Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

28.07.2010

Обзор рынка страховых услуг по результатам первого полугодия 2010 года

На украинском страховом рынке продолжают превалировать негативные тенденции. Итоги 2009 года и І полугодие текущего года малоутешительны для компаний, оказывающих услуги по классическим видам страхования. Особенно это касается страхования движимого и недвижимого имущества, служащего объектом залога при банковском кредитовании. Сократились в чистом выражении платежи и выплаты, увеличилась задолженность по страховым возмещениям, снизился процент возобновляемости договоров. Формирование нового состава правительства и, в частности, замена руководящего состава Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг происходило на фоне стагнации страхового рынка. Его участники «замерли в ожидании» неизбежных, но, очевидно, назревших и необходимых изменений принципов и правил работы. Оглашенные государством видение и приоритеты развития страхового сектора не могут не вызывать сдержанного оптимизма в том, что страхование, возможно, получит в будущем шанс развиваться как самостоятельная финансовая услуга.

Информация об основных показателях работы страхового рынка Украины по итогам 2009 года и января-марта 2010 года предоставлена Госфинуслуг в более развернутом, чем обычно формате*, что дает возможность составить более полное представление о проблемах этого сектора финансового рынка. С показателями деятельности отдельных страховых компаний-лидеров рынка (100 ведущих компаний) также можно ознакомиться в открытом доступе**. В данном обзоре внимание читателя заостряется лишь на отдельных и наиболее значимых, на взгляд рейтингового агентства, моментах развития украинского страхования.

* Информация доступна по постоянным ссылкам: http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/downloads/dpn/pokaznyki_sk__kv_2010.xls, http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/downloads/dpn/sk_2009.pdf и http://www.dfp.gov.ua/fileadmin/downloads/dpn/sk_1kv_2010.pdf


** Данные предоставлены институтом «Права и экономических исследований» и доступны по постоянной ссылке
http://forinsurer.com/ratings/nonlife

 

СТРАХОВОЙ РЫНОК СТАГНИРУЕТ

Совокупные активы страховых компаний за 2009 год увеличились на 5,9%, а объем уплаченных уставных капиталов – на 14,7%, однако оба показателя несколько снизились по итогам первых месяцев года текущего. Качество активов, которыми представлены страховые резервы участников рынка, несколько улучшилось в части роста удельного веса денежных средств (депозиты, банковские металлы, средства на текущих счетах), с апреля 2009 года по март 2010 года с 42,6% до 49,1%* , а доля акций сократилась с 22,9% до 13,3%. Правда общий объем активов, в которых представлены резервы, снизился на 6,7%, до 7,58 млрд. грн., что является следствием дальнейшего падения активности в заключении новых договоров страхования.

* Приводятся данные по структуре активов, которыми представлены технические резервы страховых компаний. Эти активы «покрывают» около 80% валовых страховых резервов.

 

Сохраняется негативная прошлогодняя тенденция одновременного снижения объемов как собранных чистых премий (валовых премий за вычетом премий, уплаченных перестраховщикам-резидентам), так и произведенных чистых выплат страховых возмещений. В І квартале 2010 года* сокращение составило 12,7% и 11,4% соответственно. Снижение показателя чистых премий коснулось ключевых видов страхования, услуги по которым оказывают украинские страховщики: добровольного страхования наземного транспорта (автоКАСКО), страхования от огневых рисков и рисков стихийных явлений, страхования грузов и багажа, прочего имущества, страхования финансовых рисков. Рост показали добровольное медицинское страхование, некоторые виды добровольного страхования ответственности, а также ОСАГО и обязательное авиационное страхование (см. приложения к обзору). Тем не менее, по видам, формирующим большую часть структуры страхового портфеля, наблюдалось снижение в разрезе чистых премий.

* Базой сравнения здесь и далее служит І квартал 2009 года, если не указано иное.

 

Также сократились объемы заработанных страховых платежей (валовые платежи за вычетом доли перестраховщиков и величины изменения резервов незаработанных премий) – на 23,3% в І квартале текущего года по видам страхования иным, чем страхование жизни (в 2009 году падение составило 12,1%). Резервы незаработанных премий в минувшем году сократились на 0,8 млрд. грн., а за первые три месяца текущего года – еще на 0,126 млрд. грн., до 5,43 млрд. грн. Доходы от финансовой деятельности также сократились за минувший год на 8,2%, за І квартал текущего года – на 37,7%. Более чем в 2,6 раза по итогам 2009 года и в 1,8 раза по итогам января-марта текущего года возросли «прочие расходы, относящиеся на себестоимость страхования». Сюда могут относиться расходы по аренде помещений, не имеющих собственной офисной недвижимости, расходы по обслуживанию договоров на оказание маркетинговых услуг и пр. Также увеличились «прочие операционные расходы» (на 24% за прошлый год), в состав которых теоретически возможно включить потери от операционных курсовых разниц, расходы по операционной аренде каких-либо активов и пр. Все остальные компоненты расходов с различной интенсивностью снижались.

База дохода от основного бизнеса страховщиков в последние 1,5 года снижается: с каждым кварталом сокращается сальдо заработанных страховых премий* и осуществленных выплат страховых возмещений. Ухудшаются также все составные результатов от основной деятельности участников страхового рынка. В итоге, компании не только уплачивают меньше налогов в бюджет, но и получают меньше прибыли. В частности, отрицательными были итоги деятельности в ІІІ и IV кварталах минувшего года, когда были получены крайне негативные результаты прочей деятельности, связанной не со страхованием, а в основном с работой страховщиков на рынке ценных бумаг. По мнению агентства, причиной могло явиться то, что ГКЦБФР во ІІ полугодии 2009 года аннулировала регистрацию акций значительного количества эмитентов. Это неизбежно повлекло за собой как уменьшение активов страховщиков на стоимость таких акций (если бумаги находились в инвестиционном портфеле), так и породило дисбаланс статей «прочие доходы» и «прочие расходы» (если акции были предметом купли-продажи).

* Заработанные страховые платежи – это сумма полученных валовых платежей (взносов и премий) за вычетом изменений резервов незаработанных премий (которые произошли за отчетный период) и доли перестраховщиков в валовых платежах

 

Уровень операционных расходов в целом по рынку продолжает находиться на достаточно высоком уровне, стабильно превышающем 70% (ниже было лишь по итогам 2008 года и в первом квартале 2009 года). Во ІІ-ІV кварталах прошлого года значение «зашкалило» за 80%. Сам объем этих расходов как по итогам 2009 года, так и в первые три месяца текущего года фактически не изменился. Комбинированный показатель убыточности (сумма уровня валовых выплат и уровня операционных расходов в заработанных платежах) находится возле отметки в 100%. В таких условиях компании не могут увеличивать уровни выплат страхового возмещения без ущерба для прибыльности своего бизнеса, поскольку прирост платежей отсутствует, а операционные расходы пребывают на прежнем уровне. Подобная ситуация способствует тому, что возрастают сложность и длительность процедур урегулирования убытков, да и в целом постоянно присутствуют предпосылки ухудшения качества выполнения обязательств перед клиентами. Изменить ситуацию может либо возобновление прироста объема привлекаемых премий (чего в краткосрочной перспективе не ожидается), либо помощь собственников, акционеров или материнских компаний, либо же ограничение операционных расходов. Отчасти такое ограничение уже проводится рядом страховых компаний. Кроме этого, планируемый переход к налогообложению прибыли участников рынка предполагает нормативно ограничивать долю операционных расходов, на которую уменьшается налогооблагаемый доход (подробнее об этом – далее в обзоре).

Неоднозначная картина складывается и со страховыми резервами. Прирост резервов по страхованию жизни (на 11,2% в 2009 году и на 16,3% в первом квартале 2010 года) в основном связан с увеличением математических резервов* по договорам накопительного страхования.

*Более 85% резервов по страхованию жизни уже более года формируют резервы долгосрочных обязательств (математические резервы) по договорам накопительного страхования. Они рассчитываются как разность суммы предстоящих выплат по договорам накопительного страхования (эти выплаты в большинстве случаев должны будут производиться более чем через 10 лет) и суммой взносов от страхователей, которые должны будут поступить по данным договорам. Средства этих резервов не являются собственностью страховщика, должны быть отделены от его имущества.

 

Например, в 2008-2009 гг. стала распространенной практика, когда клиенты страховщиков по таким договорам получали в кредит недвижимость: срок договора в отдельных случаях превышает 20 лет, платежи вносятся регулярно, а стоимость недвижимости в таком случае учитывается в математических резервах по страхованию жизни. По окончанию срока действия договора (как только сделан последний платеж) недвижимость переходит в собственность клиента.

Рост разницы между тем, что причитается к выплате (либо стоимость того, что должно быть передано в собственность клиенту) и тем, что клиент должен внести в виде взносов до конца срока действия текущего договора, – обусловливает увеличение страховых резервов. Эта разница должна обязательно компенсироваться и даже перекрываться инвестиционным доходом, который компания по страхованию жизни должна заработать в течение срока действия долгосрочного договора.

А вот в сегменте страхования «non-life» снижение резервов незаработанных премий составило по итогам прошедшего года почти 20%, а по итогам января-марта текущего года – еще 14% (в целом это соответствует сокращению объема чистых премий), и в то же время отчисления в иные виды резервов увеличились на 32,3% и на 19,4% соответственно*. Такой рост, по мнению рейтингового агентства, свидетельствует о том, что проблемы со своевременным и качественным урегулированием страховых случаев, по меньшей мере, остаются актуальными для рынка, а неплатежи страховщиков растут. Доля резервов убытков в общих резервах не только не снижается, но даже увеличивается, более того, в структуре всех резервов, заложенных «под автострахование» доля резервов заявленных, но не выплаченных убытков с начала 2009 года стабильно превышает 25%, что довольно значительно.

* В резервы иные, чем резерв незаработанных премий, входят: а) резерв заявленных, но не выплаченных убытков; б) резерв убытков возникших, но не заявленных; в) резерв колебаний убыточности; г) резерв катастроф. Все данные виды связаны с процедурой урегулирования страховых событий и/или с оценкой вероятности возникновения таких событий.

 

Факт задержек в осуществлении выплат подтверждается статистикой: по итогам 2009 года общий объем выплат страховых возмещений сократился на 4,4%, за І квартал текущего года – на 16,8%. Выплаты в пользу граждан уменьшились на 12,5% и на 14,6%, в том числе по автоКАСКО граждан* – на 21,4% и на 29,8% соответственно. На этом фоне позитивным выглядит некоторая активизация обязательного страхования автогражданской ответственности, по которому в минувшем году получено в целом на 14,5% больше премий, по сравнению с 2008 годом, в І квартале текущего года прирост составил 15% (от граждан по ОСАГО получено больше на 16% и на 19% соответственно).

* Добровольное страхование наземного транспорта (автоКСАКО) остается среди приоритетов в страховании физических лиц, и хотя его доля в портфеле платежей, полученных от граждан, постепенно снижается, тем не менее, по итогам І квартала текущего года она составляла почти 40%. В целом, на премии по автострахованию (автоКАСКО, ОСАГО, включая страхование по «Зеленой карте», без учета добровольного страхования гражданской ответственности) стабильно приходится 2/3 поступлений, получаемых страховщиками от физических лиц; в рамках урегулирования событий по автострахованию осуществляется более 80% всех выплат, производимых участниками страхового рынка в пользу граждан.

 

 
ОТ АВТОСТРАХОВАНИЯ – ШАГ НАЗАД, В СХЕМЫ

Не менее 2/3 платежей и более 3/4 выплат возмещений по «автогражданке», как и по автоКАСКО, связано с работой с физическими лицами. В структуре автострахования граждан, если сравнивать первые кварталы 2010 и 2009 гг., доля ОСАГО увеличилась с 34% до 41% по платежам и с 17% до 27% по выплатам. Компании постепенно замещают более убыточное автоКАСКО обязательным страхованием автогражданской ответственности, уровень выплат по которому несколько ниже, по итогам первых трех месяцев текущего года он не превышал 50%. Тем не менее, качество урегулирования событий по данному виду также оставляет желать лучшего: объем резервов заявленных, но не выплаченных убытков по ОСАГО за апрель 2009 года – март 2010 года увеличился в 1,4 раза и достиг 437 млн. грн. Это лишь немногим меньше, чем весь объем прошлогодних выплат, осуществленных по данному виду в пользу граждан (486 млн. грн.).

Отметим, что доля розничного сегмента в бизнесе страховых компаний последний год не увеличивается. Это связано с приостановкой банковского страхования физических лиц (страхование объектов залогов и т.д.), на фоне того, что самостоятельно страховаться потенциальные клиенты страховщиков по-прежнему не готовы. О причинах этого неоднократно писалось в предыдущих аналитических обзорах и прочих материалах, подготовленных рейтинговым агентством. Ключевая из них – недостаток информации о компаниях (об их деятельности, акционерах, приоритетах в развитии и пр.), что приводит к недоверию со стороны клиентов. В то же время, многие участники рынка, в условиях отсутствия притока новых клиентов, сегодня более склонны отдавать приоритет тем видам корпоративного страхования, которые в значительной степени связаны с оптимизацией доходов и расходов участников операций, в том числе и зарубежных участников. К таковым относятся, например, страхование финансовых рисков, некоторые виды имущественного страхования. Если рассматривать премии, привлеченные от юридических лиц (без учета входящего перестрахования), то по страхованию финансовых рисков в январе-марте текущего года получен прирост на 7,6%, по страхованию грузов и багажа – на 60,3%, по страхованию имущества (кроме транспортного, грузов и багажа) – на 27,1%. Доля трех указанных видов в портфеле премий от корпоративного сегмента (без учета входящего перестрахования) по итогам І квартала текущего года составила почти 50%, а в портфеле выплат – только 22,8%. В то же время, судя по консолидированной отчетности страхового рынка, не менее 3/4 премий, полученных по данным трем видам, было уплачено перестраховщикам (риски были переданы в перестрахование), что одновременно составило около 60% всего объема премий по исходящему перестрахованию в январе-марте 2010 года.

Таким образом, активизировалась деятельность в сегментах рынка, работу в которых традиционно связывают с использованием схем и непрозрачных условий страхования.

Следует отметить также одну особенность структуры выплат страховых возмещений. Более 30%, а именно 2,11 млрд. грн. из 6,74 млрд. грн., по итогам 2009 года приходится на выплаты по страхованию финансовых рисков. Половина из этих 2,11 млрд. грн. «ушла» за рубеж на выплаты партнерам-нерезидентам по входящему перестрахованию, около ¼ получили корпоративные клиенты. Еще ¼ (0,53 млрд. грн.) досталась украинским страховым компаниям-партнерам по входящему перестрахованию. И в то же самое время, почти такую же сумму (0,54 млрд. грн.) по рынку составили компенсации от перестраховщиков по данному виду страхования.

В целом, нерезиденты получили как в 2008 г., так и в 2009 году по страхованию финансовых рисков более 1 млрд. грн. возмещений (по 15% всех выплат по рынку в каждый из периодов), в І квартале текущего года – более210 млн. грн. (16,7% всех выплат). Миллиардные выплаты за рубеж только лишь по данному виду по итогам прошлого года, к слову, составили более половины от всего объема выплат гражданам по автоКАСКО, аналогичная картина наблюдалась и в 2008 году. Такая «стабильность» не может не вызывать вопросы, и прежде всего их желательно задавать со стороны органов регулирования и надзора.

С осени прошедшего года наблюдается заметная активизация внутреннего исходящего перестрахования. Его удельный вес в валовых премиях по страховому рынку по итогам IV квартала 2009 года превысил 55%, а в январе-марте текущего года – 48%. Отчасти это связано с тем, что часть страховщиков (и их число сегодня больше, чем ранее) в условиях ухудшения платежеспособности и необходимости выполнять текущие обязательства желают сохранить базу крупных клиентов, но одновременно не в состоянии оставлять на собственном удержании их крупные имущественные риски. С другой стороны, практика внутреннего перестрахования зачастую предполагает передачу одного риска по цепочке от одной участника другому, а в конечном итоге риск «оседает» на малоизвестной компании, выплаты которой либо фантастически велики, либо (что чаще) стремятся к нулю. Более детальную характеристику динамики показателей по входящему и исходящему перестрахованию можно найти в приложениях к данному обзору, а также в обзоре Госфинуслуг (см. ссылку на стр. 1). Необходимо лишь отметить, что на сегодня затруднительно проводить детальный анализ «проникновения» исходящего перестрахования в бизнес отдельной компании. Это касается также изучения страхового рынка в целом, поскольку текущий формат отчетности страховщиков дает возможность рассчитать только общую долю исходящего перестрахования в премиях. При этом нельзя, например, определить, какой процент премий по входящему перестрахованию был передан далее перестраховщикам по исходящему перестрахованию.

СПРАВОЧНО

С началом 2010 года состав лидеров страхового рынка изменился. На первое место по объемам валовых сборов страховых платежей вышла донецкая компания «Кремень» (212,8 млн. грн. страховых платежей при всего 4,2 млн. грн. страховых выплат). На втором месте – компании, объединенные под брендом «AXA» (176,5 млн. грн. страховых премий при 77,7 млн. страховых выплат), далее в списке следуют в основном представители классического страхового рынка, присутствующие в нем в течение нескольких последних лет (компании «Оранта», «Уника» (бывшая «Кредо-Классик»), «ИНГО-Украина», «АСКА», Украинская пожарно-страховая компания и др.) По оценке участников рынка, более устойчивыми оказались компании, которые получали вливания не только от клиентов на рынке, но и от материнских или же связанных структур.

 

В целом, сектор страхования на сегодня находится на этапе стагнации и напряженного ожидания. Это связано с ожиданиями неизбежных перемен в области регулирования и надзора, а также введения ряда обязательных видов страхования, что было проанонсировано представителями государства (речь идет о видах сельскохозяйственного страхования, обязательном медицинском страховании).

ГОСУДАРСТВО – С КНУТОМ ПРОВЕРОК….

Со сменой руководства Госфинуслуг весной текущего года увеличилось число их комплексных проверок участников страхового рынка, в том числе и в регионах. Одним из декларируемых критериев при отборе претендентов на проверку является количество жалоб клиентов, поступивших регулятору. Немаловажен размер кредиторской задолженности страховщиков и размер резерва невыплат. Кроме этого, по данным Госфинуслуг, среди объектов инспектирования будут компании, которые на сегодня фактически не осуществляют профильную деятельность*. В этой связи уместно отметить проект изменений в правила проведения проверок, опубликованный Комиссией в июне текущего года. Перечень оснований для ревизий предполагается расширить. Предполагается, что проверяющие смогут посетить компанию в случае, если регулятор сомневается в достоверности ранее поданной отчетности и/или аудиторского заключения. Поводом для инспекции также может стать желание выяснить, насколько правдивая информация была подана участником рынка для получения лицензии (или же для переоформления существующих лицензий). Ввиду масштабности задачи, проектом планируется к проведению проверок привлекать также сторонних независимых экспертов.

Регулятор подчеркивает, что проверки в той или иной степени коснутся всех участников рынка, и это видится своеобразной «артподготовкой» к пошаговому внедрению системы пруденциального надзора над рынком, когда действия регулятора проводятся «на упреждение», а не «по факту». В течение ближайшего года Госфинуслуг планирует закончить инвентаризацию того, как страховщики выполняют ее предписания, выполняют требования к формированию и качеству резервов, насколько поддерживается показатель чистых активов (значение не должно быть ниже величины уставного капитала).

Комиссия оценивает, что по итогам проверок около четверти участников рынка будут вынуждены его покинуть в ближайший год. Результаты, по словам представителей Госфинуслуг, возможно увидеть уже в настоящее время: только за апрель и май количество жалоб клиентов в связи с некачественным выполнением (или невыполнением) страховщиками своих обязательств уменьшилось почти на 20%.

* По итогам 2009 года около 200 страховщиков (40% от общего числа) в совокупности не привлекли даже 1% валовых платежей на рынке.

….. КОТОРЫМ ПОКА ЧТО ВСЕХ НЕ ДОСТАТЬ

При этом, однако, следует помнить, что в последние 1,5 года многие участники не только страхового, но и прочих сегментов финансового рынка испытывали объективные трудности в ведении бизнеса. Это обусловливает потенциально большее число нарушений законодательства, в частности лицензионных условий ведения страховой деятельности. Условно говоря, меры воздействия на сегодня возможно применить в отношении практически любого участника рынка. С другой стороны, выявление и наказание недобросовестных компаний, включая лишение их лицензий на работу и исключение из реестра финансовых учреждений – далеко не всегда помогает клиентам и контрагентам подобных страховщиков получить долгожданные выплаты или в целом добиться выполнения обязательств нарушителем. В стране пока отсутствуют механизмы защиты страхователей со стороны государства, которые были бы уместны хотя бы в случаях многомесячных невыплат по обязательным видам страхования. Более того, бывшие собственники «плохих» компаний на сегодня нормативно не ограничены в праве получения лицензии на регистрацию нового финансового учреждения.

Все эти факторы значительно усложняют задачу провести очистку страхового рынка от недобросовестных участников. С одной стороны, избавляться от недобросовестных компаний необходимо, с другой – желательно обеспечить защиту их клиентов и не позволить нарушителям «возродиться из пепла». Это особенно трудно реализовать в условиях, когда проекты решений Госфинуслуг довольно долго согласовываются другими государственными органами, проходят длительную процедуру утверждения и в итоге просто не успевают за ходом событий. В частности, намерение уже сейчас ограничить выдачу лицензий новым участникам страхового рынка, не допускать к руководству лиц с сомнительной репутацией, замешанных в работе ранее закрытых «плохих» компаний, к сожалению, не подкреплено нормативно-правовой базой* Так, статья 39 Закона Украины «О страховании» устанавливает четкий перечень критериев, по которым регулятор может отказать в выдаче лицензии. Кроме этого, на сегодня Комиссия лишена надлежащего финансирования, что затрудняет работу и по проведению проверок, и по администрированию деятельности недобросовестных компаний, и по глубокому системному анализу даже той ежеквартальной отчетности, которая предоставляется участниками финансового рынка.

* Госфинуслуг намерена получить право не выдавать лицензию на предоставление финансовых услуг учреждению, руководство которого имеет недостаточно надежную репутацию (было задействовано в каких-либо неправомерных действиях, либо схемах). Кроме этого, обнародованным проектом изменений в Лицензионные условия ведения страховой деятельности предполагается наделить Комиссию правом лишать страховщиков права получения новых лицензий или продления имеющихся лицензий. Это должно делаться в случае, если компании в прошлом не выполнили предписаний регулятора об устранении нарушений. Компании, обращающиеся за лицензией впервые, должны будут подавать в Госфинуслуг положение о раскрытии информации (в нем должна содержаться информация для будущих клиентов, составленная в соответствии с минимальными стандартами раскрытия информации, утвержденными регулятором).

 

Более того, в Украине ощущается дефицит квалифицированных кадров (не из числа самих участников страхового рынка), которые могли бы выполнять функцию временных администраторов проблемных страховых учреждений. Поэтому соответствующие разрешения от Госфинуслуг получили ряд действующих и бывших руководителей страховых компаний. Таким образом, в текущей ситуации часто наблюдается не вполне приемлемая практика финансового оздоровления одних участников рынка представителями других участников рынка.

От качества выполнения первоначального этапа реформирования страховой сферы (этапа инвентаризации и очистки) зависят сроки и эффективность планируемого внедрения принципов пруденциального надзора. Проект соответствующей концепции обнародован весной текущего года. Помимо прочего, планируется переход к практике, когда регулятор официально публикует показатели работы не только страхового рынка в целом, но и по отдельным компаниям (по определенному формату данных). Предполагается, что Госфинуслуг должна будет раскрывать сведения о мерах воздействия на поднадзорные учреждения, которые применяются в связи с угрозами для клиентов таких учреждений. Также должен быть установлен четкий перечень критериев, по которым факт применения санкций к участникам рынка подлежит обнародованию.


НОВЫЕ СТАНДАРТЫ ОТЧЕТНОСТИ: НА НИЗКОМ СТАРТЕ

Работа по новым принципам надзора предполагает постепенный переход страхового рынка на международные стандарты финансовой отчетности, программу перехода регулятор планирует начать внедрять до конца текущего года. В настоящее же время отчетность страховщиков зачастую создает искаженное представление об их финансовом состоянии, при этом затруднительно оценить надежность компании. Учитывая, что международные стандарты предполагают более жесткие критерии оценки стоимости активов, начисления амортизации, формирования страховых резервов, следует ожидать, что в ближайший год капитализация страхового рынка может снизиться, а расходы его участников – увеличатся. При этом улучшится качество «начинки» балансов, а страховые резервы уже не будут до такой степени представлены неликвидными активами, как происходит в настоящее время, причем на совершенно законных основаниях. Кроме этого, предполагается постепенный переход к подаче участниками рынка отчетности регулятору в электронном виде, с использованием электронной цифровой подписи.

В итоге, с одной стороны, новые стандарты дали бы возможность более справедливо оценить реальную стоимость бизнеса участников страхового рынка, и, безусловно, способствовали бы интеграции этого сегмента украинского финансового сектора в общеевропейскую систему, объединяющую страховые рынки. С другой стороны, на данный момент не до конца ясно, сколько по времени продлится процесс перехода. Помимо прочего, он сопряжен с техническими трудностями: в Украине испытывается недостаток специалистов, которые в состоянии трансформировать отчетность из одного вида в другой, страховым компаниям необходимо нести расходы на установку соответствующего программного обеспечения и т.д. Указанные проблемы необходимо будет решать в рамках программного документа по переходу на новые стандарты, который Госфинуслуг планирует утвердить в текущем году.

Успех реализации этапов реформирования сектора, озвученных со стороны государства, зависит в большей степени от политической воли к реальному изменению роли рынков небанковских финансовых услуг (по сути, большинство участников этих рынков было завязано либо на деятельность банковских учреждений, либо на работу отдельных бизнес-групп). Но многое зависит также от готовности участников рынка страхования воспринимать новые правила, при необходимости перестраивать свою работу, расставлять несколько иные приоритеты в ведении бизнеса, но при этом добиваясь от власти создания более благоприятных условий для деятельности.


И ДРУГИЕ РАЗНОПЛАНОВЫЕ РЕГУЛЯТОРНЫЕ ИНИЦИАТИВЫ

Примером успешного взаимодействия страховых компаний и регулятора может служить факт, что Госфинуслуг, наконец, согласовала изменения в правила проведения обязательного страхования гражданско-правовой ответственности автовладельцев. После окончательного вступления в силу документа (на данный момент это проект), по оценкам экспертов, рост тарифов по данному виду составит около 35%. Предполагается, что в роли базовой величины для страхового платежа будет выступать минимальный тариф (150 грн.), который рассчитан для автомобиля с наименьшим объемом рисков, а все добавочные коэффициенты при этом будут повышающими. Регулятор также согласился с необходимостью повышения лимитов по имущественному ущербу до 50 тыс. грн. (фактически в 2 раза) и до 100 тыс. грн. – по ущербу жизни и здоровью. Параллельно с этим, должны измениться лицензионные условия к компаниям, работающим на рынке ОСАГО, а также должен быть утвержден единый порядок проведения страховых выплат и их учета.

В целом, государство анонсирует, что развитию и продвижению услуг по обязательным видам страхования в ближайший год будет уделяться больше внимания. Уже несколько лет подряд муссируется идея введения обязательного медицинского страхования, а также обязательного страхования сельскохозяйственной продукции. Вместе с тем, 11 мая парламент во втором чтении поддержал законопроект, по которому из перечня обязательных видов страхования исключено страхование строительно-монтажных работ и имущественных рисков по договорам участия в фондах финансирования строительства. Также исключено обязательство компаний, имеющих лицензии на страхование этих рисков, создать Строительный страховой пул. Акцент на обязательности данного вида страхования присутствовал в государственной политике весь последний год. Так, Госфинуслуг утвердила положение о Строительном страховом пуле, правительство определило процедуру страхования строительно-монтажных рисков. Это объективно было связано с надлежащей, своевременной и качественной подготовкой инфраструктурных сооружений в преддверии Чемпионата Европы по футболу 2012 года. Более того, по общепринятой мировой практике, при любом инвестировании в развитие или же строительство крупных объектов – соответствующие риски (не только строительно-монтажные, но и прочие инженерные риски) страхуются в обязательном порядке, при этом страхователем может выступать как непосредственно инвестор, так и заказчик или подрядчик работ.

Неоднозначным шагом в сфере изменения правил на страховом рынке может стать решение об учреждении государственной перестраховочной компании. Правительство определило цель ее создания – уменьшение объема рисков, которые украинские компании перестраховывают за рубеж и увеличение доли внутреннего исходящего перестрахования, в том числе для повышения уровня налогообложения участников рынка. Предполагается, что новая структура будет существенным образом принимать на себя ответственность по страховым рискам украинских компаний, однако модель работы нового перестраховщика пока неясна. Имеются основания полагать, что она будет строиться на примере Республиканского унитарного предприятия «Белорусская национальная перестраховочная организация». В таком случае участники украинского страхового рынка будут обязаны перестраховывать у государства не менее 1/10 всех рисков, принимаемых в страхование, таким образом, ориентировочно новый перестраховщик может ежегодно получать около 1,5 млрд. грн. премий.

Концепцию создания компании Кабинет Министров планирует рассмотреть в ближайший месяц и в случае одобрения до конца текущего года на рынке появится новый участник. По экспертным оценкам, для надлежащего уровня надежности данный перестраховщик должен быть солидно капитализирован (с уставным капиталом на менее 0,5-0,8 млрд. грн.), чтобы быть в состоянии принимать на себя риски не только от украинских, но и от крупных международных компаний. Если же клиентами новой компании будут исключительно резиденты Украины, перестраховывающие свои риски в обязательном порядке, то такая модель работы может привести к чрезмерно высокой убыточности нового государственного участника рынка.


 

ПЛАТИТЬ НАЛОГИ – ПО ДВУМ МЕТОДАМ ОДНОВРЕМЕННО

В проекте Налогового кодекса* предусматривается перевод страхового рынка на общую систему налогообложения прибыли (в настоящее время уплачивается 3%-ный налог с суммы полученных валовых страховых платежей, за вычетом суммы платежей, уплаченных в виде премий перестраховщикам-резидентам). Для компаний по страхованию жизни при этом сохраняется нулевая ставка налога на доход от страхования (кроме дохода от размещения средств резервов). Для рисковых же страховщиков предусмотрено внедрение процедуры расчета налога на прибыль и применение наиболее распространенной для экономических субъектов ставки в 20%**. При этом правительственные чиновники в проекте установили двухлетний период (с момента вступления кодекса в силу), в течение которого страховые компании (кроме компаний по страхованию жизни) должны определять сумму уплачиваемого налога двумя способами:

  • ежеквартально – исходя из расчета 3% с суммы всех валовых платежей (включая платежи по договорам сострахования и перестрахования) от резидентов и нерезидентов; рассчитанная сумма налога уплачивается по итогам квартала, а не в конце года***;
  • по итогам отчетного года – исходя из расчета налога на прибыль по методике «валовые доходы за вычетом валовых расходов», применяемой для большинства субъектов хозяйствования.

* Правительственный проект Налогового кодекса 17 июня текущего года принят в первом чтении. Из-за значительного числа поправок к документу ко второму чтению (более 5 тысяч), парламент 8 июля предусмотрел, чтобы Кабинет Министров опубликовал проект для всенародного обсуждения и до 5 сентября подал обобщенные результаты этого обсуждения в Верховную Раду.

** С 2011 года – 20%, в каждый из последующих трех лет уменьшается на 1 п.п., до 17% в 2014 году.

*** Данный принцип используется при налогообложении доходов от страховой деятельности в настоящее время.

 

При этом, если сумма рассчитанного налога на прибыль окажется больше чем сумма уже уплаченная как налог на валовые платежи, страховщик будет обязан доплатить недостающую разницу. Если же напротив, рассчитанный по итогам года налог на прибыль будет по сумме меньшим, то страховая компания никаких компенсаций не получает и считается, что она выполнила обязательства перед государством, уплатив налог именно на валовые платежи.

Обращают на себя внимание некоторые особенности формирования и состава расходов, на которые уменьшается доход страховой компании при расчете налога на прибыль.

Во-первых, в перечне этих расходов отсутствуют страховые резервы, что выглядит, по меньшей мере, неоднозначно. По логике любого бизнеса все то, что является объектом налогообложения, должно быть как можно меньше. В таком случае трудно рассчитывать на полноценное и адекватное формирование необходимых резервов для деятельности, а это чревато снижением платежеспособности. По мнению рейтингового агентства, вопрос о включении страховых резервов в состав валовых расходов страховщиков при расчете налогооблагаемой прибыли, скорее всего, будет урегулирован в последующих версиях Налогового кодекса.

Во-вторых, размер аквизиционных расходов (расходы на подготовку и заключение договоров страхования, на вознаграждение страховых агентов и других страховых компаний, на оплату услуг по оценке рисков, принятых на страхование или перестрахование, на рекламные мероприятия) ограничивается 1/5 от величины валовых платежей. Таким образом, все подобные расходы, понесенные сверх «лимита» в 20% от вала премий, будут в составе налогооблагаемого дохода.

Упомянутые выше весьма жесткие нормы (при их утверждении в существующей редакции) могут вызвать серьезное сокращение расходов на ведение дел в страховых компаниях. Нельзя не учитывать, что размер агентских комиссионных, гонораров оценщикам, рекламным фирмам и прочим контрагентам, которые уплачиваются на сегодня страховщиками, в ряде случаев неадекватно завышен и часто также составляет часть схемного бизнеса. С другой стороны, если участник рынка всеобъемлюще, планомерно и системно развивает деятельность в большинстве регионов страны, создавая дополнительные рабочие места, давая возможность заработать (к примеру, тем же региональным страховым агентам), популяризируя услугу страхования в СМИ, оказывая комплекс услуг, попутных со страхованием (выступая в роли универсального супермаркета финансовых услуг), – то нововведения, предлагаемые проектом Кодекса, способны существенно ограничить всю подобную работу.

По мнению агентства, с принятием Кодекса значительно усложнятся условия работы для участников рынка, фактически не оказывающих классических страховых услуг, поскольку над ними будет «довлеть» общий принцип уплаты налога с прибыли в условиях, когда способов уменьшить базу налогообложения значительно меньше. Одновременно для потенциальных инвесторов станет менее выгодно приобретать страховые компании с развитым бизнесом в регионах Украины, но со значительным удельным весом операционных расходов в валовых премиях. В то же время, грядущие изменения в налоговом законодательстве в совокупности не приведут к повышению привлекательности страхового рынка для тех инвесторов, которые желают вкладывать в «классический» страховой бизнес «с нуля». На этапе вхождения на украинский рынок новых участников (международных компаний и/или инвесторов), валовые платежи, как правило, невелики, соответственно, невелик и размер 3%-ного налога. Одновременно характерны серьезные первоначальные расходы в региональную сеть, в персонал, сбыт услуг, сопутствующий сервис, поэтому разница «валовые премии – 20% аквизиционных расходов» на первых этапах работы новой компании будет либо так же незначительна, либо даже отрицательна.

Уместно упомянуть еще об одном нюансе, в результате которого налоговые поступления в бюджет о страховых компаний в ближайшее время увеличатся. В настоящее время из базы расчета 3%-ного налога с валовых платежей однозначно вычитается сумма платежей, уплаченных по исходящему перестрахованию резидентам (налогооблагаемый доход=сумма всех премий по договорам страхования и перестрахования – сумма премий, принадлежащих перестраховщикам-резидентам Украины). Переходными положениями проекта Налогового кодекса предусмотрено, что в течение двух лет после вступления Кодекса базой для расчета такого 3%-ного налога будет сумма всех премий по договорам страхования, без уменьшения на какую бы то ни было величину. Учитывая, что понятие «договор перестрахования» может трактоваться как особый вид договора страхования, новая формулировка допускает возможность включения платежей, уплаченных в виде премий всем перестраховщикам, в состав базы налогообложения валовых премий по ставке 3%.

Как видим, нормотворческие инициативы государства в области регулирования и надзора по отношению к страховому сектору (как и к прочим секторам финансового рынка) достаточно разноплановы и всеохватывающи. Стартовала та перезагрузка сферы страхования, о неизбежности которой в среде экспертов говорилось, по меньшей мере год, но начало активной фазы которой месяц за месяцем оттягивалось. Стагнация рынка в 2009 году и в первые месяцы текущего года свидетельствует о том, что его участники замерли в ожидании этой активной фазы. Вопрос в том, сколько должен продлиться период преобразований и коррекции правил игры, чтобы страхование стало страхованием по сути, оказывалось больше как самостоятельная услуга, а его участникам больше доверяли.


ПРОГНОЗНЫЕ ОЖИДАНИЯ ПАРАМЕТРОВ СТРАХОВОГО РЫНКА В 2010 ГОДУ

Кризисные явления будут и далее вынуждать работающих участников страхового рынка пересматривать структуру своих портфелей, осторожно и постепенно увеличивать страховые тарифы по добровольным видам страхования, особенно в автотранспортном.

Данные действия будут вызваны целым рядом причин, в том числе:

  • проблематичностью получения в 2010 г. ощутимых инвестиционных доходов от размещения активов, а также от неосновной деятельности;
  • прогнозируемым снижением объемов премий по добровольному автострахованию (КАСКО) в 2010 году, с учетом стагнации автокредитования и возможного отказа ряда клиентов от продления договоров;
  • ограниченными возможностями переформировать свои страховые портфели, уменьшив в них долю «моторных» рисков;
  • ростом объема средней страховой выплаты не менее чем на 15-25%, в частности, из-за удорожания стоимости услуг ассистантских компаний, оценщиков (как юридических, так и физических лиц), услуг СТО (запчасти и т.д.).

Одним из базовых компонентов развития страхового рынка в 2010 году будет обязательное страхование. В частности, фактически предрешенный рост тарифов на ОСАГО может привести к увеличению объемов сборов по данному виду на 10-25%, при этом размер средней выплаты может увеличиться на 30-40%, а количество страховых компаний, работающих в данном сегменте, несколько снизится.

Прогнозируя состояние рынка в целом, рейтинговое агентство считает, что кризисные явления в отрасли сохранятся большую часть текущего года и оценивает величину уменьшения объемов страховых платежей в 2010 году примерно в 25%.

 

Приложения

Таблица 1.  Лидеры страхового рынка Украины
Таблица 2.  Сводная таблица показателей по страховому рынку Украины


К началу страницы

Алексей Капустинский
советник Генерального директора

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть