.06.2010 г. по данным Государственной налоговой администрации заявки на оформление долга государства по возмещению НДС облигациями подали 2,6 тыс.предприятий на общую сумму 17,7 млрд.грн. Рейтинговое агентство считает, что эмиссия НДС облигаций позволит частично решить проблему накопленной ранее задолженности, тогда как сохранение напряженной ситуации с выполнением бюджетных показателей и продолжение практики покрытия скрытого дефицита госбюджета за счет невозмещения НДС может привести к росту долгов и в текущем бюджетном периоде.
Для покрытия дефицита Государственного бюджета Министерство финансов Украины продолжает активную работу по привлечению средств путем проведения аукционов по размещению ОВГЗ. На протяжении января-мая 2010 года в бюджет было привлечено на внутреннем рынке капитала 27,3 млрд.грн. Успешное размещение облигаций внутреннего государственного займа и снижение доходности этих бумаг вызвано вполне объективными факторами. Расширение ресурсной базы банковского сектора при слабой кредитной активности, а также рост инвестиционного интереса нерезидентов привел к тому, что излишек денежных средств размещался преимущественно в госбумаги. Сформированный финансовым сектором спрос на госбумаги позволил снизить стоимость привлекаемых госбюджетом ресурсов.
Законом о Государственном бюджете на 2010год предусмотрен дефицит объемом 57,7 млрд.грн. или 5,3% от ожидаемого номинального ВВП на 2010 год. В течение 2010года планируется привлечь 66,2млрд.грн. за счет внутренних источников путем выпуска ОВГЗ, за счет внешних рынков капитала– 34,1 млрд.грн. (транши Мирового банка объемом 0,5млрд.дол.США, МВФ– 2,0 млрд.дол.США, выпуски облигаций внешнего госзайма объемом 1,3 млрд.дол.США). С учетом планового погашения в 2010 году ОВГЗ на сумму 17,1 млрд.грн. и внешних заимствований объемом 6,7 млрд.грн., прямой долг вырастет в течение года на 36% до 308,3млрд.грн., что составляет 107% доходной части Госбюджета за 2010 год или 28,4% прогнозируемого ВВП. Учитывая распределение сроков погашения прямых долговых обязательств во времени, такая долговая нагрузка является приемлемой. Так, на обслуживание и погашение прямых обязательств планируется направить в 2010 году 38млрд.грн. или 14,3% доходов Госбюджета.
По итогам апреля 2010года за счет частичного погашения задолженности по займам, предоставленным международными организациями экономического развития и зарубежными органами управления, произошло незначительное сокращение прямого внешнего долга (на 1,2млрд.грн.). Вянваре-апреле 2010года за счет частичного погашения задолженности по займам, предоставленным международными организациями экономического развития и зарубежными органами управления, произошло сокращение прямого внешнего государственного долга на 825,7 млн.долл.США– до 16,2 млрд.долл.США.
На сегодняшний день Украина ведет переговоры с представителями МВФ о привлечении 19-20 млрд.долл.США в рамках новой программы сотрудничества в течение ближайших 2,5 лет. Переговорный процесс продвигается достаточно сложно, в июне встречи с представителями МВФ проводились дважды: 9 июня и 21 июня. Миссия МВФ указывает на недостатки программы реформ, в частности, на слишком общее изложение вопросов, отсутствие очередности проведения реформ и отсутствие четких сроков, а также высокие темпы роста внешнего долга страны. По нашему мнению, позитивный результат переговоров с международным фондом важен не только с точки зрения получения ресурсов, но и в качестве своеобразного индикатора для иностранных инвесторов об улучшении инвестиционного климата.
В связи с тем, что процесс переговоров о привлечении кредитных ресурсов МВФ еще не окончен, на покрытие дефицита Государственного бюджета был привлечен краткосрочный займ у российского банка ВТБ в размере 2 млрд.долл.США. Кредит предоставлен на шесть месяцев под 6,7% годовых с правом пролонгации каждые полгода на протяжении 2-х лет. Привлечение краткосрочных кредитных ресурсов может свидетельствовать о сложностях переговорного процесса с МВФ и возможной отсрочке выпуска украинских еврооблигаций в связи с ухудшением ситуации в еврозоне.
Начиная с апреля текущего года, вследствие роста налоговых поступлений и активных действий Министерства финансов Украины по привлечению заемных ресурсов, наблюдается рост объема остатков бюджетных средств на едином казначейском счету. Несмотря на то, что объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.07.2010 года превысил соответствующий показатель прошлого года на 80%, в Іполугодии текущего года ликвидность бюджетной системы остается на низком уровне. Наблюдаются существенные задержки со стороны Государственного казначейства по исполнению платежных поручений финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств.
Сложная ситуация в сфере государственных финансов стимулировала деятельность по преобразованию бюджетной и налоговой системы. Современная организация налогообложения Украины не является оптимальной как с точки зрения распределения фискальной нагрузки субъектов экономической деятельности, так и эффективности налогового администрирования. Для обеспечения наполнения доходной части бюджета 20.05.2010 г. был принят Закон «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины». Ожидается, что этот законодательный акт, который вносит изменения в порядок налогообложения прибыли, администрирования и перечисления НДС, а также расширяет базу налогообложения и существенно увеличивает ставки акцизных сборов, окажет лишь временный эффект. Такие изменения налогового законодательства не носят характер реформ и направлены на обеспечение наполнения доходной части Государственного бюджета в условиях экономического спада.
В 2010 году была продолжена работа над подготовкой проекта Налогового кодекса Украины. В рамках реформы налогового законодательства в Верховную Раду 15.06.2010 г. был подан для рассмотрения Законопроект Налогового кодекса Украины, подготовленный Кабинетом Министров Украины. Данный документ, принятый в первом чтении 17.06.2010 г., предусматривает в целом сокращение числа налогов и сборов, а также снижение ставок налогообложения, но при этом ужесточает систему налогообложения для малого и среднего бизнеса, а также предусматривает значительное расширение прав налоговых органов при проведении проверок и полномочий по ограничению деятельности налогоплательщика. Кодекс предусматривает увеличение в два раза количества видов проверок, а также их общую продолжительность.
Мы считаем, что усиление фискального давления на экономику при сохранении низких темпов восстановления реального и финансовых секторов будет стимулировать субъектов хозяйствования не к увеличению налоговых отчислений, а к поиску новых путей уклонения от уплаты налогов и сборов. Кроме того, это может привести к сокращению объемов деятельности ряда субъектов хозяйствования, особенно занятых в малом и среднем бизнесе, росту социальной напряженности, вымыванию оборотного капитала, а также к росту розничных цен.
Одновременно с налоговой реформой в Украине проводится реформа бюджетного законодательства, к задекларированным целям которой относятся: децентрализация государственных финансов и укрепление финансовой основы местного самоуправления. В рамках децентрализации бюджетной системы, проектом Закона о внесении изменений в Бюджетный кодекс Украины предусмотрена передача местным бюджетам отдельных источников доходов государственного бюджета (сбор за специальное водопользование, плата за выдачу лицензий и других), а также новых и дополнительных видов налогообложения, предусмотренных проектом Налогового кодекса (дополнительная, сверх базовой, ставка налога на прибыль). По оценкам Министерства финансов Украины дополнительный ресурс, который получат местные бюджеты, составит около 23 млрд.грн. (36% совокупных доходов местных бюджетов в 2009 году за вычетом трансфертов). Но этими ресурсами территориальные общины не смогут распорядиться по собственному усмотрению, так как в местные бюджеты будут переданы дополнительные расходы, осуществление которых ранее проводилось на центральном уровне (отдельные программы социальной защиты и поддержка внешкольного образования). Таким образом, нагрузка на местные бюджеты будет усилена за счет направлений, планирование и осуществление расходов по которым является частью общегосударственной политики (финансирование государственных программ социальной защиты) и не относится к компетенции местного самоуправления. Новый Бюджетный кодекс предусматривает также существенное усиление полномочий органов государственной исполнительной власти в сфере организации и координации бюджетного процесса на местном уровне.
Жесткая регламентация и контроль со стороны центральной власти деятельности, связанной с составлением, рассмотрением и выполнением местных бюджетов, с одной стороны, направлены на повышение эффективности функционирования бюджетной системы Украины, с другой стороны– ограничивают права органов местного самоуправления и ведут к усилению финансовой зависимости местных бюджетов от государственного бюджета.
ФОНДОВЫЙ РЫНОК
В мае объем биржевых сделок на фондовом рынке сократился по сравнению с предыдущим месяцем на 14% и составил 9,9 млрд.грн. Тем не менее, это существенно превышает результаты аналогичного месяца прошлого года (1,0 млрд.грн.). В мае по сравнению с предыдущим месяцем снизились объемы операций с ОВГЗ (сокращение составило 22%) и акций (на 12%), что было связано с влиянием внешних факторов, поскольку существенных внутренних причин или новостных событий в Украине для такой коррекции рынка не было. По нашему мнению, колебания, как фондовых индексов, так и объемов торгов были связаны с желанием инвесторов зафиксировать доходность на фоне негативного новостного фона на внешних рынках, что оказало достаточно существенное влияние на небольшой отечественный рынок. Так в мае индекс Украинской биржи упал с 2551,72 до 1421,61; индекс ПФТС с 991,90 до 613,18 пунктов, но уже с конца мая можно было отметить некоторое восстановление фондовых индексов. Объемы торгов в июне составили 7,4 млрд.грн. и остаются ниже показателей за май в основном за счет сокращения операций с ОВГЗ.
В ближайшие месяцы можно ожидать некоторого технического роста фондового рынка, после его коррекции. В долгосрочной перспективе развитие рынка будет зависеть как от внутренних событий, сформированных макроэкономическими показателями, а также от ситуации с уровнем ликвидности на внешних рынках. Тем не менее, можно ожидать, что наибольший объем операций будет приходиться, прежде всего, на акции и рынок государственных ценных бумаг. Излишек денежных средств банки сегодня предпочитают размещать в госбумаги, не активизируя выдачу кредитных ресурсов предприятиям в связи с сохраняющимися рисками кредитования. Существенное влияние на рынок окажет выпуск НДС облигаций в случае их вторичного обращения на фондовом рынке. Однако сам выпуск был отложен до окончания инвентаризации всех заявок. Маловероятно, что на всю сумму поданных заявок будут выпущены НДС облигации, поскольку предполагаемое ежегодное 20% погашение может оказать давление на динамику денежной массы и, соответственно, инфляционные процессы. Активная работа налоговых органов по проверкам заявок поданной к возмещению задолженности приведет к сужению предполагаемого объема выпуска НДС облигаций.
Погашение облигационных выпусков. Рейтинговые действия агентства «Кредит-Рейтинг»
В мае из предъявленных к погашению выпусков, находившихся в обращении и имевших кредитные рейтинги, своевременно не была погашена одна эмиссия целевых облигаций. Кредитный рейтинг этого выпуска относится к спекулятивному уровню национальной рейтинговой шкалы. Согласно проспектам эмиссий в мае наступили даты погашения 3 облигационных выпусков (2 эмиссии целевых, 1 эмиссия процентных). Еще 2 выпуска процентных облигаций, конечная дата погашения которых приходилась на май месяц, были выкуплены досрочно (в 2008 и 2009 годах).
Рейтинговое агентство в течение мая-июня 2010 года присвоило 11 рейтингов, обновило 297 рейтингов, приостановило 15 и отозвало 18 рейтингов.
Справочно: |