Базель-ІІІ: суть и последствия
Оздоровление банковской системы, традиционно являющейся катализатором экономических процессов на национальном и глобальном уровне, является ключевой мерой для возобновления экономического роста. Исследование посткризисного развития экономик свидетельствует о первостепенности восстановления банковского сектора для выполнения последним кредитной функции. Зачастую национальные правительства весьма неохотно проводят рекапитализацию банковских учреждений, более того, применяют механизмы, направленные на ослабление регулятивных норм. Это дает возможность банкам продолжать практику сокрытия негативно классифицированных активов, что лишь усугубляет макроэкономическую рецессию. С другой стороны, глобализация мировой экономической системы не всегда позволяет достичь желаемого результата даже тем отдельным странам, в которых регуляторы внедряют решительные меры по восстановлению банковского сектора. В этой связи, ключевое значение для достижения мировой экономической стабильности приобретают директивы и рекомендации наднациональных финансовых регуляторов, которые часто находят свое отражение в национальном законодательстве стран той или ной страны. Это, в свою очередь, способствует координации экономической политики, направленной на преодоление последствий мирового финансового кризиса.
Для повышения устойчивости мировой банковской системы к влиянию кризисных явлений, Базельский комитет по банковскому надзору при Банке международных расчетов 12 сентября 2010года объявил о намерении изменить требования к формированию ликвидных пассивов. Разработчики новых требований считают, что ужесточение нормативов должно повысить устойчивость банков и снизить вероятность повторения кризиса в банковской сфере. Новые правила банковского регулирования (Базель-III) были одобрены главами центробанков и органов финансового надзора 27 стран мира. Регуляторные требования планируется утвердить в 20-х числах ноября на саммите G20 в Южной Корее. Кроме того, для большей стабильности банковских систем, Базельским комитетом с 2011 года будет проводиться работа по разработке и внедрению новых требований к показателям ликвидности, которую планируется завершить до 2016 года, изменив стандарты минимальных требований.
ТРЕБОВАНИЯ К РАСЧЕТУ КАПИТАЛА СТАЛИ ЖЕСТЧЕ
Согласно обнародованных данных, предполагается повысить норматив отношения уставного капитала к активам, взвешенным по уровням рисков, с текущих 2% до 4,5%, а также ужесточить аналогичный норматив по капиталу I уровня с 4,0% до 8,0%.
Требования к аналогичному нормативу, рассчитывающемуся от регулятивного капитала банка, останутся прежними – 8,0% (см. Таблицу 1). С целью покрытия убытков, связанных с негативными изменениями в финансовой и экономической среде, предусмотрено формирование дополнительных резервов, а именно т.н. «замороженного резерва» в размере 2,5% уставного капитала банка после дивидендных отчислений. Предполагается, что данная норма снизит возможность выплаты бонусов и высоких дивидендов в условиях усиления давления на капитал. Также при существенном наращивании кредитного риска на фоне значительного роста кредитных операций, возможно формирование т.н. «антицикличного резерва» от 0% до 0,25% от уставного капитала. Формирование данного резерва призвано снизить потери капитала при циклических колебаниях кредитных рынков.
ВСТУПЛЕНИЕ В СИЛУ - ПОСТЕПЕННО
Согласно результатов исследований, проводимых Базельским комитетом, для соответствия приведенным нормам банкам потребуются значительные усилия по наращиванию капитала. В связи с этим реализация новых стандартов будет происходить поэтапно, что позволит постепенно аккумулировать капитал и при этом обеспечивать финансирование кредитно-инвестиционных операций. Информация о сроках введения требований приведена в Таблице2. Нормативы к уставному капиталу и капиталу I уровня будут постепенно повышаться с 2013 до 2015годы, требования по формированию замороженного резерва вводятся с 2016 года и постепенно усиливаются до 2019года включительно.
С целью мониторинга показателей работы банков в переходный период, Базельский комитет будет вводить строгие процедуры отчетности, а также продолжит надзор за внедрением новых стандартов на финансовых рынках, реагируя на возникновение непредвиденных последствий. Предполагается, что банки, которые не будут соответствовать требованиям по капиталу, будут ограничены в выплатах дивидендов и бонусов.
По нашему мнению, повышение капитализации и формирование дополнительных резервов должно способствовать повышению финансовой устойчивости банков и, соответственно, мировой банковской системы. Тем не менее, как показала практика, повышение требований относительно формирования капитала не всегда является залогом финансовой надежности финансовых учреждений.
Для соответствия более жестким стандартам банки будут вынуждены привлекать значительные ресурсы от акционеров, либо проводить дополнительные размещения акций, размывая доли существующих собственников при неготовности последних профинансировать увеличение капитализации. Так, по данным Macroeconomic Assessment Group, увеличение капитализации на 2п.п. при сохранении объемов и структуры активов, потребует от 20 крупнейших банков еврозоны вливания в капитал Iуровня около 114 млрд. евро (или около 140 млрд. дол. США). С другой стороны, в случае оценки действий по привлечению ресурсов как достаточно дорогих и требующих значительных расходов существующих акционеров, банки могут выбрать стратегию направленную на сокращение объемов кредитно-инвестиционных операций, либо не наращивать доходные активы в дальнейшем. Это может привести к снижению обеспечения финансовыми ресурсами компаний, работающих в реальном секторе, и впоследствии негативно отразиться на дальнейшем развитии экономик различных стран. Так, согласно исследованиям Macroeconomic Assessment Group, увеличение капитализации на 1п.п. в течение четырех лет приводит к снижению ВВП на 0,16%.
Ухудшение финансового состояния ряда банков было спровоцировано не низкой капитализацией, а осуществлением высокорисковых операций по инвестированию средств, проведением операций с ценными бумагами низкого кредитного качества, нехваткой ликвидных ресурсов на фоне оттока депозитной базы, ошибками в управлении и т.д. Поэтому, кроме повышения нормативов капитала, необходимо принимать также меры, направленные на улучшение качества активов, формирование запаса ликвидности и усовершенствование менеджмента банковских учреждений.
ДЕЙСТВУЮЩИЕ УКРАИНСКИЕ ПРАВИЛА – НЕ МЕНЕЕ СТРОГИЕ
Работа банков в Украине, регулируется исключительно отечественным законодательством, поэтому требования к размеру капитала и его структуре находится в компетенции Национального банка. Потребность в дополнительной капитализации будет определяться рядом факторов, среди которых нормативные требования к капиталу, уровень выполнения банками пруденциальных требований на текущий момент, качество доходных активов и их потенциальное влияние на капитализацию, общее состояние финансового сектора и необходимость введения дополнительных мер по обеспечению стабильности банковской сферы.
Основы требований по нормативам и порядку расчета капитала банка утверждены Инструкцией «О порядке регулирования деятельности банков в Украине», утвержденной банковским регулятором еще в августе 2001 года (постановление № 368). Если еще в начале текущего Национальный банк ослаблял требования к регулятивному капиталу, то на фоне стабилизации банковской системы в связи с притоком клиентских депозитов и повышения ликвидности банковских учреждений – уже в июле требования были повышены. Так, был увеличен минимальный размер регулятивного капитала, в целом изменены требования к структуре капитала банка.
Согласно действующим требованиям, минимальный регулятивный капитал банковского учреждения должен составлять не менее 120 млн.грн. и не должен быть меньше уставного капитала. Норматив адекватности регулятивного капитала** (Н2) не должен быть ниже 10%. Несмотря на то, что у отдельных банков сохраняются проблемы с капиталом из-за значительных убытков, возникших в результате ревизии доходных активов, в целом по системе адекватность регулятивного капитала остается на приемлемом уровне (по состоянию на 01.09.2010 года Н2 составил 19,82%). В течение всего текущего года банки предпринимали ощутимые усилия по наращиванию регулятивного капитала, объем которого вырос с 123 млрд.грн. до 146 млрд.грн. по состоянию на 01.09.2010 г.
** Определяется как соотношение регулятивного капитала к суммарным активам и определенным внебалансовым инструментам, уменьшенных на сумму созданных соответствующих резервов по активным операциями, на сумму обеспечения кредита безусловным обязательством или денежным покрытием в виде залога имущественных прав и взвешенных по степени кредитного риска
На сегодняшний день на рассмотрении Верховной Рады находится законопроект (№0884) предусматривающий повышение требований к минимальному размеру уставного капитала до 500млн.грн. с целью обеспечения защищенности вкладчиков. В случае принятия данного законопроекта, значение будут иметь сроки введения новой нормы и действия регулятора по контролю за ее выполнением. Можно ожидать, что ряд банков не сможет аккумулировать необходимый объем средств для повышения капитализации. Это может привести не столько к слиянием и поглощениям в банковской системе, сколько к преднамеренному выводу средств из ряда банков на связанные структуры с последующим банкротством, что может спровоцировать повальный отток ресурсов физических лиц из финансовых учреждений после нескольких подобных банкротств.
«ДОЧКАМ» ИНОСТРАНЦЕВ ЛИШНЕГО ЖДАТЬ НЕ СТОИТ
Достаточно часто возникают вопросы о возможностях докапитализации дочерних банков с иностранным капиталом материнскими банками, после введения требований к последним повысить собственную капитализацию. Стоит отметить, что в Украине на фоне ухудшения активов банковских институтов наиболее интенсивно увеличивали капитал именно банки с иностранным капиталом, а также госбанки. Так, в целом по системе по итогам 2009 года 40% от общего прироста каптала приходилось на банки с иностранными корнями, около 45% – на учреждения, рекапитализированные государством, и лишь 15% – на банки с украинскими акционерами. Банки, принадлежащие к европейским финансовым структурам, на протяжении последних лет достаточно активно наращивали капитал как первого, так и второго уровня, что было обусловлено существенным увеличением отчислений в резервы из-за ухудшения качества активов и необходимостью выполнения пруденциальных требований украинского законодательства. На текущий момент банки уже сформировали достаточно резервов под проблемную задолженность, и дальнейшая их капитализация будет необходима лишь в случае существенного ухудшения операционной среды или в связи с принятием планов дальнейшего активного роста.
Базовое перераспределение банковского рынка в нашей стране уже произошло, и теперь удержание рыночных позиций не будет приоритетной задачей для материнских структур из Европы. Большинство «дочек» иностранных банков будет ориентировано на внутренний ресурсный рынок. Основная задача, которая стоит перед дочерними структурами, – обеспечить приемлемую доходность и максимально снизить зависимость от внутригруппового фондирования, то есть добиться функционирования дочерних подразделений без оказания вливаний извне. Зачастую инвестиции в Украину, включая кредитную поддержку, оцениваются европейскими структурами как рискованные операции, соответственно, активной докапитализации банков с иностранным участием в ближайшем будущем ожидать не стоит.
Стоит обратить внимание, что ряд банков, как с отечественным, так и иностранным капиталом, повышали показатели капитализации за счет привлечения платных и возвратных ресурсов. Как правило, они привлекались от связанных структур путем оформления субординированного долга (на начало второго полугодия 2010года удельный вес субдолга в регулятивном капитале составил около 20%). Зачастую привлекаемые таким образом ресурсы выдавались в качестве кредитов связанным компаниям, и соответственно, реальная капитализация бизнеса не происходила. Поэтому при возникновении негативных тенденций подобные финансовые учреждения могут оказаться более чувствительны к внешним факторам.
Однако, в целом, сформированный капитал сектора позволяет абсорбировать текущие и потенциальные убытки большинства банковских учреждений. Дальнейшая его динамика будет зависеть от изменений регуляторной среды и кредитоспособности заемщиков, что будет отражаться как на качестве доходных активов, так и на кредитной активности банков, а соответственно, и на необходимости формировать резервы. И, конечно, особенно большое значение будут иметь финансовые возможности собственников и их заинтересованность в поддержке банковского бизнеса.
Таблица 1. Требования к капиталу банковских учреждений, согласно предложениям Базельского комитета по банковскому надзору
Показатели,% |
Уставный капитал |
Капитал I-го уровня |
Регулятивный капитал |
Минимальное значение |
4,5 |
6,0 |
8,0 |
Замороженный резерв |
2,5 |
||
Минимальное значение с учетом замороженного резерва |
7,0 |
8,5 |
10,5 |
Диапазон антицикличного резерва |
0-0,25 |
Таблица 2. Требования к капиталу банковских учреждений (поэтапное введение требований)
Показатели, % |
2013 г. |
2014 г. |
2015 г. |
2016 г. |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Коэффициент уставного капитала |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
4,5 |
Замороженный резерв |
0,625 |
1,25 |
1,875 |
2,5 |
|||
Уставный капитал и замороженный резерв |
3,5 |
4,0 |
4,5 |
5,125 |
5,75 |
6,375 |
7,0 |
Капитал I уровня |
4,5 |
5,5 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
6,0 |
Регулятивный капитал |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
Регулятивный капитал и замороженный резерв |
8,0 |
8,0 |
8,0 |
8,625 |
9,25 |
9,875 |
10,5 |