Пищевиков съедают амбиции
Для «Экономических известий» материал подготовлен начальником сектора рейтингов предприятий АПК агентства "Кредит-Рейтинг" Екатериной Васиной |
ТЕМА 1. Об итогах года в пищевой отрасли
По результатам 10месяцев 2010года, по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, увеличились объемы производства мяса и мясных продуктов (за счет свинины и мяса птицы), подсолнечного масла, маргарина, минеральных вод и пива. Снижение численности населения страны продолжает негативно влиять на потребление и, соответственно, объемы производства хлеба и хлебобулочных изделий. Также заметно сократилось производство крепких спиртных напитков, что было обусловлено пересмотром ставок акцизных сборов. Производство молочных и кондитерских изделий сохранилось на прошлогоднем уровне (табл.1).
Таблица1. Объемы производства основных видов продуктов питания
Вид продукции |
ед. изм. |
10месяцев 2009 |
10месяцев 2010 |
Темп роста, % |
Мясо и мясные продукты |
тыс.тонн |
973,5 |
1 036,3 |
106,5 |
Молоко и молочные продукты |
тыс.тонн |
1 452,7 |
1 453,0 |
100,0 |
Хлеб и хлебобулочные изделия |
тыс.тонн |
1 465,6 |
1 426,4 |
97,3 |
Кондитерские изделия |
тыс.тонн |
2 214,8 |
2 198,8 |
99,3 |
Подсолнечное масло нерафинированное |
тыс.тонн |
2 165,8 |
2 339,4 |
108,0 |
Маргарин |
тыс.тонн |
282,0 |
290,5 |
103,0 |
Соки фруктовые и овощные, нектары |
тыс.тонн |
604,8 |
604,9 |
100,0 |
Воды, безалкогольные напитки и пиво |
млн.дал |
499,0 |
511,8 |
102,6 |
Крепкие алкогольные напитки |
млн.дал |
47,3 |
45,5 |
96,2 |
В текущем году увеличились объемы экспорта мясных и рыбных продуктов, кондитерских и
хлебобулочных изделий, консервированных овощей и фруктов, виноградных вин (табл.2).
Существенно снизились объемы экспорта сахара и сахаросодержащей продукции, а также
крепких спиртных напитков.
По результатам 9месяцев 2010года, по сравнению с 9месяцами 2009года, значительно возросли объемы импорта сахара. Также в этом году в страну было ввезено больше рыбной продукции, какао-сырья, алкогольных и безалкогольных напитков. В текущем году резко сократился импорт молочной продукции и заметно снизился импорт мяса и мясной продукции.
Таблица 2. Объемы экспорта-импорта отдельных продуктов питания
Вид продукции |
Ед. изм. |
ЭКСПОРТ |
ИМПОРТ |
||||
9мес. 2009 |
9мес. 2010 |
темп роста, % |
9мес. 2009 |
9мес. 2010 |
темп роста, % |
||
Мясо и мясные продукты |
тыс.тонн |
24,3 |
37,8 |
155,8 |
326,6 |
272,1 |
83,3 |
Рыба и рыбные продукты |
тыс.тонн |
42,5 |
52,5 |
120,7 |
298,4 |
343,7 |
115,2 |
Молоко и молочные продукты |
тыс.тонн |
116,2 |
115,2 |
99,1 |
38,2 |
22,3 |
58,4 |
Сахар и сахаросодержащая продукция |
тыс.тонн |
159,9 |
64,0 |
40,1 |
62,6 |
305,8 |
в 4,9 раза |
Какао-сырье |
тыс.тонн |
2,8 |
2,1 |
72,0 |
41,4 |
44,1 |
106,7 |
Кондитерские и хлебобулочные изделия |
тыс.тонн |
289,6 |
322,9 |
111,5 |
62,8 |
61,3 |
97,6 |
Консервированные овощи, фрукты, варения, джемы и проч. |
тыс.тонн |
52,4 |
70,4 |
134,4 |
74,1 |
68,8 |
92,9 |
Воды и пиво |
млн.дал |
36,0 |
33,5 |
93,1 |
4,5 |
5,5 |
121,3 |
Виноградные вина и напитки |
млн.дал |
4,9 |
5,4 |
110,2 |
1,2 |
1,8 |
149,1 |
Спирт и крепкие алкогольные напитки |
млн.дал |
4,6 |
2,0 |
42,7 |
1,0 |
1,2 |
118,0 |
В целом, по сравнению с другими отраслями, работа пищевой отрасли отличается
стабильностью, что объясняется устойчивым спросом населения на продукты питания.
В следующем году результаты работы компаний пищевой промышленности будут зависеть от потребительских предпочтений населения и конъюнктуры сырьевых рынков.
ТЕМА 2. Бизнес стратегии
Стратегии большинства предприятий пищевой отрасли в текущем году были направлены на снижение существующей долговой нагрузки при сохранении объемов оборотного капитала. Успешность в выполнении поставленных задач во многом зависела от рыночных условий, в которых работали отдельно взятые компании. Можно предположить, что в среднесрочной перспективе наиболее эффективной окажется стратегия, направленная на построение вертикально-интегрированных объединений.