«Эмитенты облигаций могут продолжать использовать наши оценки для налаживания коммуникации с инвесторами»
Станислав Дубко об особенностях развития компании, а также о ситуации и перспективах развития сферы рейтингования в Украине |
Станислав Анатольевич, насколько отзыв статуса уполномоченного у агентства «Кредит-Рейтинг» в марте 2011 года повлиял на его работу? Как с учетом этого планирует развиваться агентство? |
Важно понимать, что деятельность рейтинговых агентств не является лицензируемой и может осуществляться на основе рыночного спроса вне рамок государственного регулирования. Статус уполномоченного нужен рейтинговому агентству для того, чтобы иметь возможность присваивать кредитные рейтинги, наличие которых является обязательным по закону. Хочу отметить, что за последние годы на рынке рейтинговых услуг существенно уменьшился спрос на обязательные рейтинги, при этом сформировался рыночный спрос на независимые рейтинговые оценки. Ранее большинство новых рейтингов приходилось на эмиссии облигаций, выпуск которых резко упал во время кризиса. В последние время основными клиентами нашего рейтингового агентства являются финансовые учреждения. Более 70% всех рейтингов, присвоенных «Кредит-Рейтингом» за последние 3 года, не связаны с обязательным рейтингованием и спрос на них имеет рыночную природу.
Отмечу также, что ГКЦБФР официально подтвердила, что наше агентство может продолжать поддерживать актуальность всех кредитных рейтингов, присвоенных нами до момента утраты статуса уполномоченного, то есть до 15 марта 2011 года. Это касается также и рейтингов, обязательность наличия которых предусмотрена законодательством. Таким образом, все ранее присвоенные рейтинги могут быть использованы и для целей регулирования, в частности страховые компании могут продолжать формировать свои резервы, опираясь на наши рейтинги банков и рейтинги выпусков облигаций.
В то же время, мы видим перспективу в расширении спектра наших услуг для участников финансового рынка. В этом году нашему агентству исполняется 10 лет. За этот период нами был не только накоплен серьезный опыт в области аналитических и методологических изысканий, но и создана устойчивая репутация независимого поставщика объективной и качественной информации для нужд участников финансового рынка.
Мы планируем поддерживать и расширять сотрудничество с организациями, заинтересованными в улучшении стандартов раскрытия информации и повышении прозрачности бизнеса в Украине. Нас интересуют проекты по развитию финансового сектора в Украине и преодолению последствий финансового кризиса в нашей стране. В этом году по заказу Международной финансовой корпорации нами был осуществлен проект по оценке перспектив развития рынка проблемных активов банков Украины. Сегодня мы не только оказываем банкам услуги по независимой оценке качества портфелей кредитов, но и при помощи консалтинга помогаем формировать грамотную политику риск-менеджмента в финансовых учреждениях. С помощью нашего партнера мы также оказываем услуги в области анализа информационной безопасности в работе банков, оценивая то, насколько защищены массивы данных о клиентах, внутренних банковских процедурах и т.д.
Вернемся к болезненному вопросу. Вы заявляли в СМИ, что решение ГКЦБФР по отзыву у «Кредит-Рейтинга» статуса уполномоченного рейтингового агентства было принято на основании ошибочных выводов. |
Основной претензией Комиссии к агентству была его связь с участниками финансового рынка. Мы с таким доводом не согласны. Да, «Группа УМВБ» – собственник агентства «Кредит-Рейтинг» – одновременно владеет 49% «Украинской межбанковской валютной биржи» (УМВБ), которая действительно является профессиональным участником финансового рынка Украины. В то же время, владение 49% не позволяет осуществлять контроль над деятельностью биржи, и в соответствии с действующим законодательством не может трактоваться как наличие связи между «Кредит-Рейтингом» и УМВБ через общего акционера. Мы надеемся, что в ходе начатого нами судебного разбирательства правота нашей позиции будет подтверждена судом, и наш статус уполномоченного агентства будет восстановлен.
До момента возобновления статуса Ваше агентство не сможет присваивать рейтинги облигаций. Насколько почувствует это облигационный рынок, ведь Вы являлись основным поставщиком открытой информации о рисках вложений в облигации? |
Эмитенты облигаций могут продолжать использовать наши оценки для налаживания коммуникации с инвесторами. Для этого им достаточно иметь общий кредитный рейтинг заемщика, а не долгового инструмента (облигации). Мы имеем полное право присваивать и обновлять такие рейтинги, так как они не являются обязательными по закону.
Инвесторы знают, что общий кредитный рейтинг заемщика, как правило, эквивалентен рейтингу выпуска облигаций в случае, если условия выпуска не содержат дополнительных гарантий или механизмов улучшения его кредитного качества. Временное отсутствие статуса уполномоченного не мешает нам проводить независимые рейтинговые исследования для тех, кто планирует покупать долговые обязательства. За неполные 10 лет работы оценку «Кредит-Рейтинга» получили более 850 выпусков облигаций, а точность рейтингов была подтверждена в ходе кризиса статистикой дефолтов. Все это позволяет нашим рейтингам быть одним из наиболее значимых и авторитетных ориентиров для инвесторов на этом рынке.
Часто звучит мнение, что с помощью жестких мер к «Кредит-Рейтингу» ГКЦБФР стремилась положить конец монополии на рынке рейтинговых услуг. |
Монополии не было. С 2004 года в Украине работали 4 агентства, имевших официальное признание от ГКЦБФР, то есть право присваивать рейтинги, наличие которых по закону обязательно. Помимо «Кредит-Рейтинга», такое право имели три международные агентства (Standard & Poor’s, Moody’s Investor’s Service и Fitch Ratings). В некоторых сегментах рынка, например, банковском, конкуренция за клиентов между агентствами была довольно ощутима.
В прошлом году список уполномоченных (признанных ГКЦБФР) агентств дополнился еще тремя участниками – рейтинговыми агентствами «IBI-Рейтинг», «Рюрик» и «Эксперт-Рейтинг». Причем Комиссия пошла на определенный эксперимент, предоставив статус уполномоченных трём агентствам, имевшим сравнительно небольшой предыдущий опыт в сфере рейтингования. Вполне очевидно, что они не имели проверенной временем рыночной репутации. Между тем, в мировой практике работы рейтинговых агентств признание со стороны государства следует лишь после их признания рынком.
Поэтому отзыв статуса у «Кредит-Рейтинга», крупнейшего и старейшего в Украине рейтингового агентства, – это на самом попытка передела рынка в пользу новичков, поскольку без устранения лидера им слишком сложно на нем закрепиться. Ведь даже получив статус уполномоченных, новые игроки за последний год сумели суммарно занять менее 10% рынка рейтинговых услуг. У них разные методологические и коммерческие подходы к работе, а это может привести к разрушению стандартов рейтинговой деятельности. Мы видим, что некоторым новым игрокам рынка сложно устоять перед соблазном использовать свой статус уполномоченного в попытке быстро заработать деньги, в том числе за счет компромисса с принципом объективности рейтингового анализа. Посмотрите на рейтинг-лист агентства «Эксперт-Рейтинг» и попробуйте найти там низкие рейтинги спекулятивной категории…
Что, по Вашему мнению, необходимо предпринять, чтобы снять напряженность на рынке рейтинговых услуг? |
Прежде всего, мы считаем, что ГКЦБФР должна устранить нечеткость и двусмысленность отдельных норм, касающихся регулирования деятельности уполномоченных рейтинговых агентств. В частности Комиссия должна переформулировать свои требования в отношении отсутствия связи уполномоченных агентств с участниками финансового рынка. На сегодняшний день действует требование о полном отсутствии связи рейтингового агентства с любыми участниками финансового рынка, к которым также относятся и пользователи финансовых услуг, т.е. априори все граждане и юридические лица Украины. Очевидно, что ни одно из рейтинговых агентств не в состоянии выполнить такое требование, так как любой акционер будет участником финансового рынка. Требования об отсутствии связи следует сузить до профессиональных участников финансового рынка. Кроме того, необходимо четко определить, владение каким размером доли собственности считается «контролем над юридическим лицом».
В целом же, вся система государственного признания и контроля над деятельностью рейтинговых агентств нуждается в серьезном реформировании. Существующий на сегодня порядок определения уполномоченных рейтинговых агентств при помощи конкурса весьма специфичен, непрозрачен и создает почву для злоупотреблений. Мы считаем, что намного прозрачнее и эффективнее может быть процедура отбора агентств по заявительному принципу. Также нет каких-либо требований в отношении признаваемых в Украине международных рейтинговых агентств, фактически они освобождены от надзора со стороны регулятора.
Следует в полной мере учесть европейский опыт регистрации рейтинговых агентств и порядок осуществления контроля над их деятельностью. Существование подтвержденного предыдущего опыта работы и наличие восприятия со стороны рынка должны быть важными условиями для государственного признания агентств. Регуляторы также должны быть в состоянии проследить за тем, что в своей деятельности рейтинговые агентства эффективно справляются с возникающими конфликтами интересов и осуществляют независимую объективную рейтинговую оценку высокого качества.
Хочу отметить, что ГКЦБФР признала необходимость усовершенствования законодательного обеспечения деятельности рейтинговых агентств и уже приступила к разработке необходимых изменений в нормативную базу.
По Вашим прогнозам, как будет выглядеть рынок рейтинговых услуг после урегулирования сегодняшних проблем? |
Уверен, что в долгосрочном плане на рынке останется два, максимум три локальных рейтинговых агентства, независимость и профессионализм которых не будут вызывать сомнений у участников финансового рынка и оценки которых будут широко использоваться на национальном уровне. Это не исключает также наличия мелких нишевых игроков, деятельность которых не обязательно должна подпадать под специальный государственный надзор. Очевидно, что более широкое использование кредитных рейтингов в регулировании может создавать дополнительный интерес к рейтинговому бизнесу, однако в долгосрочной перспективе регуляторы постараются создать модель, при которой будут избегать слишком сильной зависимости от кредитных рейтингов в регулировании финансовых рынков. А это означает, что перспективы есть лишь у агентств, которые ориентированы не столько на получение государственного признания, сколько на долгую кропотливую работу по созданию устойчивой рыночной репутации.
Важно, чтобы Украина в полном объеме восприняла усовершенствованные нормы функционирования и государственного регулирования рынка рейтинговых услуг, принятые в Европе. Это позволит создать доверие к работе локальных рейтинговых агентств со стороны иностранных инвесторов. Мировой опыт показывает, что глобальные рейтинговые агентства, невзирая на свои обоснованные преимущества, сложившуюся историю и опыт работы на разнообразных рынках капитала, порой не способны в полной мере учитывать особенности развития отдельной экономики, региональных рынков. В этой связи в ближайшие годы будет возрастать роль региональных рейтинговых агентств, и мне видится, что «Кредит-Рейтинг» способен занять на этом рынке достойное место.
Очень надеюсь, что постепенно в Украине наличие кредитного рейтинга от пользующегося авторитетом независимого рейтингового агентства станет правилом хорошего тона, средством создания и поддержания финансовой репутации, частью стандартов раскрытия информации на финансовом рынке.