Тенденции развития украинского рынка мороженого
На вопросы журнала «Эксперт» отвечает Ирина Пузенко, ведущий финансовый аналитик агентства «Кредит-Рейтинг» |
Сказался ли кризис на украинском рынке мороженого? Как в связи с этим изменилась динамика продаж этого лакомства? |
Безусловно, в условиях кризиса наблюдается сокращение рынка, что в первую очередь было обусловлено снижением доходов населения и покупательской активности в целом. Так, в 2009 году было произведено 107,6 тыс. т продукции, что на 13,2% ниже показателя 2008 года. При этом уже в 2010 году можно было наблюдать некоторое оживление рынка, что позитивно отразилось на объемах производства. По данным операторов рынка за 2010 год было произведено 114,3 тыс. т продукции (+6% к объему 2009 года).
Рисунок 1. Динамика производства мороженого в Украине, т
Какова ситуация на рынке? Насколько рынок консолидирован? |
Уже сегодня украинский рынок мороженого близок к насыщению, об этом свидетельствует уровень консолидации рынка. Доля первой пятерки производителей в 2010 году по сравнению с 2008 годом выросла на 6 п.п., до уровня в 60%. При этом доля десяти ведущих компаний на украинском рынке составляет около 80%. Стоит также отметить, что состав ТОП-5 за это время претерпел некоторые изменения. По итогам 2010 года в первую пятерку компаний-производителей входят ОАО «Житомирский маслозавод» (торговая марка «Рудь», около 20% рынка), ООО «Ласунка» (12%), Фирма «Ласка» (10%), ООО «Элит» (10%), а также ОАО «Львовский хладокомбинат».
В первой половине 2011 года один из крупнейших участников рынка молокопродуктов - ГК «Милкиленд» (торговые марки «Каштан», «Столица», «Казкове») объявила о своем выходе из данного сегмента рынка, что обусловлено планами компании сконцентрировать свою деятельность на производстве других видов продукции (в частности, сыров).
Какое сырье сейчас в основном используют производители мороженого (молочные, растительные жиры, каково их соотношение в продукции)? |
Сегодня украинские производители мороженого, как и производители других молочных продуктов, ощущают дефицит качественного сырья, вызванный снижением объемов производства молока, что, в свою очередь, обусловлено сокращением поголовья коров.
Рисунок 2. Динамика производства молока в Украине, тыс. т
Как альтернатива молочным жирам в производстве используется пальмовое масло, импортируемое преимущественно из Малайзии и Индонезии, что существенно снижает себестоимость производимой продукции.
Несколько лет назад мороженщики, чтобы привлечь покупателей, изобретали все новые виды мороженого. Что сейчас представляет собой ассортиментная линейка? |
На протяжении 2010-2011 гг. производители расширяли свою продуктовую линейку мороженого новыми сортами. При этом в среднем ценовом сегменте можно наблюдать перемещение спроса со стороны потребителей на старые сорта мороженого (пломбир, сливочное мороженое, фруктово-ягодное).
Выросли ли объемы продаж мороженого в прошлом году (из-за аномальной жары)? |
Летний сезон 2010 года, безусловно, позитивно повлиял на рост объемов реализации мороженого, однако достигнутой положительной динамики было недостаточно для восстановления рынка до уровня продаж 2006-2007 гг. В 2010 году объемы реализации мороженого в Украине составили 111,7 тыс. т (310,5 млн. долл. США). Таким образом, в натуральном выражении объем продаж вырос, по сравнению с 2009 годом, на 5,5% (+8,6% в денежном выражении).