Естественный страховой отбор
По мнению рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», реальное сокращение рынка страховых услуг по сравнению с І кварталом 2008 г. составило более 30%. В автостраховании (КАСКО и ОСАГО), выступавшем сравнительно недавно ключевым видом в привлечении премий, реальная глубина падения оценивается рейтинговым агентством не менее чем в 40-45%. Во ІІ квартале кризисные явления в сфере страхования только обострились.
Обзор страхового рынка Украины по результатам I кв. 2009 года
Одной из основных тенденцией на страховом рынке стало одновременное снижение двух базисных параметров рынка: уплаченных страховых премий и выплат страховых возмещений, чего в предыдущие годы практически не наблюдалось. Указанные тенденции происходили на фоне роста убыточности (доли выплат в премиях) по ряду ключевых видов, прежде всего, по автоКАСКО (с 56,8% до 80,9%), а также по страхованию финансовых рисков (с 52,6% до 72%).
Негативной тенденцией I квартала также является постепенное увеличение разрыва между суммами, заявленными клиентами к возмещению, и объёмом средств, реально выплаченных страховыми компаниями. На увеличение разрыва влияли следующие факторы:
- изначальная недостаточная сбалансированность страхового портфеля (например, присутствовала значительная концентрация по автострахованию, которая у некоторых компаний доходила до 90%);
- недостаточность платежей по небольшому числу новых договоров, чтобы обеспечить возможность выплат по старым договорам;
- недоступность значительной части необходимых для выплат денежных средств, поскольку они размещены на счетах страховой компании в проблемных банках.
Еще одной негативной тенденцией развития рынка в текущем году стало сокращение общих активов и капиталов страховых компаний с одновременным ухудшением качества тех активов, которыми по законодательству могут быть представлены страховые резервы. Это крайне негативно влияет на платежеспособность, ограничивая возможности страховщиков своевременно и в полном объёме выполнять свои обязательства.
По прогнозам агентства «Кредит-Рейтинг», в 2009 г. большинство страховых компаний будут вынуждены кардинально пересматривать структуру своих портфелей. Рост страховых тарифов будет происходить не только в автотранспортном страховании, но и в других видах, поскольку в текущем году сложно прогнозировать получение страховщиками ощутимых инвестиционных доходов от размещения активов. В случае несогласия клиента страховаться по повышенным расценкам ему могут предложить уменьшить сумму покрытия, либо сократить перечень рисков.
В текущем году страховые компании будут вынуждены и далее снижать свои расходы: сокращать подразделения, не генерирующие денежный поток; урезать административные и операционные расходы. Рейтинговое агентство ожидает сохранения в 2009 г. стремления крупных украинских страховщиков не столько поглотить более слабого конкурента, а, скорее, переманить его клиентов.
Выход из кризиса для страхового рынка, по прогнозам агентства, будет достаточно длительным. Можно предположить, что количество страховых компаний к концу 2009 г. сократится вследствие закрытия, поглощения либо банкротства. Отрицательно на страховом секторе скажется мошенничество ряда собственников страховых компаний, которые сегодня практически безнаказанно выводят ликвидные активы, создавая новые компании, при этом «забывая» о прежних обязательствах.
За первое полугодие текущего года в страховые компании не были введены временные администрации Госфинуслуг, хотя по ряду компаний в ближайшем квартале может быть запущена процедура банкротства. Промедление с новыми, более жёсткими правилами работы временных администраций страховщиков может вскоре обернуться дальнейшим стремительным ростом задолженности ряда компаний перед своими клиентами.
Скорость построения и восстановления доверия людей и бизнеса к страхованию во многом будет зависеть от действий регулятора по очистке рынка от недобросовестных компаний, а также от успеха создания консолидированной системы надзора над финансовым рынком, предполагающей тесное взаимодействие между НБУ, ГКЦБФР и Госфинуслуг.
Информация обо всех кредитных рейтингах, присвоенных агентством по Национальной рейтинговой шкале, находится в информационных системах REUTERS и BLOOMBERG.
Для получения более подробной информации:
Департамент информации и коммуникации, Марина Проценко, тел. (044)
490-25-50
MProtsenko@credit-rating.com.ua
Профильный аналитический отдел, Андрей Коноплястый, тел.: (044)
490-25-50
AKonoplyastiy@credit-rating.com.ua