О госбюджете-2014
Бюджет в его нынешнем виде и с нынешними параметрами принят на очень незначительное время. Иначе его не принимали бы с такими нарушениями регламента и Бюджетного кодекса. Хронология изменений в бюджеты последних лет также говорит сама за себя, и в этом нет ничего хорошего. О планомерном и поступательном развитии давно забыли, ручной режим управления экономикой преобладает последнее десятилетие. Однако, в 2013 году не принималась даже так называемая бюджетная резолюция на 2014 год.
Если посмотреть на динамику ключевых бюджетных показателей последних лет (см. таблицу), то данный бюджет выглядит (даже по официальным данным) наиболее разбалансированным. При сегодняшней динамике выполнения прошлогодних показателей выполнения бюджета на текущий год в его нынешнем виде, по нашему мнению, проблематично.
Основные показатели госбюджетов Украины и их выполнение в период 2009 — 2014 годов
*за 9 месяцев 2013 года
**на 1 декабря 2013 года
Сумма поступлений доходов в Государственный бюджет по итогам января-ноября 2013 года составила 308 807 млн. грн. Данные о совокупных расходах Госбюджета за этот период пока отстутствуют.
Местные бюджеты на 2014 год увеличены, но не понятно, за счет каких источников будет происходить это увеличение. Трансферты местным бюджетам увеличены в целом для финансирования расходов, которые будут производиться по указаниям из центра. При этом объемы изъятий из регионов в центр возрастают более чем на 2/3.
Сокращены расходы на инфраструктуру, в частности, на строительство дорог.
Правительство получает право оформлять задолженность по возмещению НДС, накопленную на 1 января 2014 года, пятилетними векселями под 5% годовых. Точные суммы долга по НДС и перед поставщиками услуг правительство может определять своими постановлениями. Так, через вексельную схему Кабмин сможет погасить задолженность по компенсации теплокоммунэнерго разницы в тарифах. Соответствующий закон был принят еще три месяца назад. На 1 сентября 2013 года размер такой заложенности находился на уровне около 8 млрд грн. Это тревожный факт.
Одним из источников финансирования бюджета могут стать международные резервы России. Пока не прописан механизм, как страна получит оставшиеся 12 млрд. долларов из 15 млрд. долларов помощи, о которой договорились президенты Украины и России в декабре. Хотя правительство ожидает соответствующих поступлений в первом полугодии. Фонд национального благосостояния России не может инвестировать в ценные бумаги государства со спекулятивным кредитным рейтингом более 10 % своих активов (даже с учетом последних решений российского правительства). Поэтому скорее всего, для оказания помощи Украине будет использована также схема, когда РФ предоставляет помощь Украине за счет своих средств в форме специальных прав заимствования Международного валютного фонда (сейчас эти средства в объеме около 9 млрд. долларов США отображены в международных резервах Центробанка). Это недавно было косвенно подтверждено министром финансов России. В таком случае средства будут направлены в украинские международные резервы в виде кредита.
Параллельно с этим, 16 января в парламенте был зарегистрирован законопроект, по которому смягчаются требования по формированию НБУ своих собственных резервов. Если ранее резервы формировались в объеме е менее 10% денежно-кредитных обязательств, то законопроект предлагает снизить планку до 5%. Учитывая то, что в госбюджет-2014 по плану должно быть перечислено более 22 млрд. грн., что уже само по себе немало, существует вероятность, что цифра может быть существенно изменена, в случае реализации схемы кредитования Россией с помощью специальных прав заимствования, а также в случае принятия законопроекта.