Мультипликаторы. Как оценить компанию в посткризисный период
На вопросы «Инвестгазеты» отвечает директор Департамента рейтинговых исследований Ольга Шубина |
На что сегодня смотрит покупатель предприятия? Выделите пять-десять ключевых моментов и объясните разницу с докризисным этапом? Как изменился подход в оценке? Большинство участников рынка характеризуют прошлый год M&A как год вынужденных сделок. Долг – это хорошо или плохо для покупателя? Как оценить его качество и влияние на цену заемного капитала? |
При покупке, как в докризисный период, так и во время кризиса обращают внимание, прежде всего, на существующие активы предприятия, рентабельность EBITDA, рынок, на котором работает потенциально интересное для покупки предприятие и влияние кризиса на динамику развития рынка, существующий уровень долговой нагрузки и состояние кредитного портфеля (отношения с кредиторами, длину и стоимость привлеченных денег), а также на отношения работающих с предприятиями контрагентов. Кризис – это, прежде всего, большой «плюс» для покупателя, поскольку дает возможность приобрести интересные активы по более низкой стоимости, чем, если бы это было возможно до кризиса. Величина существующего долга и потенциальная возможность договориться о реструктуризации долга с существующими кредиторами существенно влияет на цену сделки.
Какие отрасли и виды бизнеса демонстрируют самые высокие мультипликаторы, какие - самые низкие? Чем это объясняется? |
Средний уровень показателей по отрасли не дает ответа, насколько предприятия той или иной отрасли привлекательны для покупки. Инвесторов интересует состояние предприятия и перспективы получения прибыли в дальнейшем в той или иной отрасли. Среди наиболее привлекательных объектов для инвестирования сегодня можно отметить сельское хозяйство, электроэнергетику, торговлю, фармацевтику, пищевую промышленность и др.
Какова зависимость мультипликатора от типа покупателя? Например, иностранная или украинская компания, фонд прямых инвестиций… может что-то еще? Как оценка и цена зависит от покупателя? |
Думаю, что у каждой компании занимающейся покупкой/продажей активов есть свои установленные нормы получения прибыли и политика инвестирования, которая может отличаться в зависимости от того, занимается компания покупкой всего предприятия, контрольного или миноритарного пакета акций.