Рейтинговые агентства «IBI-Рейтинг», «Рюрик» и «Эксперт-Рейтинг» подписались под меморандумом о соблюдении этических норм без агентства «Кредит-Рейтинг»
Для «Экономических известий» комментирует генеральный директор агентства «Кредит-Рейтинг» Станислав Дубко. |
Как бы вы охарактеризовали существующую конкуренцию на рынке рейтинговых услуг в Украине? С вашей точки зрения, все 3 уполномоченных агентства используют недобросовестные методы конкуренции (какие)? |
В Украине сегодня работает четыре национальных рейтинговых агентства, признанных ГКЦБФР. Из них две компании имеют длительную историю, две — новые для рынка и до момента признания не занимались заметной деятельностью по присвоению рейтингов. В настоящее время упор делается на соблюдение рейтинговыми агентствами некоторых технических (формальных) требований. В то время как, регуляторы различных стран основное внимание уделяют наличию достаточного опыта фактической работы агентств по присвоению кредитных рейтингов до момента получения признания со стороны государства. Рейтинговое агентство должно доказать обоснованность и объективность своих оценок за определенный значимый период времени. Так, в США для получения статуса признаваемого рейтингового агентства претендент на такой статус должен доказать, что не менее 10 квалифицированных инвесторов использовали его рейтинги в течение не менее 3 лет для принятия инвестиционных решений. В Европе Базельский комитет по банковскому регулированию считает, что такой период должен составлять минимум 5 лет.
Низкий уровень требований к уполномоченным рейтинговым агентствам в Украине стал причиной появления на рынке агентств, не имеющих достаточного опыта работы и устойчивой репутации. Качество анализа и адекватность рейтинговых оценок таких агентств не прошли проверку временем, а их способность осуществлять свою деятельность в соответствии с общепринятыми международными принципами крайне сомнительна. Соблазн получения быстрых доходов и клиентской базы за счет присвоения исключительно высоких рейтингов заставляет некоторые из вновь уполномоченных рейтинговых агентств жертвовать объективностью рейтингового анализа. Это приводит к появлению рейтинговых оценок сомнительного качества, что может в результате снизить доверие к инструменту кредитных рейтингов в целом и отрицательно сказаться на степени прозрачности финансового рынка Украины.
Первые результаты деятельности вновь уполномоченных рейтинговых агентств – «IBI-Рейтинг», «Рюрик» и «Эксперт-Рейтинг» свидетельствуют о недобросовестной конкуренции на рынке рейтинговых услуг. В течение последних 6 месяцев тремя упомянутыми агентствами присвоены кредитные рейтинги отдельным компаниям и банкам, ранее имевшим кредитные рейтинги агентства «Кредит-Рейтинг». Во всех случаях отмечается существенное завышение (до 6 рейтинговых ступеней) кредитных рейтингов со стороны новых участников рынка рейтинговых услуг. В большинстве случаев завышение оценок привело к тому, что компании и банки, имевшие ранее низкие рейтинги спекулятивной категории, с появлением новых уполномоченных агентств получили рейтинги инвестиционной категории.
Среди присвоенных вновь уполномоченными рейтинговыми агентствами кредитных рейтингов вообще практически отсутствуют рейтинги спекулятивной категории. В то время как статистика рейтингов «Кредит-Рейтинга» (за 9 летнюю историю) показывает, что рейтинги спекулятивного уровня составляют в общем числе рейтингов 70-80%%.
Жертвами недобросовестных рейтинговых агентств могут стать, прежде всего, непрофессиональные инвесторы. В то время как профессиональные инвесторы в состоянии сами оценить качество работы рейтинговых агентств и предпочтут не использовать рейтинги, в достоверности которых они не уверены, физические лица без дополнительных проверок полагаются на оценки агентств, которые получили признание со стороны государственных органов.
Каким образом должна быть урегулирована ситуация, связанная с взаимными обвинениями участников рынка в недобросовестной конкуренции? |
Новые рейтинговые агентства пытаются конкурировать с лидером рынка рейтинговых услуг за счет попыток его публичной дискредитации, а также за счет предоставления потенциальным клиентам гарантий присвоения высоких рейтингов. В то время как Кодекс деятельности рейтинговых агентств, утвержденный IOSCO (международной организацией, объединяющей регуляторов рынков ценных бумаг) в 2004 году, запрещает «сотрудникам рейтингового агентства прямо или косвенно давать гарантии присвоения кредитного рейтинга определенного уровня до проведения рейтингового анализа». Тем не менее, некоторые из вновь уполномоченных рейтинговых агентств, не имея возможности конкурировать за счет высококачественного и объективного анализа, пренебрегают требованиями IOSCO и пытаются сделать своим основным конкурентным преимуществом предоставление потенциальным клиентам гарантий присвоения высоких рейтингов.
Агентство «Кредит-Рейтинг» призывает своих конкурентов более взвешенно подходить как к формированию спроса на свои услуги, так и к формированию своей собственной репутации. Новые игроки рынка должны осознать, что их рейтинговые оценки смогут стать весомым ориентиром для национальных и международных инвесторов только в случае, если сами агентства будут восприниматься как авторитетные организации, исповедующие высокие морально-этические стандарты в своей деятельности.
В целях урегулирования конфликтной ситуации и повышения доверия участников финансовых рынков к рейтинговым агентствам в Украине, «Кредит-Рейтинг» предлагает всем участникам рынка рейтинговых услуг незамедлительно принять Меморандум о соблюдении этических стандартов, в основу которого положены ключевые положения Кодекса деятельности рейтинговых агентств IOSCO. Агентство «Кредит-Рейтинг» считает следующие этические стандарты важнейшими для данного этапа развития рынка рейтинговых услуг в Украине:
-
Рейтинговое агентство и его сотрудники не должны прямо или косвенно давать клиенту гарантии присвоения кредитного рейтинга определенного уровня (или не ниже определенного уровня) до заключения с клиентом договора и завершения рейтингового анализа;
-
Уровень кредитного рейтинга не должен быть в зависимости от существующих или потенциальных коммерческих или иных отношений его обладателя с рейтинговым агентством (или связанным с ним структурами);
-
Сотрудники рейтингового агентства, причастные к рейтинговому анализу, не могут принимать участие в обсуждении коммерческих условий с клиентами агентства;
-
Кредитный рейтинг должен определяться рейтинговым комитетом агентства, а не отдельным сотрудником;
-
Предлагая рейтинговые услуги, рейтинговые агентства должны быть уверены в том, что имеют достаточное количество квалифицированных сотрудников для проведения высококачественного рейтингового анализа;
Полный текст Меморандума находится на сайте рейтингового агентства «Кредит-Рейтинг», а также направлен для ознакомления и подписания всем уполномоченным рейтинговым агентствам.