Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Аналитика

Аналитика

03.09.2010

Ежемесячный обзор экономического развития Украины (июль-август 2010 г.)

Макроэкономическая ситуация в июле-августе 2010 г. характеризовалась следующими тенденциями:

  • секвестрирование бюджета (согласно требованиям МВФ были внесены изменения в Закон о государственном бюджете на 2010 год, доходная и расходная части бюджета сокращены на 5% и 5,3%, соответственно); ростом наполняемости доходной части в июле текущего года, годовой план выполнен на уровне 50,4%.
  • ростом объемов входящего сальдо единого казначейского счета, поддержанием умеренного уровня ликвидности бюджетной системы за счет активных действий по привлечению заемных ресурсов;
  • согласованием Советом директоров МВФ новой программы сотрудничества с Украиной и выделения кредита объемом 15,2 млрд.долл. США на условиях стенд-бай, а также получением в начале августа первого транш МВФ объемом 1,89 млрд.долл. США
  • возмещением задолженности по НДС, в т.ч. за счет размещения четырех траншей НДС облигаций суммарным объемом более 16 млрд.грн.;
  • замедлением темпов восстановления экономики в июле. Негативным влиянием на динамику экономической активности объемов производства в сельском хозяйстве (снижение урожайности из-за неблагоприятных погодных условий) и металлургической отрасли (в связи со слабой конъюнктурой внешних рынков). Незначительным увеличением объемов в строительной и торговой сферах;
  • формированием позитивного сальдо сведенного платежного баланса (0,7 млрд.долл. США) за счет притока валюты по финансовому и капитальному счету, в то время как сальдо текущего счета было отрицательным в связи со снижением внешнеэкономической активности отечественных экспортеров;
  • сохранением тенденции увеличения денежного предложения, что стимулировало Нацбанк проводить операции по связыванию излишней ликвидности; продолжающимся ростом ресурсной базы на фоне некоторого улучшения кредитной активности банковского сектора; снижением учетной ставки Нацбанка;
  • укреплением гривны относительно доллара США, увеличением объемов международных резервов в связи с позитивным притоком иностранной валюты (привлечения на внешних рынках капитала, а также перечислением транша МВФ).

 

ГОСБЮДЖЕТ

Тенденция к уменьшению поступлений в Государственный бюджет Украины, сохранявшаяся в течение последних двух месяцев текущего года, изменилась в июле. По данным Государственного казначейства Украины, в январе-июле 2010 года в Государственный бюджет поступило доходов в объеме 136,1 млрд.грн., что на 17,6% больше, чем в соответствующий период прошлого года. Непосредственно в июле 2010 года в Государственный бюджет поступило доходов 24,1 млрд.грн., что на 32,4% больше, чем в июне текущего года и на 63,9% больше, чем в июле 2009года. При этом следует отметить, что годовой план по доходам бюджета (с учетом осуществленного в июле секвестрирования бюджета) был выполнен за 7месяцев текущего года на уровне 50,4%.

Знаковым событием июля текущего года как в сфере государственных финансов, так экономики в целом, стало согласование Советом директоров МВФ новой программы сотрудничества с Украиной и выделение кредита объемом 15,2 млрд.долл. США на условиях стенд-бай. Действие Программы рассчитано на 2,5года. По состоянию на начало августа первый транш МВФ объемом 1,89 млрд.долл. США уже был предоставлен Украине. Остальные средства будут выделяться ежеквартальными траншами в зависимости от оценок деятельности Правительства экспертами фонда.

Возобновив сотрудничество с МВФ, Украина взяла на себя достаточно жесткие обязательства по реформированию национальной экономики и корректировке государственной экономической политики. Так, Правительство обязалось секвестрировать доходную и расходную часть и снизить уровень дефицита Государственного бюджета, ввести жесткий режим экономии бюджетных ресурсов, привести тарифы на газ до экономически обоснованного уровня. Кроме того, МВФ потребовал проведения налоговой и пенсионной реформы, а также повышения независимости центрального банка страны. Во исполнение требований МВФ в июле текущего года ВР Украины были внесены изменения в Закон о государственном бюджете на 2010 год, доходная и расходная части бюджета были сокращены на 5% и 5,3%, соответственно. В частности, были снижены объемы запланированных поступлений НДС, налога на прибыль, доходов от приватизации государственного имущества. Что касается расходной части, то были частично секвестрированы расходы за счет Стабилизационного фонда, трансферты на покрытие дефицита Пенсионного фонда, капитальные расходы бюджетных учреждений. Учитывая требования, закрепленные Меморандумом о сотрудничестве с МВФ, запланированный дефицит был снижен с 5,3% до 4,99% ВВП. Кроме того, осуществление бюджетных расходов проводится в режиме экономии. Преимущества завершения переговорного процесса с МВФ заключаются в доступе к финансовым ресурсам, что создаст положительный эффект, а также может способствовать улучшению инвестиционного климата в стране и создаст предпосылки для укрепления позиций Украины в ходе дальнейшего диалога с международными институциональными инвесторами.

Кроме поддержания сбалансированности бюджетных показателей, одной из важнейших задач Украины в плоскости проведения государственной налогово-бюджетной политики, соответствующей требованиям МВФ, является урегулирование проблемы с возмещением НДС. Совокупный объем накопленной задолженности по НДС по состоянию на начало июля текущего года составил, по данным ГНАУ, порядка 25-26 млрд.грн., при этом в январе-июле 2010 года отечественным экспортерам было возмещено всего 9,7 млрд.грн. НДС. Правительством Украины в Меморандуме с МВФ было заявлено о намерении обеспечить полное и своевременное возмещение НДС по всем заявкам, накопленным до конца года и не накапливать просроченных заявок в течение года. При этом было оговорено, что это не касается долга по возмещению НДС в объеме 16,4 млрд.долл. США, который будет конвертирован в НДС-облигации. Следует отметить, что выпуск НДС-облигаций, планы об осуществлении которого, были озвучены Правительством еще несколько месяцев назад, постоянно откладывался. Только 2августа 2010 года состоялся первый выпуск НДС-облигаций на сумму 0,05 млрд.грн. в пользу 705плательщиков налога. При этом, в конце августа Министерством финансов было эмитировано еще три транша НДС-облигаций суммарным объемом порядка 16,1 млрд. грн.

Следует отметить, выполнение взятых Украиной обязательств перед МВФ в части своевременного возмещения НДС, представляется довольно затруднительным, особенно принимая во внимание невысокий уровень выполнения бюджетных показателей. Как следствие, можно ожидать, что практика покрытия скрытого дефицита госбюджета за счет невозмещения НДС будет продолжена, что, в свою очередь, может привести к росту долгов в текущем и последующих бюджетных периодах.

Правительство в июле-августе текущего года продолжает проводить достаточно активную долговую политику. Основным источником финансирования дефицита государственного бюджета во второй половине 2010 года остается выпуск облигаций внутреннего госзайма. На протяжении января-июля и четырех недель августа в бюджет было привлечено на внутреннем рынке капитала 32,6 млрд.грн. Объем средств, привлеченных в период с 01.08.2010г. по 25.08.2010г., составил 4,3 млрд.грн. Стабильный спрос со стороны банковского сектора и рост инвестиционного интереса нерезидентов способствовали успешному проведению аукционов по размещению госбумаг, средневзвешенная доходность которых, начиная со 2-й половины апреля текущего года, не превышала 15%, а в августе, после утверждения Новой программы сотрудничества с МВФ, доходность при размещении снизилась до 7-12%. Следует отметить, что практически половина объема эмитированных ОВГЗ являются краткосрочными (сроком обращения до 1 года).

Активные действия Правительства Украины по привлечению заемных ресурсов в июле-августе текущего года способствуют поддержанию умеренного уровня ликвидности бюджетной системы. Объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.08.2010 года превысил соответствующий показатель прошлого года, что позволило сохранить тенденцию к улучшению ситуации с исполнением Государственным казначейством платежных поручений финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств.

Вместе с этим, следует отметить, что с целью ограничения роста государственного долга, Министерство финансов Украины в августе текущего года не разрешило ряду украинских городов осуществить выпуск облигаций внутреннего местного займа. Рейтинговое агентство считает, что возможное привлечение заемных ресурсов муниципалитетами на обновление городской инфраструктуры не привело бы к существенному росту совокупной долговой нагрузки сектора госуправления. Более того, большинство украинских городов, планирующих привлечь заемные ресурсы путем выпуска облигаций в 2010 году, уже зарекомендовали себя в качестве активных и добросовестных участников рынка муниципальных заимствований, имеют хорошую кредитную историю, низкую долговую нагрузку и достаточные возможности по обслуживанию и погашению долга. При этом ряд муниципальных эмитентов уже провели переговоры с потенциальными инвесторами и получили их предварительное согласие на покупку облигаций внутреннего займа.

 

РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ

По результатам семи месяцев можно отметить замедление темпов восстановления экономики по ряду видов экономической деятельности. По данным Национального банка индекс производства базовых отраслей** в июле составил 1,4%, для сравнения по результатам июня аналогичный показатель – 5,8%. Самое большее негативное влияние на динамику экономической активности оказало сельское хозяйство (снижение объемов производства продукции растениеводства из-за неблагоприятных погодных условий, снижения урожайности) и металлургическое производство (обусловлено сезонным снижением объемов производства, а также слабой конъюнктурой внешних рынков). Увеличение экономической активности в предыдущие месяцы оказало позитивное влияние на активность предприятий, занимающихся строительством, что привело хоть и к не значительному, но росту объемов строительных работ на протяжении этого года, а также отразилось на потребительском настроении населения, вызвав небольшой рост объемов розничной торговли.

Прогноз развития строительной отрасли и сферы розничной торговли до конца 2010 года остается весьма сдержанным, поскольку сохраняется инерционное влияние факторов низкого уровня финансирования, и в дальнейшем зависит как от перспектив восстановления кредитования банковским сектором, так и от дальнейшей динамики восстановления экономики. Кроме того, на потребительский спрос будет оказывать негативное давление вынужденный рост расходов в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

** Индекс производства базовых отраслей характеризует общую динамику промышленности, строительства, сельского хозяйства и розничного товарооборота и является максимально приближенным к показателю ВВП, который ранее рассчитывался на ежемесячной основе.


Металлургия

По итогам 7месяцев 2010 года прирост объемов производства чугуна, стали и проката украинскими компаниями составил 11-14%. Однако темпы роста замедляются в связи с ростом базы сравнения и продолжающимся в течение нескольких последних месяцев снижением объемов производства. На ситуацию в отрасли в первую очередь влияют внешние рынки сбыта, спрос на которых остается низким, а их рост раньше осени маловероятен.

В июле 2010 года тенденция к снижению объемов производства украинскими металлургами продолжилась. Так, среднесуточный объем производства чугуна составил 64,8тыс. т, стали – 78,1тыс.т, проката – 74,9 тыс. т. Кроме традиционного снижения активности в летний период на показатели отрасли также повлияло уменьшение производства на предприятиях группы ИСД (Алчевский МК и ДМЗ им. Петровского), ощущающих дефицит оборотных средств и нехватку сырья.

В июле Антимонопольный комитет Украины разрешил компании Metinvest B.V. (Нидерланды), входящей в СКМ, выкупить дополнительную эмиссию акций ЧАО «Ильич-сталь» и ПАО «ММК им. Ильича». После оформления сделки «Метинвест» получит более 50% голосов в органах управления указанных компаний. Объединение будет способствовать укреплению позиций компании как одного из крупнейших производителей стали в странах СНГ.

Ожидаемый рост деловой активности в сентябре создает предпосылки для постепенного повышения цен на металлопродукцию. Однако, быстрое восстановление спроса маловероятно: прогнозы восстановления экономик развитых стран пересматриваются в сторону снижения темпов, рост экономики Китая замедляется, а спрос на Ближнем Востоке останется минимальным до середины сентября. В целом мы предполагаем в краткосрочной перспективе рост объемов производства в отечественной металлургической отрасли (по предварительным данным, объем выплавки стали в августе составил 2,56млн.т. (+5,7%)), однако на темпы восстановления отрасли будут оказывать негативное влияние вышеперечисленные факторы.


Сельское хозяйство

Производство сельскохозяйственной продукции, демонстрировавшее в Іполугодии 2010 года положительную динамику развития, по итогам 7месяцев несколько сократилось – на 0,6%.

Основной причиной спада является снижение объемов производства продукции растениеводства – в январе-июле 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, на 5,7%. Это связано со снижением урожайности вследствие неблагоприятных погодных условий. По состоянию на 30.07.2010г. скошено и обмолочено 23,1млн.тонн зерна и зернобобовых культур (без кукурузы), что на 12,9% меньше, чем на аналогичную дату 2009года. При этом убрано 76% засеянных площадей, в то время как в прошлом году на указанную дату было убрано 69% засеянных площадей.

В июле средняя цена на зерновые культуры, по сравнению с июнем, выросла на 1,8%. Дальнейшая динамика цен на зерновые культуры во многом будет зависеть от государственного регулирования. С одной стороны, введение Российской Федерацией с 15августа по 31декабря 2010 года временного запрета на экспорт зерна будет способствовать увеличению спроса и росту цен на украинское зерно. С другой стороны, экспортеры пока не осуществляют значительных закупок ввиду возможного введения Украиной квот на экспорт зерна. Аграрии рассчитывают на дальнейшее повышение цен на пшеницу и придерживают ее реализацию, несмотря на сохраняющийся дефицит оборотных средств и незначительное увеличение общей суммы новых кредитов, выданных сельхозпредприятиям (за 12месяцев на 2,2%, до 26,8 млрд.грн. по состоянию на 01.08.2010г.). В январе-июле 2010 года было реализовано пшеницы на 38,3% меньше, чем за аналогичный период прошлого года. При этом реализация других видов зерна увеличилась, в частности, ячменя – на 16,6% и кукурузы – на 4,0%. В текущем году из-за сложных природно-климатических условий также прогнозируется снижение урожая технических культур.

Животноводство сохраняет положительную динамику развития. В январе-июле 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом 2009года, производство животноводческой продукции увеличилось на 3,3%. В аграрных предприятиях общий объем выращенного скота и птицы превысил прошлогодний показатель на 10,2%, в т.ч. свиней – на 22,6%, птицы – на 10,3%. Сохраняются негативные тенденции в разведении крупного рогатого скота, обусловленные убыточностью данного направления. Поголовье КРС за последний год сократилось на 3,0%, в т.ч. коров – на 4,0%. Объем производства молока снизился на 3,3%. Рейтинговое агентство ожидает сохранения указанных тенденций в животноводстве при отсутствии изменений государственной политики по поддержке отрасли.


Строительство

Активность предприятий занимающихся строительством по-прежнему остается на низком уровне, хотя в последние месяцы наметились изменения, выражающиеся в постепенном сокращении отставания показателей отрасли от аналогичных периодов прошлого года. По итогам января-июля 2010г. было выполнено строительных работ объемом 18,1 млрд.грн., что на 16,7% ниже результата за аналогичный период 2009 года. По-прежнему сохраняется влияние основных причин стагнации строительной отрасли: низкий платежеспособный спрос в сфере жилой недвижимости, недостаточное бюджетное финансирование строительства объектов дорожной и инженерно-транспортной инфраструктуры, ограниченность застройщиков, инвесторов строительных проектов и покупателей недвижимости в доступе к заемным ресурсам, недостаточность собственных оборотных средств строительных компаний.

В июле 2010 года Верховная Рада Украины внесла коррективы в государственный бюджет на 2010 год, в частности сократив расходную часть бюджета. Под сокращение попали расходы, направленные на стимулирование строительной отрасли, в том числе расходы на программу строительства доступного жилья (размер расходов сокращен с 1 млрд.грн. до 390 млн.грн.). Учитывая, что и ранее размер предполагаемого финансирования не был значительным, его сокращение нивелирует возможность государства оказать существенное финансовое влияние на стимулирование жилищного строительства в 2010 году. К тому же по состоянию на конец лета 2010 года средства на реализацию программы пока не выделялись.

В июле 2010 года Верховной Радой Украины был принят закон «О внесении изменений в некоторые законы Украины по развитию и подготовки гостиничной инфраструктуры к проведению в Украине финальной части чемпионата Европы 2012 года по футболу». Закон предусматривает освобождение на 10 лет (с 1 января 2011 г.) от налога на прибыль гостиниц категорий три, четыре, пять звезд, введенных в эксплуатацию или открытых после реконструкции, реставрации или капитального ремонта до 1 сентября 2012 г. В целом принятие данного закона несколько повышает для инвесторов привлекательность вложения средств в объекты гостиничной недвижимости.

В целом финансирование строительных работ и покупки недвижимости за счет банковских ресурсов продолжает оставаться достаточно низким. Так, в течение июля объем выданных новых кредитов с учетом реструктуризированной задолженности по юридическим лицам составил 2,5 млрд.грн. (в июне – 1,9 млрд.грн.), физическим лицам на покупку недвижимости – 0,3 млрд.грн. (в июне – 0,2 млрд.грн.). Поскольку риски строительного сектора продолжают оставаться высокими и банковский сектор расценивает вложение кредитных ресурсов в строительную отрасль как не инвестиционно-привлекательное направление, мы не ожидаем существенного увеличения кредитования строительной сферы в этом году. Как следствие, динамика выполнения строительных работ будет умеренной. Прогноз развития строительной отрасли до конца 2010 года остается весьма сдержанным. Заметный рост объемов выполняемых строительных работ возможен после роста покупательной способности населения, значительного улучшения банками условий ипотечного кредитования, стабильного бюджетного финансирования инфраструктурных проектов, например связанных с проведением ЕВРО-2012. Вероятность реализации совокупности вышеуказанных факторов до конца 2010 года в целом невысока.


Торговля

По итогам января-июля текущего года объем розничного товарооборота в Украине составил 280,9 млрд.грн. (104% к январю-июлю 2009 года). Несмотря на позитивный прирост к объемам розничного товарооборота за 2009 год, экономическая активность предприятий остается на уровне ниже докризисного 2008 года (по итогам января-июля 2009 года падение объемов розничного товарооборота к 2008 году составило 16%). Расширение потребительского рынка в первом полугодии поддерживалось улучшением потребительских настроений и ростом заработной платы (за первое полугодие среднемесячная заработная плата выросла на 5,7%). Кроме того, на потребительские настроения оказывало влияние оптимизация товарных портфелей розничных предприятий, а именно отказ от низкорентабельной продукции с неустойчивым спросом, а также тенденция к замедлению темпов роста розничных цен. В годовом исчислении уровень инфляции составил 106,8%, по результатам июля – 99,8%.

С целью принятия базового законодательного акта, а также создания профильного государственного органа в сфере торговли, правительством продолжается разработка проекта Закона «О внутренней торговле». Необходимо отметить, что на стадии разработки находятся одновременно два законопроекта, один из них был представлен Министерством экономики, другой - Советом предпринимателей при Кабмине.

При этом законопроект, разработанный при Кабмине, имеет ряд положительных моментов. В случае его принятия, закон может способствовать увеличению в Украине доли цивилизованной сетевой торговли, росту конкуренции среди поставщиков. Кроме того, законопроектом предусматривается четкая диверсификация требований к субъектам предпринимательской деятельности в отношении оформления разрешительной документации. В целом, предлагаемый законопроект требует дальнейшей работы и взвешенного подхода к интересам как производителей, поставщиков продукции, так и крупных национальных, региональных сетей, а также представителей малого и среднего бизнеса сферы торговли.

По мнению агентства, законопроект имеет ряд положений, сдерживающих развитие отрасли. Так, предусмотренное законопроектом закрепление широкого перечня контрольных полномочий для специального центрального органа исполнительной власти в сфере внутренней торговли и его территориальных органов по проведению проверок, наложению взысканий, внесению предписаний может привести к сокращению либо низким темпам роста объемов розничного товарооборота в Украине. Негативно на деятельности малого и среднего бизнеса может отразиться необходимость обязательного заключения договоров аренды земельных участков для нестационарных объектов торговли.

В краткосрочном периоде можно ожидать дальнейшего восстановления отрасли, но при этом темпы роста экономической активности предприятий занимающихся торговлей будут зависеть как от уровня доходов потребителей, так и объемов предоставления розничных кредитов банковским сектором. Кроме того, на потребительский спрос будет оказывать негативное давление вынужденный рост расходов в связи с ростом тарифов на жилищно-коммунальные услуги.

 

ВНЕШНИЙ СЕКТОР

В июле текущего года сохранялась тенденция к формированию положительного сальдо сведенного платежного баланса (0,7 млрд.долл. США). Однако, в отличие от предыдущих периодов, в июле положительное сальдо платежного баланса было сформировано за счет притока валюты по финансовому и капитальному счету (1,0 млрд.долл. США), в то время как сальдо текущего счета было отрицательным (0,3 млрд.долл. США).

Таблица 1. Платежный баланс Украины, млн.дол.США

Показатели

май 10

июнь 10

июль 10

Баланс товаров

-165

-205

-915

Баланс услуг

333

336

495

Доходы (сальдо)

-201

-191

-96

Текущие трансферты (сальдо)

245

255

261

Операции с капиталом и финансовые операции

785

2 621

998

Сведенный баланс

997

2 816

743

Источник: Национальный банк Украины

Ухудшение конъюнктуры на мировых товарных рынках, которое наблюдалось в течение последних месяцев, продолжает оказывать негативное влияние на внешнеэкономическую активность отечественных экспортеров, прежде всего производителей металлургической продукции и предприятий машиностроительного комплекса. Несмотря на то, что в июле 2010 года экспорт продукции металлургии и машиностроения увеличился по сравнению с июлем 2009 года на 36,3% и на 47,4% соответственно, в сравнении с июнем текущего года стоимостные объемы экспортных поставок указанной продукции сократились на 12,5% и на 9,4%, соответственно. Под влиянием неблагоприятных погодных условий, что имело следствием уменьшение сбора зерновых культур, объем экспорта продукции АПК сократился в июле 2010 года на 0,7%, по сравнению с предыдущим месяцем и на 5%, по сравнению с соответствующим периодом прошлого года.

Положительное сальдо операций с капиталом было сформировано в июле текущего года под влиянием привлечения иностранного долгового капитала и инвестиций реальным сектором экономики, в то время как сальдо внешних финансовых операций сектора государственного управления было незначительным, а банковского сектора – отрицательным. Большей частью это связано с необходимостью покрытия выплат предприятий реального сектора по ранее привлеченным кредитам и эмитированым облигациям за счет привлечения новых заемных средств, о чем, в частности, свидетельствует увеличение показателя Rollover с 106% в июне до 161% в июле. При этом в целом по системе показатель Rollover увеличился в июле текущего года на 10п.п., по сравнению с предыдущим месяцем и составил 105%.

Реальный сектор в июле текущего года остается основным реципиентом прямых иностранных инвестиций, объемы которых по-прежнему остаются незначительными – чистый приток ПИИ в январе-июле 2010 года составил 2,6 млрд.долл. США (на 2,8% больше, чем за соответствующий период прошлого года).

Влияние на стоимостные и натуральные объемы украинского товарного экспорта в ІІІквартале текущего года может оказать введение Российской Федерацией с 15 августа по 31 декабря 2010 года временного запрета на экспорт зерна. Это может поспособствовать увеличению спроса и росту цен на украинское зерно на мировых рынках. Однако перспектива увеличения поставок отчественного зерна на внешние рынки может быть ограничена возможным введением экспортных квот Украиной, сложными природно-климатическими условиями, что приводит к уменьшению объемов валового сбора зерновых культур.

Упрощение диалога Правительства Украины с международными институциональными инвесторами, обусловленное возобновлением сотрудничества между Украиной и МВФ будет оказывать влияние на динамику финансового и капитального счета платежного баланса. Однако, обязательства по корректировке экономической политики, принятые на себя Украиной в ходе переговоров с Фондом, которые, среди прочего, предусматривают ограничение по росту государственного долга, а также жесткий контроль их выполнения со стороны МВФ, будут ограничивать увеличение долговой нагрузки органов государственного управления.

 

БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА

В связи с продолжающейся эмиссией денежных средств и ростом ресурсной базы банковских учреждений, в июле продолжался рост денежной массы. С целью обеспечения устойчивости денежно-кредитного рынка Национальный банк предпринимал достаточно активные меры по связыванию излишней ликвидности, размещая преимущественно короткие депозитные сертификаты, практически не предоставлял рефинансирование, а также проводил двухсторонние котировки по покупке облигаций внутреннего госзайма. Среди мер ограничивающих инфляционный рост можно также назвать принятие в июле Постановления №327, изменяющего порядок предоставления средств рефинансирования НБУ. Новый порядок существенно сокращает максимально допустимый срок пользования кредитами Национального банка, что однако не оказало негативного влияния на банковский сектор. Можно констатировать снижение потребности банковского сектора в оперативной финансовой поддержке со стороны регулятора, поскольку в текущем году улучшилась ситуация с фондированием, уменьшилась стоимость ресурсов на межбанковском рынке (средневзвешенная ставка в июле снизилась на 2,5% годовых, июне – 1,8%), повысилась ликвидность финансовой системы, что, соответственно, привело к существенному снижению спроса на стимулирующие кредиты. Кроме того, в новом порядке рефинансирования (Постановление НБУ №327), более четко определена зависимость стоимости рефинансирования от учетной ставки НБУ. Как мы и предполагали ранее, учетная ставка в 2010 году снижалась уже трижды (с 08.06.10 г. – до 9,5%; с 08.07.10 г. – до 8,5%; с 10.08.10 г. – до 7,75%), что было связано как с попытками стимулировать кредитование реального сектора экономики, так и с требованиями МВФ относительно корреляции учетной ставки с рыночными ставками.

Таблица 2. Показатели деятельности банковской системы

Основные показатели, млрд.грн

Июнь 2010

Июль 2010

изм-е за мес

Монетарная база

219,5

223,8

4,3

Денежная масса

533,2

551,7

18,5

Корсчета

28,6

26,2

-2,4

Активы (скорректированные на резервы)

885,6

901,8

16,2

Высоколиквидные активы

113,9

111,8

-2,1

Кредиты всего: в т.ч.

717,3

725,3

8

кредиты юридических лиц

470,2

477,1

6,9

кредиты физических лиц

200,4

199,0

-1,4

Проблемные кредиты, удельный вес в КП,%

10,8

11,5

0,7

% ставка по кредит.в нац.вал. (среднемес.)

14,1

13,5

-0,6

% ставка по кредит.в инос.вал. (среднемес.)

13,9

10,4

-3,5

Обязательства банков всего: в т.ч.

758,4

773,8

15,4

депозиты юридических лиц

122,2

127,0

4,8

депозиты физических лиц

238,9

247,3

8,4

% ставка по депоз.в нац.вал. (среднемес.)

9,6

9,3

-0,3

% ставка по депоз. в иностр.вал. (среднемес.)

7,8

7,3

-0,5

резервы для возмещения возможных
потерь по кредитным операциям

106,1

108,2

2,1

Собственный капитал

127,2

128,0

0,8

доля иностранного капитала
в уставном капитале банков, %

36

35,7

-0,3

Чистая процентная маржа, %

5,42

5,85

0,43

Чистый спрэд, %

4,4

4,88

0,48

Результат деятельности

-8,3

-8,6

-0,3

Рефинансирование НБУ

0,02

35,1

35,08

Мобилизация

16

40,9

24,9

Чистое рефинансирование

-16

-40,9

-24,9

Источник: Национальный банк Украины*(в марте изменена методика отображения высоколиквидных активов)

Сохранение низкой стоимости межбанковских ресурсов было обусловлено продолжающимся ростом депозитной базы. В июле сохранился прирост депозитов физических лиц преимущественно в национальной валюте, что свидетельствует о сохранении доверия граждан как к банковской системе, так и гривне. Возобновился приток депозитов юридических лиц, хотя и не стоит рассчитывать на формирование устойчивой тенденции по росту данного сегмента в дальнейшем. Сохранилась тенденция улучшения депозитной базы по срочности ресурсов: удельный вес долгосрочных депозитов на протяжении семи месяцев текущего года вырос с 24,4% до 26,8%. В дальнейшем также можно ожидать сохранения устойчивого прироста ресурсной базы с постепенным улучшением срочной структуры депозитов. Поскольку стоимость ресурсной базы, необходимой для возобновления активных операций на докризисном уровне, по-прежнему остается достаточно высокой, банки сохраняют тенденцию к снижению ставок по депозитам. Несмотря на более низкую стоимость ресурсов на внешних рынках, в банковском секторе на протяжении последних месяцев наблюдается тенденция превышения объемов выплат по внешним обязательствам над объемами привлечений. Превалирование внешних выплат связано с необходимостью замещать ресурсы, предоставленные материнскими банками, ресурсами, привлеченными на внутреннем рынке. По результатам июля чистое отрицательное сальдо составило 0,3млрд. дол. США, Rollower снизился до 75% с 88% в июне 2010 года.

Сохранение прироста ресурсной базы обусловило некоторое улучшение кредитной активности банковских учреждений. В целом по банковской системе увеличивались кредитные остатки по кредитам, предоставленным юридическим лицам, произошел также незначительный рост кредитов физическим лицам (восстанавливаются, в основном, объемы предоставления ресурсов под покупку автомобилей). Несмотря на предпринимаемые действия банков по улучшению качества доходных активов (включая перевод на собственные балансы залогов по проблемным займам и продажу части кредитов), объем просроченной задолженности продолжает расти, что является следствием более адекватного отражения банками качества кредитных портфелей. В структуре расходов, по-прежнему, значительное место занимают отчисления в резервы – 33% от общих расходов по результатам семи месяцев 2010 года. Более активной работе банков с проблемной задолженностью будет способствовать отмена «кризисных поблажек», произошедшая в связи принятием Нацбанком Постановления №315 от 06.07.2010 г. Постановление отменяет часть ограничений, закрепленных в ранее действовавшем Постановлении НБУ №421. Среди них отменен запрет на кредитование инсайдеров, предоставление бланковых кредитов. Кроме того, отменена часть антикризисных уступок банкам, изменены некоторые пруденциальные требования к банковским учреждениям в части применения НБУ мер воздействия к убыточным банкам и банкам, нарушающим экономические нормативы из-за формирования резервов в значительных объемах.

У ряда банков финансовый результат деятельности остается отрицательным. В целом по банковской системе общий убыток составил 8,6 млрд.грн. (по результатам Iполугодия - 8,3 млрд.грн.). Наибольший объем убытков формируют банки первой и второй группы, в целом отрицательный финансовый результат демонстрируют около ¼ банковских учреждений.

 

Валютный рынок

Сохранение притока иностранной валюты преимущественно благодаря привлечениям на внешних рынках капитала, а также перечислением транша МВФ объемом 1,89 млрд.долл. США, позволило Национальному банку в июле и августе нарастить объем международных резервов и укрепить гривну относительно доллара США. Курсовая динамика Евро полностью зависит от котировки данной валюты на внешних рынках, чем и объясняется колебания официального курса за последние два месяца.

В отличие от предыдущих месяцев в июне и июле происходило снижение объемов накопления иностранной валюты вне банков (на 136млн. USD и 312млн. USD), что связано с традиционным отпускным периодом.

Дальнейшая курсовая динамика будет, прежде всего, зависеть от общей, в том числе экономической ситуации в стране и на мировых рынках, а также от уровня доверия к гривне внутренних и внешних инвесторов.

 

ФОНДОВЫЙ РЫНОК

В августе на фондовом рынке произошло оживление по сравнению с низкими по активности месяцами – июнем и июлем. Долгожданным событием на рынке стало размещение траншей НДС облигаций в августе общим объемом более 16 млрд.грн.

Сформированный инвесторами спрос на НДС облигации значительно превышал объемы размещенных бумаг, что способствовало высокой конкуренции на рынке и в дальнейшем может привести к снижению доходности данных бумаг. По данным ПФТС участники рынка с 12 августа выставляли цены на покупку НДС облигаций в режиме котировок с дисконтом около 25%. Сформированный высокий интерес к этим бумагам не позволяет рассчитывать на начало восстановления рынка корпоративных облигаций, однако ожидаемое снижение доходности по НДС облигациям может стать фактором для переориентации части инвесторов на корпоративные бумаги с более высокой доходностью. Достаточно интересными бумагами могли бы быть муниципальные облигации, но поскольку в рамках выполнения договоренностей с МВФ относительно сокращения объемов государственного долга Министерство финансов Украины не дало ряду украинских городов разрешения на осуществление заимствований, выход на фондовый рынок муниципалитетов откладывается. Мы по-прежнему считаем, что в дальнейшем на фондовый рынок будет оказывать существенное влияние ситуация с уровнем ликвидности на внешних рынках и возможное размещение НДС облигаций. Тем не менее, наибольший объем операций будет приходиться, по-прежнему, на акции и рынок государственных ценных бумаг.

Стоит также отметить законодательные инициативы, которые в случае их принятия, могут оказать существенное влияние на рынок ценных бумаг. Так, в течение августа** было разработано 6 законопроектов регулирующих фондовый рынок. Стоит обратить внимание на Законопроект «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины относительно повышения требований к эмитентам ценных бумаг». Законопроект предполагает обязательное раскрытие информации о лицах, предоставивших обеспечение по облигационным выпускам, что является достаточно позитивным моментом, позволяющим повысить прозрачность фондового рынка. С другой стороны, Законопроектом существенно ограничиваются возможности эмитентов относительно выпуска облигаций. Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку не будет регистрировать облигационный выпуск в том случае, если эмитент будет «уличен» в легализации денежных потоков, либо других случаях, установленных нормативно-правовыми актами Комиссии. И поскольку указанные нормативно-правовые акты четко не определены, действия регулятора в части регистрации выпусков не всегда могут быть прозрачны. Также Комиссия по ценным бумагам и фондовому рынку не будет регистрировать облигационный выпуск в том случае, если суммарная номинальная стоимость планируемого выпуска с учетом ранее размещенных и не погашенных облигаций превышает размер собственного капитала эмитента и размер предоставленного обеспечения. При этом накладываются также ограничения на уставный капитал и размер обеспечения. Уставный капитал не должен формироваться за счет векселей, закладных, бюджетных средств, а также заемных средств (кредиты и займы). Объем обеспечения не может превышать объем собственного капитала юр. лица предоставившего такое обеспечение. Указанные ограничения направлены на снижение риска невозврата привлекаемых средств. Однако, по нашему мнению, эффективность таких ограничительных мер не высока, поскольку для заемщика-эмитента или для лица предоставившего обеспечение может быть характерна высокая долговая нагрузка, сформированная за счет привлеченных кредитов, кроме того, все имущество может находиться в залоге у кредиторов. Т.е. вводимые ограничения не «страхуют» инвесторов от риска невыполнения долговых обязательств заемщиков. Более универсальным инструментом, позволяющим информировать потенциального инвестора о степени кредитного риска, присущего эмитенту ценных бумаг и характеризующего возможность заемщика своевременно и в полном объеме рассчитываться по своим долговым обязательствам, по нашему мнению, являются кредитные рейтинги. Оценка кредитоспособности эмитентов, проводимая рейтинговым агентством, базируется на комплексном анализе финансово-хозяйственной деятельности эмитентов и планов относительно их функционирования в дальнейшем, определяет риски, влияющие на платежеспособность заемщиков, а также степень их влияния на расчеты по привлекаемым ресурсам в будущем. Рейтинговое агентство в большинстве случаев присваивает долгосрочные кредитные рейтинги, тем самым оценивая не только текущий уровень кредитоспособности эмитентов, но и прогнозируя степень надежности заемщиков на долгосрочный период, позволяя потенциальному инвестору более взвешенно подойти к вопросам инвестирования в те или иные бумаги.

**Анализ законопроектов, появившихся в июле, отражен в предыдущем ежемесячном обзоре

Стоит обратить внимание также на Законопроект «О внесении изменений к некоторым законодательным актам Украины относительно целевых облигаций». Документом предусмотрен ряд существенных изменений, касающихся выпуска и погашения целевых облигаций. Среди них можно назвать следующие: введение штрафных санкций за невыполнение «требований» проспектов эмиссии. Однако сам размер штрафных санкций не представляется существенным по сравнению с многомиллионными привлечениями ресурсов по целевым облигациям, и, на наш взгляд, указанный размер штрафов не станет превентивной мерой, заставляющей эмитента выполнять свои обязательства либо не допускать повторного невыполнения обязательств. Также эмитенты ограничиваются в возможности погашать свои целевые облигации денежными ресурсами, если такой вид расчета не предусмотрен изначально проспектом эмиссии. Ранее некоторые компании прибегали к этому способу погашения в том случае, если объект жилого строительства не был достроен. Также запрещается отягощать залогом объекты строительства или их части, земельные участки, целевым назначением которых является сооружение объекта жилищного строительства и имущественных прав на них. Стоит отметить, что отягощение залогом объектов недвижимости, с одной стороны, ущемляет интересы держателей облигаций, поскольку держатель залогового имущества имеет преимущественное право требования, и внесение таких изменений позволит защитить интересы инвесторов выкупивших целевые облигации. Но с другой стороны, зачастую, отягощение залогом является одним из немногих способов привлечь денежные ресурсы у банковских учреждений на строительство жилого объекта, если облигации были не полностью размещены среди инвесторов. Также предполагается страхование финансовой ответственности за убытки, причиненные собственникам целевых облигаций в случае невыполнения обязательств эмитентом. Но поскольку на сегодняшний день не прописаны требования к страховым компаниям, такое обеспечение по облигационному выпуску может быть предоставлено компанией, имеющей низкую кредитоспособность, что, в конечном итоге, не приведет к выплатам и, соответственно, к защите прав инвестора.

Законопроектом предусмотрено существенное расширение прав Комиссии по ценным бумагам и фондовому рынку в части установки нормативов, коэффициентов, которым должны соответствовать будущие выпуски облигаций. По нашему мнению принятие Законопроекта в такой редакции будет способствовать не столько защите интересов инвесторов в целевые облигации, сколько поиску застройщиками других путей финансирования строительства, а именно привлечению кредитных ресурсов, размещению закладных либо других видов ценных бумаг кроме целевых облигаций.


Погашение облигационных выпусков. Рейтинговые действия агентства «Кредит-Рейтинг»

Согласно проспектам эмиссий в июле наступили даты погашения 6 облигационных выпусков, находившихся в обращении и имевших кредитные рейтинги, объемом 0,33 млрд. грн. Выпуски включали 3 эмиссии целевых облигаций объемом 0,3 млрд. грн., а также 3 эмиссии процентных облигаций. Из предъявленных к погашению выпусков своевременно не были погашены 2 эмиссии целевых облигаций объемом 0,26 млрд. грн. Кредитные рейтинги этих выпусков относились к спекулятивному уровню национальной рейтинговой шкалы.

Рейтинговое агентство в течение июля-августа 2010 года присвоило 12 рейтингов, обновило 102 рейтинга, приостановило 32 и отозвало 13 рейтингов.

Агентство «Кредит-Рейтинг» работает на украинском рынке с 2001 года и специализируется на присвоении кредитных рейтингов по национальной шкале. С начала своей деятельности на украинском рынке рейтинговое агентство «Кредит-Рейтинг» присвоило 1099 кредитных рейтингов. По состоянию на 01.09.2010 г. рейтинг-лист агентства включает 629 кредитных рейтинга: 476 в корпоративном, 98 в финансовом и 55 в муниципальном секторах.

К началу страницы

Ольга Шубина
Заместитель Генерального директора
Павел Трощинский
начальник отдела корпоративных рейтингов, кандидат экономических наук
Игорь Дикий
Старший финансовый аналитик
Екатерина Васина
начальник сектора, кандидат экономических наук
Роман Смаковский
старший финанасовый аналитик
Алексей Черноротов
Начальник отдела корпоративных рейтингов

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть