Потребительское кредитование – на подъеме?
Для «Инвестгазеты» комментирует Виктор Шулик, ведущий финансовый аналитик рейтингового агентства "Кредит-Рейтинг" |
Каковы основные тенденции на рынке потребительского кредитования будут характерны для текущего года? Есть ли основания говорить о восстановлении рынка и возможности возврата к докризисным темпам? |
За последний несколько лет на рынке потребительского кредитования произошли качественные изменения. В условиях экономического спада торговые сети упростили доступ к собственным торговым площадкам, что положительно влияет на темпы восстановления рынка ПОС – кредитования. Потребительское кредитование восстанавливается одним из первых в розничном сегменте, но количество игроков на данном рынке, как правило, ограничено. Последние сейчас активно конкурируют с целью нарастить рыночные позиции. Еще одна важная тенденция – основные банки-операторы на рынке потребительского кредитования пытаются уменьшить свою зависимость от розничных сетей, тем самым больше внимания уделяя диверсификации продуктового ряда (в т.ч. предоставлению карточных кредитов).
Какие виды кредитов и почему будут наиболее популярны среди населения и покажут наибольшую динамику? |
Есть банковские продукты, спрос на которые имеет низкую эластичность. Это, прежде всего, краткосрочные кредиты (в т.ч. на условиях офердрафт) по кредитным картам и кредиты на приобретение товаров в средней ценовой категории. Мы не исключаем, что у некоторых учреждений продажи по данным продуктам увеличатся на 30–50%. Отдельные банки начинают продвигать комплексные продукты на базе платежных карт (включая потребительское кредитование, РКО, депозитные счета), и, вероятно, смогут достичь в текущем году значительных успехов.
Некоторые банки выводят потребительское кредитование в отдельные финкомпании или банки. В чем заключаются преимущества/риски классического универсального банка и плюсы/минусы (риски) отдельных розничных банков/отдельных финкомпаний? Можно ли подобную модель развития назвать уходом от регулирования НБУ? |
Надзор за банками (как и пруденциальные требования к ним) действительно является более жестким, по сравнению с другими финансовыми организациями. «Плюс» розничного банка заключается в том, что он может предложить достаточно широкий спектр услуг клиентам (больше, чем небанковские учреждения). Вместе с тем, финансовая компания требует значительно меньше финансовых ресурсов «на старте» (в т.ч. относительно объема капитала), а её маневренность может оказаться существенно выше (из-за более лояльных требований к её функционированию).