Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

04.08.2010

Ежемесячный обзор экономического развития Украины

Макроэкономическая ситуация в июне-июле 2010 г. характеризовалась следующими тенденциями:

  • сокращением доходной и расходной частей Госбюджета при сохранении низкой динамики поступлений (в июне объем доходной части общего фонда Госбюджета снизился по сравнению с предыдущим месяцем на 9%). Наряду с проведением аукционов по размещению ОВГЗ на покрытие дефицита Госбюджета были направлены средства внешнего займа (внешний госдолг вырос на 1,8 млрд.грн.);
  • позитивным решением МВФ о выделении Украине 15,15 млрд.долл.США в рамках программы сотрудничества;
  • сокращением объемов производства в металлургической отрасли на фоне ухудшения конъюнктуры мирового рынка, окончанием срока действия Меморандума о взаимопонимании между металлургами и Правительством; сохранением положительной динамики развития в сельском хозяйстве, преимущественно за счет продукции животноводства; сохранением низкой активности предприятий занимающихся строительством; восстановлением объемов операций предприятий розничной торговли;
  • формированием позитивного сальдо платежного баланса, преимущественно за счет привлечений госсектора; сохранением объемов экспортно-импортных операций; увеличением притока прямых иностранных инвестиций в финансовый сектор; сохранением превалирования объемов выплат по внешним обязательствам над привлечениями в финансовом и корпоративных секторах экономики;
  • сохранением тенденции увеличения денежного предложения, что стимулировало Нацбанк проводить операции по связыванию излишней ликвидности; ростом ресурсной базы на фоне низкой кредитной активности банковского сектора; снижением учетной ставки Нацбанка и увеличением требований к регулятивному капиталу банков;
  • позитивными рейтинговыми действиями двух международных рейтинговых агентств: Standard & Poors повысило долгосрочные кредитные рейтинги суверена по международной шкале в иностранной валюте с В до В+, в национальной с В+ до ВВ-, по национальной шкале с uaА+ до uaAA-. Fitch Ratings повысило долгосрочные кредитные рейтинги суверена в национальной и иностранной валюте с В- до В, рейтинг по национальной рейтинговой шкале с АА-(ukr) до АА(ukr). Прогноз по рейтингам – стабильный;
  • отсутствием активного роста объемов биржевых сделок, при существенном росте объемов операций с облигациями внутреннего госзайма;
  • присвоением рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» в июне-июле 19 рейтингов, обновлением 312 рейтингов, приостановкой 36 и отзывом 19 рейтингов.

 

ГОСБЮДЖЕТ

Динамика поступлений в Государственный бюджет в июне текущего года ухудшилась. Несмотря на сохранение умеренных темпов роста налоговых поступлений, в июне 2010 года объем доходной части общего фонда Государственного бюджета в целом снизился на 9% по сравнению с предыдущим месяцем текущего года. Низкий уровень выполнения годового плана доходной части по итогам первого полугодия 2010 года (41,1% по общему фонду и 43,1% по специальному фонду без учета собственных поступлений бюджетных учреждений) привел к существенному росту дефицита Государственного бюджета. Как и ранее основным источником покрытия дефицита выступали заемные средства. При этом если в мае текущего года государственный бюджет был сбалансирован за счет внутренних источников (выпуск ОВГЗ), то на покрытие дефицита в июне были направлены также средства внешнего займа, привлеченного у российского банка ВТБ в размере 2 млрд.долл.США.

Низкий уровень выполнения плана и жесткие требования относительно сбалансированности государственного бюджета, которые выдвинул МВФ в ходе переговоров по предоставлению Украине долгосрочного кредитного финансирования, привели к необходимости пересмотра изначально завышенных бюджетных показателей. В июле были внесены изменения в Закон о Государственном бюджете на 2010 год, согласно которым доходная и расходная части бюджета были сокращены на 5% и 5,3%, соответственно. В частности, были снижены объемы запланированных поступлений НДС, налога на прибыль, доходов от приватизации государственного имущества. Что касается расходной части, то были частично секвестрированы расходы за счет Стабилизационного фонда, трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда, капитальные расходы бюджетных учреждений. Учитывая требования, закрепленные меморандумом о сотрудничестве с МВФ, запланированный дефицит был снижен с 5,3% до 4,99% ВВП. Кроме того, для обеспечения экономного использования бюджетных средств в условиях дефицита бюджетных ресурсов, Премьер-министром Украины Николаем Азаровым было дано поручение Государственному казначейству Украины довести до сведения распорядителей бюджетных средств, что финансирование расходов на приобретение новых служебных автомобилей, дорогой техники, мебели, проведение ремонта кабинетов в 2010 году осуществляться не будет.

Учитывая то, что на расходную часть Государственного бюджета продолжает оказывать давление высокий удельный вес текущих статей расходов, которые не подлежат сокращению (заработная плата, оплата энергоносителей, трансферты населению и местным органам власти и т.д.), сохранение высокого уровня накопленной ранее кредиторской задолженности бюджета, а также слабую динамику наполнения доходной части, рейтинговое агентство ожидает, что проблема обеспечения сбалансированности государственных финансов сохранится и во ІІполугодии текущего года.

Вследствие недостаточного объема бюджетных поступлений в мае-июне 2010 года сохраняется сложная ситуация в части возмещения НДС. Правительство планирует в начале августа текущего года осуществить выпуск НДС облигаций, что позволит частично конвертировать задолженность государства перед экспортерами, которая сложилась по состоянию на 01.01.2010 года (по данным Государственной налоговой администрации заявки на оформление долга государства по возмещению НДС облигациями подали 2,6 тыс. предприятий на общую сумму 17,7 млрд.грн.). Выпуск НДС облигаций даст отсрочку во времени погашения долга, накопленного ранее, но при этом остается нерешенной проблема задолженности по возмещению НДС в текущем бюджетном периоде. В условиях, пока механизм ежемесячного автоматического возмещения НДС еще не реализован, а напряженная ситуация с выполнением бюджетных показателей сохраняется, практика покрытия скрытого дефицита госбюджета за счет невозмещения НДС будет продолжена, что может привести к росту долгов в текущем и последующих бюджетных периодах.

Законом о Государственном бюджете на 2010 год граничный уровень прямого госдолга установлен в объеме 308,3 млрд.грн. С учетом запланированного привлечения ресурсов и погашения в 2010 году ОВГЗ на сумму 17,1 млрд.грн. и внешних заимствований объемом 6,7 млрд.грн., прямой долг вырастет в течение года на 36% и составит 122% доходной части Госбюджета за 2010 год или 28,4% прогнозируемого ВВП. Учитывая распределение сроков погашения прямых долговых обязательств во времени, такая долговая нагрузка является умеренной. С учетом уже выпущенных в 2010 году ОВГЗ и запланированного размещения госбумаг на внешних рынках капитала, пиковые нагрузки на государственный бюджет ожидаются в 2011, 2012 и 2013 гг. и составят 22,3 млрд.грн., 25,7 млрд.грн. и 34,0 млрд.грн., соответственно.

Для оптимизации структуры государственного долга, снижения рисков и повышения доверия к государству со стороны участников рынка капитала Министерство финансов Украины разработало и утвердило 16.06.2010 г. «Положение об управлении рисками, связанными с государственным долгом». В Положении определены виды рисков, связанные с государственным долгом, а также принципы оценки, анализа и управления рисками. В дальнейшем Министерство финансов для создания нормативного обеспечения управления государственным долгом планирует также вынести на рассмотрение разработанный проект Закона Украины «О государственном долге и гарантированном государством долге» и подготовить проекты постановлений Кабинета Министров Украины «Об утверждении порядка разработки и контроля за реализацией среднесрочной стратегии управления государственным долгом и "Об управлении рисками при предоставлении государственных гарантий".

Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета в 2010 году является выпуск облигаций внутреннего госзайма. На протяжении первого полугодия 2010 года в бюджет было привлечено на внутреннем рынке капитала 36,7 млрд.грн. (в 4раза больше, чем за аналогичный период прошлого года). Объем средств, привлеченных в июле, составил 4,3 млрд.грн. Стабильный спрос со стороны банковского сектора и инвестиционный интерес нерезидентов способствовали успешному проведению аукционов по размещению госбумаг, средневзвешенная доходность которых, начиная со 2-й половины апреля текущего года, не превышала 15%, а в июне-июле, после достижения предварительных договоренностей с МВФ, доходность при размещении снизилась до 9-12,5%

В июне 2010 года была частично погашена задолженность по займам, предоставленным международными организациями экономического развития и зарубежными органами управления (0,2 млрд.грн.), и привлечен краткосрочный займ у российского банка ВТБ в размере 2 млрд.долл.США. Кредит предоставлен на шесть месяцев под 6,7% годовых с правом пролонгации каждые полгода на протяжении 2-х лет. Таким образом, внешний государственный долг вырос на 1,8млрд.дол.США. Привлечение краткосрочных кредитных ресурсов было обусловлено сложностями переговорного процесса с МВФ, а также отсрочкой выпуска украинских еврооблигаций в связи с ухудшением ситуации в еврозоне. Ранее Министерство финансов Украины планировало выпустить 10-летние долговые обязательства объемом 2 млрд.дол.США. В июле в рамках подготовки выпуска было проведено Road-show, но, несмотря на проявленный потенциальными покупателями облигаций интерес, МФУ приняло решение не реализовывать трансакцию.

На сегодняшний день Украина закончила переговоры с представителями МВФ. Результатом стало позитивное решение о выделении 15,15 млрд.долл.США в рамках программы сотрудничества в течение ближайших 2,5 лет. Переговорный процесс продвигался достаточно сложно, Украина была вынуждена выполнить целый ряд требований, в целом типичных для стран, обращавшихся за получением кредитного финансирования МВФ: секвестрировать доходную и расходную часть, снизить уровень дефицита Государственного бюджета, ввести жесткий режим экономии бюджетных ресурсов, привести тарифы на газ до экономически обоснованного уровня. Кроме того, МВФ требует проведения налоговой и пенсионной реформ, а также повышения независимости центрального банка страны. Первый транш кредитного финансирования планируется получить в ближайшее время в объеме 1,89 млрд.дол.США, а остальные средства будут выделяться ежеквартальными траншами в зависимости от оценок деятельности Правительства экспертами фонда. По нашему мнению, позитивный результат переговоров с международным фондом позволит не только привлечь долгосрочные ресурсы, но и будет способствовать улучшению инвестиционного климата в стране. Кроме того, поддержка МВФ является стимулом реализации реформ в Украине.

В июне-июле, вследствие активных действий Министерства финансов Украины по привлечению заемных ресурсов ликвидность бюджетной системы сохраняется на умеренном уровне. Объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.07.2010 года превысил соответствующий показатель прошлого года на 80%. Это позволило частично улучшить ситуацию с исполнением Государственным казначейством платежных поручений финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств.

В июне-июле текущего года продолжилась деятельность по преобразованию бюджетной и налоговой системы. В июне 2010 г. в первом чтении был принят Налоговый кодекс, а в июле утверждена новая редакция Бюджетного кодекса Украины. Налоговый кодекс предусматривает в целом сокращение числа налогов и сборов, а также снижение ставок налогообложения, но при этом ужесточает систему налогообложения для малого и среднего бизнеса, а также предусматривает значительное расширение прав налоговых органов при проведении проверок и полномочий по ограничению деятельности налогоплательщика. Учитывая серьезные замечания к редакции Налогового кодекса Украины, Верховная Рада приняла решение отложить рассмотрение этого документа до 10 сентября 2010 года.

Новая редакция бюджетного кодекса содержит нормы относительно управления государственным и гарантированным государством долгом, что позволяет упорядочить и формализировать процесс привлечения, обслуживания, погашения и учета долговых обязательств страны и будет способствовать поддержанию государственного долга на экономически безопасном уровне. Кроме того, предусматривается ужесточение контроля на всех стадиях бюджетного процесса, а также усиление полномочий органов государственной исполнительной власти в сфере организации и координации бюджетного процесса на местном уровне. Необходимо отметить, что утвержденные изменения бюджетного законодательства не предусматривают каких-либо существенных изменений в сфере межбюджетных отношений. Сроки проведения реформы местных бюджетов в соответствии с изменениями, внесенными 21.07.2010г. в Распоряжение КМУ «О Концепции реформирования местных бюджетов», были перенесены с 2011 на 2014гг. При этом для повышения уровня финансовой обеспеченности регионов местным бюджетам были переданы отдельные источники доходов государственного бюджета (сбор за специальное водопользование, плата за выдачу лицензий и другие), а также новые и дополнительные виды налогообложения, предусмотренные проектом Налогового кодекса (дополнительная сверх базовой ставка налога на прибыль). По оценкам Министерства финансов Украины дополнительный ресурс, который получат местные бюджеты, составит около 23 млрд.грн. (36% совокупных доходов местных бюджетов в 2009году за вычетом трансфертов). В местные бюджеты также будут переданы дополнительные расходы, осуществление которых ранее проводилось на центральном уровне (отдельные программы социальной защиты и поддержка внешкольного образования). Таким образом, нагрузка на местные бюджеты будет усилена за счет направлений, планирование и осуществление расходов по которым является частью общегосударственной политики (финансирование государственных программ социальной защиты) и не относится к компетенции местного самоуправления. Рейтинговое агентство отмечает, что изменения бюджетного законодательства в 2010 году носят прежде всего антикризисный характер и направлены на повышение эффективности функционирования бюджетной системы, в том числе путем предоставления дополнительных полномочий органам государственной исполнительной власти.

 

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

Как предполагало рейтинговое агентство ранее, прирост ВВП в I полугодии составил около 6% к аналогичному периоду прошлого года. По результатам июня можно отметить снижение объемов производства в металлургии, что было связано со слабой конъюнктурой внешних рынков. Сохранение положительной динамики развития в сельском хозяйстве поддерживалось преимущественно за счет увеличения объемов производства в животноводстве. Как и в предыдущих месяцах, сохранялась низкая активность предприятий занимающихся строительством, ограниченная слабым ростом платежеспособного спроса. Произошедшее восстановление объемов операций предприятий розничной торговли было обусловлено не столько ростом внутреннего платежеспособного спроса, сколько изменением статистики учета, низкой сравнительной базой предыдущих периодов и ростом цен.


Металлургия

Результатом продолжающегося роста цен на сырье на фоне ухудшения конъюнктуры мирового рынка металла стало продолжение тенденции сокращения объемов производства украинскими металлургами.

Так, по сравнению с маем, объемы производства чугуна в июне снизились на 16%, стали – на 10%, полуфабрикатов – на 18%, а проката – на 15%. Кроме неблагоприятной конъюнктуры рынка положение ряда предприятий ухудшилось в связи с перебоями в поставках природного газа и ЖРС, а также дефицитом оборотных средств. В первой половине июля тенденция к сокращению объемов производства еще более усилилась: среднесуточный объем выплавки чугуна составил 62,6 тыс. тонн (в июне этот показатель составил 67 тыс.тонн). Оживление спроса раньше сентября маловероятно, поскольку для летнего периода характерен традиционный сезонный спад активности.

Если рассматривать результаты за І полугодие 2010 года в целом, то прирост объемов производства чугуна, стали и проката к аналогичному периоду 2009года составил 16-18%. Однако следует отметить, что высокие показатели прироста были достигнуты в результате низкой базы сравнения и ситуативного улучшения мировой конъюнктуры в январе-апреле 2010 года.

Озвученные мировыми лидерами рынка планы поднять цены на ЖРС на ІІІ квартал текущего года позитивны для украинских сырьевых компаний. В то же время, очередное повышение цен повлечет снижение рентабельности работы металлургических предприятий, в первую очередь тех, на которых отсутствует вертикальная интеграция. На финансовые показатели повлияет и то, что 1 июля 2010 года закончился срок действия Меморандума о взаимопонимании между металлургами и Правительством, в соответствии с которым Правительство Постановлением №925 от 14 октября 2008года ввело мораторий на повышение тарифов на газ, электроэнергию и ж/д перевозки для предприятий ГМК. Металлурги тогда обязались не повышать стоимость металлопродукции на внутреннем рынке, сохранить численность трудовых коллективов и существующий уровень зарплат. По информации Минпромполитики, за время действия Меморандума ГМК получил льгот на сумму 1,9 млрд.грн.

В июле Метинвест привлёк синдицированный кредит на 700 млн.дол.США сроком на пять лет под LIBOR+3, организатором синдиката выступил Deutsche Bank. Активизация других крупных предприятий ГМК на рынке капитала в ближайшее время маловероятна, поскольку ряд компаний продолжают реструктуризацию старых долгов («ИСД», Донецксталь, Интерпайп).

Сельское хозяйство

Сельское хозяйство сохраняет положительную динамику развития. За 6 месяцев 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем продукции сельскохозяйственного производства увеличился на 3,4%. Это произошло преимущественно за счет продукции животноводства, темп роста которой составил 104,1%. На фоне роста поголовья скота и птицы (за исключением КРС) производство мяса (реализация живым весом на забой) увеличилось на 7,3%. Также сохраняется тенденция роста объемов производства яиц (+5,4%). Положительная динамика в этих направлениях животноводства обусловлена более сбалансированным соотношением цен на комбикорма и продукцию животноводства по сравнению с 2007-2008гг. Поскольку разведение КРС остается убыточным, а поголовье КРС продолжает сокращаться, производство молока сохраняет отрицательную динамику (-3,2%).

Объем продукции растениеводства в Іполугодии 2010 года был на 3% меньше, чем в Іполугодии 2009года. Рейтинговое агентство в текущем году ожидает сокращения объемов производства продукции растениеводства в связи с неблагоприятными погодными условиями и задержками в уборке урожая. По состоянию на 01.07.2010г. было убрано зерна и зернобобовых культур на 48,3% меньше, чем на аналогичную дату предыдущего года. Объемы реализации зерна в январе-июне 2010 года, по сравнению с прошлым годом, снизились на 41,3%, подсолнечника – на 21,9%. Снижение объемов реализации продукции растениеводства объясняется рядом причин: низкой торговой активностью в январе-феврале в связи с усложнившейся транспортировкой грузов из-за погодных условий, ожиданием прогнозов относительно будущего урожая в марте-мае, сезонным снижением цен на зерновые и масличные культуры в июне (соответственно на 10,0% и 6,6% по сравнению с маем 2010 года). Существенно влияет на снижение торговой активности рост задолженности по возмещению НДС экспортерам. В июле цены на зерно начали расти вследствие ухудшения прогнозов на урожай текущего года, однако значительный рост цен маловероятен ввиду высокой потребности аграриев в денежных средствах на уборку урожая и посев озимых, которые будут пополняться в основном за счет реализации запасов.

Пополнение оборотных средств за счет других источников, в частности, банковских кредитов, пока усложнено. В июне сельскохозяйственным предприятиям выдано новых кредитов (с учетом реструктуризации существующей задолженности) объемом всего 2,6 млрд.грн. При этом за 12 месяцев общая сумма кредитов, выданных аграрным компаниям, снизилась на 0,3%.

Усложняют работу сельскохозяйственных предприятий постоянные изменения в государственной поддержке отрасли. Так Законом «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» была предусмотрена доплата из специального фонда за 1корову, имеющуюся в наличии на 1 января текущего года, за счет НДС, перечисленного в бюджет перерабатывающими предприятиями. Законом Украины «О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно поддержки сельскохозяйственных товаропроизводителей» (№2254-VI от 13.05.2010г.) возобновлена схема поддержки аграриев путем перечисления НДС перерабатывающими предприятиями сельхозпроизводителям в качестве дотаций за поставленные молоко и скот живым весом. В 2010 году не предусмотрена статья расходов на удешевление краткосрочных и среднесрочных кредитов предприятий АПК. Удешевление кредитов, не предусмотренное в плане расходов Госбюджета, возможно за счет средств Стабилизационного фонда. Однако изменениями к Закону «О Государственном бюджете Украины на 2010 год» (№2461-VI от 08.07.2010 г.) сумма средств Стабилизационного фонда, предназначенная для удешевления кредитов предприятий АПК, финансирования инвестиционных проектов и проч., была уменьшена с 3 млрд.грн. до 1 млрд.грн. За счет этих же средств из Стабилизационного фонда планируется частичное возмещение сельхозпроизводителям стоимости строительства и реконструкции животноводческих ферм и комплексов в объеме 1 млрд.грн. (Источник: Постановление КМУ N 496 от 23.06.2010 г.). Несмотря на то, что мясное направление сегодня одно из наиболее привлекательных в отношении осуществления инвестиций, деятельность предприятий и их развитие будет в значительной мере зависеть от изменений в государственной политике. Снижение дотирования отрасли может существенно отразиться на животноводческих фермах и птицефабриках, в операционных доходах которых доходы от бюджетной животноводческой дотации занимали значительный удельный вес.

Строительство

Активность предприятий занимающихся строительством по-прежнему остается на низком уровне. По итогам I полугодия 2010 г. было выполнено строительных работ объемом 14,3 млрд.грн., что почти на 20% ниже результата за аналогичный период 2009 года. Причины негативной динамики строительной отрасли остаются прежними: низкий платежеспособный спрос в сфере жилой недвижимости, недостаточное бюджетное финансирование строительства объектов дорожной и инженерно-транспортной инфраструктуры, ограниченность, как самих застройщиков и инвесторов, так и покупателей недвижимости в доступе к заемным ресурсам, недостаточность собственных оборотных средств строительных компаний.

В конце июня в первом чтении был принят Градостроительный кодекс (№6400 от 09.06.2010 г.). Законопроект направлен на усовершенствование действующего градостроительного законодательства с целью создания благоприятных условий для инвестиций в строительство, усовершенствование разрешительных процедур, обеспечение развития населенных пунктов и территорий на основании градостроительного урегулирования процедур учета государственных, общественных и частных интересов при планировании территорий, усовершенствования нормативной базы в сфере градостроения и т.д. В Украине на сегодня действует большое количество нормативно-правовых документов (свыше 3 тыс.), регулирующих ту или иную сферу строительной отрасли и зачастую не согласованных между собой. Кодекс является необходимым документом, так как должен представлять собой систематизированный нормативно-правовой акт, регулирующий однородный круг отношений в строительной отрасли. Помимо прочего проектом Градостроительного кодекса предусмотрен перечень правил застройки (региональных и местных), порядок размещения объектов строительства, порядок разработки, согласования и утверждения градостроительной документации и т.п. Проект кодекса предполагает специальное государственное регулирование на отдельных видах территорий (например, территорий заповедного фонда). Однако на практике введение указанных норм может привести к определенным злоупотреблениям в отношении их использования. Также законопроект нуждается в доработке в части более четкого порядка предоставления разрешительной документации и других норм.

Значимый рост объемов выполняемых строительных работ возможен после увеличения покупательной способности населения, значительного улучшения банками условий ипотечного кредитования, стабильного бюджетного финансирования инфраструктурных проектов, например связанных с проведением ЕВРО-2012. Реализация совокупности вышеуказанных факторов в 2010 году представляется маловероятной. В течение июня объем выданных новых кредитов с учетом реструктуризированной задолженности по юридическим лицам составил всего 1,9 млрд.грн. (в мае – 1,5 млрд.грн.), физическим лицам на покупку недвижимости, как и в предыдущем месяце – 0,2 млрд.грн. Стоимость ресурсов в июне по кредитам на недвижимость практически не изменилась и составила 22,8% в гривне и 11,2% в дол.США. Поскольку риски строительного сектора продолжают оставаться высокими, мы не ожидаем существенного увеличения кредитования строительной сферы. Как следствие, динамика выполнения строительных работ будет умеренной.

Торговля

По результатам І полугодия текущего года объем розничного товарооборота в Украине составил 231,4 млрд.грн. (102,3% к январю-июню 2009 года). При этом следует отметить, что на формирование позитивных показателей роста в большей мере повлияли низкая сравнительная база, а также изменения в методике расчетов Госкомстата объемов розничной торговли украинских предприятий. Кроме того, одним из факторов, повлиявших на темпы роста розничного товарооборота в годовом исчислении, стал рост цен. Если исходить из официальных данных Госкомстата, третий месяц подряд в Украине зафиксирована дефляция (снижение индекса потребительских цен составило в июне 2010 г. 0,4%; мае - 0,6%; апреле - 0,3%). По мнению агентства, незначительное снижение индекса обусловлено сезонным увеличением предложения товаров продовольственной группы, что соответственно привело к корректировке цен. Однако в годовом исчислении уровень инфляции продолжает оставаться высоким, несмотря на достаточно сдержанные показатели официальной статистики – 106,9%. До конца года, по официальным данным, ожидается усиление инфляционных процессов (до 13%) в связи с чем правительством было разработано постановление, целью которого стало ограничение роста цен. Кабинет Министров в июне текущего года подготовил проект постановления, которым предлагается внести изменения в действующее постановление КМУ «Об установлении полномочий исполнительной власти и исполнительных органов местных советов по регулированию цен». В проекте предусмотрено снижение предельных торговых надбавок на продукты социально значимой группы с 15% до 10%, а также установка предельных наценок на оптовую торговлю в размере 5%. С одной стороны ограничение наценок должно поддержать социально не защищенные слои населения. Однако, по нашему мнению, стремление ужесточить нормы регулирующие деятельность на оптовом и розничном рынке положительно не повлияют на деятельность предприятий занимающихся торговлей и, возможно, приведут к сокращению ожидаемых объемов реализации. Введение ограничений может способствовать увеличению наценок на другие группы товаров, а также усилению давления на производителей со стороны торговых сетей и дистрибуторов.

 

ВНЕШНИЙ СЕКТОР

В июне, как и в предыдущем месяце, сформирован позитивный результат платежного баланса. Однако, в отличие от предыдущего месяца, значительный профицит объемом 2,8 млрд.дол.США был получен за счет привлечения правительством кредита от «ВТБ» объемом 2 млрд.дол.США на финансирование бюджетного дефицита.

При ухудшении конъюнктуры внешних рынков объемы экспорта остались практически на уровне предыдущего месяца (прирост составил 2,7%). Так, сократились объемы поставок практически всех групп товаров за исключением продукции машиностроения (прирост по сравнению с предыдущим месяцем составил 35%), что было обусловлено увеличением объемов поставок в Российскую Федерацию продукции отечественной машиностроительной отрасли.

Таблица 1.  Платежный баланс Украины, млн.дол.США

Показатели

май 10

июнь 10

Баланс товаров

-165

-205

Баланс услуг

333

336

Доходы (сальдо)

-201

-191

Текущие трансферты (сальдо)

245

255

Операции с капиталом и финансовые операции

785

2 621

Cведенный Баланс

 997

 2 816

Источник: Национальный банк Украины


Сокращение объемов экспорта в металлургии (2,1%) связано со снижением объемов производства на отечественных металлургических предприятиях из-за ухудшения конъюнктуры рынка: сокращение продукции АПК (1,4%) - с сезонным снижением цен на зерновые и масличные культуры в июне. В ближайшей перспективе по этим двум товарным группам мы не ожидаем существенного роста экспорта. Отечественные металлургические предприятия не полностью сформировали портфель заказов на август, что не способствует увеличению объемов производства; в агропромышленном комплексе ожидается снижение объемов продукции растениеводства в связи с неблагоприятными погодными условиями и задержками в уборке урожая.

Объемы импорта в мае по сравнению с предыдущим месяцем увеличились незначительно, прирост составил всего 3,5% преимущественно за счет роста машиностроительной продукции. В целом баланс товаров практически не изменился по сравнению с предыдущим месяцем. В дальнейшем мы также не ожидаем каких-либо кардинальных изменений по объемам товарных экспортно-импортных операций.

В июне существенно выросло позитивное сальдо по операциям с капиталом и финансовым операциям, что было обусловлено, прежде всего, привлечениями государственного сектора (чистое сальдо 1,8 млрд. дол. США). Стоит отметить, что увеличился приток прямых иностранных инвестиций с 382млн. дол. США до 755 млн. дол. США как в банковскую систему, так и другие сектора экономики.

В июне, как и в предыдущем месяце, выплаты по привлеченным средне- и долгосрочным заемным ресурсам корпоративного и финансового секторов экономики превысили объем привлеченных денежных средств. В банковском секторе по краткосрочным ресурсам также наблюдался отток, чистый приток краткосрочных ресурсов корпоративного сектора был небольшим. Отрицательное сальдо по кредитам и облигациям составило 0,5млрд. дол. США. Превышение выплат над привлечениями ресурсов в банковском секторе было связано, на наш взгляд, с замещением материнских средств ресурсами, привлеченными на внутреннем рынке. В дальнейшем также можно ожидать позитивного сальдо финансового счета преимущественно за счет привлечений госсектора. Так ,Украина в ближайшее время ожидает поступления первого транша МВФ объемом 1,89 млрд. грн. 

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

В связи с проводимой эмиссией денежных средств и ростом ресурсной базы банковских учреждений, в июне продолжался рост денежной массы. С целью обеспечения устойчивости денежно-кредитного рынка Национальный банк проводил операции по связыванию излишней ликвидности, размещая депозитные сертификаты и предоставляя небольшие объемы рефинансирования. Несмотря на рост денежной и монетарной базы можно отметить снижение инфляционного давления в июне, что позволило Нацбанку проводить мобилизационные операции в объеме меньшем, чем в прошлом месяце. Также стоит отметить, что с целью увеличения объемов кредитования банковскими учреждениями, Нацбанк размещал более короткие депозитные сертификаты, что привело к снижению до 2,3% (с 6,1% в мае) средневзвешенной процентной ставки по мобилизационным операциям. Кроме того, 8июня НБУ понизил учетную ставку с 10,25% до 9,5%, а 8 июля до 8,5%. По нашему мнению, удешевление ресурсов регулятора существенно не отразится на стоимости кредитов для конечного потребителя. Снижение ставок может привести к незначительному снижению стоимости средств для юридических лиц предоставляемых либо госбанками, либо банками, получающими рефинансирование от НБУ. Можно ожидать дальнейшего снижения ставок Нацбанка, поскольку одним из требований МВФ перед возобновлением кредитования является корреляция учетной ставки с рыночными ставками. Денежное предложение на межбанковском рынке продолжало оставаться высоким - практически на уровне прошлого месяца. Средневзвешенная ставка составила 2,5% годовых, уменьшившись на 0,1 п.п., ставка по кредитам овернайт осталась на прежнем уровне (1,3%).

Таблица 2. Показатели деятельности банковской системы

Основные показатели, млрд.грн

Май 2010

Июнь 2010

изм-е за мес

Монетарная база

203,2

219,5

16,3

Денежная масса

521,4

533,2

11,8

Корсчета

17,1

28,6

11,4

Активы (скорректированные на резервы)

886,0

885,6

-0,4

Высоколиквидные активы

105,1

113,9

8,8

Кредиты всего: в т.ч.

719,7

717,3

-2,4

кредиты юридических лиц

468,2

470,2

2,0

кредиты физических лиц

203,1

200,4

-2,7

Проблемные кредиты, удельный вес в КП,%

10,7

10,8

0,1

% ставка по кредит.в нац.вал. (среднемес)

14,6

14,1

-0,5

% ставка по кредит.в инос.вал. (среднемес)

10,8

13,9

3,1

Обязательства банков всего: в т.ч.

758,5

758,4

-0,1

депозиты юридических лиц

124,0

122,2

-1,8

депозиты физических лиц

232,7

238,9

6,3

% ставка по депоз.в нац.вал. (среднемес)

11

9,6

-1,4

% ставка по депоз. в инос.вал. (среднемес)

8,1

7,8

-0,3

резервы для возмещения возможных
потерь по кредитным операциям

102,9

106,1

3,2

Собственный капитал

127,5

127,2

-0,3

доля иностранного капитала
в уставном капитале банков, %

33,1

36

2,9

Чистая процентная маржа, %

5,52

5,42

-0,1

Чистый спрэд, %

4,5

4,4

-0,1

Результат деятельности

-7,5

-8,3

-0,8

Рефинансирование НБУ

0,02

0,02

0,0

Мобилизация

17,6

16,0

-1,6

Чистое рефинансирование

-17,6

-16,0

1,6

Источник: Национальный банк Украины*
(в марте изменена методика отображения высоколиквидных активов)

 

Сохранение низкой стоимости межбанковских ресурсов и некоторое снижение стоимости кредитных ресурсов было обусловлено также продолжающимся ростом депозитной базы. В июне сохранился прирост депозитов физических лиц преимущественно в национальной валюте, что свидетельствует об укреплении доверия граждан как к банковской системе, так и гривне. При этом стоит отметить, что хоть и достаточно низкими темпами, но происходит некоторое улучшение ресурсной базы по срочности ресурсов, а именно, растет удельный вес долгосрочных депозитов. Увеличение гривневых ресурсов и отсутствие заинтересованности в приросте валютных депозитов приводит к дальнейшему снижению банками стоимости привлекаемых средств. При сохранении существующих тенденций в кредитовании мы предполагаем дальнейшее снижение ставок по депозитам (банки по-прежнему не проводят активной кредитной политики и, соответственно, приток депозитов отражается на доходности банковских учреждений).

Остатки по кредитным вложениям в июне уменьшились на 2,4млрд.грн, на фоне увеличения объема кредитов предоставленных юридическим лицам. Прирост кредитных портфелей в целом по банковской системе был достаточно низкий, и как мы уже писали ранее, кредитная активность по разным банкам существенно отличается. При сохранении тенденций можно ожидать некоторое перераспределение корпоративных клиентов между банками первой и второй группы. Несмотря на то, что объем кредитов, предоставленных предприятиям, или задолженность по кредитам предприятий выросла в традиционно кредитуемых отраслях, а именно, по предприятиям торговли (на 4,5 млрд.грн.), ерерабатывающей промышленности (на 4 млрд.грн.) и уменьшились по операциям с недвижимостью (на 4,2 млрд.грн.), в целом структура кредитных портфелей по видам экономической деятельности осталась прежней. По результатам июня просроченная задолженность изменилась не существенно, увеличившись на 0,3 млрд.грн. В дальнейшем мы не ожидаем существенного ухудшения платежеспособности заемщиков. В случае дальнейшего роста задолженности это будет свидетельствовать скорее о более адекватном отражении банками качества кредитных портфелей, а не об ухудшении качества кредитных портфелей.

Как и в предыдущем месяце, банки существенный объем ресурсов направляли на покупку ОВГЗ. По состоянию на начало второго полугодия в обращении находилось облигаций на сумму 105 млрд.грн. Держателями практически 30% всего объема были банки, около 65% приходилось на Национальный банк. Стоит отметить, что согласно Закона Украины от 09.07.2010 № 2478-VI, Национальный банк с 19.10.2010 не имеет права покупать на первичном рынке ценные бумаги, эмитированные Кабинетом Министров Украины, госучреждением и другим юридическим лицом, имущество которого находится в государственной собственности. Существующая норма кардинально не изменит ситуацию с держателями ОВГЗ. Можно предположить, что госбумаги теперь будут выкупаться госбанками, с возможной перепродажей Нацбанку на вторичном рынке.

Как и в предыдущем месяце, в банковском секторе сохранилась тенденция превышения объемов выплат по внешним обязательствам над объемами привлечений. Чистое отрицательное сальдо составило 0,35млрд. дол. США, Rollower составил по результатам первого полугодия - 88%. Можно предположить, что такая динамика обусловлена объемами ликвидности банковского сектора из-за притока ресурсной базы при небольшой кредитной активности, что, соответственно, привело к замещению материнских ресурсов ресурсами привлеченными на внутреннем рынке.

Капитализация банковской системы в июне практически не изменилась, однако стоит обратить внимание на повышение требований НБУ к регулятивному капиталу. Так Постановлением НБУ от 09.06.2010 г. №273 (вступает в силу 19.07.2010 г.) был установлен новый минимальный размер регулятивного капитала с 01.01.2012 г. – 120 млн.грн. Размер регулятивного капитала банка не может быть меньше уставного капитала. Кроме этого банкам, у которых на данный момент регулятивный капитал не соответствует новому лимиту, запрещено наращивать депозитный портфель физических лиц. Повышение требований Национального банка Украины к капитализации банков и ограничения по привлечению вкладов населения направлены, в первую очередь, на защиту прав кредиторов и уменьшение зависимости банков от средств физических лиц. Однако, как показывает практика, банки, независимо от размера капитала, могут быть подвержены высокому риску ликвидности из-за оттока средств физических лиц, если банку не будет оказана поддержка акционеров или регулятора. Ужесточение требований НБУ по отношению к «небольшим» банкам приведет либо к незначительному укрупнению банковской системы, либо к изменению структуры собственности отдельных финансовых учреждений. По состоянию на 01.06.2010 г. по данным АУБ в стране не менее 50 банков, регулятивный капитал которых менее 120 млн. грн. В случае приведения капитала таких банков к новым требованиям, их капитализация увеличится всего на 1,5 млрд.грн. Кроме того, рейтинговое агентство считает, что вступление в силу новых правил по капитализации не окажет существенного влияния на стоимость предоставляемых услуг и конкуренцию между банками, поскольку доля депозитных портфелей банков, которых коснется запрет, несущественна – до 2% банковской системы.

Деятельность банковской системы продолжает оставаться убыточной. Так по результатам первого полугодия текущего года общий убыток банковской системы составил 8,3 млрд.грн.


Валютный рынок

Ситуация на валютном рынке страны в июне оставалась стабильной. Значительные поступления валюты за счет привлечений ресурсов государственным сектором, увеличение притока прямых инвестиций и умеренный отток ресурсов по платежам финансового и корпоративных секторов позволили Национальному банку нарастить объем золотовалютных резервов до 29,5 млрд.USD (на 2,8 млрд.USD за месяц). При этом Нацбанк практические не прибегал к инструментам административного регулирования валютного рынка. Национальным банком Украины в июне было выкуплено 0,86млрд.USD иностранной валюты, поступившей по текущему и финансовому счету.

В отличие от предыдущих месяцев в июне произошло снижение объемов накопления иностранной валюты вне банков на 76 млн.USD, что свидетельствует о повышении уровня доверия населения к национальной денежной единице. Дальнейшая курсовая динамика будет прежде всего зависеть от общей, в том числе экономической ситуации в стране и на мировых рынках, а также от уровня доверия к гривне внутренних и внешних инвесторов.

 

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

Положительным сигналом для улучшения инвестиционного климата в Украине стали позитивные рейтинговые действия двух международных рейтинговых агентств. Так 22.07.2010 года Standard & Poor’s поместил долгосрочные кредитные рейтинги суверена в CreditWatch с позитивным прогнозом (рейтинг по международной шкале в иностранной валюте В, национальной В+, по национальной шкале uaА+. При этом рейтинговое агентство предполагало повысить кредитные рейтинги на одну ступень после подписания с МВФ соглашения о предоставлении стабилизационного кредита. Соответственно, 29.07.2010 рейтинговое агентство повысило долгосрочные кредитные рейтинги суверена в иностранной валюте до В+, национальной ВВ-, по национальной шкале uaАА-. Международное рейтинговое агентство Fitch Ratings 07.07.2010 повысило долгосрочные кредитные рейтинги суверена в национальной и иностранной валюте с В- до В, рейтинг по национальной рейтинговой шкале с АА-(ukr) до АА(ukr). Прогноз по указанным рейтингам – стабильный. Позитивные рейтинговые действия, а также окончание переговоров с представителями МВФ о выделении Украине 15,15млрд.долл.США в рамках программы сотрудничества будут способствовать улучшению инвестиционного климата, притоку иностранного капитала в страну и, соответственно, активизации на фондовом рынке иностранных инвесторов. В июле на фондовом рынке не произошло активного роста объемов биржевых сделок, но при этом существенно выросли объемы операций с облигациями внутреннего госзайма. Банки по-прежнему предпочитали размещать свободные ресурсы в госбумаги, не активизируя выдачу кредитных ресурсов предприятиям. В долгосрочной перспективе развитие рынка будет зависеть как от внутренних событий (в т.ч. темпов развития реального и финансового секторов), так и от ситуации с уровнем ликвидности на внешних рынках. Тем не менее, можно ожидать, что наибольший объем операций будет приходиться по-прежнему на акции и рынок государственных ценных бумаг. Существенное влияние на рынок может оказать выпуск НДС облигаций в случае их вторичного обращения на фондовом рынке.

Стоит также отметить некоторые правовые аспекты, которые в будущем могут коснуться рынка ценных бумаг. На сегодняшний день во втором чтении находится законопроект, относительно внесений изменений в Закон Украины «О ценных бумагах и фондовом рынке». Эмитентам предоставляется возможность продлить сроки обращения (погашения) облигаций при наличии согласия всех заинтересованных сторон (эмитента и собственников облигаций). Это позволит решить ряд проблем и не прибегать к таким распространенным путям решения, как замена одних облигаций на другие, привлечение кредитных ресурсов и погашение облигационного выпуска. Стоит также отметить высокую активность Госкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку. Так, в течение июня-июля было разработано 28 проектов решений, регулирующих деятельность фондового рынка. Среди них стоит обратить внимание на проект решения «О внесении изменений в порядок осуществления эмиссии облигаций предприятий и их обращения» (№ 1069 от 06.07.2010). Согласно данному документу эмитенты будут иметь право размещать исключительно обеспеченные целевые облигации, исполнение обязательств по которым предполагается объектами жилой недвижимости. При этом кредитный рейтинг эмитента таких облигаций должен соответствовать инвестиционному уровню. Безусловно, данное решение призвано улучшить кредитное качество таких выпусков. Однако, как показывает практика, обеспечение может быть предоставлено компанией имеющей низкую кредитоспособность. Кроме того, требование относительно инвестиционного кредитного рейтинга будет способствовать поиску других путей финансирования строительства. Согласно проекту решения от 26.07.2010 эмитентам облигаций предоставляется возможность определить доходность облигаций непосредственно во время их размещения. Однако Госкомиссия по ценным бумагам и фондовому рынку оставляет за собой право устанавливать граничное значение ставки процентного дохода по процентным облигациям. Такое решение возможно направлено на сокращение операций, призванных снизить налоговую нагрузку.

Погашение облигационных выпусков. Рейтинговые действия агентства «Кредит-Рейтинг»

В июне согласно проспектам эмиссий наступили даты погашения 9 облигационных выпусков, находившихся в обращении и имевших кредитные рейтинги агентства «Кредит-Рейтинг», объемом 0,5 млрд. грн. Выпуски включали 4 эмиссии целевых облигаций объемом 178 млн. грн., а также 5 эмиссий процентных облигаций. Из предъявленных к погашению выпусков своевременно не были погашены 2 эмиссии целевых облигаций объемом 118млн. грн. и одна эмиссия процентных облигаций объемом 10,9млн. грн. Кредитные рейтинги этих выпусков относились к спекулятивному уровню Национальной рейтинговой шкалы.

Рейтинговое агентство в течение июня-июля 2010 года присвоило 19 рейтингов, обновило 312 рейтингов, приостановило 36 и отозвало 19 рейтингов.

Агентство «Кредит-Рейтинг» работает на украинском рынке с 2001 года и специализируется на присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале. С начала своей деятельности на украинском рынке рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» присвоило 1098 кредитных рейтингов. По состоянию на 01.08.2010 г. рейтинг-лист агентства включает 632 кредитных рейтинга: 478 в корпоративном, 99 в финансовом и 55 в муниципальном секторах. Информация обо всех кредитных рейтингах, присвоенных агентством по Национальной рейтинговой шкале, находится в информационных системах REUTERS и BLOOMBERG.

 

К началу страницы

Ольга Шубина
Заместитель Генерального директора
Елена Самойлова
директор департамента рейтинговых исследований
Игорь Дикий
Старший финансовый аналитик
Екатерина Васина
начальник сектора, кандидат экономических наук
Роман Смаковский
старший финанасовый аналитик
Алексей Черноротов
Начальник отдела корпоративных рейтингов

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть