Почему снижаются кредитные рейтинги Украины
Большая тройка международных рейтинговых агентств - Standard & Poor's (S&P), Fitch и Moody's - понизила рейтинги Украины. Предлагаем Вашему вниманию полную версию экспертного комментария на эту тему советника Генерального директора «Кредит-Рейтинг» Алексея Капустинcкого.
Единство трех агентств, по нашему мнению, вызвано, по меньшей мере, двумя причинами. Во-первых, в отношении Украины идет достаточно слаженная внешнеполитическая игра. Одна из её возможных целей – так повлиять на нашу экономику, чтобы она стала более доступной и понятной для транснациональных корпораций и отдельных крупных инвесторов глобального масштаба. Находятся новые и новые стимулы, чтобы склонить Украину к планомерному и необратимому внедрению положений соглашения о всеобъемлющей зоне свободной торговли с ЕС после подписания соглашения в конце ноября. Снижение рейтингов – чем не стимул. Стране сложнее решать свои экономические проблемы, сложнее занимать в долг, нашу власть легче склонить к тому или иному варианту, который утраивает тех, кто может оказать в подобной ситуации помощь. А оказать ее могут сейчас, по развивающемуся сейчас сценарию, международные финансовые организации, в частности – МВФ. В случае привлечения других кредиторов это будет стоить дороже. И экономически, и, скорее всего, политически.
Вторая причина в том, что в экономике Украины действительно не все в порядке. Степень этого «не в порядке» в текущем году, по мнению рейтингового агентства, меньше, чем в четвертом квартале 2008 года. Однако не будем забывать, что тогда МВФ поддержал Украину солидным кредитом, а сейчас пока выдвигаются болезненные условия, с которыми украинская власть публично спорит.
Не все в порядке по ряду системных моментов. Кроме замедления показателей прироста экономики, внешнеторгового дефицита и медленного снижения объема международных резервов (наблюдается давно), постоянно заостряется проблема расчетов бюджета. Все активнее мэры городов заявляют о фактическом блокировании финансирования по многим государственным программам, в полном объеме выплачиваются лишь пенсии и зарплаты бюджетникам. 22 октября оппозиция даже зарегистрировала законопроект о введении ответственности казначейства за «непропуск» платежей в регионы, объем которых, согласно пояснительной записке к законопроекту, на 1 октября превысил 5 млрд. грн.
Прибавим сюда претензии «Газпрома» о долгах за проставленный летом газ и намерение внедрить процедуру оплаты авансом, что (в случае введения) создаст дополнительную нагрузку на бюджет и на валютный курс.
Однозначно ясно, что выполнять свои обязательства государству без внешней поддержки будет уже в самом ближайшем будущем еще труднее.
Что будет дальше, всецело зависит от успешности в переговорах с МВФ и Евросоюзом. Достижение договоренности с Фондом может дать почву для пересмотра рейтинговых оценок или, по меньшей мере, сохранения статус-кво. По крайней мере, появится более твердая почва под ногами для сдерживания негативных моментов на будущее.
Сравнивать ситуацию, происходящую с Украиной, с тем, что проходили другие государства, которым понижали рейтинг, не так просто. Поскольку такие государства, как правило, были более вовлечены в глобальную экономику, чем мы. Иными словами, в них в свое время слишком много вложили те, кто потом эти государства был вынужден вытягивать из долговой трясины и освобождать от вороха проблем. В Украину настолько серьезно никто не заходил, не считая РФ, в этом отличие.
Поэтому рейтинговые агентства сегодня более смелы в глубине пессимизма оценок, а международные игроки – в выборе форм давления на Украину.
Комментарии других экспертов читайте в материале корреспондента портала ЛІГАБізнесІнформ Марии Бабенко по этой ссылке.