Снижение рейтингов стран Еврозоны. Что дальше?
В пятницу, 13 января, Министр финансов Франции Франсуа Баруэн получил уведомление от рейтингового агентства Standard&Poor’s о понижении суверенного рейтинга своей страны. Подобные уведомления получили в правительствах еще 8 стран Еврозоны, при этом рейтинг 4 стран (Кипра, Италии, Португалии и Испании) был понижен сразу на 2 ступени. В результате этого Кипр и Португалия покинули «высшую лигу» государств, имеющих рейтинги инвестиционной категории. Суверенные обязательства этих двух стран более не приемлемы для вложений институциональных инвесторов, таких как пенсионные фонды. Рейтинги 7 стран Еврозоны остались неизменными. Однако, 14 из 16 стран сейчас имеют негативный прогноз по своим рейтингам, что вполне определенно говорит о векторе дальнейшего развития ситуации.
Воистину, эта пятница стала несчастливым днем не только для Франсуа, но и для министров финансов других стран Еврозоны. Впрочем, несмотря на то, что ряд наблюдателей заподозрили S&P в нездоровом стремлении к эпатажу (дескать, после того, как они подняли руку на рейтинг США, а потом от возбуждения наделали кучу технических ошибок, им уже нечего терять), выбор даты не случаен. Не случайно и то, что до момента официальной публикации данных самим рейтинговым агентством, произошла утечка информации от представителей правительств пострадавших стран. Дело в том, что предварительное уведомление представителей рейтингуемого субъекта и публикация информации после закрытия торговых сессий по всему миру накануне выходных являются новыми требованиями Евросоюза, разработанными для минимизации последствий понижений суверенных рейтингов. Предполагается, что переваренные во время уик-енда новости уже не так остро будут восприниматься рынками с утра в понедельник и не будут давать дополнительный импульс волатильности. Что мы, собственно, и наблюдали в понедельник, 16-го, хотя одним из факторов слабой реакции на понижение рейтингов является также и то, что в основе данных рейтинговых действий лежат реалии, уже вполне осознанные рынком – рост стоимости заимствований, ухудшение доступа к кредитным ресурсам, попытки делевереджа одновременно со стороны частного и государственного сектора, ухудшение общих экономических перспектив и, конечно же, отсутствие единства в правящей верхушке стран Еврозоны относительно подходов к решению проблем региона в целом. Ну и, в конце концов, не забываем, что в список CreditWatch с перспективой понижения рейтинги попали еще в начале декабря. Так что – никаких сюрпризов. Психологический эффект от исторического понижения рейтингов, пожалуй, уже тоже не так сильно выражен, как это было после попрания всего святого – понижения рейтинга США в прошлом году.
Тем не менее, рейтинговые действия, датированные 13 января, могут иметь далеко идущие последствия. Дело в том, что если кредитный рейтинг повышается, то вероятность дальнейшего повышения в ближайшее время невысока. И, напротив, если рейтинг понижается, то жди дальнейшего понижения. Уже запущена порочная спираль событий: рейтинг понижен – стоимость финансирования долгов растет – финансовые позиции ухудшаются – страдает экономика – появляются основания для нового понижения рейтинга. Осознание этого обстоятельства и рождает идеи, подобные идее введения запрета на публикацию суверенных рейтингов. Кстати, предложение ввести такой запрет было недавно отклонено в ходе подготовки второго раунда изменений к Закону ЕС 2009 года о кредитно-рейтинговых агентствах, но проблема «пагубного влияния» рейтингов осталась, и автор идеи запрета пообещал придумать что-нибудь другое для ее решения. Посмотрим: очередные парламентские слушания и переговоры по проблеме реформирования европейского рынка рейтинговых услуг пройдут в Брюсселе 24-25 января. К слову, автор этих строк планирует принять участие в данном мероприятии вместе с остальными членами совета директоров Европейской ассоциации рейтинговых агентств.
Так что, если лидеры европейских государств не проявят ранее тщательно скрывавшуюся ими способность к быстрым и эффективным компромиссам, мы можем ожидать дальнейших понижений суверенных рейтингов стран Еврозоны.S&P оценивает такую вероятность по каждой из стран с негативным прогнозом как 1 к 2 в течение 2 лет. Так что мы еще не раз услышим резкие слова европейских политиков о несвоевременности и необоснованности рейтинговых изменений, а также обвинения в непрофессионализме и политической заангажированности рейтинговых агентств. На мой взгляд, Евросоюз вполне разумно отказался от идеи создания единого европейского рейтингового агентства, спонсируемого правительствами стран региона. Очевидно, что политическое давление на такое агентство сделало бы невозможным его объективную независимую работу, ведь ни один политик не поддержит даже самое очевидное и обоснованное понижение рейтинга своей страны.
Комментируя понижение рейтинга Франции, Франсуа Баруэн сравнил утерянный рейтинг ААА с высшей оценкой студента (20 баллов во Франции), а новый уровень (АА+) с оценкой 19, и заверил, что если студент, который стабильно получал 20, вдруг один раз получил 19, то нет никакой катастрофы – это, все равно, вполне преуспевающий студент. Довольно удачное сравнение (общее количество рейтинговых ступеней как раз чуть больше 20). Но, как мы понимаем, этому студенту в обозримом будущем уже не светит вернуться к обычному уровню своей успеваемости, скорее всего, он скатится на 17-18, если не ниже. Впрочем, любого студента с баллом не ниже 14-и (т.е. страну с рейтингом не ниже А) можно считать вполне успешным. За последние 36 лет наблюдений S&P (с 1975 года) ни одна страна с рейтингом А и выше не допустила дефолта. Впрочем, справедливо и то, что нынешние катаклизмы могут оказаться более серьезными, чем любые другие экономические потрясения после 1975 года.