Кредитный рейтинг ЧАО СТРАХОВАЯ КОМПАНИЯ «ИНТЕР-ПОЛИС» подтвержден на уровне uaA Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «1 БЕЗОПАСНОЕ АГЕНТСТВО НЕОБХОДИМЫХ КРЕДИТОВ» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг ПАО «МТБ БАНК» подтвержден на уровне uaАА+ Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «ТК «Шувар» подтверждены на уровне uaВВВ Кредитный рейтинг АО «А-БАНК» подтвержден на уровне uaАА- Рейтинги надежности банковских депозитов обновлены Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «СОКОВЫЙ ЗАВОД КОДЫМСКИЙ» подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг выпуска облигаций ООО «Рынок сельскохозяйственной продукции «Шувар» подтвержден на уровне uaВВВ+ Кредитный рейтинг Кропивницкой городской территориальной общины подтвержден на уровне uaА Кредитный рейтинг АКБ «ИНДУСТРИАЛБАНК» подтвержден на уровне uaАА Кредитные рейтинги выпусков облигаций ООО «УЛФ-ФИНАНС» подтверждены на уровне uaА+

Главная »  Аналитика »  Комментарии

Комментарии

08.09.2009

«Колебания валютного курса»

На вопросы журнала «Комментарии» отвечает ведущий финансовый аналитик отдела рейтингов финансовых организаций Виктор Шулик

Существуют ли экономические предпосылки для резкой девальвации гривни, начавшейся в августе и продолжающейся сейчас? Если да – какие именно? Какие факторы (не наблюдавшиеся ранее) могли спровоцировать такое существенное ослабление национальной валюты? И правительство, и международные эксперты (представители МВФ) заявляют об отсутствии каких-либо экономических предпосылок для девальвации гривни, прозрачно намекая на спекулятивную подоплеку происходящих сейчас процессов. Кто, по-вашему, выигрывает от нынешней девальвации гривни и почему? Насколько выигрышна нынешняя ситуация для правительства, которому необходимы деньги для покрытия бюджетного дефицита? Оправдана ли версия относительно того, что правительство крайне заинтересовано в росте курса доллара перед получением 4транша кредита МВФ, чтобы конвертировать его по максимально выгодному курсу? Связываете ли Вы процессы, происходящие на валютном рынке, с предстоящими выборами (т.к. спонсорам избирательных кампаний, завозящим сейчас деньги в страну, выгодна слабая гривня)?

На наш взгляд, основная причина падения гривни – девальвационные ожидания игроков валютного рынка (предприятий, населения, банков). Мы наблюдаем замещение основных функций иностранной валюты в нашей стране – она все больше выполняет функцию сбережений (вместо функции регулирования платежного баланса страны). При этом, по нашему мнению, влияние на валютный курс глобальных экономических факторов было опосредованным, так как ухудшение экономической статистики происходило не только в Украине, а также в развитых странах (в т.ч. США).

В дестабилизации гривни может быть много заинтересованных лиц. Не принимая во внимание политический аспект, можно сделать предположение, что девальвация гривни может быть выгодна тем, у кого основная часть денежных поступлений в иностранной валюте, а конвертацию в национальную валюту нужно произвести сейчас. Могут выигрывать от временной девальвации гривни и те, кто получает займы в иностранной валюте (это увеличит объем дохода при конвертации). Поэтому мы не исключаем преобладания спекулятивной составляющей, а также заинтересованности отдельных ключевых политических и экономических субъектов в нынешней курсовой неопределенности.

Еще в середине лета некоторые аналитики предсказывали, что спекулянты, в свое время скупившие доллар втридорога, приложат максимум усилий для раскачивания ситуации на валютном рынке, чтобы ослабить гривню и выгодно сбросить СКВ, доведя курс до 9 грн./$ и более. Считаете ли Вы, что этот фактор также является одним из двигателей происходящих ныне процессов? Кому еще может быть выгодным такое резкое проседание национальной валюты? Какие меры мог бы предпринять в нынешней ситуации Нацбанк для стабилизации ситуации?

Нацбанк проверяет на эффективность различные инструменты – от интервенций до давления на основных игроков и административных ограничений. Думаю, что эффективность любых действий одного лишь регулятора будет оставаться достаточно низкой до того времени, пока не будет возвращено доверие к национальной валюте.

Чем, с Вашей точки зрения, объясняется смена стратегии НБУ, который в прошлом месяце отказался продавать НАК «Нафтогаз» СКВ напрямую из своих резервов, выпустив его на межбанковский рынок? Можно ли говорить о том, что в этом случае Нацбанк также выступил как спекулянт, желая увеличить свои заработки?

Нефтегаз достаточно крупный игрок, хотя его потребности в валюте незначительны, по сравнению с ежемесячным объемом валютных операций на межбанковском валютном рынке. Вероятно, некоторые игроки могли придерживать курс для продажи валюты компании, понимая, что нарушать межгосударственные контракты компания вряд ли будет, хотя роль такой составляющей сводится к минимуму (так как существовала высокая вероятность того, что при дефиците валюты на рынке его вновь профинансирует НБУ).

С другой стороны, Нефтегаз это не единственная компания – импортер, поэтому НБУ вряд ли будет использовать селективный подход на постоянной основе, так как дотирование может также привести к увеличению числа желающих получить льготную валюту от регулятора. На всех резервов может и не хватить.

 

К началу страницы

Виктор Шулик
ведущий финансовый аналитик отдела рейтингов финансовых организаций
источник: Комментарии

МОНИТОР

2011 #3(41) Кредит-Рейтингу 10 лет

Архив

Поиск рейтинга

Form

расширенный поиск

развернуть

свернуть