Что заставляет иностранных инвесторов продавать свои банки в Украине за один доллар?
2012 год оказался еще одним достаточно непростым годом для украинской банковской системы. Макроэкономическая неопределенность, высокие девальвационные ожидания, ужесточение административного влияния и нехватка потенциально качественных заемщиков – это комплекс тех факторов, которые характеризуют операционную среду банковского сектора в 2012 году. Кроме того, неблагоприятная внешняя конъюнктура и невозможность привлечения дешевого внешнего ресурса из-за проблем европейского банковского сектора в сочетании с жесткой монетарной политикой Национального банка заставили украинскую банковскую систему в 2012 году ориентироваться исключительно на внутренний высоко конкурентный ресурсный рынок и привлекать фондирование по рекордно высоким ставкам.
Как результат, стоимость кредитных ресурсов в экономику во второй половине 2012 года подскочила до 30-35% (при нулевой инфляции), что фактически полностью остановило банковское кредитование реального сектора. Так, за 11М12 общий кредитный портфель банков вырос всего на 2,9% исключительно благодаря росту корпоративного кредитования в национальной валюте государственных и российских банков, а также некоторых банков с отечественным капиталом приближенных к крупным ФПГ. Для банков с иностранным западным капиталом 2012 год стал еще одним годом «расчистки» своих балансов, сокращения активов и активным поиском покупателей для окончательного выхода с украинского рынка. Высокое предложение банков разных размеров и портфелей на фоне ограниченного количества покупателей привело к падению стоимости финансовых учреждений до рекордно низких 0.5 капитала, что в 10 раз меньше по сравнению с докризисными 2006-2007 гг. Однако, даже такие цены не позволили всем желающим найти новых собственников в этом году и только пять иностранных банков смогли покинуть украинский рынок полностью продав свой актив украинскому либо российскому капиталу. Еще как минимум столько же банков по нашему мнению в настоящий момент находятся «на продаже» и готовы сменить своих собственников как только появится реальный покупатель.
Самой крупной и яркой сделкой 2012 года в банковской системе, безусловно, можно считать продажу Банка Форум, принадлежащего немецкому Commerzbank. Покупателем выступил украинский «Смарт–Холдинг» Вадима Новинского, который в настоящий момент владеет в Украине уже двумя банковскими активами (Юнекс-Банк и БМ-банк). Сумма сделки не разглашается, но, учитывая высокий уровень проблемных активов Банка Форум, его стоимость навряд ли превысила 100-200 млн. дол. США, в то время как Commerzbank за пять лет пребывания в Украине инвестировал в украинскую дочку порядка 1,0 млрд. дол. США. Вторым по значимости событием, по нашему мнению, стала продажа Кредитпромбанка (владеет пул иностранных инвесторов), которая была анонсирована в конце декабря 2012 и планируется быть закрытой в ближайшее время. Покупателем банка стал другой украинский бизнесмен Николай Лагун, владеющий в Украине «Дельта банком», а сумма сделки составляет символический 1 дол. США. Шведский СЕБ банк и австрийский Эрсте банк также смогли продать свои украинские дочки в этом году собственнику Евробанка Александру Адаричу, который озвучил намерение объединить два новых банковских актива в единое целое.
Свои намерения покинуть украинский рынок также неоднократно озвучивали шведский Сведбанк и греческий Универсал. Основными претендентами на покупку последнего, согласно информации украинских медиа, на сегодняшний день являются все те же Николай Лагун, Александр Адарич и российский Альфа-банк. Список потенциальных банков на продажу, безусловно, намного более широкий и говорит о том, что процессы консолидации банковских активов в Украине далеки от завершения и следующий год, вероятно, станет еще одним годом массового выхода ряда западных игроков с украинского рынка.
Учитывая всю эту ситуацию, возникает главный вопрос: что именно пугает иностранных игроков, если они готовы убегать из Украины любой ценой?
Давайте вернемся на несколько лет назад. Бурный рост мировой экономики на протяжении 2004-2006 гг. заставил многих иностранных инвесторов искать новые и перспективные рынки для своей экспансии. В то же время, триумфальная победа демократических сил в результате Оранжевой революции и декларация европейского вектора развития, в разы увеличили привлекательность Украины как большого и слабо концентрированного нового рынка. Таким образом, массовый приход иностранных банков в Украину и привлечение дешевого валютного фондирования, фактически обеспечили кредитный бум 2006-2008 годов через недорогие валютные кредиты. Однако, уже во второй половине 2008 года мировой финансовый кризис и падение национальной валюты более чем на 60% повлекли за собой массовый рост проблемки и необходимость дополнительных вливаний в капитал. В тоже время, слабая защита прав кредиторов, несовершенная законодательная база и часто кардинально иные правила игры по сравнению с материнскими развитыми экономиками сделали работу по возврату проблемной задолженности для иностранных банков сложной, медленной и малоэффективной. Обострившиеся в 2011-2012 гг. долговые проблемы Еврозоны и ограниченные возможности европейских банков поддерживать убыточные иностранные дочки, заставили многие банки пересмотреть свои стратегии по присутствию на иностранных рынках. А высокая экономическая неопределенность Украины, блеклые перспективы развития украинского банковского сектора и ухудшение демократической ситуации в стране сделали Украину одной из первых в списке зарубежных банков на продажу своих иностранных активов.
И тут, на наш взгляд, напрашивается следующий вопрос: так правы ли иностранные инвесторы, покидая украинский рынок любой ценой и на самом ли деле все так плохо в украинской банковской системе?
По нашему мнению, слабая кредитная активность в Украине сохранится как минимум на протяжении последующих двух-трех лет, а украинская экономика продолжит цикл «делевереджа» после бурного роста кредитных портфелей на протяжении 2006-2008 гг. Стремительное насыщение экономики кредитными средствами в докризисные годы однозначно имело существенный позитивный эффект на общий экономический рост Украины, однако, по нашему мнению, было слишком стремительным за слишком короткий промежуток времени. Тому подтверждением может быть показатель соотношения кредитов к ВВП, который за три года увеличился более чем вдвое: с 35% на начало 2006 до 75% к концу 2008 года и снизился до 60% на начало 2012. Для примера, этот показатель для стран СНГ на эту же дату находился на уровне: 43% для России, 28% для Азербайджана и 33% для Казахстана. На наш взгляд, это говорит о том, что Украине понадобится еще как минимум несколько лет для восстановления относительного баланса, а украинским банкам в это время придется довольствоваться скромными показателями роста, которых будет как раз достаточно для покрытия роста операционных расходов. За 10М12 года, банковский сектор показал прибыль около 4,0 млрд. грн., но, к сожалению, не благодаря росту доходов, а в результате снижения стоимости риска, что в текущих экономических реалиях выглядит очень шатким и ситуативным. Не стоит забывать о том, что доля валютных кредитов в портфелях банков на конец третьего квартала составляла около 40%, а открытая короткая валютная позиция порядка 7.5 млрд. дол. США. Таким образом, в случае падения национальной валюты даже на 10%, возникновение новых убытков является практически неминуемым и вопрос о необходимости очередной докапитализации может снова стоять на повестке дня акционеров. Не последнюю роль в «непривлекательности Украины» также играет высокое административное давление и фактически ручное управление денежно-кредитной системой, что делает работу на украинском рынке еще более сложной и непредсказуемой даже для украинских игроков и еще более непонятной и странной для иностранных.