Вероятность дефолта Украины за десять лет - 35%
Сегодня ситуация в Еврозоне очень сложная, что будет с евро, с гривной и способностью Украины платить по своим обязательствам или мы опять будем втянуты в новый кризис? Об этом в эксклюзивном интервью телеканалу UBR.UA. рассказал генеральный директор рейтингового агентства "Кредит - Рейтинг" Станислав Дубко. |
UBR: Вы видите, что происходит вЕврозоне? Италия отправляется вслед за Грецией. Перед этим Еврокомиссар по внутреннему рынку Мишель Барнье сказал вообще - давайте запретим международным рейтинговым агентствам присваивать суверенные кредитные рейтинги странам, получающим помощь. Вообще говорят, что все эти рейтинги пугают инвесторов и создают некую панику, - что вы думаете?
С.Д.: Европа действительно сейчас очень обеспокоена ситуацией в сфере суверенныхкредитных рейтингов. Я уже давно, лет 10 назад услышал фразу, что в мире есть 2 гегемона: есть США, которые своей экономической или военной мощью могут при желании подавить любое государство и есть тройка рейтинговых агентств, которые, изменяя рейтинги, могут целые экономики поставить на колени. Но реальный смысл этой фразы мы, скорее, увидели сейчас, когда понижение суверенных рейтингов стран Евросоюза приводит к очень серьезным для них последствиям на долговом рынке, существенно ухудшая их экономические перспективы.
UBR: То есть, рейтинг - это отражение состояния экономики той или иной страны. Является ли это зеркало не искривленным?
С.Д.: Я бы не стал подозревать рейтинговые агентства в какой-то предвзятости, хотя элемент геополитики может все-таки присутствовать. Все эти рейтинговые агентства имеют американские корни и исторически являлись отражением взглядов американского инвестора на разные рынки. Но изначально, методологии, подходы - они достаточно объективные. Другое дело, что тут сложная взаимозависимость - рейтинговые агентства понижают рейтинги из-за ухудшения экономического состояния заемщика, что приводит к еще большему ухудшению этого состояния.
UBR: Что является причиной, что является следствием?
С.Д.: Тут сложно определить, что является первоначальным. Если рейтинги понижены, то можно ожидать серьезных негативных последствий. Это работает как самосбывающийся прогноз.
UBR: Чем закончится вся эта история в Еврозоне? Что будет с евро, что будет с гривной?
С.Д.: Для Украины это может иметь достаточно большое значение. Ведь, если в Еврозоне произойдет дефолт, это повлечет серьезные изменения работы системы функционирования долговых рынков, от которых Украина сейчас довольно сильно зависит.
UBR: Во сколько процентов вы оцениваете то, что будет такой сценарий?
С.Д.: Я бы не высчитывал процент, но думаю, что такой сценарий достаточно вероятен. Мы видим события развиваются достаточно стремительно и в плохом направлении. Но для Украины самый чувствительный момент - это прекращение свободного доступа к рынкам капитала. Если они перестанут работать в нормальном порядке, риск неполучения рефинансирования станет очень весомым для Украины.
UBR: И что дальше, какие последствия, для нас закроются рынки внешнего капитала, которые у нас и так не очень открытые?
С.Д.: Тут 2 варианта: либо Украине придется приложить немалые усилия, чтобы рассчитываться по обязательствам без возможности получить новые заимствования и добавит проблем в Украине.
UBR: Что будет с курсом национальной валюты?
С.Д.: Все это может оказать сильное давление на курс национальной валюты, поскольку возрастет потребность в дополнительных валютных средствах для выплат по заимствованиям. Другой сценарий, которого хотелось бы избежать - это, когда Украина будет не в состоянии исполнить свои обязательства по внешним долгам.
UBR: Насколько те рейтинги, которые присваивают Украине, реальны?
С.Д.: Мы следим за этими рейтингами, они традиционно низкие. Сейчас Украина имеет оценку на уровне В. Эта рейтинговая категория говорит о высоких рисках - 35% вероятности дефолта в течение 10 лет, то есть каждая третья страна с таким рейтингом может допустить дефолт. В целом, мне понятно, почему рейтинги такие - в Украине очень много структурных реформ, которые следовало осуществить за последние годы, даже не сдвинулись с мертвой точки. Этому препятствовала активная политическая борьба, которая многие годы продолжалась в стране, что не способствовало последовательному движению страны в направлении экономического развития.