МВФ предал свои идеалы
На вопросы журнала «Комментарии» отвечает начальник отдела муниципальных рейтингов агентства Елена Самойлова |
Какие именно требования по «свободному движению капитала» выдвигал ранее МВФ? |
Свободное движение капитала между государствами-участниками Международного валютного фонда предусматривает, прежде всего, поэтапную отмену ограничений на осуществление трансграничных операций финансового рынка. К таким операциям относят: покупку и продажу ценных бумаг, операции на денежном и валютном рынке, осуществление прямых иностранных инвестиций, покупку недвижимости, приобретение и выдачу кредитов и гарантий, открытие банковских счетов за рубежом, размещение активов инвестиционных фондов на внешних рынках и другие операции. Свобода финансовых операций является одним из принципов, закрепленных Уставом МВФ, и до сегодняшнего момента требование обеспечения свободного движения капитала предъявлялось ко всем странам-участницам Международного валютного фонда.
Либерализация движения капитала приводила, как правило, к увеличению вливания частного капитала, который являлся для развивающихся стран альтернативным источником внешнего финансирования по сравнению с кредитами, в том числе предоставляемыми МВФ. С одной стороны такая политика на определенном этапе способствовала экономическому росту, с другой стороны– свобода финансовых операций привела к необоснованному росту стоимости активов и масштабным спекуляциям на фондовых рынках, и в конечном итоге, способствовала усугублению последствий мирового финансово-экономического кризиса в странах развивающихся рынков. В результате МВФ пришел к выводу о необходимости введения ограничений на слишком быстрый рост объемов международных частных инвестиций в экономику стран развивающихся рынков.
Какие налоговые (и другие) инструменты могут быть использованы для сдерживания притока спекулятивного капитала в страну? Какие из них могут быть использованы Украиной? Пойдут ли на это украинские власти? |
Ряд стран уже проводят достаточно эффективную, по мнению МВФ, политику контроля движения капитала. А именно, среди мер, которые используют Бразилия, Чили, Малайзия и другие развивающиеся страны, следует отметить введение прямого налогообложения притока капитала, ограничение кредитования нерезидентами, беспроцентное депонирование части иностранных инвестиций в центральном банке страны.
В Украине до 2005года действовал целый ряд ограничений на осуществление трансграничных операций: обязательная продажа экспортерами 50% выручки, ограничения на перевод капитала за рубеж, предоставление целого ряда разрешительной документации на перевод дивидендов, процентных и других платежей. Возврат к этим нормам приведет к росту издержек субъектов внешнеэкономической деятельности и, на данном этапе, не будет способствовать укреплению макроэкономической и финансовой стабильности.
Можно ли ожидать всплеска притока спекулятивного капитала в Украину в случае, если она окажется в числе стран, проигнорировавших новые требования МВФ? Каковы последствия такого шага для Украины? |
Увеличение притока капитала в экономику Украины (в том числе спекулятивного) стоит ожидать лишь после восстановления уровня экономической активности. В свою очередь, введение новых законодательных ограничений для инвесторов, в период существенного экономического спада, может ухудшить условия осуществления деятельности отечественных предприятий, остро нуждающихся в инвестиционных ресурсах.