Обзор экономического развития Украины за август-сентябрь 2010 г.
Оценка комплекса тенденций, определявших экономическое и финансовое состояние Украины в августе-сентябре 2010 года, позволяет акцентировать внимание на факторах риска, которые будут формировать экономические и финансовые условия в IV квартале 2010 года. Основными среди них являются:
-
низкие темпы восстановления реального сектора экономики на фоне замедления активности в мировой экономике и нестабильности мировых финансовых и товарных рынков (индекс производства базовых отраслей в июле не превысил 2%);
-
сохранение тенденции снижения объемов сальдо платежного баланса на фоне замедления темпов роста товарного экспорта, что в дальнейшем может обуславливать увеличение рисков валютного рынка и оказывать нагрузку на формирование международных резервов;
-
сохранение невысокой кредитной активности в банковской сфере, обусловленной консервативной кредитной политикой банков;
-
увеличение объема государственного долга (за 9 месяцев 2010 года годовой план по заимствованиям в Государственный бюджет с учетом выпуска НДС-облигаций выполнен на 96,8%), что сужает возможности Правительства по дальнейшему привлечению ресурсов как на внешнем, так и внутреннем рынке;
-
фискальные риски недовыполнения бюджетных показателей в 4 квартале 2010 года, что частично компенсируется ростом уровня ликвидности бюджетной системы в результате активных действий Правительства Украины по привлечению заемных ресурсов;
-
сохранение тенденции увеличения денежного предложения, что стимулирует Нацбанк проводить операции по связыванию излишней ликвидности.
По результатам восьми месяцев текущего года темпы восстановления экономики остаются достаточно низкими. По данным Национального банка, индекс производства базовых отраслей* не превысил 2%. В целом, до конца четвертого квартала, по нашим ожиданиям, динамика развития реального сектора останется невысокой.
* Индекс производства базовых отраслей характеризует общую динамику промышленности, строительства, сельского хозяйства и розничного товарооборота и является максимально приближенным к показателю ВВП, который ранее рассчитывался на ежемесячной основе.
Как и в предыдущем месяце, наибольшее негативное влияние на динамику экономической активности в реальном секторе экономики будет оказывать сельское хозяйство. Как мы и предполагали ранее, в металлургии наблюдалось увеличение объемов производства, однако активность предприятий отрасли, по-прежнему, ограничивается сезонным внешним спросом, дефицитом оборотных средств, долгами за сырье и энергоносители, что не позволяет восстановить объемы деятельности на докризисном уровне. В дальнейшем, до конца 2010 года, мы ожидаем увеличения среднедневных объемов выплавки металлопродукции, однако темпы роста не достигнут докризисного уровня.
В других сферах экономической деятельности, в частности в строительстве и в торговле, наблюдалась положительная динамика. Увеличение объемов работ в строительной отрасли во многом было обусловлено увеличением государственного финансирования, направленного на улучшение инфраструктуры. Объемы работ в секторе жилого строительства остаются небольшими, что связано с низким платежеспособным спросом в данной сфере, ограниченностью застройщиков, инвесторов строительных проектов и покупателей недвижимости в доступе к заемным ресурсам. Прогноз развития строительной отрасли остается весьма сдержанным, поскольку мы не ожидаем увеличения кредитования банковскими учреждениями данной сферы и, соответственно, наличия достаточного объема инвестиционных ресурсов для возобновления объемов работ на докризисном уровне. Происходивший рост объемов розничного товарооборота в августе поддерживался увеличением потребительской активности на фоне низких объемов потребительского кредитования. В дальнейшем мы ожидаем увеличения темпов восстановления розничной торговли, поскольку в конце четвертого квартала ожидается сезонный рост объемов продаж.
Интегрированность экономики Украины в глобальное экономическое пространство может оказать негативное влияние на дальнейшее восстановление экономики. Замедление темпов роста национальных экономик и невысокие ожидаемые темпы прироста их ВВП в дальнейшем не способствуют росту экспортных операций, как и динамика мировых цен на основные группы экспортных товаров Украины. Так, в августе текущего года сохранялась тенденция к увеличению негативного сальдо текущего счета платежного баланса, обуславливаемая существенным замедлением темпа роста товарного экспорта при сохранении высоких темпов роста товарного импорта. При этом довольно большие объемы поступлений прямых иностранных инвестиций в связи с некоторым улучшением инвестиционного климата продолжали покрывать дефицит текущего счета и позволяли уравновесить платежный баланс в целом. Несмотря на то, что итоговый результат платежного баланса остается позитивным (как по результатам августа, так и сентября), результаты внешнеторговых операций увеличивают давление на валютный рынок. Кроме того, превышение спроса над притоком иностранной валюты по финансовому счету увеличивает риски валютного рынка в дальнейшем.
По-прежнему не способствует быстрому восстановлению реального сектора экономики, увеличению объемов производства/предоставления услуг в объемах докризисного периода низкая кредитная активность банковских учреждений. В дальнейшем активный рост объемов кредитования в целом по банковской системе нами не предполагается ранее 2012 года, что обуславливается сохранением высоких кредитных рисков и высокой стоимостью кредитных ресурсов.
В сфере государственных финансов стоит отметить риски, сохраняющиеся уже на протяжении длительного периода. Несмотря на то, что в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве с МВФ, Украина взяла на себя обязательства по удержанию объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сохраняются риски связанные с ростом долговой нагрузки центрального правительства. Это связано как с активными действиями МФУ на внутреннем и внешнем рынках капитала (за 9 месяцев 2010 года годовой план по заимствованиям в Государственный бюджет с учетом выпуска НДС-облигаций выполнен на 96,8%), так и со слабым восстановлением экономики страны в текущем году. Активные действия Правительства Украины по привлечению заемных ресурсов позволили значительно улучшить ликвидность бюджетной системы, что частично компенсирует риск недовыполнения бюджетных показателей в IV квартале 2010 года.
ГОСБЮДЖЕТ
Выполнение Государственного бюджета в августе 2010 года характеризовалось существенным (в 3,3раза) снижением месячного объема доходов по сравнению с июнем 2010 года. Несмотря на значительный рост поступлений в общий фонд, погашение задолженности по возмещению НДС в сумме 16,4 млрд.грн., которое было осуществлено за счет выпуска облигаций и учтено по специальному фонду бюджета в августе текущего года, негативно повлияло на динамику доходной части бюджета в целом. При этом снизились темпы роста доходной части относительно соответствующих показателей прошлого года: совокупный объем доходной части Государственного бюджета Украины в январе-августе 2010 года составил 143,5 млрд.грн, что на 6,0% больше соответствующего показателя 2009 года.
Погашение задолженности прошлых лет по возмещению НДС негативно повлияло и на уровень выполнения годового плана. Если по итогам семи месяцев 2010 года он мог считаться умеренным (53,9%), то в январе-августе доходная часть государственного бюджета составляет 56,8% запланированного годового показателя, что является низким уровнем. Необходимо отметить, что выпуск НДС облигаций позволил лишь частично решить проблему погашения задолженности, накопленной в предыдущих бюджетных периодах. Конвертирование задолженности объемом 16,4 млрд.грн., в НДС облигации позволило отложить погашение долга перед экспортерами на более отдаленный срок. Учитывая сложную ситуацию с выполнением Государственного бюджета в 2010году, а также высокий уровень спроса инвесторов на НДС облигации, ожидается, что практика выпуска НДС облигаций для конвертации растущей задолженности перед отечественными предприятиями будет продолжена.
Правительство продолжает придерживаться активной политики привлечения заемных средств. Сохранение стабильного спроса со стороны банковского сектора способствовало успешному проведению аукционов по продаже ОВГЗ. В августе-сентябре текущего года путем выпуска ОВГЗ было привлечено более 6,8 млрд.грн. При этом доходность госбумаг продолжила снижаться и составила: 6-7,2% по облигациям сроком обращения до полу года, 9-10,9%– сроком обращения до года, 12% по трехлетним бумагам.
Кроме того, в сентябре текущего года Министерство финансов Украины осуществило выпуск облигаций внешнего госзайма объемом 2млрд.дол.США. Подготовительная работа по осуществлению трансакции была проведена в первом полугодии текущего года, но, несмотря на интерес, проявленный потенциальными покупателями облигаций, МФУ приняло решение не реализовывать трансакцию. Возобновление сотрудничества с МВФ и согласование Советом директоров МВФ в июне текущего года программы, предусматривающей предоставление Украине кредита объемом 15,2млрд.долл. США на условиях стенд-бай, способствовало улучшению инвестиционного климата в стране, а также повысило привлекательность еврооблигаций украинского правительства. Украина разместила выпуск облигаций внешнего государственного займа, организаторами которого выступили банки JP Morgan, Morgan Stanley и VTB Capital PLC, 16 сентября 2010 двумя траншами на общую сумму 2млрд.долларов США. Госбумаги сроком обращения 5 лет (500млн.долл.США) были размещены под 6,875% годовых, доходность 10-летних бумаг (1,5млрд.долл.США) составила 7,75%. Стоит отметить, что это первый после 2007 года успешный выпуск еврооблигаций Украины, книга заявок по которому превысила объем выпуска более чем в 3раза.
Несмотря на то, что в соответствии с Меморандумом о сотрудничестве с МВФ, Украина взяла на себя обязательства по удержанию объема государственного долга на экономически безопасном уровне, сохраняются риски, связанные с ростом долговой нагрузки центрального правительства. Это связано как с активными действиями МФУ на внутреннем и внешнем рынках капитала (за 9 месяцев 2010 года годовой план по заимствованиям в Государственный бюджет с учетом выпуска НДС-облигаций выполнен на 96,8%), так и со слабым восстановлением экономики страны в текущем году. Кроме того, на покрытие дефицита Государственного бюджета в текущем году планируется частично направить средства первого транша кредитного финансирования МВФ, выделенного в рамках новой программы сотрудничества с Украиной.
Соотношение объема прямого государственного долга по состоянию на 30.09.2010г. к прогнозному показателю ВВП на 2010г. (Постановление КМУ от 24.03.2010 №281) составляет 28,2%. Соотношение совокупного объема госдолга, с учетом гарантий Правительства – 37%. В соответствии с рекомендациями МВФ для стран с формирующимися рынками безопасный уровень государственного долга должен быть существенно ниже, чем закрепленный бюджетным законодательством Украины уровень 60% ВВП.
В рамках выполнения договоренностей с МВФ относительно сокращения объемов государственного долга Министерство финансов Украины отказало ряду украинских городов в позитивном решении на осуществление заимствований. Всего в этом году планировалось привлечь в местные бюджеты около 1,3 млрд.грн. При этом запланированный на 2010 год объем государственных заимствований составляет 100,3 млрд.грн. По нашему мнению, учитывая относительно невысокий объем запланированных муниципальных заимствований, выход на рынок облигационных займов органов местного самоуправления не приведет к существенному росту совокупной долговой нагрузки сектора госуправления, рассчитанной по методологии МВФ.
Активные действия Правительства Украины по привлечению заемных ресурсов позволили значительно улучшить ликвидность бюджетной системы, что частично компенсирует фискальные риски недовыполнения бюджетных показателей в IV квартале 2010 года. Объем входящего сальдо единого казначейского счета по состоянию на 01.09.2010 года превысил соответствующий показатель прошлого года в 2,1раза и составил 13,8 млрд.грн., но еще не достиг докризисного уровня. Вследствие этого сохраняется проблема обеспечения своевременного исполнения Государственным казначейством платежных поручений финансовых органов и главных распорядителей бюджетных средств.
В рамках выполнения взятых на себя обязательств перед МВФ, Правительство продолжило работу по реформированию налоговой системы страны. 21сентября Кабинет Министров Украины внес на рассмотрение Верховной Рады очередной вариант проекта Налогового кодекса. Ожидается, что данный документ, после рассмотрения в профильной комиссии, будет утвержден Парламентом не позднее конца октября текущего года. Необходимо отметить, что отсутствие утвержденного Налогового кодекса негативно влияет на осуществление бюджетного процесса. А именно, Верховная Рада не зарегистрировала проект Государственного бюджета на 2011год, который, в соответствии с нормами Бюджетного кодекса, был внесен в Парламент в сентябре текущего года. Отказом в регистрации документа послужило требование Парламента и Президента относительно необходимости формирования Государственного бюджета на следующий год на новой налоговой основе.
РЕАЛЬНЫЙ СЕКТОР ЭКОНОМИКИ
Металлургия
По информации Госкомстата Украины, в августе объем производства чугуна составил 2178тыс. т (+8,4%), стали – 2636тыс.т (+6,8%), готового проката черных металлов –1455тыс.т (+16,7%). В сравнении с предыдущим месяцем, показатели выросли, однако они ниже результатов августа 2009 года. На повышение объемов производства повлияло в первую очередь улучшение показателей компаний, входящих в группу ИСД (прирост составил 45-55%). После частичного погашения ими задолженности за ЖРС, поставки возобновились и выпуск продукции увеличился. Однако дефицит оборотных средств, долги за сырье и энергоносители остаются актуальной проблемой для многих предприятий ГМК. Следует отметить, что НАК«Нефтегаз» анонсировал свои намерения отключать промышленных должников от снабжения газом, что, на наш взгляд, является скорее попыткой улучшить платежную дисциплину, нежели реальными заявлениями относительно конкретных действий.
По итогам 8 месяцев 2010 года прирост объемов производства составил 8-11%, тогда как по итогам 6месяцев - 16-19%. Замедление темпов связано с ростом базы сравнения. По итогам сентября ожидается увеличение объемов выплавки чугуна и стали на 4-6% (2,3млн.т. и 2,7млн.т соответственно). Скорее всего, указанные темпы роста сохранятся до конца года, поскольку предпосылок для стремительного восстановления спроса на мировом рынке нет.
Осеннее возобновления деловой активности создало предпосылки для постепенного роста цен на металлопродукцию. Однако реальное, а не декларативное повышение цен произойдет, скорее всего, в IV квартале, когда старые запасы торговцев будут распроданы, а новые поставки пойдут по более высоким ценам.
Сельское хозяйство
В августе 2010 года сохранялась тенденция к сокращению производства сельскохозяйственной продукции, возникшая с началом уборки урожая. Так, за 8месяцев 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем продукции сельскохозяйственного производства уменьшился на 4,1%.
Вследствие неблагоприятных погодных условий снизилась урожайность зерновых культур, что повлияло на уменьшение производства продукции растениеводства и сельского хозяйства в целом. В 2010году, по сравнению с 2009годом, урожай пшеницы снизился на 19,2%, до 17,5млн.тонн пшеницы (по состоянию на 01.09.2010г.), ячменя – на 28,2%, до 8,9млн.тонн. В январе-августе 2010 года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объемы реализации зерна аграрными предприятиями сократились на 30,2%, до 11,3млн.тонн зерна. В среднем в августе 2010 года, по сравнению с предыдущим месяцем цены на зерновые культуры выросли на 22,5%. Спрос на продовольственное зерно был стабильно высоким, в отличие от фуражного зерна, закупки которого приостанавливались из-за неопределенности относительно возможного государственного регулирования экспорта.
Животноводческое направление развивается стабильно. По результатам января-августа 2010 года, в сравнении с январем-августом 2009 года, прирост продукции животноводства составил 3,1%. По-прежнему сохраняется рост численности поголовья свиней и птицы. За 8месяцев 2010 года реализовано 1,8млн.тонн мяса и птицы на забой, что на 6,3% больше, чем за аналогичный период прошлого года. Производство яиц увеличилось на 5,4% и составило 11,5млрд.шт. Неизменными остаются негативные тенденции в направлении разведения КРС, в результате которых сокращается производство молока (в январе-августе текущего года на 3,6%).
В ближайшей перспективе рейтинговое агентство существенных изменений в сельскохозяйственном секторе не ожидает. В данное время года у производителей растениеводческой продукции наиболее высокая потребность в оборотных средствах, так как совпадают работы по уборке урожая с проведением осенней посевной кампании. Поэтому активность торговли зерновыми и масличными культурами ближайшие два месяца будет зависеть как от государственного регулирования, так и от возможности пополнения оборотных средств за счет банковских кредитов. В животноводческом направлении рейтинговое агентство прогнозирует сохранение существующей динамики развития до конца года.
Строительство
На протяжении последних месяцев наблюдалось некоторое повышение активности предприятий занимающихся строительной деятельностью. Объем выполненных строительных работ за январь-август 2010 года (22,3 млрд. грн.) по-прежнему меньше соответствующего показателя за такой же период 2009 года (86% от показателя 2009 года), однако данное отставание ежемесячно сокращается. Деятельность предприятий строительной отрасли находится под влиянием ранее сформировавшихся факторов: низкого платежеспособного спроса в сфере жилой недвижимости; недостаточного бюджетного финансирования строительства объектов дорожной и инженерно-транспортной инфраструктуры; ограниченности застройщиков, инвесторов строительных проектов и покупателей недвижимости в доступе к заемным ресурсам.
При этом нужно отметить, что в последние месяцы отмечена активизация работ по проектам, связанным с улучшением инфраструктуры, за счет государственного финансирования (строительство мостов).
Как отмечалось в предыдущем обзоре, Верховная Рада Украины внесла коррективы в государственный бюджет на 2010 год, сократив финансирование программ по стимулированию строительства жилья (размер расходов был сокращен с чуть более 1 млрд.грн. до 390 млн.грн.). В сентябре, из запланированных на реализацию программы средств, поступили первые 100млн.грн. Учитывая небольшой объем выделенных ресурсов и условия предоставления данных средств инвесторам, мы считаем, что данная программа не окажет серьезного влияния на строительную отрасль в целом. Однако для отдельных строительных компаний и инвесторов ее влияние может быть позитивным.
В сентябре 2010 года Верховная Рада Украины внесла изменения в закон Украины "О предотвращении влияния мирового финансового кризиса на развитие строительной отрасли и жилищного строительства". Указанными изменениями был фактически продлен на год срок запрета на расторжение физическими и юридическими лицами договоров с застройщиками, которые своевременно не выполняют свои обязательства, а также взыскание соответствующих штрафных санкций. Ранее такой запрет был установлен для случаев, когда застройщик переносил сроки сдачи объекта не более чем на 18 месяцев. Теперь же депутаты установили предельный срок в 30 месяцев. Таким образом, фактически продлен срок, на который застройщик может переносить исполнение своих обязательств, ссылаясь на законодательные нормы. Закон пока не подписан президентом. Такие законодательные изменения продолжают тенденцию ослабления законодательной защиты установленных прав инвесторов в отношениях с застройщиками. Это несет риск намеренного использования застройщиками норм закона, даже без наличия на то серьезных причин у конкретного застройщика. К тому же снижение законодательной защищенности инвесторов снижает оправданность и целесообразность вложения средств в объекты жилой недвижимости, находящиеся на этапе строительства.
Прогноз развития строительной отрасли до конца 2010 года по-прежнему остается весьма сдержанным. Заметный рост объемов выполняемых строительных работ возможен после роста покупательной способности населения, улучшения банками условий ипотечного кредитования, стабильного бюджетного финансирования инфраструктурных проектов. Вероятность реализации совокупности вышеуказанных факторов до конца 2010 года, в целом, невысока. Определенные позитивные изменения, а именно, увеличение объемов работ в отрасли, могут быть связаны с финансированием капитальных проектов по улучшению инфраструктуры.
Торговля
По результатам января-августа 2010 года объем розничного товарооборота в Украине достиг уровня в 329,7 млрд. грн. (104,6% относительно января-августа 2009 года). Тенденция постепенного увеличения объемов розничного товарооборота обусловлена увеличением потребительской активности, а также ростом заработной платы населения (индекс роста реальной заработной платы за январь-август 2010 года составил 109,3%, относительно аналогичного периода 2009 года).
На рынке розничной торговли Украины наблюдается сохранение позиций ведущих ритейлеров (в частности в сфере торговли продовольственными товарами), основные усилия которых направлены на удержание рыночных позиций, оптимизацию структуры существующих торговых сетей, на реализацию планов по незначительному расширению присутствия в регионах.
В целом, большинство потенциальных инвесторов заняли выжидательную позицию, относительно вхождения на розничный рынок Украины, что связано с сохранением высоких внутренних и внешних рисков. Несмотря на рост потребительских настроений, спрос остается на уровне ниже докризисного периода, что, в свою очередь, влияет на снижение привлекательности украинского рынка. В международном рейтинге 2010 года, составленном компанией «A.T. Kearney», Украина не вошла в список наиболее перспективных в развитии сектора розничной торговли. В сфере слияний и поглощений активность инвесторов остается на низком уровне, отмечаются единичные сделки по приобретению активов.
До конца текущего года можно ожидать продолжения увеличения рынка розничной торговли, поскольку в конце IV квартала будет происходить сезонный рост объемов реализации. При этом темпы восстановления отрасли будут зависеть, прежде всего, от покупательной способности потребителей, а также от активности банковского сектора в сфере розничного кредитования. Кроме того, значительное влияние на показатели деятельности отрасли в целом будет оказывать индекс роста потребительских цен.
ВНЕШНИЙ СЕКТОР
В августе текущего года сохраняется тенденция к увеличению негативного сальдо текущего счета платежного баланса, обуславливаемая существенным замедлением темпа роста товарного экспорта при сохранении высоких темпов роста товарного импорта. При этом довольно большие объемы поступлений прямых иностранных инвестиций продолжают покрывать дефицит текущего счета и позволяют уравновесить платежный баланс в целом – положительное сальдо платежного баланса в августе текущего года составило 0,03млрд.долл. США.
Таблица 1. Платежный баланс Украины, млн.дол.США
Показатели |
июнь 10 |
июль 10 |
август 10 |
Баланс товаров |
-205 |
-848 |
-1 095 |
Баланс услуг |
336 |
458 |
497 |
Доходы (сальдо) |
-191 |
-93 |
-228 |
Текущие трансферты (сальдо) |
255 |
260 |
263 |
Операции с капиталом и финансовые операции |
2 621 |
966 |
593 |
Сведенный Баланс |
2 816 |
743 |
30 |
Источник: Национальный банк Украины |
Экспорт товаров в отчетный период составил 4319млн.долл.США (против 4316млн.долл.США в
июле), в то время как товарный импорт увеличился с 5164млн.долл.США в июле до
5414млн.долл.США в августе текущего года. Август 2010 года ознаменовался довольно
значительным сокращением стоимостного объема товарного экспорта продукции металлургии и
машиностроения (на 9% и на 11,6%, соответственно, по сравнению с июлем текущего года) при
одновременном существенном увеличении экспорта продукции химической промышленности (на
34,1%) и продукции АПК (на 22,8%). Рост товарных поставок в августе текущего года в
натуральном объеме наблюдался по таким позициям сельскохозяйственной продукции, как
пшеница (в 1,9раза, в сравнении с июлем) и ячмень (в 2раза соответственно).
Прямые иностранные инвестиции, привлеченные реальным сектором экономики, продолжают оставаться основным источником формирования положительного сальдо счета финансовых и капитальных операций. При этом, в отличие от июля 2010 года, сальдо кредитных и облигационных операций в августе текущего года было отрицательным, что связано с существенным увеличением объема погашений долгосрочных кредитов при довольно умеренном объеме новых привлечений долгосрочного ссудного капитала. Соответственно, в августе текущего года произошло снижение показателя Rollover до 86% (в июле – 96%). В банковском секторе покрытие новыми ссудами выплат по существующим кредитам и облигациям уменьшилось в августе на 4п.п., в других секторах – на 27п.п.
Возобновление сотрудничества между Украиной и МВФ и получение от Фонда первого кредитного транша объемом 1,9млрд.долл. США позволило сохранить тенденцию к увеличению международных резервов НБУ. По состоянию на 01.09.2010 года объем резервных активов составил 32,7млрд.долл. США, что позволяет обеспечивать финансирование импорта товаров и услуг в течение 5,4месяцев будущего периода.
На динамику платежного баланса Украины в сентябре-октябре текущего года может оказать
влияние увеличение объемов экспорта продукции металлургии, чему будет способствовать
сезонное увеличение внешнего спроса со стороны стран Ближнего Востока и Западной Европы.
Положительный эффект для отечественных экспортеров металлопродукции может создать также
уменьшение экспортных поставок со стороны Китая, а также начало реализации США масштабной
программы модернизации транспортной инфраструктуры. Следует отметить, что отечественные
метпредприятия уже начали подготовку к ожидаемому увеличению внешнего спроса о чем, в
частности, свидетельствует наращивание среднедневных объемов товарного выпуска, которое
наблюдается, начиная со второй половины августа текущего года.
БАНКОВСКАЯ СИСТЕМА
Как и в предыдущие периоды, возврат денег в банковскую систему обусловил продолжающийся рост денежной массы. Активные действия НБУ по обеспечению устойчивости денежного кредитного рынка путем мобилизации средств из банковской системы при низком уровне предоставления рефинансирования, способствовали снижению инфляционных процессов. Предпринимаемые меры по связыванию излишней ликвидности привели к снижению остатков на корсчетах банков. Также на снижение высоколиквидных активов в банковской системе повлияло улучшение ликвидности бюджетной сферы и накопление средств на счетах казначейства. Тем не менее, ликвидность банковской системы продолжала оставаться на приемлемом уровне, поскольку сохранилась тенденция улучшения ситуации с фондированием. Стоимость ресурсов на межбанковском рынке в августе, как и в предыдущих месяцах, снижалась: средневзвешенная ставка снизилась до 1,5%, по кредитам овернайт до 1,0%. В сентябре ситуация изменилась, произошла корректировка межбанковского рынка, что отразилось на росте стоимости ресурсов на фоне снижения объемов размещенных НБУ депозитных сертификатов. Ликвидность банковской системы обеспечивалась, наряду с другими факторами, ростом депозитной базы при небольшом увеличении кредитной активности. Сохранение доверия граждан как к гривне, так и банковской системе, обуславливало прирост депозитов преимущественно в гривне. Кроме того, сохранился приток депозитов в гривне и от юридических лиц. Стоит отметить сохранение тенденции относительно улучшения структуры ресурсной базы по срокам привлечения средств. Удельный вес долгосрочных депозитов с общем объеме по результатам 8-ми месяцев увеличился с 24,4% до 27,9%. Поскольку стоимость ресурсной базы, необходимой для возобновления активных операций на докризисном уровне, по-прежнему остается достаточно высокой, банки сохраняли тенденцию к снижению ставок по депозитам. Также на снижение стоимости депозитов влияет необходимость замещения более дешевых ресурсов привлеченных с внешнего рынка, либо ресурсов привлеченных от материнских компаний с иностранным капиталом. На сегодняшний день большинство дочерних иностранных банков, работающих на Украине, ориентированы на внутренний ресурсный рынок. Поскольку основная задача, стоящая перед дочерними структурами, обеспечить приемлемую доходность и максимально снизить зависимость от внутригруппового фондирования. В связи с этим в августе происходило активное погашение накопленной внешней задолженности при низком объеме новых привлечений (сальдо по кредитам и облигациям банковского сектора в августе сохранялось отрицательным - 252 млн.дол.США, rollower - 82%).
Несмотря на приток депозитной базы и стимулирование кредитования со стороны регулятора, увеличение кредитных операций в целом по банковской системе было достаточно сдержанным. Как мы уже отмечали ранее, Национальный банк в связи с требованиями МВФ относительно корреляции учетной ставки с рыночными ставками, понизил в августе учетную ставку до 7,75% годовых. Задолженность по кредитам выросла всего на 0,7% преимущественно в национальной валюте по операциям с юридическими лицами. По-прежнему кредитная активность по разным банкам существенно отличается. Однако невысокий объем предоставляемых кредитных ресурсов в целом по банковской системе обуславливается консервативной кредитной политикой банков, направленной на не увеличение объемов негативно классифицированных активов в дальнейшем.
Существенное давление на финансовые показатели банковского сектора продолжает оказывать низкое качество активов и наметившиеся общебанковские тенденции к сокращению рыночных процентных ставок по кредитам. Результатом было сокращение чистой процентной маржи и спреда при относительно высоком уровне затрат на формирование резервов по активным операциям. Общий убыток банковского сектора в августе составил 0,32 млрд.грн. (с начала года – 8,9 млрд.грн.). Возможности дальнейшей оптимизации административных затрат ограничены, поэтому в будущем ключевое влияние на финансовые результаты банковского сектора будет оказывать способность банков поддерживать необходимый уровень (объем) качественной доходной базы и динамика стоимости ресурсов.
Таблица 2. Показатели деятельности банковской системы
Основные показатели, млрд.грн |
Июль 2010 |
Август 2010 |
изм-е за мес. |
Монетарная база |
223,8 |
220,4 |
-3,4 |
Денежная масса |
551,7 |
556,5 |
4,8 |
Корсчета |
26,2 |
20,0 |
-6,2 |
Активы (скорректированные на резервы) |
901,8 |
899,2 |
-2,6 |
Высоколиквидные активы |
111,8 |
107,8 |
-4,0 |
Кредиты всего: в т.ч. |
725,3 |
731,6 |
6,3 |
кредиты юридических лиц |
477,1 |
482,4 |
5,3 |
кредиты физических лиц |
199 |
196,7 |
-2,3 |
Проблемные кредиты, удельный вес в КП,% |
11,5 |
11,7 |
0,2 |
% ставка по кредитам в нац. вал. (среднемес.) |
13,5 |
12,6 |
-0,9 |
% ставка по кредитам в иностр. вал. (среднемес.) |
10,4 |
9,9 |
-0,5 |
Обязательства банков всего: в т.ч. |
773,8 |
771,6 |
-2,2 |
депозиты юридических лиц |
127 |
130,7 |
3,7 |
депозиты физических лиц |
247,3 |
249,5 |
2,2 |
% ставка по депоз.в нац. вал. (среднемес.) |
9,3 |
8,4 |
-0,9 |
% ставка по депоз. в иностр. вал. (среднемес.) |
7,3 |
6,9 |
-0,4 |
резервы для возмещения возможных |
108,2 |
110,1 |
1,9 |
Собственный капитал |
128 |
127,7 |
-0,3 |
доля иностранного капитала в уставном |
35,7 |
35,8 |
0,1 |
Чистая процентная маржа, % |
5,85 |
5,78 |
-0,1 |
Чистый спрэд, % |
4,88 |
4,82 |
-0,1 |
Результат деятельности |
-8,6 |
-8,9 |
-0,3 |
Рефинансирование НБУ |
0,04 |
0,17 |
0,1 |
Мобилизация |
40,9 |
36,5 |
-4,4 |
Чистое рефинансирование |
-40,9 |
-36,3 |
4,6 |
Источник: Национальный банк Украины |
В краткосрочной перспективе мы ожидаем дальнейшего прироста ресурсной базы, несмотря на
продолжающееся снижение стоимости вкладов, сохранения тенденции замещения ресурсов
привлеченных с внешних рынков, а также от материнских компаний с иностранным капиталом,
более дорогими внутренними ресурсами. По мнению агентства, восстановление кредитования в
банковском секторе будет сдержанным, с учетом слабых возможностей фондирования с внешних
рынков, ограниченной ресурсной базы на внутреннем долговом рынке, а также низкого
платежеспособного спроса на банковские кредиты.
Также дальнейшее развитие банковской системы будет зависеть от политики Нацбанка касательно регулирования банковского сектора. На сегодняшний день на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект (№0884) предусматривающий повышение требований к минимальному размеру уставного капитала до 500млн.грн. с целью обеспечения защищенности вкладчиков. В случае принятия данного законопроекта, значение будут иметь сроки введения новой нормы и действия регулятора по контролю за выполнением данного требования. Можно ожидать, что ряд банковских учреждений не смогут саккумулировать необходимый объем средств для повышения капитализации. Это может привести не столько к слияниям и поглощениям в банковской системе, сколько к преднамеренному выводу средств из таких банков на связанные структуры с последующим банкротством, что в целом не будет способствовать стабилизации банковской системы, поскольку может спровоцировать отток ресурсов физ. лиц после нескольких банкротств.
Валютный рынок
Низкое позитивное сальдо валютных нетто-поступлений в августе и позитивное сальдо в сентябре, обеспечивало приток иностранной валюты в страну. Однако спрос на валютном рынке рос быстрее поступлений, что обусловило некоторое ослабление гривны и вынуждало Национальный банк проводить валютные интервенции в сентябре. Искусственное удержание курса гривны и увеличение внешней долговой нагрузки госсектора за счет внешних привлечений, а также траншей МВФ, увеличивало задолженность правительства перед внешними кредиторами. При этом сальдо по внешнеторговым операциям в августе оставалось отрицательным. И несмотря на то, что в сентябре мы ожидаем увеличения экспортных операций, сальдо внешнеторговых операций может оставаться низким, что увеличивает давление на валютный рынок. Дальнейшая курсовая динамика будет зависеть, прежде всего, от политики регулятора, общей ситуации в стране и на мировых рынках, а также от уровня доверия внешних инвесторов и инвестиционного климата в стране.