Страховой рынок: объемы выплат падают?...
На вопросы журнала «Эксперт» отвечал старший финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг» Александр Калашников |
По данным журнала Insurance TOP по итогам первой половины 2010 года объемы выплат у многих лидеров страхового рынка упали больше, чем на треть по сравнению с аналогичным периодом 2009 года. С чем связано падение объемов и уровня выплат в I полугодии 2010 г. по сравнению с предыдущим периодом? Можно ли говорить о том, что платежеспособность страховщиков падает или отдельные СК просто «зажали» выплаты?
Говорить о платежеспособности страховых компаний можно лишь проанализировав финансовые показатели. Что касается динамики страхового рынка в целом, то в этот период наблюдалось несущественное снижение уровня чистых выплат - с 46,2% до 44,3%. Снижение объема выплат у отдельных компаний было обусловлено рядом факторов, среди которых: сложная экономическая ситуация (что стимулировало компании более взвешенно подходить к урегулированию страховых случаев), изменения в качественной структуре страховых портфелей (переход потенциальных клиентов на более дешевые виды страхования, предусматривающие большие франшизы и меньший объем покрытия). Одновременно наблюдалось подорожание страховых полисов по КАСКО и ДМС, что позволило удержать некоторым компаниям объем страховых премий на уровне аналогичного периода прошлого года.
Много ли на рынке компаний, которые задерживают выплаты или отказывают в осуществлении страхового возмещения под любым предлогом из-за плохого финансового состояния?
Рейтинговое агентство не отмечало серозных проблем с выплатами страховых возмещений у компаний, с которыми наше агентство работает. Учитывая потребности рынка, рейтинговым агентством «Кредит-Рейтинг» был внедрен новый продукт - рейтинг надежности страховых компаний. Этот вид рейтинга разработан специально для потребителей страховых услуг с целью повышения их информированности относительно надежности страховщиков. В нынешних условиях рядовому страхователю сложно разобраться в большом количестве предложений на страховом рынке и найти оптимальное соотношение между надежностью страховой компании и стоимостью ее услуг. Надежность страховых компаний, которым присвоены данные рейтинги агентством «Кредит-Рейтинг» находится на высоком уровне. Это означает что их платежеспособность, репутация и лояльность по отношению к клиентам выше, чем у страховых компаний Украины с более низким уровнем рейтинга. Вероятность возникновения проблем со своевременным осуществлением страховых выплат или возвратом накопленных страховых сумм ниже, чем у страховых компаний с более низким уровнем рейтинга.
По каким видам страхования выплачивают лучше, а по каким хуже? С чем связана низкая платежеспособность по отдельным видам страхования?
Вероятно, имеется в виду не столько «платежеспособность», сколько «уровень выплат».
Наиболее убыточными видами страхования (самый большой уровень выплат) исторически являются добровольное медицинское страхование, уровень выплат по которому составляет около 70%, и «моторные» виды страхования. В свою очередь, по данным Insurance TOP по КАСКО (на этот вид пришлось 50% всех платежей, собранных от физических лиц - 1,4 млрд. грн.), выплачено 840 млн. грн. возмещений. Уровень выплат, таким образом, составил 60%.
По обязательному страхованию гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств (ОСАГО) за шесть месяцев собрано 750 млн. грн., а выплачено 353 млн. грн. страховых выплат. Уровень выплат по данному виду страхования составил 47%, в то время как за аналогичный период прошлого года - 37%.
Насколько реальна инициатива Председателя Госфинуслуг Василия Волги обязать страховщиков сначала выплачивать страховое возмещение, а только потом разбираться прав ли клиент? Как Вы оцениваете это предложение, насколько оно рационально в условиях снижения платежеспособности отдельных СК?
Мы согласны с тем, что законодательство в сфере страхования необходимо усовершенствовать.
То, что предлагает Глава Госфинуслуг действует в добровольном медицинском страховании.
Вместе с тем, для ряда видов страхования такая инициатива может спровоцировать рост
количества случаев мошенничества и осложнения по возврату средств в случае доказательства
вины страхователя. Такие риски, очевидно, будут отображаться на стоимости услуг
страховщиков. Вопросы урегулирования убытков, прежде всего, должны быть четко прописаны в
договорах страхования. Перед тем, как глобально изменять правила нужно качественно
взвесить все риски и выгоды.
Как Вы считаете, каким образом следует бороться с компаниями-неплательщиками? Какие меры или санкции к ним применять, чтобы окончательно не погубить репутацию страховых компаний?
Нужно разбираться в причинах неплатежей. В одних случаях компания не платит правомерно, в других случаях у компании может не хватать свободных ликвидных ресурсов или желания возмещать страховой ущерб (для этого есть суды и надзорный орган). Одним из эффективных шагов в борьбе с такими компаниями может являться проведение полного аудита деятельности страховщиков, которое в настоящий момент инициирует Госфинуслуг. В условиях сложной ситуации в экономике необходимо больше внимания уделять анализу деятельности страховщика еще на этапе заключения договора, в чем могут помочь кредитные рейтинги.
Много ли случаев аннулирования лицензий страховщиков ожидается до конца этого года?
Вопросы, связанные с аннулированием лицензий страховщиков, решаются надзорным органом (Госфинуслуг) и количество отзывов зависит от разных факторов, в том числе от результатов проведения аудита компании.