Кредитный рейтинг АО «ИНГ Банк Украина» подтвержден на уровне uaААА Кредитный рейтинг ЧАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «ИНТЕР-ПОЛИС» подтвержден на уровне uaA Кредитные рейтинги АО «ТАСКОМБАНК» подтверждены на уровне uaААА Кредитные рейтинги ООО «ГК ЯРОВИТ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «СГ «ТАС» (частное) подтвержден на уровне uaAА Кредитный рейтинг АО «Универсал Банк» подтвержден на уровне uaAAА Кредитный рейтинг АО «БАНК «ГРАНТ» подтвержден на уровне uaАА Кредитный рейтинг АО «МИБ» подтвержден на уровне uaВВВ+ Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг Акционерного банка «Пивденный» подтвержден на уровне uaAA Кредитный рейтинг АО «ПУМБ» подтвержден на уровне uaААА

Главная »  Аналитика »  Экспертное мнение

Экспертное мнение

03.09.2013

Об ограничении наличных расчетов в Украине

С 1 сентября 2013 года вступило в силу постановление НБУ об ограничении наличных расчетов. Документом вводится лимит  расчетов для субъектов хозяйствования  в течение дня до 10 тысяч гривень, а также для физических лиц при расчетах с предприятиями  и между собой по договорам купли-продажи, в обязательном порядке подлежащим нотариальному удостоверению, до 150 тысяч гривень.

Предлагаем вашему вниманию полную версию экспертного комментария советника  генерального директора "Кредит-Рейтинг" Алексея Капустинского проекту "Реальна економіка".

  • Р.Е.: Какое в целом влияние окажет введение ограничения в размере 150 тыс. гривен на денежный оборот в стране? И является ли эта планка достаточной? Может, стоило ее снизить/повысить? Почему, как Вы считаете, именно 150 тыс. гривен?

А.К.: 150 тысяч гривен – это чуть менее 15 тысяч евро. Операции, проводимые на суммы более 15 тысяч евро, рекомендует отслеживать Группа по разработке мер борьбы с отмыванием преступно полученных доходов (FATF)*. Механизмы отслеживания разные, но они предполагают фиксацию и выявление, а затем - идентификацию участников таких операций.

В законодательстве Украины 150 тысяч гривен – это сумма операций, свыше которой начинается их обязательный мониторинг, то есть идентификация тех, кто эти операции проводит, с последующим уведомлением Госфинмониторинга. То есть, если превышена сумма 150 тысяч гривен, плюс имеется один из 16 признаков, указанных в статье 15 ЗУ «О предотвращении и противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма», операция берется «на карандаш».

Например, внесение наличности на счет суммы более 150 тысяч гривен (например, для оплаты покупки жилья) с перечислением в тот же день на другой счет (счет продавца) подлежит обязательному мониторингу. Есть и другие примеры.

Так что брали сумму не совсем «с потолка». И дело не только в финансовом мониторинге и отслеживании.

Денежный рынок уже стало легче контролировать после усложнения валютообменных операций. Теперь ограничат наличные операции. Далее приучают к цивилизованным нормам, к тому, что грамотнее, удобнее и безопаснее картой рассчитаться и что это просто правило хорошего тона не ходить с чемоданами наличности. Кроме этого, банковский рынок получает приток средств, поскольку «добровольно-принудительно» откроются новые счета.

Есть и другая сторона медали. Например, удержатся ли банки от того, чтобы не поднять, скажем, тарифы на расчетно-кассовое обслуживание тех, кто будет вынужден прибегнуть к их услугам? Вопрос риторический. Если поднимут тарифы, кто будет защищать потребителей и насколько эффективно?

Расчеты на сумму более 150 тысяч гривен проводить, конечно, будут, и после 1 сентября, но, возможно, не так активно. Будут дробить платежи, перечислять их отдельными и не всегда связанными траншами, занижать суммы оценки. Применять «трансфертное ценообразование» в каждом отдельно взятом случае… Есть и другие способы избежать того, чтобы показывать операцию на крупную сумму. Изобретательность пропорциональна недоверию к государству и его людям.

  • Р.Е.: Если сравнивать с примером других стран, какой эффект приносили подобные ограничения? Какими были последствия, негативные – в том числе?

А.К.: В РФ Минфин инициирует введение с 1 января примерно аналогичной планки – 600 тысяч рублей и выше (те же 15 тысяч евро), Госдума пока соответствующий закон не приняла. Через год российские минфиновцы предлагают вдвое понизить эту планку. В Италии порог операций с наличностью ограничен 1 тысячей евро.

Дух законодательства – вот что главное, и дух этот пока слабоват. Все ли сделали наши банкиры и госчиновники, чтобы опровергнуть мнение, что деньги действительно твои только тогда, когда лежат слитками или хотя бы купюрами в твоем собственном кармане? Тоже вопрос риторический.

* Справка (пункт 10, стр.14).

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть